ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Воспитание и школа в античном мире.
Развитие школы и педагогики в России.
Образование в России после Второй мировой войны.
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Классификация педагогических технологий (по Селевко Г.):
Методы устного изложения. Основные методы устного изложения:
Наглядные и практические методы обучения. Наглядные методы условно делятся на две группы:
Тема 2. Общие принципы управления образовательными системами
Тема3. Школа как педагогическая система и объект научного управления
Тема 4. Основные функции внутришкольного управления
Тема 5. Классный руководитель в воспитательной системе школы.
Тема 7. Коррекционная (специальная) педагогика.
Тема 8. Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием
Основное общее образование в РФ до достижения 15 лет является обязательным.
Образовательные ступени. Содержание образования — это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).
Основные принципы формирования содержания школьного образования:
-
Гуманистичность, обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности; -
Научность, проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса; -
Последовательность, заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него; -
Историзм, означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых; -
Систематичность, предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры; -
Связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой; -
Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения; -
Доступность, определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.
Педагогика раскрывает сущность образования, его цели и методы. Причем под образованием, как правило, понимается процесс, включающий в себя две подсистемы:обучение ивоспитание.
Таким образом, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы образования как целенаправленного, организованного процесса социализации человека.
Причем здесь идет речь о понимании термина «воспитание» вузком педагогическом смысле слова, как о подсистеме образования, которая находится в одном ряду с обучением, на том же уровне, а не «под ним» или «над ним», что схематически может быть выражено следующим образом
Это различение в системе образования выделил ужеПлатон,который в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Причем под воспитанием он понимал формирование у человека позитивного отношение к тому, чему его обучают, приобщая не только к знаниям, но и к способам деятельности.
С тех пор многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В последние десятилетия в отечественной педагогической науке были предложены весьма перспективные подходы к решению этой проблемы, прежде всего такими исследователями, какИ.Я. Лернер, В.В. Краевский, Б.М. Бим-Бад и др.
Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг друга и с точки зрения своего основного содержания сводились к следующему:
-
обучение и воспитание — подсистемы единого процесса образования; -
обучение и воспитание — стороны целесообразно организованного процесса социализации человека; -
различие между обучением и воспитанием состоит в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание — к его эмоционально-практической, ценностной стороне; -
обучение и воспитание — процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие, дополняющие друг друга.
Как отмечалГегель, нельзя учить столярному лапу и не учить столярничать, точно так же как нельзя учить философии и не учить философствовать.
Отсюда следует общий вывод, что обучение будет воспитывающим только тогда, когда наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться и цели воспитания. Но все же в этом двуедином процессе есть главное звено, и таковым является именно обучение, обеспечивающее знания в качестве наиболее прочной основы воспитания.
По выражениюК.Д. Ушинского, образование есть строительство, в процессе которого возводится здание, а знания являются его фундаментом. У этого здания есть много этажей: умения, навыки, способности обучаемых, но их прочность зависит в первую очередь от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.
Единство обучения и воспитания определяется самой природой педагогического процесса, включающего в себя целенаправленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.
Краткий анализ Закона РФ «Об образование».
Тема 5. Методы обучения
Классификация методов обучения. Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.
Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения подразделяются следующим образом:
1) на эвристические;
2) на исследовательские;
3) на объяснительно-иллюстративные;
4) на проблемные;
5) на репродуктивные.
При эвристическом методе обучения учитель организует поиск новых знаний с помощью:
1) подведения учащихся к постановке задачи;
2) расчленения задачи на шаги;
3) привлечения учащихся к участию в эвристической беседе;
4) направления учащихся на овладение приемами поисковых действий.
При исследовательском методе учитель вместе с учащимися формирует задачу, в ходе которой ученики овладевают методами научного познания. При этом используются приемы:
1) постановка совместно с учащимися исследовательских задач;
2) организация исследовательской деятельности учащихся;
3) направление учащихся на нахождение способов и приемов решения задач.
При объяснительно-иллюстрированном методе учитель передает учащимся информацию в «готовом» виде, используя различные средства обучения:
1) объяснение;
2) сообщение;
3) рассказ.
При проблемном методе учитель создает и разрешает совместно с учащимися сложные ситуации. В данном случае необходимо использовать следующую методику:
1) вычленить из учебного материала вопросы, которые могут стать предметом проблемной ситуации;
2) подготовить противоречие;
3) поставить себя на место учеников для оценки создавшейся ситуации;
4) определить пути решения проблемной ситуации.
При репродуктивном методе учитель добивается от учащихся запоминания и последующего воспроизведения учебного материала, используя следующие методы:
1) опрос по ранее изученному материалу;
2) различные виды упражнений и показ алгоритмов их решения;
3) многократное воспроизведение пройденного материала учащимися;
4) выполнение упражнений учащимися.
По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов:
1) методы приобретения новых знаний;
2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
К группе методов приобретения новых знаний относятся:
1) объяснительно-иллюстративный метод; 2) методы устного изложения;
3) работа с книгой; 4) беседа; 5) исследовательский метод;
6) проблемный метод; 7) эвристический метод.
Группу методов формирования умений и навыков составляют:
1) упражнения;
2) практические работы;
3) лабораторные работы.
К группе методов проверки и оценки знаний и умений относятся:
1) устный контроль; 2) письменный контроль; 3) тестовые задания;
4) самопроверка; 5) взаимопроверка; 6) зачет; 7) экзамен и т. д.
Классификация, предложенная Ю. К. Кабанским , основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов :
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации;
3) методы контроля и самоконтроля.
Функции методов обучения подразделяются следующим образом:
1) обучающая; 2) развивающая; 3) мотивационная; 4) воспитательная.
Методы устного изложения. Основные методы устного изложения:
1) объяснение; 2) рассказ; 3) лекция (школьная).
Общим для всех методов является то, что они применяются преимущественно при сообщении нового материала.
Объяснение – словесное истолкование отдельных понятий, принципов действия приборов, наглядных пособий, а также слов и терминов. Например, к объяснению прибегает учитель, принесший на урок какое-либо незнакомое наглядное пособие, значение которого надо объяснить для дальнейшего изложения нового материала. Иногда этот метод может использоваться на уроках закрепления, особенно тогда, когда учитель видит, что ученикам что-либо оказалось непонятным. Сегодня этот метод устного изложения становится наиболее часто используемым. Это связано с тем, что в учебном процессе главенствующее значение приобретает самостоятельная форма работы учащихся.