Файл: Диссертация на соискание академической степени Магистр по направлению 532000Физическая культура и спорт Научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение, разбор) - логический приём, метод исследования, в процессе которого изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчленённого целого. Анализ может быть произведён с целью выделения свойств предмета, расчленения классов на подклассы, расчленения на противоречащие стороны. Цель анализа заключается в познании частей как элементов сложного целого. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. Анализ развивающегося процесса позволяет выявить в нем определенные этапы, противоречивые тенденции.

Одной из форм анализа является классификация предметов и явлений. Логика выработала ряд правил аналитического исследования. Перед началом анализа исследуемого предмета (явления) необходимо выделить его из другой системы, в которую он входит как составной элемент. Необходимо установить основание, по которому будет производиться анализ. Основанием называется тот признак анализируемого предмета, который отличает одни компоненты от других. Анализ должен производиться ступенчато, поэтапно. На каждой ступени анализа должно выбираться одно основание деления, а не несколько сразу. Выделяемые в результате анализа элементы должны исключать друг друга, а не входить один в другой.

В научном педагогическом исследовании применяются разные виды анализа: классификационный, анализ отношений, каузальный и диалектический.

Наиболее прост классификационный анализ: он позволяет упорядочить, классифицировать явления, разбить их на группы на основе сходства и повторяемости. Гораздо более сложен анализ отношений объектов. На основе анализа отношений мы изучаем процесс развития определенных явлений, и простым классификационным сравнением здесь не обойтись. Изучая отношения между отдельными сторонами развивающегося явления, необходимо разложить явление на составные части и исследовать отношения между частями. Результатом анализа отношений становятся знания либо об условиях возникновения и протекания явления, либо о функциональных зависимостях между явлениями. Однако, рассмотрев условия существования и функции какого-либо педагогического явления, мы еще не можем судить о причинной связи между явлениями. Возможность вскрыть эти связи дает каузальный анализ: он ведет к открытию наиболее существенных отношений, являющихся причинами явлений, научных законов, причинных зависимостей.


Но и каузальный анализ, позволяя выявить причины педагогических явлений, не дает возможности выявить их следствия. «Причина - следствие» — это системное понятие: внешнее воздействие (причина) - это воздействие на сложную систему процессов, которая в результате изменяется. Изменение процесса и есть следствие. Для анализа причинно-следственных отношений прибегают к диалектическому анализу.

Какие результаты может получить исследователь, прибегая к анализу? С помощью анализа можно выявить строение исследуемого объекта, его структуру (например, структуру урока, познавательной деятельности, проблемной задачи и т.п.). Во-вторых, анализ позволяет отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного; анализ позволяет свести сложное к простому; результатом анализа становятся также классификации, типологии явлений; если применять анализ к какому-либо развивающемуся педагогическому процессу, можно выделить в этом процессе этапы, а также противоречивые тенденции.

Анализ неразрывно связан с синтезом. В мыслительных операциях анализ и синтез выступают как логические приемы мышления, тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением. Л.С. Выготский считан, что анализ может иметь две принципиально различные формы разложения: на элементы и на единицы. Более продуктивным является способ разложения на единицы. Разложение многих психологических явлений он сравнивал с химическим ананизом воды. Изучение водорода и кислорода порознь никакого представления о свойствах воды не дают. Выделение же единицы (в данном случае молекулы воды) дает возможность увидеть характерные свойства, присущие целому в их живой, далее неразложимой форме.

Синтез(от греч. synthesis - соединение, составление, сочетание) - мысленное воссоединение, объединение в единое целое частей, свойств, отношений, расчленённых посредством анализа. Он всегда связан с анализом, который является началом исследования предмета. Синтез, как и анализ, осуществляется на всех этапах познания.

Синтез соединяет общее и единичное, единство и многообразие. Движение мысли от причины к следствию есть синтетический, конструктивный путь. Он имеет большое значение не только при получении новых фактов, но и при формулировании проблем, конструировании гипотез, разработке теорий, также заключается в объединении различных теоретических утверждений, в результате чего осуществляется межсистемный перенос знаний и рождается новое знание.



Синтез в научном исследовании необходим при решении важных теоретических вопросов: представлении изучаемого предмета как координированной системы связей с видением существенных сторон; выяснения наличия у изучаемых явлений единой природы, общих существенных элементов различных явлений; выявление связей между законами и зависимостями, относящимися к одному объекту.

Синтез не простое сложение частей, а логически-конструктивная операция, используемая как метод исследования для выдвижения идеи, гипотез, развития их в научные теории. На первом этапе исследования, когда происходит общая ориентировка, сбор данных, уточнение проблемы, выработка гипотезы, применяется преимущественно анализ компонентов педагогического процесса и их предварительный синтез. На втором этапе обычно происходит изучение выделенных элементов в изменяющихся, варьируемых условиях. Здесь нередко преобладает поэлементный анализ. На третьем этапе полученные результаты обобщаются, соотносятся с целым, проверяются и апробируются в системе целостного педагогического опыта. На этом этапе преобладает синтез.

С самого начала исследования анализ протекает вместе с синтезом, т. е. анализ и синтез существуют в единстве и не могут быть один без другого. Определяя проблему для изучения, а затем, разрабатывая гипотезы, исследователь мысленно расчленяет данное педагогическое явление на его составляющие, последовательно идя от анализа внешних его сторон к анализу внутреннего содержания. В то же время он мысленно выявляет взаимодействие этих частей, их связь и воссоздает целое на новой основе, усматривая (возможно, интуитивно) проявление пока еще не познанных закономерностей, вскрытие и использование которых для практических целей в соответствии с возникшими потребностями ставит в качестве гипотезы. На протяжении всего последующего исследования продолжается аналитико-синтетическая деятельность, и ею же завершается обработка результатов проделанной работы, обобщение и формулирование научных (теоретических) выводов и практических рекомендаций, причем в равной мере при пользовании и содержательными, и формальными методами.

Одной из разновидностей теоретического анализа является сравнительно-исторический анализ, который может использоваться при сравнении результатов педагогической деятельности в различные периоды и позволяет выявить основные тенденции эволюции педагогического процесса и извлечь уроки истории.


Методы анализа и синтеза в научном творчестве взаимодействуют между собой. Методы анализа и синтеза на стадии поверхностного (первого среза) ознакомления с объектом дают возможность познать явления, но для проникновения в его сущность этих методов недостаточно.

Метод анкетирование — эмпирический метод исследования, который строится на опросе определенного числа респондентов с помощью анкет.

Анкета — растиражированный, структурированный список вопросов, созданный с определенной исследовательской целью.

Основоположником этого метода исследования считают Ф. Гальтона, который первым в истории опросил сто человек при помощи анкеты.

Особенность данного метода опроса заключается в его анонимности (личность опрашиваемого в анкете не фиксируется, значение для исследования имеют только ответы).

Что дает такой способ исследования

Анкетирование проводится в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение большого количества людей по каким-либо вопросам в короткий срок.

У этого метода есть ряд плюсов по сравнению с другими формами опросов:

  • возможность проведения действительно массовых исследований;

  • оперативность в получении результатов;

  • минимальные трудозатраты в подготовке, проведении и обработке результатов исследования;

  • беспристрастность к личности опрашиваемого;

  • отсутствие необходимости в обучении интервьюера;

  • отсутствие особенных требований к человеку, проводящему опрос. 

Из минусов можно выделить недостаточную достоверность и скудность полученных данных. 

Основные задачи

В зависимости от цели исследования задачи анкетирования могут заключаться: 

  • в получении теоретической информации (такие опросы часто проводятся среди экспертов);

  • в получении данных о целевой аудитории (это касается маркетинговых исследований);

  • в получении отзывов о событии, объекте, товаре (такие опросы часто проводят производители, чтобы узнать объективную оценку о своей продукции и при необходимости доработать ее);

  • в проверке уровня знаний (встречается редко, предпочтение для решения этой задачи обычно отдают тестированию);

  • в понимании точки зрения (уточняющие анкеты уменьшают недопонимание, устанавливают эффективное общение между исследователями и аудиторией);

  • в установлении позитивной связи с аудиторией (респонденты знают, что их мнение ценят и лояльнее относятся к организатору исследования.


Разновидности

По количеству опрашиваемых анкетирования бывают:

  • индивидуальные;

  • групповые. 

Индивидуальное анкетирование проводится с одним респондентом. Групповое, соответственно, — с группой людей, которые находятся в одном помещении.

По полноте охвата анкетирование может быть:

  • сплошное;

  • выборочное. 

Сплошным называют такое анкетирование, когда происходит опрос всех представителей выборки. Выборочным — когда опрос проводится среди части представителей выборки.

Формы анкетирования

По способу взаимодействия с респондентами анкетирование бывает:

  • очным;

  • заочным.

Очное анкетирование подразумевает ответы на вопросы анкеты при личном контакте интервьюера и респондента. Заочное предполагает заполнение опросника самостоятельно.

К заочным типам анкетирования относятся:

  • компьютерное;

  • телефонное;

  • почтовое;

  • адресное вручение по месту жительства, работы или учебы.

Компьютерное — один из самых удобных способов для опрашиваемых (анкету можно заполнить в любое время) и дешёвых для организатора исследования. В этом случае анкета отправляется респондентам по электронной почте.Телефонное анкетирование проводится по телефону. Это не самый удачный способ получить ответы на вопросы, так как большинство людей негативно реагирует на телефонные опросы. Анкетирование по почте — дорогой и не всегда эффективный способ. Нет никаких гарантий получить заполненную анкету в ответном письме. Адресное вручение ещё один недешевый способ проведения анкетирования. Он предполагает личное посещение исследователем квартиры или места работы опрашиваемого с целью раздать, а затем и собрать анкеты.

Как составлять анкету, план

Независимо от цели анкетирования опросник обычно состоит из 3-х частей:

  • вводной;

  • «паспортной»;

  • основной.

Вводная часть содержит обращение к респонденту, сведения о компании, просьбу ответить на вопросы по заданной теме, гарантии конфиденциальности, благодарность за участие в анкетировании. «Паспортная» часть должна раскрывать статистические данные респондентов: пол, возраст, город проживания и т.п. Её советуют располагать в конце опросника.