Файл: С помощью наглядных примеров авторы показывают, как эти условия обеспечить и как исправить уже допущенные ошибки в воспитании. А главное научиться понастоящему быть рядом, принимать и любить.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
92
ГЛАВА 3
Ребенок должен чувствовать,
что он в безопасности
предыдущей главе мы сосредоточились на том, как важ- но полностью разобраться в личной истории и как она влияет на взаимоотношения с детьми. Теперь давайте вернемся к четырем элементам привязанности (безопасность, видимость, успокоенность и надежность) и внимательнее рассмотрим, что они на самом деле значат для детей. Прежде всего мы должны обеспечить детям безопасность, поэтому в списке она стоит на первом месте.
Кажется очевидным, что опекун должен обеспечивать бе- зопасность тех, о ком он заботится. Но, беседуя с родителя- ми по всему миру, мы узнали, что многие, даже увлеченные и внимательные родители, желающие самого лучшего своим детям, не утруждали себя задуматься о том, что такое на- стоящая безопасность. Некоторые из дальнейших сообра- жений могут удивить вас или даже заставят почувствовать себя неуютно. Если они не относятся к вам или кажутся не- актуальными — очень хорошо. Возможно, вы уже создали
«подушку безопасности» для своего ребенка, которая явля- ется основой для всего остального, о чем мы будем говорить в следующих главах. Но по родительскому и клиническому опыту нам известно, что многие дети (вероятно, даже боль-
В
Б
езопасность

Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
93
шинство) по крайней мере иногда испытывают страх из-за слов или поступков своих опекунов. Когда детям страшно, они не чувствуют себя в безопасности. Их тело и мозг реаги- руют на реальную или воображаемую угрозу, и эта реакция противоположна ощущению безопасности. Поэтому мы про- сим вас непредвзято подойти к чтению этой главы и посмо- треть, не относится ли что-нибудь из сказанного к вашему ребенку. Исследования показывают, что жестокость, прене- брежение и другие неприятные переживания, связанные со страхом, гораздо чаще встречаются в жизни ребенка, чем ду- мает большинство людей. Это значит, что даже если вы уве- рены в своем стиле воспитания детей, в вашей жизни, скорее всего, есть люди (партнер, член семьи или опекун), которых затронуло нарушение основ безопасности.
Давайте начнем с определения терминов. Когда мы гово- рим, что дети должны чувствовать себя защищенными, то имеем в виду физическую, эмоциональную и социальную безопасность. Рассмотрим пример. Пятиклассница Кэтлин, на первый взгляд имеет отличные перспективы. Она здоро- вая и умная, у нее есть оба родителя, которые до сих пор состоят в браке, и хотя их семья небогата, они могут позво- лить себе хорошую еду и чистое, сравнительно надежное ме- сто для жизни без каких-либо очевидных угроз для девочки.
Для наблюдателя со стороны она находится в полной безопас- ности.
Но мир Кэтлин за закрытыми дверями дома сильно отли- чается от этой благостной картины, особенно когда рядом на- ходится отец Крейг. Он часто критикует ее, а иногда «слетает с катушек» и начинает кричать, даже если она не сделала ни- чего плохого. Самые незначительные оплошности, например, оставленная в гостиной футболка или забытая на столе обе- денная тарелка, регулярно вызывают порицание с его стороны.
Иногда он приходит в ярость. Если Кэтлин случайно начинает


Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
94
напевать без слов, когда он смотрит субботнюю спортивную программу по телевизору, она сталкивается с его гневом. Ча- сто она оказывается испуганной наблюдательницей, как отец кричит на младшего брата. Если Крейг находится в особенно дурном настроении, то начинает высмеивать внешность Кэт- лин, находя изъяны в одежде и даже отпуская комментарии по поводу ее веса.
Из примера совершенно ясно, что существуют разные виды безопасности. Хотя основные физические потребности Кэт- лин нормально удовлетворяются, ни о какой безопасности от эмоциональной «заботы» отца не может быть и речи. Она не может чувствовать себя спокойно в собственном доме. На эмо- циональном уровне она находится под угрозой. Если Кэтлин начинает плакать в ответ на отцовскую критику или гнев, он унижает ее и кричит: «Почему ты такая недотрога? Ты уже не маленькая!» Или обвиняет ее в слишком эмоциональной реак- ции и говорит: «Рано или поздно тебе придется быть тверже, чтобы иметь дело с людьми».
Хорошая новость состоит в том, что у Кэтлин есть союзник в лице ее матери Дженнифер. И хотя матери не всегда хва- тает смелости заступиться за Кэтлин, когда отец унижает ее, она постоянно обеспечивает своей дочери поддержку и по- ощрение, уберегая ее от выходок отца. В результате, несмо- тря на страх, у Кэтлин формируется определенная душевная устойчивость. На самом деле, она хорошо справляется с раз- ными трудностями в своей жизни. Она любит школу и сво- их подруг, с удовольствием участвует в разных внеклассных занятиях. Однако негативный, унизительный опыт общения с отцом с большой вероятностью нанесет урон ее общей жиз- нестойкости и изменит основную реакцию нервной системы на стресс и конфликты. Вероятно, Кэтлин будет подвержена целому ряду уязвимостей при решении нынешних и будущих проблем. Первичная надежная привязанность к своей матери,

Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
95
человеку, с которым она проводит большую часть времени, до некоторой степени противодействует неблагоприятным влияниям на ее развитие. Однако если бы Крейг со своими дезорганизованными и неразумными требованиями был бы ее главным или единственным опекуном, то развитие Кэтлин пострадало бы гораздо сильнее.
Мы повсюду слышим от родителей, обеспокоенных стилем воспитания их партнера, такие слова: «Меня коробит от того, как мой муж разговаривает с нашими детьми, а еще он думает, что я слишком балую их». Или: «Моя жена ничего не смыслит в воспитании маленьких детей. Она больше похожа на сер- жанта, который занимается строевой подготовкой». Мы также часто слышим, как один из родителей выражает беспокойство, что другой пугает ребенка, кричит, легко раздражается и даже прибегает к физическому насилию в качестве наказания. Мы уже говорили о том, как важно для ребенка иметь
хотя бы
одного опекуна, который обеспечивает ему близкое присутст- вие в физическом и эмоциональном смысле, и мы будем об- суждать и развивать эту мысль дальше. В общении со своими родителями Кэтлин испытывает великое множество дурных и хороших переживаний. Семейная динамика в этой троице многое раскрывает о том, что такое безопасность в родствен- ных отношениях.
Безопасность — противоположность угрозы
Чтобы объяснить смысл понятия «безопасность» в контексте надежной привязанности, давайте начнем с самых основ. Все начинается с заботы о физических потребностях детей: еда, кров и физическая защита. К этому также относится общее состояние здоровья. Мы стараемся ограничивать долю фастфу- да и поощряем детей есть больше овощей и фруктов. Мы за- ботимся о том, чтобы они регулярно чистили зубы и наносили


Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
96
на кожу лосьон от загара на пляже. Что еще важнее, мы защи- щаем их от физического и эмоционального вреда — либо от других людей, либо даже от нас самих, их родителей.
Дети интуитивно понимают, что их безопасность — зада- ча родителей. Такое ожидание зашифровано в их мозге. Если в надежных взаимоот- ношениях ребенок ощущает угрозу, он инстинктивно обращается к родите- лю. Гены вместе с мозгом, который они формируют, эволюционировали тысячелетиями и развивали у детей автоматическую убежденность в том, что опекуны должны защищать их.
Поэтому при столкновении с угрозой мозг ребенка посылает сигнал о том, что он немедленно должен найти мать, отца или другого опекуна и обратиться за помощью. Все внимание моз- га и все телесные ресурсы в первую очередь направлены на выживание и безопасность.
Так было с высшими млекопитающими на всем протя- жении долгой эволюционной истории. Маленький шимпан- зе в джунглях слышит тревожный звук или видит хищника, и инстинкт велит ему немедленно обратиться к фигуре при- вязанности. Обезьяна-опекун (фигура привязанности) прихо- дит на помощь: хватает малыша и убегает, либо встает между ним и опасностью и вступает в бой. Потом угроза минует или оказывается чем-то незначительным (просто упавшей веткой), и опекун транслирует ребенку: «Я рядом. С тобой все будет в порядке, ты в безопасности».
Итак, безопасность — это противоположность угрозы и первый шаг к прочной привязанности. Опекун
создает для ребенка безопасные условия, а следовательно, помогает
чувст-
вовать себя в безопасности.
Б
езопасность — это первый шаг к прочной привязанности.

Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
97
Ощущение безопасности происходит от физиологического вос- приятия нервной системой и создает впечатление глубокого доверия, которое обеспечивает оптимальное развитие и стой- кость перед лицом жизненных проблем. Все это начинается с регулярного и последовательного сигнала от опекуна: я
ря-
дом с тобой. Я защищу тебя. Я — убежище, на которое ты
можешь рассчитывать, если боишься или находишься в опас-
ности. Я всегда буду рядом, можешь не сомневаться в этом.
Я буду защищать и охранять тебя.
Безопасность как противоположность угрозе


Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
98
Защищенность и незащищенность
Ребенок, который чувствует себя незащищенным
Ребенок, который чувствует себя защищенным
Люди и отношения
небезопасны. Я не могу дове-
рять никому и ничему. Те, кто
заботятся обо мне, не обеспечивают
мне безопасность, поэтому я сама
по себе. Все зависит
от меня.
Я могу полагаться
на людей, которые заботятся
обо мне. Впереди трудные времена,
но я рассчитываю на помощь
близких. Я защищена, и у меня
все будет хорошо.
Когда возникает опасность, родители защищают ребенка. Чем больше дети знают, что они могут рассчитывать на защиту, тем более надежной становится их привязанность к родителям. Без- опасность — это ключевой аспект опыта привязанности. Она по- зволяет детям чувствовать себя защищенными и в бе зопасности.
К сожалению, не все родители обеспечивают такую безопас- ность. Подумайте о разнице между мировоззрением девочки,

Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
99
которая чувствует себя защищенной, и той, которая чувствует себя незащищенной и уязвимой.
Ощущение безопасности с самого начала значительно влияет на взаимодействие с окружающим миром. Формирование ней- ронных регуляторных систем мозга
1
в основном происходит в те- чение первых трех лет жизни. В детстве и подростковом возрасте, когда префронтальная кора головного мозга продолжает разви- ваться, многое зависит от того, испытывал ли человек ощущение безопасности в младенчестве. Если нет, то он остается в состоя- нии повышенной тревожности и беспокойства из-за возможных угроз, с которыми нужно будет иметь дело самостоятельно. Ему приходится тратить большое количество ресурсов на постоянную бдительность и наблюдение за обстановкой или даже за лицами своих опекунов в поиске возможной угрозы. С другой стороны, если опекуны надежно защищали ребенка в раннем детстве, то он знает, что находится в безопасности и может рассчитывать на помощь в случае угрозы или расстройства.
Формирование чувства, что окружающий мир — безопасное место, имеет важное значение для дальнейшей жизни. Когда ребенок уверен в своей безопасности, он может сосредоточить внимание на более продуктивных занятиях, которые развива- ют связи в мозге. Он способен тратить больше времени и ре- сурсов на учебу, на совершенствование общения и социаль- ных навыков, следовать своим увлечениям и талантам, учиться решать проблемы и управлять своими эмоциями и, наконец, направить свою любознательность на изучение окружающе- го мира. Угроза вводит мозг в режим немедленной реакции, направленной на выживание, а безопасность позволяет мозгу находиться в восприимчивом состоянии для активной учебы и оптимального развития.
1
Нейронная регуляторная цепь (система) — это устойчивые связи между разными частями мозга. Эти цепи активно участвуют в обработке стресса, эмоций и вознаграждения. (
Прим. ред.)


Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22