Файл: С помощью наглядных примеров авторы показывают, как эти условия обеспечить и как исправить уже допущенные ошибки в воспитании. А главное научиться понастоящему быть рядом, принимать и любить.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
100
Когда дети чувствуют себя
в безопасности, их внутренние
ресурсы пополняются.
Без ощущения безопасности
внутренние ресурсы
истощаются.
РЕСУРСЫ
РЕСУРСЫ
Пустой
Пустой
Пустой
Пустой
Таким образом, нужно наполнять «топливные баки» детей, чтобы они росли с ощущением физической и эмоциональной безопасности в окружающем мире и чтобы, несмотря на ре- ально существующие угрозы, они могли все преодолеть и стать еще сильнее, чем раньше. Это называется жизнестойкость, фи- зическая и эмоциональная устойчивость. Поэтому позитивное присутствие матери в жизни Кэтлин отчасти смягчает ущерб, причиняемый частыми вспышками ярости и уничижительны- ми репликами отца. Качество присутствия в жизни детей име- ет значительные последствия для них. Когда ребенок знает, что мы готовы быть рядом, он наслаждается ощущением безопас- ности и доверия, которое снижает стресс и создает основу для внутренней стабильности. Таким образом, безопасность от- крывает прямой путь к ощущению внутреннего благополучия.
Две главные задачи родителей в обеспечении безопасности
Все очень просто. Когда речь идет о безопасности детей, у ро- дителей есть две главные задачи. Первая заключается в том, чтобы защищать их от вреда. Вторая — в том, чтобы
не ста-
новиться источником страха и угрозы.
Есть много шагов, которые мы можем предпринять, чтобы дети чувствовали себя в безопасности. Однако мы также мо- жем добиваться противоположного результата, оставляя детей
Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
101
на зыбкой и ненадежной почве. Давайте рассмотрим несколько примеров, когда родители подводят своих детей, не обеспечи- вая их безопасность.
В самых крайних случаях нам не удается защитить детей от травмирующих переживаний. Психическую травму можно определить как переживание, которое угрожает физическо- му выживанию или дискредитирует представление о смысле жизни. К примеру, один из родителей приходит домой силь- но пьяным. Даже если он не нападает на ребенка, то создает для него травмирующее событие, так как ребенок не может разобраться в странном и даже пугающем поведении своего опекуна. Жестокость и пренебрежение, особенно на постоян- ной основе, — самые очевидные примеры угроз физической и психической целостности ребенка. Без вмешательства они могут привести к пожизненным проблемам и оказать сильное негативное воздействие на физиологию ребенка, его развитие и перспективы привязанности и взаимоотношений. Короче го- воря, значительная опасность активизирует реакцию угрозы
(«сражайся-беги-застынь-умри»), и главное негативное воздей- ствие на привязанность возникает, когда источником страха является один из родителей. Если такие опасности повторяют- ся и ребенка не защищает другой опекун, то этот болезненный опыт может привести к дезорганизованной привязанности, о которой мы говорили в предыдущей главе. Как показывают исследования, дезорганизованная привязанность имеет много осложнений, включая фрагментарное ощущение собственной личности, трудность контроля над эмоциями, затруднения в близких отношениях, диссоциативное состояние или прова- лы в сознании при стрессе и невозможность ясного мышления в волнующих условиях. Даже при наличии других форм под- держки безопасности ребенка, дезорганизованная привязан- ность, возникающая в результате сильной травмы, может быть фактором развития недееспособности той или иной степени.
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
102
Даже в тех случаях, когда родители обеспечивают хороший уход и надежно защищают своих детей, могут произойти трав- мирующие события, не зависящие от них. К сожалению, в на- шем мире часто происходят столкновения со старшими детьми, подростками или взрослыми людьми, которым мы доверяли, но они жестоко обходятся с нашими детьми. Понимание такой возможности позволяет действовать заблаговременно и пред- видеть ситуации, в которых может оказаться ребенок. Важно также наблюдать за любыми изменениями в поведении ребен- ка, они могут указывать на неприятные события за пределами вашей зоны влияния. Исследования показывают, что родитель, как источник надежной привязанности, может служить опо- рой в случае травмы, не связанной с ним самим. Также важно знать, что есть профессионалы, которые могут помочь ребенку пережить душевную травму и предложить методы лечения.
Для понимания последствий ранней травмы мы хотим по- знакомить вас с исследованием неблагоприятного детского опыта (НДО), предпринятым Центрами по контролю и про- филактике заболеваний совместно с Kaiser Permanente
1
. Начи- ная с 1994 года более 15 000 взрослых людей были опрошены в связи с различными видами НДО. Результаты оказались од- новременно увлекательными и обескураживающими. Иссле- дователи были удивлены обилием случаев сильного стресса у детей и степенью корреляции детских травм и другого НДО с такими факторами, как курение, злоупотребление алкоголем, ожирение и болезнями из списка основных причин смертно- сти. Здесь мы можем привести лишь краткий обзор исследо- вания НДО, но советуем ознакомиться подробнее, если вы сочтете информацию интересной и/или актуальной для себя.
1
Kaiser Permanente — крупнейшая частная медицинская организация в США. Она работает в нескольких штатах и имеет множество медицинских центров. —
Прим. ред.
Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
103
Исследователи задавали участникам вопросы о десяти раз- ных видах НДО, наиболее распространенных в ходе детского развития.
• Жестокое обращение: эмоциональное
• Жестокое обращение: физическое
• Жестокое обращение: сексуальное
• Пренебрежение: эмоциональное
• Пренебрежение: физическое
• Семейная дисфункция: домашнее насилие
• Семейная дисфункция: злоупотребление алкоголем или нар- котиками
• Семейная дисфункция: психические расстройства
• Семейная дисфункция: разлука или развод родителей
• Семейная дисфункция: родственники в тюрьме
Безусловно, эти десять пунктов не охватывают все нежелатель- ные переживания, с которыми сталкиваются дети. К примеру, данный список не включает наличие хронических заболеваний у одного или обоих родителей, жизнь в неблагополучном рай- оне, наблюдение за насилием вне дома, нездоровая обстанов- ка в приемной семье, смерть родителей или других близких родственников. Тем не менее результаты опроса были весьма примечательными. Исследователи обнаружили, что эти десять видов НДО не только широко распространены, но и тесно вза- имосвязаны. Если у вас есть один вид НДО, то, скорее всего, найдутся и другие. Более того, важно отметить: исследование продемонстрировало, что совокупный результат НДО часто приводит к негативным последствиям на протяжении всей жизни, при условии
отсутствия квалифицированной помощи.
Совокупный результат НДО обозначает, сколько отдельных видов НДО испытал тот или иной человек. Результат 0 означает, что человек не испытывал неблагоприятных детских пережива- ний. Если женщина сообщает, скажем, о физическом насилии,
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
104
эмоциональном пренебрежении и наблюдении за домашним насилием, она имеет совокупный результат НДО, равный трем.
Совокупный результат раскрывает то, что исследователи назвали «кумулятивным эффектом детских стрессовых фак- торов». Он отражает, как результат человека соотносится с функционированием мозга и тела. Негативное воздействие на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие мож- но сопоставить с высоким совокупным результатом НДО, как и риски для здоровья, инвалидность, хронические заболева- ния и даже раннюю смерть. Когда дети испытывают многочи- сленный НДО, это не просто отдельные болезненные моменты в их жизни. Скорее, НДО нарушают неврологическое развитие и могут оказывать пожизненное влияние на здоровье детей, их способность к общению, умение справляться с невзгодами, общее качество жизни и даже ожидаемую продолжительность жизни. Чем выше результат НДО, тем сильнее негативное вли- яние на развитие ребенка и тем больше проблем ему предстоит по мере взросления.
Опять-таки, важно подчеркнуть, что исследователи изучали общие последствия и не принимали в расчет профессиональную и родительскую поддержку, которую дети получали (если они ее получали) для преодоления неблагоприятного жизненного опыта. Если вы хотите узнать, как можно помочь людям, испы- тавшим большое количество НДО, мы рекомендуем книгу На- дин Барк Харрис «Th e Deepest Well: Healing the Long-Term Eff ects of Childhood Adversity
1
». В ней описана возможность преодо- ления даже очень значительных травм. Мы должны прилагать все силы для предотвращения травмирующих переживаний, но у нас есть все основания думать, что при профессиональном вмешательстве негативные последствия можно смягчить и даже устранить. Это хороший повод для оптимизма.
1
На русском языке не издавалась.
Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
105
Один из главных выводов исследования состоит в том, как важно для нас больше знать об НДО. Это знание может пре- дотвратить некоторые из худших медицинских и социальных проблем, с которыми сталкивается наше общество. Педагоги, работники службы защиты детства, сферы здравоохранения и другие профессионалы должны быть информированы о вли- янии детской травмы на поведение и обучение детей. Тогда вызывающее поведение ребенка может быть правильно истол- ковано и полезные меры могут быть предприняты. К сожале- нию, в отсутствие такой информации родители, школы, орга- низации и даже специалисты могут причинить больше вреда, чем пользы, провоцируя у ребенка страх своей реакцией на виды поведения и перепады настроения, часто возникающие в результате психической травмы.
Предотвращение как можно большего количества НДО явля- ется одной из первостепенных задач для родителей. Во многих отношениях это и означает безопасность для детей. Исследо- вание НДО предлагает важные открытия, но оно не включает людей, подвергавшихся терапевтическому вмешательству, и не рассматривает
позитивный детский опыт. Поэтому вместо отча- яния мы должны вдохновляться этими находками и стремиться к уменьшению случаев детской травмы развития. Тем не менее, пока НДО по-прежнему происходит, мы подчеркиваем роль позитивной поддержки в отношениях и предлагаем професси- ональные методы снижения стрессовой реакции и улучшения навыков эмоционального регулирования у детей.
Как лучше всего добиться этого? Через формирование на- дежной привязанности. Вы можете понять, какой вред при- чиняется, когда родители не проявляют чуткой и предсказу- емой заботы о ребенке или, хуже того, когда они становятся источником угрозы и приводят в ужас своих детей. Помните также, что лишь некоторые из разных видов НДО попадают в категорию насилия. Дети могут испытывать неблагоприят-
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
106
ное воздействие всевозможными способами, включая другие переживания, не указанные в списке.
К примеру, несколько лет назад Тина работала с семьей, которая столкнулась с ситуацией, увы, более распространен- ной, чем можно ожидать. Родители недавно развелись, и мать злоупотребляла спиртными напитками. Когда сын находился в ее квартире, а она напивалась, то часто выходила из себя и кричала на мальчика, порождая в нем всевозможные стра- хи. Хуже того: если он говорил, что боится и хочет позво- нить отцу, она не позволяла ему этого сделать, и ее поведение становилось еще более пугающим. Такой вид страха созда- ет био логический парадокс, о котором мы говорили выше: один из родителей — тот, кто должен обеспечивать защиту от опасности, — становится ее источником. Этот парадокс, называемый «безысходный страх», приводит к значительному эмоцио нальному ущербу и формированию модели дезорга- низованной привязанности. Напомним, что проблема затра- гивает ряд взаимосвязанных систем. Одна из них — система привязанности у млекопитающих — настаивает, чтобы ре- бенок обратился к своему опекуну (фигуре привязанности), в то время как другая, более древняя система выживания, кричит: «Убирайся прочь от источника угрозы!» Одно тело и два конфликтующих набора команд. И никакого организо- ванного подхода, поэтому детский ум начинает распадаться.
Мозг становится дезорганизованным и не знает, как обрабо- тать проблему «безысходного страха» и эти неврологически несовместимые состояния.
Каждый раз, когда родители злоупотребляют алкоголем или наркотическими препаратами, они ставят под угрозу благопо- лучие своих детей, оказываясь либо не в состоянии защитить их, либо активно причиняя им вред. Во многих школах педа- гогам приходится вмешиваться, если один из родителей приез- жает на школьную автостоянку, чтобы забрать ребенка, и явно
Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
107
находится под влиянием алкоголя или наркотиков. Если вы подозреваете, что имеете дело с болезненной привычкой, мы убедительно советуем обратиться к профессионалам и немед- ленно разобраться с проблемой. Злоупотребление алкоголем или наркотиками — основная причина нарушения опекунами двух главных задач, стоящих перед ними: защиты детей и пре- дотвращения ситуаций, когда родители становятся источником страха ребенка.
Очевидно, что то же самое относится к жестокости и пре- небрежению. (Кстати, пренебрежительное отношение является одной из главных причин детской травмы.) Если это звучит знакомо и если вы (или кто-либо еще) при- чиняете вред вашему ребенку и вноси- те вклад в повышение его совокупной оценки НДО, то мы убедительно про- сим вас обратиться за помощью. Вы можете начать с верного друга, а по- том при необходимости обратиться к консультанту, психотерапевту или врачу. Вы любите своих детей и не хотите негативно повлиять на их раз- витие. Но вам нужна помощь, чтобы за- щитить их — от кого-то еще или от самих себя. Довольно часто родители, которые жестоко относятся к своим детям или пренебрегают ими, сами имеют историю детской травмы, связанной с жестокостью. Поэтому важно найти в себе мужество и начать лечение, чтобы стать для де- тей источником безопасности, а не страха.
Книга Дэна и Мэри Хартзелл «Parenting from the Inside Out» будет хорошим руководством для того, чтобы вы могли разо- браться в своей жизни и стать родителями, которыми всегда хо- тели быть в глубине своего сердца. Если подумать, то полностью развитый «верхний мозг» имеет ощущение целостности и спо-
Е
сли вы подозрева- ете, что имеете дело с болезненной привычкой, мы убедительно советуем обратиться к профессионалам и немедленно разобраться с проблемой.
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
108
собность размышлять о тонкостях собственной работы, а также эмпатическую способность понимать и уважать то, что происхо- дит в сознании другого человека. Целостный мозг обеспечивает работу двух ключевых функций: интуиции и сопереживания.
В случае жестокости или пренебрежения в мозге опекуна происходит нечто очень плохое, либо усвоенное им от роди- телей, либо то, чему он научился от общения с другими людь- ми, которым не свойственны сочувствие и сопереживание.
Интуиция тоже оказывается под угрозой. Подумайте о том, что все люди рождаются со способностью лю- бить и заботиться о других, но многие из нас научились приспосабливаться к не- нормальной жизни. Никогда не позд- но задуматься о том, что произошло в нашей судьбе, а затем начать про- цесс восстановления в виде позна- ния собственной личности.
Судя по нашему многолетнему опыту общения с разными людьми, внутреннее исцеление открывает воз- можность для отношений, о которых человек давно и неосознанно тосковал. Мы видели, как действует такое исцеление, когда работали с выросшими детьми и их родителя- ми, помогали семьям залечивать раны и восстанавливать разо- рванные отношения, грозившие затянуться на целые поколения.
Почему еще родители не защищают своих детей?
Кроме жестокости и пренебрежения, существуют другие виды
НДО, которые могут повлиять на развитие детей. Даже если вы уверены, что не причиняете вреда своим детям самым экс- тремальным образом, задумайтесь о том, могут ли они ока- заться подверженными страху и угрозам в результате обыч-
Н
икогда не поздно задуматься о том, что произошло в нашей судьбе, а затем начать процесс восстанов- ления в виде познания собст- венной личности.
Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
109
ных взаимодействий, происходящих в вашей семье. К примеру, иногда родители вступают в напряженный конфликт в присут- ствии детей, кричат друг на друга и прибегают к словесной, эмоциональной, а то и физической агрессии. Если ребенок неоднократно становится свидетелем подобных конфликтов, при которых родители становятся источником страха, то это мешает развитию надежной привязанности. Недавние иссле- дования продемонстрировали, что если родители младенца обмениваются сердитыми репликами в пределах его слуховой досягаемости, то даже когда ребенок
спит, у него происходит активизация нейронных связей в областях мозга, отвечающих за реакцию на стресс и регулирование эмоций. На физиологи- ческом уровне он ощущает угрозу, а не безопасность.
Это не значит, что вы никогда не должны ссориться с парт- нером. Конфликты неизбежны и даже являются здоровой необходимостью. Но помните о детях и уделяйте внимание тому,
каким образом взрослые люди в вашем доме разбира- ются с конфликтами и какое влияние эти родительские пре- пирательства могут оказывать на детей. Родители обязаны защищать своих детей от пугающих конфликтов. Если вы и партнер слишком рассержены, чтобы обсуждать проблемы в уважительном и сдержанном тоне, то лучше подождать, пока вы успокоитесь, или, по крайней мере, не окажетесь подальше от детей для обсуждения конфликта.
Хотя другие многочисленные переживания не приводят к дезорганизованной привязанности, они могут помешать де- тям ощущать свою безопасность в окружающем мире. К при- меру, вред может быть причинен общением с родственниками, к встрече с которыми ребенок еще не готов. Фильмы, видео- игры, фотографии и социальные сети могут повредить детям, раскрывая информацию, к которой они не готовы в силу не- достаточного развития. Конечно, не все средства массовой ин- формации причиняют вред. Однако пугающие образы, идеи
Когда дети чувствуют себя
в безопасности, их внутренние
ресурсы пополняются.
Без ощущения безопасности
внутренние ресурсы
истощаются.
РЕСУРСЫ
РЕСУРСЫ
Пустой
Пустой
Пустой
Пустой
Таким образом, нужно наполнять «топливные баки» детей, чтобы они росли с ощущением физической и эмоциональной безопасности в окружающем мире и чтобы, несмотря на ре- ально существующие угрозы, они могли все преодолеть и стать еще сильнее, чем раньше. Это называется жизнестойкость, фи- зическая и эмоциональная устойчивость. Поэтому позитивное присутствие матери в жизни Кэтлин отчасти смягчает ущерб, причиняемый частыми вспышками ярости и уничижительны- ми репликами отца. Качество присутствия в жизни детей име- ет значительные последствия для них. Когда ребенок знает, что мы готовы быть рядом, он наслаждается ощущением безопас- ности и доверия, которое снижает стресс и создает основу для внутренней стабильности. Таким образом, безопасность от- крывает прямой путь к ощущению внутреннего благополучия.
Две главные задачи родителей в обеспечении безопасности
Все очень просто. Когда речь идет о безопасности детей, у ро- дителей есть две главные задачи. Первая заключается в том, чтобы защищать их от вреда. Вторая — в том, чтобы
не ста-
новиться источником страха и угрозы.
Есть много шагов, которые мы можем предпринять, чтобы дети чувствовали себя в безопасности. Однако мы также мо- жем добиваться противоположного результата, оставляя детей
Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
101
на зыбкой и ненадежной почве. Давайте рассмотрим несколько примеров, когда родители подводят своих детей, не обеспечи- вая их безопасность.
В самых крайних случаях нам не удается защитить детей от травмирующих переживаний. Психическую травму можно определить как переживание, которое угрожает физическо- му выживанию или дискредитирует представление о смысле жизни. К примеру, один из родителей приходит домой силь- но пьяным. Даже если он не нападает на ребенка, то создает для него травмирующее событие, так как ребенок не может разобраться в странном и даже пугающем поведении своего опекуна. Жестокость и пренебрежение, особенно на постоян- ной основе, — самые очевидные примеры угроз физической и психической целостности ребенка. Без вмешательства они могут привести к пожизненным проблемам и оказать сильное негативное воздействие на физиологию ребенка, его развитие и перспективы привязанности и взаимоотношений. Короче го- воря, значительная опасность активизирует реакцию угрозы
(«сражайся-беги-застынь-умри»), и главное негативное воздей- ствие на привязанность возникает, когда источником страха является один из родителей. Если такие опасности повторяют- ся и ребенка не защищает другой опекун, то этот болезненный опыт может привести к дезорганизованной привязанности, о которой мы говорили в предыдущей главе. Как показывают исследования, дезорганизованная привязанность имеет много осложнений, включая фрагментарное ощущение собственной личности, трудность контроля над эмоциями, затруднения в близких отношениях, диссоциативное состояние или прова- лы в сознании при стрессе и невозможность ясного мышления в волнующих условиях. Даже при наличии других форм под- держки безопасности ребенка, дезорганизованная привязан- ность, возникающая в результате сильной травмы, может быть фактором развития недееспособности той или иной степени.
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
102
Даже в тех случаях, когда родители обеспечивают хороший уход и надежно защищают своих детей, могут произойти трав- мирующие события, не зависящие от них. К сожалению, в на- шем мире часто происходят столкновения со старшими детьми, подростками или взрослыми людьми, которым мы доверяли, но они жестоко обходятся с нашими детьми. Понимание такой возможности позволяет действовать заблаговременно и пред- видеть ситуации, в которых может оказаться ребенок. Важно также наблюдать за любыми изменениями в поведении ребен- ка, они могут указывать на неприятные события за пределами вашей зоны влияния. Исследования показывают, что родитель, как источник надежной привязанности, может служить опо- рой в случае травмы, не связанной с ним самим. Также важно знать, что есть профессионалы, которые могут помочь ребенку пережить душевную травму и предложить методы лечения.
Для понимания последствий ранней травмы мы хотим по- знакомить вас с исследованием неблагоприятного детского опыта (НДО), предпринятым Центрами по контролю и про- филактике заболеваний совместно с Kaiser Permanente
1
. Начи- ная с 1994 года более 15 000 взрослых людей были опрошены в связи с различными видами НДО. Результаты оказались од- новременно увлекательными и обескураживающими. Иссле- дователи были удивлены обилием случаев сильного стресса у детей и степенью корреляции детских травм и другого НДО с такими факторами, как курение, злоупотребление алкоголем, ожирение и болезнями из списка основных причин смертно- сти. Здесь мы можем привести лишь краткий обзор исследо- вания НДО, но советуем ознакомиться подробнее, если вы сочтете информацию интересной и/или актуальной для себя.
1
Kaiser Permanente — крупнейшая частная медицинская организация в США. Она работает в нескольких штатах и имеет множество медицинских центров. —
Прим. ред.
Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
103
Исследователи задавали участникам вопросы о десяти раз- ных видах НДО, наиболее распространенных в ходе детского развития.
• Жестокое обращение: эмоциональное
• Жестокое обращение: физическое
• Жестокое обращение: сексуальное
• Пренебрежение: эмоциональное
• Пренебрежение: физическое
• Семейная дисфункция: домашнее насилие
• Семейная дисфункция: злоупотребление алкоголем или нар- котиками
• Семейная дисфункция: психические расстройства
• Семейная дисфункция: разлука или развод родителей
• Семейная дисфункция: родственники в тюрьме
Безусловно, эти десять пунктов не охватывают все нежелатель- ные переживания, с которыми сталкиваются дети. К примеру, данный список не включает наличие хронических заболеваний у одного или обоих родителей, жизнь в неблагополучном рай- оне, наблюдение за насилием вне дома, нездоровая обстанов- ка в приемной семье, смерть родителей или других близких родственников. Тем не менее результаты опроса были весьма примечательными. Исследователи обнаружили, что эти десять видов НДО не только широко распространены, но и тесно вза- имосвязаны. Если у вас есть один вид НДО, то, скорее всего, найдутся и другие. Более того, важно отметить: исследование продемонстрировало, что совокупный результат НДО часто приводит к негативным последствиям на протяжении всей жизни, при условии
отсутствия квалифицированной помощи.
Совокупный результат НДО обозначает, сколько отдельных видов НДО испытал тот или иной человек. Результат 0 означает, что человек не испытывал неблагоприятных детских пережива- ний. Если женщина сообщает, скажем, о физическом насилии,
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
104
эмоциональном пренебрежении и наблюдении за домашним насилием, она имеет совокупный результат НДО, равный трем.
Совокупный результат раскрывает то, что исследователи назвали «кумулятивным эффектом детских стрессовых фак- торов». Он отражает, как результат человека соотносится с функционированием мозга и тела. Негативное воздействие на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие мож- но сопоставить с высоким совокупным результатом НДО, как и риски для здоровья, инвалидность, хронические заболева- ния и даже раннюю смерть. Когда дети испытывают многочи- сленный НДО, это не просто отдельные болезненные моменты в их жизни. Скорее, НДО нарушают неврологическое развитие и могут оказывать пожизненное влияние на здоровье детей, их способность к общению, умение справляться с невзгодами, общее качество жизни и даже ожидаемую продолжительность жизни. Чем выше результат НДО, тем сильнее негативное вли- яние на развитие ребенка и тем больше проблем ему предстоит по мере взросления.
Опять-таки, важно подчеркнуть, что исследователи изучали общие последствия и не принимали в расчет профессиональную и родительскую поддержку, которую дети получали (если они ее получали) для преодоления неблагоприятного жизненного опыта. Если вы хотите узнать, как можно помочь людям, испы- тавшим большое количество НДО, мы рекомендуем книгу На- дин Барк Харрис «Th e Deepest Well: Healing the Long-Term Eff ects of Childhood Adversity
1
». В ней описана возможность преодо- ления даже очень значительных травм. Мы должны прилагать все силы для предотвращения травмирующих переживаний, но у нас есть все основания думать, что при профессиональном вмешательстве негативные последствия можно смягчить и даже устранить. Это хороший повод для оптимизма.
1
На русском языке не издавалась.
Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
105
Один из главных выводов исследования состоит в том, как важно для нас больше знать об НДО. Это знание может пре- дотвратить некоторые из худших медицинских и социальных проблем, с которыми сталкивается наше общество. Педагоги, работники службы защиты детства, сферы здравоохранения и другие профессионалы должны быть информированы о вли- янии детской травмы на поведение и обучение детей. Тогда вызывающее поведение ребенка может быть правильно истол- ковано и полезные меры могут быть предприняты. К сожале- нию, в отсутствие такой информации родители, школы, орга- низации и даже специалисты могут причинить больше вреда, чем пользы, провоцируя у ребенка страх своей реакцией на виды поведения и перепады настроения, часто возникающие в результате психической травмы.
Предотвращение как можно большего количества НДО явля- ется одной из первостепенных задач для родителей. Во многих отношениях это и означает безопасность для детей. Исследо- вание НДО предлагает важные открытия, но оно не включает людей, подвергавшихся терапевтическому вмешательству, и не рассматривает
позитивный детский опыт. Поэтому вместо отча- яния мы должны вдохновляться этими находками и стремиться к уменьшению случаев детской травмы развития. Тем не менее, пока НДО по-прежнему происходит, мы подчеркиваем роль позитивной поддержки в отношениях и предлагаем професси- ональные методы снижения стрессовой реакции и улучшения навыков эмоционального регулирования у детей.
Как лучше всего добиться этого? Через формирование на- дежной привязанности. Вы можете понять, какой вред при- чиняется, когда родители не проявляют чуткой и предсказу- емой заботы о ребенке или, хуже того, когда они становятся источником угрозы и приводят в ужас своих детей. Помните также, что лишь некоторые из разных видов НДО попадают в категорию насилия. Дети могут испытывать неблагоприят-
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
106
ное воздействие всевозможными способами, включая другие переживания, не указанные в списке.
К примеру, несколько лет назад Тина работала с семьей, которая столкнулась с ситуацией, увы, более распространен- ной, чем можно ожидать. Родители недавно развелись, и мать злоупотребляла спиртными напитками. Когда сын находился в ее квартире, а она напивалась, то часто выходила из себя и кричала на мальчика, порождая в нем всевозможные стра- хи. Хуже того: если он говорил, что боится и хочет позво- нить отцу, она не позволяла ему этого сделать, и ее поведение становилось еще более пугающим. Такой вид страха созда- ет био логический парадокс, о котором мы говорили выше: один из родителей — тот, кто должен обеспечивать защиту от опасности, — становится ее источником. Этот парадокс, называемый «безысходный страх», приводит к значительному эмоцио нальному ущербу и формированию модели дезорга- низованной привязанности. Напомним, что проблема затра- гивает ряд взаимосвязанных систем. Одна из них — система привязанности у млекопитающих — настаивает, чтобы ре- бенок обратился к своему опекуну (фигуре привязанности), в то время как другая, более древняя система выживания, кричит: «Убирайся прочь от источника угрозы!» Одно тело и два конфликтующих набора команд. И никакого организо- ванного подхода, поэтому детский ум начинает распадаться.
Мозг становится дезорганизованным и не знает, как обрабо- тать проблему «безысходного страха» и эти неврологически несовместимые состояния.
Каждый раз, когда родители злоупотребляют алкоголем или наркотическими препаратами, они ставят под угрозу благопо- лучие своих детей, оказываясь либо не в состоянии защитить их, либо активно причиняя им вред. Во многих школах педа- гогам приходится вмешиваться, если один из родителей приез- жает на школьную автостоянку, чтобы забрать ребенка, и явно
Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
107
находится под влиянием алкоголя или наркотиков. Если вы подозреваете, что имеете дело с болезненной привычкой, мы убедительно советуем обратиться к профессионалам и немед- ленно разобраться с проблемой. Злоупотребление алкоголем или наркотиками — основная причина нарушения опекунами двух главных задач, стоящих перед ними: защиты детей и пре- дотвращения ситуаций, когда родители становятся источником страха ребенка.
Очевидно, что то же самое относится к жестокости и пре- небрежению. (Кстати, пренебрежительное отношение является одной из главных причин детской травмы.) Если это звучит знакомо и если вы (или кто-либо еще) при- чиняете вред вашему ребенку и вноси- те вклад в повышение его совокупной оценки НДО, то мы убедительно про- сим вас обратиться за помощью. Вы можете начать с верного друга, а по- том при необходимости обратиться к консультанту, психотерапевту или врачу. Вы любите своих детей и не хотите негативно повлиять на их раз- витие. Но вам нужна помощь, чтобы за- щитить их — от кого-то еще или от самих себя. Довольно часто родители, которые жестоко относятся к своим детям или пренебрегают ими, сами имеют историю детской травмы, связанной с жестокостью. Поэтому важно найти в себе мужество и начать лечение, чтобы стать для де- тей источником безопасности, а не страха.
Книга Дэна и Мэри Хартзелл «Parenting from the Inside Out» будет хорошим руководством для того, чтобы вы могли разо- браться в своей жизни и стать родителями, которыми всегда хо- тели быть в глубине своего сердца. Если подумать, то полностью развитый «верхний мозг» имеет ощущение целостности и спо-
Е
сли вы подозрева- ете, что имеете дело с болезненной привычкой, мы убедительно советуем обратиться к профессионалам и немедленно разобраться с проблемой.
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
108
собность размышлять о тонкостях собственной работы, а также эмпатическую способность понимать и уважать то, что происхо- дит в сознании другого человека. Целостный мозг обеспечивает работу двух ключевых функций: интуиции и сопереживания.
В случае жестокости или пренебрежения в мозге опекуна происходит нечто очень плохое, либо усвоенное им от роди- телей, либо то, чему он научился от общения с другими людь- ми, которым не свойственны сочувствие и сопереживание.
Интуиция тоже оказывается под угрозой. Подумайте о том, что все люди рождаются со способностью лю- бить и заботиться о других, но многие из нас научились приспосабливаться к не- нормальной жизни. Никогда не позд- но задуматься о том, что произошло в нашей судьбе, а затем начать про- цесс восстановления в виде позна- ния собственной личности.
Судя по нашему многолетнему опыту общения с разными людьми, внутреннее исцеление открывает воз- можность для отношений, о которых человек давно и неосознанно тосковал. Мы видели, как действует такое исцеление, когда работали с выросшими детьми и их родителя- ми, помогали семьям залечивать раны и восстанавливать разо- рванные отношения, грозившие затянуться на целые поколения.
Почему еще родители не защищают своих детей?
Кроме жестокости и пренебрежения, существуют другие виды
НДО, которые могут повлиять на развитие детей. Даже если вы уверены, что не причиняете вреда своим детям самым экс- тремальным образом, задумайтесь о том, могут ли они ока- заться подверженными страху и угрозам в результате обыч-
Н
икогда не поздно задуматься о том, что произошло в нашей судьбе, а затем начать процесс восстанов- ления в виде познания собст- венной личности.
Р
ЕБЕНОК
ДОЛЖЕН
ЧУВСТВОВАТЬ
,
ЧТО
ОН
В
БЕЗОПАСНОСТИ
109
ных взаимодействий, происходящих в вашей семье. К примеру, иногда родители вступают в напряженный конфликт в присут- ствии детей, кричат друг на друга и прибегают к словесной, эмоциональной, а то и физической агрессии. Если ребенок неоднократно становится свидетелем подобных конфликтов, при которых родители становятся источником страха, то это мешает развитию надежной привязанности. Недавние иссле- дования продемонстрировали, что если родители младенца обмениваются сердитыми репликами в пределах его слуховой досягаемости, то даже когда ребенок
спит, у него происходит активизация нейронных связей в областях мозга, отвечающих за реакцию на стресс и регулирование эмоций. На физиологи- ческом уровне он ощущает угрозу, а не безопасность.
Это не значит, что вы никогда не должны ссориться с парт- нером. Конфликты неизбежны и даже являются здоровой необходимостью. Но помните о детях и уделяйте внимание тому,
каким образом взрослые люди в вашем доме разбира- ются с конфликтами и какое влияние эти родительские пре- пирательства могут оказывать на детей. Родители обязаны защищать своих детей от пугающих конфликтов. Если вы и партнер слишком рассержены, чтобы обсуждать проблемы в уважительном и сдержанном тоне, то лучше подождать, пока вы успокоитесь, или, по крайней мере, не окажетесь подальше от детей для обсуждения конфликта.
Хотя другие многочисленные переживания не приводят к дезорганизованной привязанности, они могут помешать де- тям ощущать свою безопасность в окружающем мире. К при- меру, вред может быть причинен общением с родственниками, к встрече с которыми ребенок еще не готов. Фильмы, видео- игры, фотографии и социальные сети могут повредить детям, раскрывая информацию, к которой они не готовы в силу не- достаточного развития. Конечно, не все средства массовой ин- формации причиняют вред. Однако пугающие образы, идеи