Файл: С помощью наглядных примеров авторы показывают, как эти условия обеспечить и как исправить уже допущенные ошибки в воспитании. А главное научиться понастоящему быть рядом, принимать и любить.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чуткость и заботливость родителей
приводит к надежной привязанности
Для того чтобы помочь вам уследить за разнообразными терминами, которыми мы пользуемся в этой главе, мы сде- лали сводную таблицу, в которую будем добавлять новые пункты.
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
56
МОДЕЛЬ ДЕТСКОЙ
ПРИВЯЗАННОСТИ
ТЕНДЕНЦИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПРЕДПОСЫЛКИ,
УСВОЕННЫЕ В ДЕТСТВЕ
Надежная
Модель надежной привязанности: чуткость и отзывчивость на детскую потребность в близости; способность читать детские намеки и предска- зуемо удовлетворять потребности ребенка. Родитель надежно «присут- ствует» в жизни ребенка.
Мои родители не идеальны, но я знаю, что я в безопасности. Если мне что-то нужно, они быстро и чут- ко отреагируют на это. Я могу верить, что другие люди будут делать то же самое. Мой внутренний опыт реален и достоин проявления и уважения.
Ненадежная: избегающая
Ненадежная: амбивалентная
Ненадежная: дезорганизованная
Избегающая и пренебрегающая привязанность
1
Ясно, что не каждый рождается в семье, где родители могут обеспечить ребенку надежную привязанность. Для представи- телей одной из трех групп ненадежной привязанности харак- терна жесткость, нестабильность или то и другое сразу.
Дети с первым типом ненадежной привязанности (избега- ющая привязанность) обычно становятся взрослыми людьми, которым трудно наладить связь не только с окружающими, но и с собственным внутренним миром. Они часто не уме- ют или не хотят разбираться со своими эмоциями, им очень трудно понимать мысли и чувства людей, с которыми они со- стоят в отношениях. Они избегают упоминаний о прошлом,
1
«Избегающая привязанность» и «пренебрегающая привязанность» — синонимы. В основном, используется термин «избегающая», он подчерки- вает реакции и внутреннее состояние самого человека. Термин «пренебрега- ющая» используется в случаях, когда подчеркивается не столько состояние человека с избегающей привязанностью, сколько его отношение к близким людям в тот момент, когда они к нему тянутся, например реакция родителя на попытку ребенка получить от него внимание. (
Прим. ред.)
П
ОЧЕМУ
ОДНИ
РОДИТЕЛИ
БЛИЗКИ
С
ДЕТЬМИ
,
А
ДРУГИЕ
НЕТ
? 57
открытого проявления чувств и близости. Все это объяснимо, с учетом их опыта, пережитого в детстве, когда их потребности в основном игнорировались. Способность пренебрегать свои- ми чувствами была для них всего лишь стратегией выживания, основой для установившейся привязанности.
Представьте себе другой сценарий для вышеупомянутой четырехмесячной девочки. На этот раз, когда она плачет, отец какое-то время просто не обращает внимания на ее призывы и продолжает читать книгу. Потом, когда ему наконец прихо- дится реагировать, он недоволен тем, что его оторвали от чте- ния. Он раздраженно меняет ребенку подгузник и укладывает ее в манеж, но она продолжает плакать. Еще более раздосадо- ванный, он перекладывает ее в колыбель, полагая, что она уста- ла. Но она продолжает кричать и ворочаться, и в конце концов через час он все-таки кормит ее из бутылочки.
Чему учится младенец после неоднократных подобных взаи- модействий, когда отцовская реакция на плач оказывается такой замедленной и настолько далекой от подлинных чувств и по- требностей ребенка в настоящий момент? Тому, что отец плохо считывает ее сигналы. Если это происходит регулярно и почти постоянно, девочка понимает, что отец не в состоянии удовлет- ворять ее потребности или устанавливать эмоциональную связь с ней. Со временем она может прийти к убеждению, что никто на самом деле не может понять ее на глубинном уровне, что ро- дители не замечают ее настроения и что она не может рассчиты- вать на то, что другие люди буду заинтересованы в ее чувствах и потребностях. В конце концов, ради адаптации к окружающей среде и получения более позитивной реакции от опекунов, она учится избегать эмоций, пренебрегать ими и важностью взаи- моотношений. Иными словами, если в прошлом близкие отно- шения были бесполезными, то почему она должна полагаться на них, чтобы обеспечить на дежное существование в будущем?
Имейте терпение, пока мы будем излагать некоторые основы нейронаук, объясняющие, как детский мозг может адаптировать-
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
58
ся подобным образом и научиться избегать эмоций. Вы можете представить мозг как дом с верхним и нижним этажом, каж- дый из которых связан с определенными способностями и обя- занностями. Нижний «этаж» состоит из ствола мозга и других нижних частей, включая лимбическую систему, управляющую основными побуждениями и эмоциями. Этот нижний мозг яв- ляется источником самых примитивных и инстинктивных про- цессов, таких как телесные функции, внутренние побуждения и сильные чувства. Верхний «этаж» состоит из префронтальной коры головного мозга и других высших отделов. Это наиболее развитая часть мозга, отвечающая за комплексное мышление и непосредственно связанная с воображением, принятием ре- шений, сопереживанием, личной интуицией и нравственностью.
Внутренняя потребность ребенка в контакте с опекунами, воз- никающая в более примитивном «нижнем» мозге, остается неу- довлетворенной. При формировании избегающей привязанности
Безразличие родителей приводит
к ненадежной привязанности избегающего типа
П
ОЧЕМУ
ОДНИ
РОДИТЕЛИ
БЛИЗКИ
С
ДЕТЬМИ
,
А
ДРУГИЕ
НЕТ
? 59
мозг учится блокировать внутренние сигналы, мешая им прони- кать в «верхний» мозг. Как выяснилось, большинство телесных сигналов и даже многие импульсы, поступающие от лимбической системы и ствола мозга, сначала попадают в правое полушарие коры головного мозга. Возможно, вы уже слышали, что правое и левое полушарие мозга во многом отличаются друг от друга.
Это относится и к периоду развития (правое полушарие раз- вивается раньше), структуре (правое полушарие имеет больше внутренних связей), и к функциям (правое полушарие имеет ши- рокий фокус внимания, а левое — узкий; правое полушарие по- лучает информацию, поступающую из нижних областей, включая тело, в то время как левое специализируется на лингвистических символах — нашей письменной и устной речи).
Вооружившись этим знанием, представьте себе такую кар- тину. Если вы можете заблокировать восприятие сигналов, по-
ПЛАНИР
ОВАНИЕ
Воображение
Мышление
Средняя
префронтальная
кора
ГНЕВ
Дыхание
СТРАХ
Моргание
Миндалевидное тело
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
60
ступающих из «нижнего» мозга и тела в кору головного мозга, в которой происходит большая часть сознательных процессов, то вы будете не так расстроены пренебрежением родителей к вашим попыткам установить контакт с ними. Это достигает- ся развитием активности коры левого полушария мозга при ее
«отключении» от правого. Таким образом, в процессе взросле- ния вы не будете осознавать внутренних телесных состояний, а также испытывать чувства тоски и разочарования, того, что принято называть «душевной болью» или «печалью сердца».
Вы в буквальном смысле отгородитесь от собственного вну- треннего мира.
Одна важная исследовательская находка (она относится и к детям с избегающей привязанностью, и к родителям с так называемой пренебрегающей привязанностью, о которой мы вскоре поговорим) состоит в том, что, когда такие люди стал- киваются с вопросами, имеющими отношение к привязанно- сти, их физиологические показатели указывают на явное рас- стройство, хотя при этом они могут сохранять невозмутимый вид. В эксперименте «Незнакомая ситуация» это выглядит так, словно ребенок не обращает внимания на появление матери, хотя его психометрические данные (такие, как частота сердце- биения) указывают на стресс. Его «нижний» мозг и тело
знают о важности отношений с матерью, и время наступления стрес- совой реакции свидетельствует о том, что потребность в кон- такте с ней остается даже при том, что выученная стратегия привязанности сводится к минимизации внешних проявлений потребностей и эмоций.
Влияние типа привязанности на поведение определяется тремя системами мозга. Одна из них — система вознагражде- ния. Привязанность приносит удовлетворение (то есть возна- граждение). Вторая система ощущает телесные процессы и ре- гулирует их. Она играет фундаментальную роль для нашего выживания. Третья система иногда называется «системой мен-
П
ОЧЕМУ
ОДНИ
РОДИТЕЛИ
БЛИЗКИ
С
ДЕТЬМИ
,
А
ДРУГИЕ
НЕТ
? 61
тализации». Она определяет восприятие собственного разума и разума наших опекунов. Для простоты мы можем назвать ее умозрением (майндсайтом). Система вознаграждения, регули- ровка телесных процессов и умозрение — три отдельные моз- говые системы, переплетенные с привязанностью, как в детст- ве, так и в зрелом возрасте.
Давайте посмотрим, как действуют эти системы в случае избегающей привязанности.
Когда люди с избегающей привязанностью оказываются в ситуации, которая активирует систему этой самой привя- занности, то для регулировки физиологических функций они отключают систему вознаграждения мозга с ее потребностью к физическому и душевному контакту. Но при этом также отключается система умозрения, которая может восприни- мать умственное состояние опекуна и даже самого человека.
Оказывается, что майндсайт и регулировка физиологических функций сосредоточены в правом полушарии мозга. Мы можем понять это, исходя из предположения, что у людей с историей избегающей привязанности доминирует левое полушарие, определяющее их образ жизни. Результат такой адаптивной нейронной стратегии выживания заключается в том, что чувствительность к невербальным сигналам (ви- зуальному контакту, выражениям лица (включая слезы), тону голоса (в том числе гневному или расстроенному), позам, жестам, интервалам и интенсивности реакций) значительно снижена у взрослых людей с пренебрегающим типом при- вязанности, имевших в детстве избегающую привязанность к родителям. Кроме того, во время консультаций или обыч- ных разговоров для таких людей характерно настойчивое по- вторение того, что они не помнят свои детские переживания.
И это правда не только для раннего детства (до трех лет), но и для воспоминаний об отношениях в начальной и средней школе.
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
62
Как эти выводы согласуются с предположением о доминиро- вании левого полушария мозга? Дело в том, что невербальные сигналы и автобиографическая память занимают ключевое по- ложение в правом полушарии! Отказ от использования правого полушария в этой модели привязанности позволяет человеку из- бежать расстройства от неудовлетворенной потребности в заботе и душевной близости в прошлом. Проблема в том, что эта адап- тивная стратегия заставляет человека продолжать создавать эмо- циональное отчуждение в настоящем времени. Даже письменные описания того, как эти люди воспринимают жизнь, «пренебрега- ют» пониманием важности близких отношений. Именно поэтому их тип привязанности получил название «пренебрегающей».
Мы постоянно видим эту сосредоточенность на внешнем, физическом мире (а не на внутреннем мире) во время пра- ктических занятий с подростками и взрослыми людьми. Они рассматривают мир так, как будто существует лишь его физи- ческий аспект — то, что можно потрогать, измерить или взве- сить. Они считают, что реальность существует исключительно во внешнем плане бытия. Разумеется, физический мир реален.
Но не менее реален умственный и эмоциональный мир — субъективное внутреннее море, которое наполняет нас мысля- ми и чувствами, надеждами и мечтами, питает наши желания и побуждения. Хотя все эти чувства называются субъектив- ными, это не делает их нереальными; просто они происходят внутри нас. Возможно, их нельзя измерить, но они являются одним из главных, если не самым главным аспектом нашего внутреннего и внешнего благополучия.
Когда дети имеют избегающую привязанность к конкретно- му опекуну, эта «фигура привязанности» проявляет необыкно- венную слепоту к их внутреннему миру. Дети просто не могут достучаться до них. Со стороны это выглядит так, как будто личное «я» ребенка остается практически незамеченным, не- признанным и невостребованным. В итоге у таких детей воз-
П
ОЧЕМУ
ОДНИ
РОДИТЕЛИ
БЛИЗКИ
С
ДЕТЬМИ
,
А
ДРУГИЕ
НЕТ
? 63
никает внутренняя блокировка, удерживающая их от знаком- ства с собственным внутренним миром. Майндсайт находится на жесткой диете. Способность видеть внутреннее море оста- ется, но не развивается… до поры до времени. Опять-таки, это справедливо как для детей, так и для родителей: никогда не поздно развить в себе эту внутреннюю способность.
Именно поэтому такие дети становятся взрослыми людьми с «особенным отношением к привязанности». Взрослый человек переносит свою стратегию адаптации к детской привязанности на свои текущие взаимоотношения. Он не видит «внутреннего моря» ни в самом себе, ни в других людях. Исследования пока- зывают, что дети с избегающей привязанностью более склонны к развитию
пренебрегающей привязанности в зрелом возрасте.
Они ведут эмоционально отстраненную жизнь, пренебрежитель- но относятся к важности отношений, часто избегают близости и отвергают попытки установить контакт на более глубоком или осмысленном уровне. Они могут стать невероятно успешными людьми в отдельных областях своей жизни — возможно, даже окажутся превосходными собеседниками и ораторами. Но из- за своего страха перед близостью они пренебрегают важностью серьезных отношений и таким образом живут без глубоких внутренних связей. Внешне они могут вести себя так, словно их стремление к близости отсутствует, а способности никак не задействованы, но это лишь стратегия для поддержания физи- ологических функций. Понятие «мы» не прижилось в детстве, поэтому одинокая жизнь может быть полезным приспособлени- ем к отсутствию близости на самом раннем жизненном этапе.
В результате их партнеры тоже часто испытывают одиночество и эмоциональную отчужденность, а дети с высокой вероятно- стью обречены на такое же отношение к окружающему миру.
Таким образом, пренебрегающий родительский подход к воспи- танию сильно отличается от подхода с надежной и свободной привязанностью.
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
64
Вспомним классическую шутку «тук-тук, хнык-хнык». За- ключительная реплика отлично передает модель пренебрега- ющей привязанности у отца ребенка.
ОТЕЦ:
Тук-тук.
РЕБЕНОК:
Кто там?
ОТЕЦ:
Хнык-хнык.
РЕБЕНОК:
Хнык-хнык?
ОТЕЦ:
Перестань хныкать.
Этот пренебрежительный ответ происходит от личного жиз- ненного опыта отца, чьи эмоциональные потребности никогда не воспринимались и не оценивались должным образом. По контрасту, когда родители реагируют чутко и заботливо, ответ выглядит совсем иначе.
ОТЕЦ:
Тук-тук.
РЕБЕНОК:
Кто там?
ОТЕЦ:
Хнык-хнык.
РЕБЕНОК:
Хнык-хнык?
ОТЕЦ:
Ох, ты плачешь? Расскажи, что случилось.
Во втором диалоге игра слов выглядит не так убедительно, но демонстрация любви и внимания убедительнее любых слов.
МОДЕЛЬ ДЕТСКОЙ
ПРИВЯЗАННОСТИ
ТЕНДЕНЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
ПРЕДПОСЫЛКИ,
УСВОЕННЫЕ В ДЕТСТВЕ
Надежная
Модель надежной привязанности: чуткость и отзывчивость на детскую потребность в близости; способность читать детские намеки и предска- зуемо удовлетворять потребности ребенка. Родитель надежно «присут- ствует» в жизни ребенка.
Мои родители не идеальны, но я знаю, что я в безопасности. Если мне что-то нужно, они быстро и чут- ко отреагируют на это. Я могу верить, что другие люди будут делать то же самое. Мой внутренний опыт реален и достоин проявления и уважения.
П
ОЧЕМУ
ОДНИ
РОДИТЕЛИ
БЛИЗКИ
С
ДЕТЬМИ
,
А
ДРУГИЕ
НЕТ
? 65
МОДЕЛЬ ДЕТСКОЙ
ПРИВЯЗАННОСТИ
ТЕНДЕНЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
ПРЕДПОСЫЛКИ,
УСВОЕННЫЕ В ДЕТСТВЕ
Ненадежная: избегающая
Модель пренебрежительной привя- занности: безразличие к потребно- стям ребенка; отсутствие чуткости к его эмоциональным сигналам.
Мой отец/мать может часто нахо- диться рядом, но его не заботит, что мне нужно или что я чувствую, поэтому я учусь игнорировать мои эмоции и избегаю говорить о своих потребностях.
Ненадежная: амбивалентная
Ненадежная: дезорганизо- ванная
Амбивалентная и озабоченная привязанность
Второй из трех типов ненадежной привязанности — амбива- лентная привязанность. У взрослых людей она приводит к дру- гому ряду проблем в отношениях с детьми. Дети с избегающей привязанностью, которых мы только что обсуждали, обычно становятся отчужденными от других и от собственного вну- треннего мира взрослыми людьми, они избегают проявления эмоций и формируют пренебрегающую модель привязанности.
Для них это лишь способ выживания. Такая стратегия отча- сти минимизирует привязанность через нервную реакцию от- ступления к левому полушарию мозга, где доминирует логика и лингвистика.
Дети с
амбивалентной привязанностью становятся взро- слыми людьми, живущими в атмосфере хаоса, тревоги и не- уверенности. Вместо эмоциональной пустыни их реакция на жизненные пертурбации часто похожа на эмоциональный по- топ. Бурный опыт восприятия достался им от родителей, кото- рые иногда демонстрировали близкое присутствие в их жизни, а иногда не делали этого. Такое «перемежающееся подкрепле-
приводит к надежной привязанности
Для того чтобы помочь вам уследить за разнообразными терминами, которыми мы пользуемся в этой главе, мы сде- лали сводную таблицу, в которую будем добавлять новые пункты.
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
56
МОДЕЛЬ ДЕТСКОЙ
ПРИВЯЗАННОСТИ
ТЕНДЕНЦИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПРЕДПОСЫЛКИ,
УСВОЕННЫЕ В ДЕТСТВЕ
Надежная
Модель надежной привязанности: чуткость и отзывчивость на детскую потребность в близости; способность читать детские намеки и предска- зуемо удовлетворять потребности ребенка. Родитель надежно «присут- ствует» в жизни ребенка.
Мои родители не идеальны, но я знаю, что я в безопасности. Если мне что-то нужно, они быстро и чут- ко отреагируют на это. Я могу верить, что другие люди будут делать то же самое. Мой внутренний опыт реален и достоин проявления и уважения.
Ненадежная: избегающая
Ненадежная: амбивалентная
Ненадежная: дезорганизованная
Избегающая и пренебрегающая привязанность
1
Ясно, что не каждый рождается в семье, где родители могут обеспечить ребенку надежную привязанность. Для представи- телей одной из трех групп ненадежной привязанности харак- терна жесткость, нестабильность или то и другое сразу.
Дети с первым типом ненадежной привязанности (избега- ющая привязанность) обычно становятся взрослыми людьми, которым трудно наладить связь не только с окружающими, но и с собственным внутренним миром. Они часто не уме- ют или не хотят разбираться со своими эмоциями, им очень трудно понимать мысли и чувства людей, с которыми они со- стоят в отношениях. Они избегают упоминаний о прошлом,
1
«Избегающая привязанность» и «пренебрегающая привязанность» — синонимы. В основном, используется термин «избегающая», он подчерки- вает реакции и внутреннее состояние самого человека. Термин «пренебрега- ющая» используется в случаях, когда подчеркивается не столько состояние человека с избегающей привязанностью, сколько его отношение к близким людям в тот момент, когда они к нему тянутся, например реакция родителя на попытку ребенка получить от него внимание. (
Прим. ред.)
П
ОЧЕМУ
ОДНИ
РОДИТЕЛИ
БЛИЗКИ
С
ДЕТЬМИ
,
А
ДРУГИЕ
НЕТ
? 57
открытого проявления чувств и близости. Все это объяснимо, с учетом их опыта, пережитого в детстве, когда их потребности в основном игнорировались. Способность пренебрегать свои- ми чувствами была для них всего лишь стратегией выживания, основой для установившейся привязанности.
Представьте себе другой сценарий для вышеупомянутой четырехмесячной девочки. На этот раз, когда она плачет, отец какое-то время просто не обращает внимания на ее призывы и продолжает читать книгу. Потом, когда ему наконец прихо- дится реагировать, он недоволен тем, что его оторвали от чте- ния. Он раздраженно меняет ребенку подгузник и укладывает ее в манеж, но она продолжает плакать. Еще более раздосадо- ванный, он перекладывает ее в колыбель, полагая, что она уста- ла. Но она продолжает кричать и ворочаться, и в конце концов через час он все-таки кормит ее из бутылочки.
Чему учится младенец после неоднократных подобных взаи- модействий, когда отцовская реакция на плач оказывается такой замедленной и настолько далекой от подлинных чувств и по- требностей ребенка в настоящий момент? Тому, что отец плохо считывает ее сигналы. Если это происходит регулярно и почти постоянно, девочка понимает, что отец не в состоянии удовлет- ворять ее потребности или устанавливать эмоциональную связь с ней. Со временем она может прийти к убеждению, что никто на самом деле не может понять ее на глубинном уровне, что ро- дители не замечают ее настроения и что она не может рассчиты- вать на то, что другие люди буду заинтересованы в ее чувствах и потребностях. В конце концов, ради адаптации к окружающей среде и получения более позитивной реакции от опекунов, она учится избегать эмоций, пренебрегать ими и важностью взаи- моотношений. Иными словами, если в прошлом близкие отно- шения были бесполезными, то почему она должна полагаться на них, чтобы обеспечить на дежное существование в будущем?
Имейте терпение, пока мы будем излагать некоторые основы нейронаук, объясняющие, как детский мозг может адаптировать-
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
58
ся подобным образом и научиться избегать эмоций. Вы можете представить мозг как дом с верхним и нижним этажом, каж- дый из которых связан с определенными способностями и обя- занностями. Нижний «этаж» состоит из ствола мозга и других нижних частей, включая лимбическую систему, управляющую основными побуждениями и эмоциями. Этот нижний мозг яв- ляется источником самых примитивных и инстинктивных про- цессов, таких как телесные функции, внутренние побуждения и сильные чувства. Верхний «этаж» состоит из префронтальной коры головного мозга и других высших отделов. Это наиболее развитая часть мозга, отвечающая за комплексное мышление и непосредственно связанная с воображением, принятием ре- шений, сопереживанием, личной интуицией и нравственностью.
Внутренняя потребность ребенка в контакте с опекунами, воз- никающая в более примитивном «нижнем» мозге, остается неу- довлетворенной. При формировании избегающей привязанности
Безразличие родителей приводит
к ненадежной привязанности избегающего типа
П
ОЧЕМУ
ОДНИ
РОДИТЕЛИ
БЛИЗКИ
С
ДЕТЬМИ
,
А
ДРУГИЕ
НЕТ
? 59
мозг учится блокировать внутренние сигналы, мешая им прони- кать в «верхний» мозг. Как выяснилось, большинство телесных сигналов и даже многие импульсы, поступающие от лимбической системы и ствола мозга, сначала попадают в правое полушарие коры головного мозга. Возможно, вы уже слышали, что правое и левое полушарие мозга во многом отличаются друг от друга.
Это относится и к периоду развития (правое полушарие раз- вивается раньше), структуре (правое полушарие имеет больше внутренних связей), и к функциям (правое полушарие имеет ши- рокий фокус внимания, а левое — узкий; правое полушарие по- лучает информацию, поступающую из нижних областей, включая тело, в то время как левое специализируется на лингвистических символах — нашей письменной и устной речи).
Вооружившись этим знанием, представьте себе такую кар- тину. Если вы можете заблокировать восприятие сигналов, по-
ПЛАНИР
ОВАНИЕ
Воображение
Мышление
Средняя
префронтальная
кора
ГНЕВ
Дыхание
СТРАХ
Моргание
Миндалевидное тело
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
60
ступающих из «нижнего» мозга и тела в кору головного мозга, в которой происходит большая часть сознательных процессов, то вы будете не так расстроены пренебрежением родителей к вашим попыткам установить контакт с ними. Это достигает- ся развитием активности коры левого полушария мозга при ее
«отключении» от правого. Таким образом, в процессе взросле- ния вы не будете осознавать внутренних телесных состояний, а также испытывать чувства тоски и разочарования, того, что принято называть «душевной болью» или «печалью сердца».
Вы в буквальном смысле отгородитесь от собственного вну- треннего мира.
Одна важная исследовательская находка (она относится и к детям с избегающей привязанностью, и к родителям с так называемой пренебрегающей привязанностью, о которой мы вскоре поговорим) состоит в том, что, когда такие люди стал- киваются с вопросами, имеющими отношение к привязанно- сти, их физиологические показатели указывают на явное рас- стройство, хотя при этом они могут сохранять невозмутимый вид. В эксперименте «Незнакомая ситуация» это выглядит так, словно ребенок не обращает внимания на появление матери, хотя его психометрические данные (такие, как частота сердце- биения) указывают на стресс. Его «нижний» мозг и тело
знают о важности отношений с матерью, и время наступления стрес- совой реакции свидетельствует о том, что потребность в кон- такте с ней остается даже при том, что выученная стратегия привязанности сводится к минимизации внешних проявлений потребностей и эмоций.
Влияние типа привязанности на поведение определяется тремя системами мозга. Одна из них — система вознагражде- ния. Привязанность приносит удовлетворение (то есть возна- граждение). Вторая система ощущает телесные процессы и ре- гулирует их. Она играет фундаментальную роль для нашего выживания. Третья система иногда называется «системой мен-
П
ОЧЕМУ
ОДНИ
РОДИТЕЛИ
БЛИЗКИ
С
ДЕТЬМИ
,
А
ДРУГИЕ
НЕТ
? 61
тализации». Она определяет восприятие собственного разума и разума наших опекунов. Для простоты мы можем назвать ее умозрением (майндсайтом). Система вознаграждения, регули- ровка телесных процессов и умозрение — три отдельные моз- говые системы, переплетенные с привязанностью, как в детст- ве, так и в зрелом возрасте.
Давайте посмотрим, как действуют эти системы в случае избегающей привязанности.
Когда люди с избегающей привязанностью оказываются в ситуации, которая активирует систему этой самой привя- занности, то для регулировки физиологических функций они отключают систему вознаграждения мозга с ее потребностью к физическому и душевному контакту. Но при этом также отключается система умозрения, которая может восприни- мать умственное состояние опекуна и даже самого человека.
Оказывается, что майндсайт и регулировка физиологических функций сосредоточены в правом полушарии мозга. Мы можем понять это, исходя из предположения, что у людей с историей избегающей привязанности доминирует левое полушарие, определяющее их образ жизни. Результат такой адаптивной нейронной стратегии выживания заключается в том, что чувствительность к невербальным сигналам (ви- зуальному контакту, выражениям лица (включая слезы), тону голоса (в том числе гневному или расстроенному), позам, жестам, интервалам и интенсивности реакций) значительно снижена у взрослых людей с пренебрегающим типом при- вязанности, имевших в детстве избегающую привязанность к родителям. Кроме того, во время консультаций или обыч- ных разговоров для таких людей характерно настойчивое по- вторение того, что они не помнят свои детские переживания.
И это правда не только для раннего детства (до трех лет), но и для воспоминаний об отношениях в начальной и средней школе.
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
62
Как эти выводы согласуются с предположением о доминиро- вании левого полушария мозга? Дело в том, что невербальные сигналы и автобиографическая память занимают ключевое по- ложение в правом полушарии! Отказ от использования правого полушария в этой модели привязанности позволяет человеку из- бежать расстройства от неудовлетворенной потребности в заботе и душевной близости в прошлом. Проблема в том, что эта адап- тивная стратегия заставляет человека продолжать создавать эмо- циональное отчуждение в настоящем времени. Даже письменные описания того, как эти люди воспринимают жизнь, «пренебрега- ют» пониманием важности близких отношений. Именно поэтому их тип привязанности получил название «пренебрегающей».
Мы постоянно видим эту сосредоточенность на внешнем, физическом мире (а не на внутреннем мире) во время пра- ктических занятий с подростками и взрослыми людьми. Они рассматривают мир так, как будто существует лишь его физи- ческий аспект — то, что можно потрогать, измерить или взве- сить. Они считают, что реальность существует исключительно во внешнем плане бытия. Разумеется, физический мир реален.
Но не менее реален умственный и эмоциональный мир — субъективное внутреннее море, которое наполняет нас мысля- ми и чувствами, надеждами и мечтами, питает наши желания и побуждения. Хотя все эти чувства называются субъектив- ными, это не делает их нереальными; просто они происходят внутри нас. Возможно, их нельзя измерить, но они являются одним из главных, если не самым главным аспектом нашего внутреннего и внешнего благополучия.
Когда дети имеют избегающую привязанность к конкретно- му опекуну, эта «фигура привязанности» проявляет необыкно- венную слепоту к их внутреннему миру. Дети просто не могут достучаться до них. Со стороны это выглядит так, как будто личное «я» ребенка остается практически незамеченным, не- признанным и невостребованным. В итоге у таких детей воз-
П
ОЧЕМУ
ОДНИ
РОДИТЕЛИ
БЛИЗКИ
С
ДЕТЬМИ
,
А
ДРУГИЕ
НЕТ
? 63
никает внутренняя блокировка, удерживающая их от знаком- ства с собственным внутренним миром. Майндсайт находится на жесткой диете. Способность видеть внутреннее море оста- ется, но не развивается… до поры до времени. Опять-таки, это справедливо как для детей, так и для родителей: никогда не поздно развить в себе эту внутреннюю способность.
Именно поэтому такие дети становятся взрослыми людьми с «особенным отношением к привязанности». Взрослый человек переносит свою стратегию адаптации к детской привязанности на свои текущие взаимоотношения. Он не видит «внутреннего моря» ни в самом себе, ни в других людях. Исследования пока- зывают, что дети с избегающей привязанностью более склонны к развитию
пренебрегающей привязанности в зрелом возрасте.
Они ведут эмоционально отстраненную жизнь, пренебрежитель- но относятся к важности отношений, часто избегают близости и отвергают попытки установить контакт на более глубоком или осмысленном уровне. Они могут стать невероятно успешными людьми в отдельных областях своей жизни — возможно, даже окажутся превосходными собеседниками и ораторами. Но из- за своего страха перед близостью они пренебрегают важностью серьезных отношений и таким образом живут без глубоких внутренних связей. Внешне они могут вести себя так, словно их стремление к близости отсутствует, а способности никак не задействованы, но это лишь стратегия для поддержания физи- ологических функций. Понятие «мы» не прижилось в детстве, поэтому одинокая жизнь может быть полезным приспособлени- ем к отсутствию близости на самом раннем жизненном этапе.
В результате их партнеры тоже часто испытывают одиночество и эмоциональную отчужденность, а дети с высокой вероятно- стью обречены на такое же отношение к окружающему миру.
Таким образом, пренебрегающий родительский подход к воспи- танию сильно отличается от подхода с надежной и свободной привязанностью.
Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
64
Вспомним классическую шутку «тук-тук, хнык-хнык». За- ключительная реплика отлично передает модель пренебрега- ющей привязанности у отца ребенка.
ОТЕЦ:
Тук-тук.
РЕБЕНОК:
Кто там?
ОТЕЦ:
Хнык-хнык.
РЕБЕНОК:
Хнык-хнык?
ОТЕЦ:
Перестань хныкать.
Этот пренебрежительный ответ происходит от личного жиз- ненного опыта отца, чьи эмоциональные потребности никогда не воспринимались и не оценивались должным образом. По контрасту, когда родители реагируют чутко и заботливо, ответ выглядит совсем иначе.
ОТЕЦ:
Тук-тук.
РЕБЕНОК:
Кто там?
ОТЕЦ:
Хнык-хнык.
РЕБЕНОК:
Хнык-хнык?
ОТЕЦ:
Ох, ты плачешь? Расскажи, что случилось.
Во втором диалоге игра слов выглядит не так убедительно, но демонстрация любви и внимания убедительнее любых слов.
МОДЕЛЬ ДЕТСКОЙ
ПРИВЯЗАННОСТИ
ТЕНДЕНЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
ПРЕДПОСЫЛКИ,
УСВОЕННЫЕ В ДЕТСТВЕ
Надежная
Модель надежной привязанности: чуткость и отзывчивость на детскую потребность в близости; способность читать детские намеки и предска- зуемо удовлетворять потребности ребенка. Родитель надежно «присут- ствует» в жизни ребенка.
Мои родители не идеальны, но я знаю, что я в безопасности. Если мне что-то нужно, они быстро и чут- ко отреагируют на это. Я могу верить, что другие люди будут делать то же самое. Мой внутренний опыт реален и достоин проявления и уважения.
П
ОЧЕМУ
ОДНИ
РОДИТЕЛИ
БЛИЗКИ
С
ДЕТЬМИ
,
А
ДРУГИЕ
НЕТ
? 65
МОДЕЛЬ ДЕТСКОЙ
ПРИВЯЗАННОСТИ
ТЕНДЕНЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
ПРЕДПОСЫЛКИ,
УСВОЕННЫЕ В ДЕТСТВЕ
Ненадежная: избегающая
Модель пренебрежительной привя- занности: безразличие к потребно- стям ребенка; отсутствие чуткости к его эмоциональным сигналам.
Мой отец/мать может часто нахо- диться рядом, но его не заботит, что мне нужно или что я чувствую, поэтому я учусь игнорировать мои эмоции и избегаю говорить о своих потребностях.
Ненадежная: амбивалентная
Ненадежная: дезорганизо- ванная
Амбивалентная и озабоченная привязанность
Второй из трех типов ненадежной привязанности — амбива- лентная привязанность. У взрослых людей она приводит к дру- гому ряду проблем в отношениях с детьми. Дети с избегающей привязанностью, которых мы только что обсуждали, обычно становятся отчужденными от других и от собственного вну- треннего мира взрослыми людьми, они избегают проявления эмоций и формируют пренебрегающую модель привязанности.
Для них это лишь способ выживания. Такая стратегия отча- сти минимизирует привязанность через нервную реакцию от- ступления к левому полушарию мозга, где доминирует логика и лингвистика.
Дети с
амбивалентной привязанностью становятся взро- слыми людьми, живущими в атмосфере хаоса, тревоги и не- уверенности. Вместо эмоциональной пустыни их реакция на жизненные пертурбации часто похожа на эмоциональный по- топ. Бурный опыт восприятия достался им от родителей, кото- рые иногда демонстрировали близкое присутствие в их жизни, а иногда не делали этого. Такое «перемежающееся подкрепле-