Файл: Уголовная ответственность за убийство (ст. 105 Ук рф).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для квалификации не имеет значения, совершено ли убийство из мести в связи с осуществлением служебной деятельности или исполнением общественного долга либо для предотвращения такой деятельности потерпевшего в настоящий момент или в будущем. Практика не признает наличие данного квалифицирующего признака, если убийство совершается из мести за нарушение (или ненадлежащее исполнение) лицом своих служебных обязанностей, поскольку в этих случаях не происходит узурпации указанного дополнительного объекта, т. сказать, что нет никаких препятствий для нормальной служебной деятельности потерпевшего.

Убийство несовершеннолетнего или иного лица, заведомо беззащитного для виновного, а также сопряженное с похищением человека (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ) является квалифицирующим признаком, сочетающим в себе два отягчающих ответственность обстоятельства. : первое характеризует потерпевшего, а второе особенность образа действия.

Убийством лица, находящегося в беззащитном состоянии, является «причинение смерти потерпевшему, неспособному в силу своего физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному» (п. 7 Постановления Пленума Вооруженных Сил РФ). Российской Федерации от 27 января 1999 г. N 1).

Возрастающая опасность этого вида убийства связана с особой заботой о защите каждого человека, который не в состоянии защитить себя или уклониться от вторжений в свою жизнь. Такое преступление объективно более опасно, так как достижение преступного результата облегчается при беззащитности потерпевшего. Такое преступление более опасно и с субъективной стороны, так как знание того, что потерпевший в момент нападения находится в беззащитном состоянии (не случайно в законе говорится об знании), способствует формированию преступного умысла и его может даже сыграть провокационную роль. Преступнику легче решиться на убийство, когда он уверен, что жертва не сможет дать отпор13.

Среди обстоятельств, характеризующих беспомощность жертвы, в ст.105 УК конкретно названо только убийство малолетнего. Уголовный кодекс не устанавливает границ понятия "малолетний". Однако в силу правовой традиции, с учетом прежнего законодательства, малолетним принято считать лицо, не достигшее 14-летнего возраста.

Понятие «иное лицо, находящееся в беззащитном состоянии» встречается в п. 7 вышеупомянутого Постановления Пленума, где помимо общего определения (данного ранее) приводится также примерный перечень указанных потерпевших: «Люди в
состоянии А К беспомощности можно отнести, в частности, тяжелобольных и пожилых людей, детей раннего возраста, людей, страдающих психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее. Выражение «могут быть отнесены, в частности» говорит о том, что этот перечень нельзя считать исчерпывающим, а некоторые признаки (тяжелое заболевание, преклонный возраст) следует оценивать в конкретном случае, указывают ли они на беззащитность человека. Потерпевший может быть беззащитным в силу физического или психического состояния не все время, а именно в момент совершения преступления (обморок, глубокий сон и т.п.). Бывают ситуации, когда потерпевший не может защитить себя и активно сопротивляться обидчику, так как из-за сильного опьянения не воспринимает происходящее. Судебная практика показала колебания в этом вопросе. В последнее время, учитывая наметившуюся тенденцию к либерализации уголовных наказаний, суды избегают применения пункта «в» части 2 статьи 105 УК РФ в таких случаях, если не было иных квалифицирующих обстоятельств (убийство двух и более люди, особая жестокость, вообще опасный метод).

Беззащитное состояние потерпевшего является одним из оценочных признаков. Какова бы ни была причина беззащитного состояния, она должна быть предметом судебного разбирательства. Особенно это касается возраста. Ни молодость, ни старость сами по себе не исключают, что потерпевший не является беззащитным, если он, например, хорошо вооружен и умело обращается с оружием, причем старость, в отличие от несовершеннолетней, не имеет четкой правовой границы. При одинаковом количестве прожитых лет один человек становится беззащитным в силу возраста, а другой нет. Очевидно, это факт. То же самое можно сказать и о болезни, которая не всегда тождественна состоянию беспомощности.

Убийство с особой жестокостью (п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ) — один из наиболее распространенных видов квалифицированного убийства. Верховный Суд РФ неоднократно характеризовал признак особой жестокости, в том числе в Постановлении № 1 от 27 января 1999 г.

С учетом сложившейся судебной практики убийство может быть признано особо жестоким:

а) когда до лишения жизни или в процессе совершения убийства применялись истязания, издевательства над потерпевшим или совершено издевательство над потерпевшим. Если пытки применялись для получения информации от потерпевшего, возможно также причинение смерти с косвенным умыслом;



б) когда убийство совершено заведомо виновному способом, связанным с причинением потерпевшему особых страданий: с нанесением большого количества телесных повреждений, с применением болезненно действующего яда, кислоты или других агрессивных веществ, с причинением смерти путем применения огня, электрического тока током, закапывание заживо, утопление или отсроченное удушье, причинение смерти путем лишения пищи или воды и т. п.;

в) при совершении убийства в присутствии близких потерпевшему лиц, если виновный сознавал, что своими действиями причиняет особые душевные страдания присутствующим;

г) когда в целях продления страданий потерпевшего виновный препятствует оказанию помощи умирающему.

Ранее признаком особой жестокости признавалось глумление над трупом, но в последние годы от этого отказались, поскольку данные действия совершаются после совершенного убийства. Однако в тех случаях, когда виновный в силу своего возбужденного состояния или других обстоятельств не осознал момент наступления смерти, глумление над трупом выступает как глумление над жертвой (волочение на аркане, отсечение ушей, скальпирование) и может быть квалифицировано по п. "д" ч. 2 ст.105 УК.

Таким образом, из всех предыдущих признаков основное значение для квалификации нарушения ст. 105 УК РФ имеет установление способа действия, как признак объективной части. Например, отнесение к категории особой жестокости при убийстве или его совершении способом, опасным для жизни многих людей, влечет за собой квалификацию соответственно по разделам. «д» и «е» ст. 105 УК РФ и исключает применение другой статьи УК РФ. Иные признаки не являются обязательными для квалификации, но суд может их учесть при постановлении приговора.

С субъективной стороны убийство относится к числу преступлений, которые могут быть совершены только умышленно, как с прямым, так и с косвенным умыслом. Это означает, что лицо осознавало, что его действие (или бездействие) может привести к смерти потерпевшего, сознательно желало или допустило это, либо было безразлично к такому последствию. Обязательными признаками субъективной стороны убийства являются мотив и цель преступления. Это потому, что рейтинг убийства зависит от его содержания.

Для квалификации убийства в подпункте "ж" части 2 статьи 105 Уголовного кодекса необходимо указать понятие группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и организованной группы (статья 35 Уголовного кодекса). Ранее в п. «н» ст. 102 УК РСФСР речь шла только об убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору. Представляется обоснованным распространение повышенной ответственности за убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, на все виды групп, в том числе на группу без предварительного сговора. При совершении убийства, как и любого другого насильственного преступления, совместные усилия нескольких лиц, даже при отсутствии предварительного сговора, способствуют достижению преступного результата, затрудняя потерпевшему сопротивление или уклонение от посягательства. Это делает любое групповое преступление объективно более опасным.


В групповом преступлении участвуют не менее двух соисполнителей (см. ч. 1 ст. 35 УК РФ). Поэтому в случаях, когда виновный в убийстве был один, действия подстрекателей и пособников нельзя квалифицировать по пункту «ж» части 2 статьи 105 УК РФ. Виновным в убийстве может быть признано лицо, не только намеревавшееся совершить убийство, но и непосредственно участвовавшее в лишении потерпевшего жизни. Действия лица, лишь содействовавшего совершившему (или совершившим) убийство в осуществлении преступного замысла, давшему совет о способе, времени или месте убийства либо иным образом создавшему условия, способствующие совершению убийства. считать соучастником убийства. Сокрытие не обещанного заранее убийства (включая помощь в сокрытии тела) не является пособничеством и подстрекательством. Такие действия квалифицируются по ст. 316 УК РФ.

Совместное действие не исключает распределения ролей между участниками. Важно установить, что при единстве замысла, места и времени действия каждое из них осуществляет либо полностью объективную сторону убийства, либо отдельные его элементы. Установление конкретной роли каждого из соучастников группового убийства имеет большое значение, поскольку согласно ч. 1 ст. 34 УК РФ ответственность соучастников определяется характером и объемом фактического участия каждого из них в совершении преступления14.

Убийство по мотиву кровной мести предусмотрено п. "е.1" ч. 2 ст.105 УК. Обычай кровной мести, сохранившийся в отдельных регионах РФ, состоит в том, что в случае убийства или причинения вреда здоровью, или оскорбления какого-либо лица потерпевший либо его родственники обязаны отомстить обидчику, лишив его жизни. Со своей стороны, родственники новой жертвы тоже считают себя обязанными выполнить обычай кровной мести ("кровь за кровь"). Этот процесс может длиться долго, приводя к гибели многих людей.

Следующий признак - из корыстных побуждений или по найму (п. "з" ч. 2 ст.105 УК).

Имевшийся и в прежнем Кодексе квалифицирующий признак убийства "из корыстных побуждений" конкретизирован путем указания на убийство "по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом". Ранее данные виды убийства также рассматривались как разновидности корыстного убийства.


В п. 11 Постановления Пленума Вооруженных Сил Российской Федерации от 27 января 1999 г. N 1 указано: «В качестве заказного убийства необходимо квалифицировать убийство, совершенное путем получения материальных или иное вознаграждение за участие лица, совершившего преступление. Лица, организовавшие убийство за вознаграждение, подстрекавшие к его совершению или содействовавшие совершению такого убийства, несут ответственность по соответствующей части статьи 33 и пункту «з» части 2 статьи 105 УК РФ».

Заказное убийство часто называют «заказным», хотя в законе этот термин не используется, как и термины «заказчик», «посредник». «Клиент» играет роль организатора убийства. Но «посредник» также является организатором; лицо, которое в соответствии с полученным приказом подбирает исполнителей, разрабатывает план убийства и осуществляет другие организационные мероприятия. Надбавка за заказное убийство обусловлена ​​увеличением количества этого вида убийства и его профессионализацией. Кроме того, в психологии наемных убийц, согласно последним исследованиям, не всегда решающими являются корыстные мотивы.

Наличие корыстных мотивов определяется тем, что убийца преследовал цель получения положительных материальных благ (денег, иного имущества или права на их получение, права пользования жилой площадью и т.п.), либо избавления от материальных расходов (погашение долга, уплата алиментов, исполнение иных имущественных обязательств и др.). Таким образом, убийство водителя автомобиля пассажиром с целью уклонения от проезда было признано совершенным из корыстных побуждений.

Корыстный мотив учитывается, если он возник до убийства, а не после. Поскольку квалифицируется именно мотив, фактическое извлечение материальных благ не требуется. Если автор преследовал другие личные выгоды неимущественного характера, этот определитель не может быть вменен.

Убийство на почве ненависти или политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной вражды либо на почве ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. "м" ч. 2 ст. 105 УК). В отличие от подпункта «м» ст. 102 УК РСФСР здесь говорится об убийстве не «по признаку», а именно по причинам, перечисленным в тексте. Следовательно, для применения подпункта «л» части 2 статьи 105 УК РФ необходимо установить уважительную причину. Мотив может быть обусловлен ненавистью потерпевшего как представителя определенной национальности