Файл: Организация работы участка по ремонту пневматических контакторов.docx
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Электропневматические контакторы применяют в силовых цепях, так как при электропневматическом приводе легче и дешевле, чем при электромагнитном, обеспечить при токах 350—500 А требуемое нажатие контактов 130—600 Н (13—60 кгс). Электромагнитные контакторы применяют для включения и отключения вспомогательных цепей, их преимущества — простота монтажа и эксплуатации, так как отпадает необходимость в сложном пневматическом оборудовании, что позволяет включать машины и печи отопления при отсутствии сжатого воздуха в пневматической системе э.п.с.
1.1 Назначение и технические данные
Контакторы электропневматические (ПК-14—ПК-19; ПК-21 - ПК-26; ПК-31 - ПК-36; ПК-41-ПК-46) предназначены для замыкания и размыкания силовых цепей электровоза под током. Конструкция контакторов всех типов аналогична. Различаются они наличием или отсутствием системы дугогашения, конструктивным исполнением дугогасительных камер, блокировок и включающих вентилей.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Номинальное напряжение силовой цепи………………………………3000В
Номинальное напряжение цепи управления………………………..50 В
ПК-21 - ПК-26, ПК-31-ПК-36, ПК-41 - ПК-46, ПК-053Т………..500 А
ПК14 – ПК19 ……………………………………………………………………………..350 А
Разрыв контактов…………………………………………………………………24—27мм
Провал контактов ………………………………………………………………10—12 мм
Начальное нажатие, контактов ……………………………………….3,5—5 кгс
Конечное нажатие контактов, не менее…………………………..27 кгс
Нажатие блокировочных пальцев ……………………………………1,5—2,5кгс
Номинальное давление сжатого воздуха…………………………5 кгс/см2
Наименьшее давление сжатого воздуха для нормальной работы ПК …………………………………………………………………………………….. 3,5 кгс/см2
Начальное давление сжатого воздуха для проверки пневматического привода на герметичность………………. 6,75 кгс/см2
Суммарный вертикальный люфт шарнирных соединений,приведенных к подвижному контакту
не более……………………………………………………………………………….1,5мм
Напряжение переменного тока частотой………………………….50 Гц
для испытания изоляции в течение 1 мин:
силовой цепи ………………………………………………………………………9500 В
цепи управления………………………………………………………………..1500 В
Масса контакторов:
ПК-14 —ПК-19……………………………………………………………….12,5—14,3 кг
ПК-21 —. ПК-26……………………………………………………………..25—28 кг
ПК-31—ПК-36…………………………………………………………………28—31 кг
Т1М1 —-ПК-46……………………………………………………………….31—38 кг
ПК-053Т………………………………………………………………………….11 кг
Все включения, переключения и отключения в силовой цепи при пуске, разгоне и торможении, а также подключения и отключения шунтирующих резисторов при ослаблении возбуждения тяговых двигателей на электровозах осуществляют электропневматическими контакторами. В нормальных условиях работы при последовательном соединении двух контакторов на один из них приходится половина мощности разрываемой дуги, при трех — одна треть и т. д. Однако равномерное распределение мощности между контакторами наблюдается лишь при одновременном выключении последовательно соединенных контакторов; незначительная разность во времени при выключении контакторов создает большую разницу в разрываемой мощности. Электропневматический контактор состоит: из изолированного металлического стержня (рисунок 1.1.1, а), на котором закреплены кронштейн (2) подвижного контакта с рычагом (3), притирающей пружиной (13), гибким шунтом (14), кронштейн( 5) неподвижного контакта с сердечником(6) дугогасительной катушки (7), хомутов( 9) для крепления контактора к раме, дугогасительной камеры (10 )с дугогасительными рогами (8 и 11) Привод контактора состоит из цилиндра (16), штока (17), поршня (19) с уплотнительной резиновой манжетой, выключающей пружины (20) и электромагнитного вентиля, с помощью которого дистанционно управляют контактором. Корпус(31) вентиля открытого исполнения прикрепляют к соответствующему аппарату. Корпус имеет следующие отверстия, ведущие: Р — к резервуару сжатого воздуха, Ц — к цилиндру аппарата и А — к атмосфере. Отверстие А снабжено нарезкой, в которую ввертывается специальный винт. Этим винтом можно регулировать размеры выпускного канала. Корпус жестко соединен с сердечником (29), на котором помещена катушка (23). Магнитопровод вентиля состоит из ярма (24), якоря (25) и сердечника ( 29). Якорь имеет плоскую форму; один его край опирается на верхнюю заостренную грань ярма (24), а другой -на ствол выпускного клапана (22). Якорь имеет возможность несколько качаться относительно острой грани ярма. Сердечник и якорь защищены от грязи крышкой ( 28), в которую вмонтирована кнопка( 26) для ручного включения вентиля. Внутри корпуса (31) запрессована бронзовая втулка (седло) с двумя притирочными поверхностями для двух клапанов вентиля. Один из них — впускной клапан (21) — расположен под седлом; он отжимается кверху бронзовой пружиной (32) так, что его притирочная поверхность, прижимаясь к нижней поверхности седла, разобщает верхнюю часть корпуса и резервуар сжатого воздуха. Пружину и впускной клапан предохраняет от выпадания из корпуса нижняя пробка ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ При возбуждении катушки якорь под воздействием магнитного потока повернется относительно острой грани ярма и нажмет на ствол выпускного клапана. Последний притирочной поверхностью прижмется к седлу и разъединит цилиндр привода и отверстие А. Одновременно с этим выпускной клапан (22) надавит на ствол впускного (21), преодолеет сопротивление пружины ( 32) и сжатый воздух поступит через отверстие Р в пространство между притирочными поверхностями впускного клапана и седла, отверстие Ц в цилиндр привода (16) аппарата. Когда прекратится питание катушки, пружина (32), преодолев массу обоих клапанов и якоря, отожмет их кверху, вследствие чего поступление сжатого воздуха в цилиндр аппарата прекратится. Отверстие Ц соединится с отверстием А, и сжатый воздух из цилиндра (16) через канал (18) выйдет в атмосферу. В сердечнике (29) вентиля имеются две медные шпильки (27), предотвращающие прилипание к нему якоря под действием остаточного магнетизма. Контакторы типов ПК-14 — ПК-19(рисунок1.1.2), ПК-21 — ПК-26 (рисунок 1.1.3), ПК-63, ПК-96 по конструкции аналогичны; различаются они лишь наличием системы дугогашения, дугогасительными камерами (трехщелевые 10, лабиринтно-щелевые 41, однощелевые 36,(рис. 1.1.1, а, г и д.), блокировками, а контакторы ПК-63, ПК-96 — ПК-101,кроме разрывных контактов, имеют еще главные (силовые). Диаметр и ход поршня привода выбирают в зависимости от значения сил сопротивления, при заданном давлении сжатого воздуха и времени срабатывания привода. Для правильной работы привода необходимо, чтобы давление сжатого воздуха, при перемещении поршня было больше суммы сил сопротивления на величину, обеспечивающую необходимое ускорение привода. Натяжение выключающей пружины выбирают исходя из необходимого времени размыкания силовых контактов (обычно 0,03—0,06 с) с учетом инерции подвижных частей. Обычно принимают Q„ > (1,5 -ь 2,0) QT (где QT — сила трения поршня). При возбуждении катушки (23 ) вентиля сжатый воздух поступает в цилиндр и перемещает поршень, который, воздействуя на изоляционную тягу (15), приводит в действие подвижную систему контактора. При этом замыкаются силовые контакты (4 и 12) и переключаются блокировочные на рычаге (33). В контакторах с главными контактами (ПК-63, ПК-96 и др.) первыми замыкаются разрывные контакты (37 и 38) (рис. 1.1, г), а затем - главные (34 и 35). Размыкаются главные контакты раньше, чем разрывные. Через главные контакты проходит рабочий ток, и их выполняют с напайками из металлокерамики (обычно марки СОК-15) на основе серебра. На локомотиве ВЛ80С применяют контакторы с однощелевыми дугогасительными камерами (ПК-63 и др.). Ширина щели обычно равна 4 мм, на выходе ее размещена деионная решетка (39). Отдельные секции решетки шунтированы резисторами (40). Омическое сопротивление подбирают опытным путем так, чтобы дуга погасала вначале на шунтированных секциях решетки, а затем на нешунтированых. Такие дугогасительные камеры позволяют значительно снизить коммутационные перенапряжения. Дугогасительные катушки выполняют из шинной меди, намотанной на ребро. Все детали контакторов собирают на пластмассовых стержнях. Контакторы без дугогасительного устройства (рисунок.1.1.1., в) применяют в цепях ослабления возбуждения на низших позициях, где они замыкают небольшие секции шунтирующих резисторов. Кронштейны подвижных контактов укорочены. Для исключения возможности одновременной работы одной части тяговых двигателей с ослабленным возбуждением, а другой части - с полным возбуждением сжатый воздух подают в цилиндры контактов через один общий вентиль. Индивидуальные электропневматические контакторы выполняют на номинальное напряжение 1500, 3000 и максимальное 4000 В, длительный ток 500 и 1000 А при ширине контактов 25 мм, 350 А при ширине 20 мм, нажатие контактов, создаваемое пневматическим приводом,— 270—320 Н (27—32 кгс), нажатие, создаваемое притирающей пружиной,— начальное 40—50 Н (4—5 кгс) и конечное 130—150 Н (13—15 кгс). Раствор силовых контактов 21—24 мм у контакторов ПК-350В, ПК-306Ф и 24—27 мм у всех остальных, провал 9—12 мм. Рисунок 1.1.1 «Электропневматические контакторы» Рисунок 1.1.2 «Электропневматические контакторы ПК-14-19 » |
|
Р исунок 1.1.3 «Электропневматические контакторы ПК-21-26» |
-
Технология ремонта электропневматических контакторов
Основные неисправности и причины ремонта:
Основными причинами являются частые разрывы контактов, сопровождающихся возникновением между ними электрической дуги. Это приводит к выгоранию и оплавлению рабочих поверхностей контактов, обгоранию изоляции изоляционных стержней и изоляторов, стоек дугогасительных рогов, перегородок дугогасительных камер и к уменьшению толщины их стенок.
Обрываются жилы гибких шунтов и проводов, слабнут и ломаются пружины, нарушается работа пневматического привода и регулировка основных параметров контактора.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2
Производится внешний осмотр аппаратов. Проверяется отсутствие повреждений аппаратов, состояние контактов, блокировок крепежных деталей. Оплавленные контакты должны быть зачищены или заменены. Проверяется четкость работы аппаратов при подаче питания. Аппараты должны переключаться без задержки в промежуточном положении
ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-1 И ТР-2
Проверяется крепление аппаратов и их деталей, отсутствие трещин. Снимаются дугогасительные камеры. Аппараты очищаются от пыли, грязи и подгаров. Дугогасительные камеры осматриваются, проверяется прочность болтовых соединений, камеры очищаются от металлического налета и копоти.
Изношенные детали камер из асбоцемента разрешается ремонтировать с применением специальной смазки или вставок из термодугостойких материалов.
Проверяется состояние разъемных силовых и вспомогательных контактов. Обожженные, оплавленные или окислившиеся контактные поверхности контактов обрабатываются при помощи напильников с мелкой насечкой и шлифовальной шкуркой с сохранением профиля контактов. Мелкие оплавления деталей зачищаются с использованием стеклянного полотна, крупные - при помощи личного напильника. Толщина, раствор, провал, смещение и нажатие силовых и вспомогательных контактов должны соответствовать техническим требованиям чертежей и нормам допусков и износов. Проверяется четкость срабатывания, отсутствие заеданий в подвижных частях аппаратов и прочность их крепления.
ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-3
При текущем ремонте ТР-3 электропневматические контакторы полностью разбирают.
РАЗБОРКА ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОГО КОНТАКТОРА.
Снимаются: Металлический стержень, накладки дугогасительных контакторов, кронштейн, дугогасительный контакт неподвижный, главный контакт неподвижный, дугогасительная катушка, накладки главных контактов, кронштейн подвижного контакта, дугогасительный контакт, подвижный главный контакт ,подвижный рычаг, пневматический привод, изоляционная тяга, изоляционная тяга блокировки, электропневматический вентиль, электрическая блокировка, дугогасительная камера, гибкий шунт и валики.
Необходимое оборудование и приспособления: Стол верстак, набор ключей 10 - 17, отвёртка, плоскогубцы.
Контактор ставится на верстак для разборки. Слесарь снимает дугогасительную камеру, расшплинтовывает и выбивает валик, соединяющий изоляционную тягу с тягой блокировки. Далее расшплинтовывает и выбивает валик, соединяющий изоляционную тягу с пневматическим приводом, отворачивает болты, крепящие привод пневматический к изолированному стержню, снимает пневматический привод. Затем слесарь отворачивает болт крепления гибкого шунта и снимает его, отворачивает болты, крепящие подвижный контакт к изолированному стержню, снимает запорные шайбы, снимает подвижный контакт, отворачивает болты, крепящие контакт неподвижный к стержню изолированному, снимает запорные шайбы, снимает контакт неподвижный.
Далее слесарь производит разборку пневматического привода, очищает и протирает все детали контактора от загрязнения, копоти и складывает по группам для осмотра и ремонта. Осматривает болты, винты, шайбы, валики на наличие дефектов в резьбе, трещин, изломов, износов. Болты и винты с сорванной и забитой, с сорванными головками и шлицами, с трещинами - заменяются. Валики, втулки с трещинами, изломами, износами также подлежат замене, их разрешается вытачивать по чертежам завода – изготовителя.
Разрешается кронштейны подвижного и неподвижного контактов не снимать, если не требуется производить смену изоляции стержня изолированного, наплавочные работы у кронштейнов и перепайку контактных соединений.
ОСМОТР И РЕМОНТ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ПРИВОДА С РЕЗИНОВОЙ МАНЖЕТОЙ.