Файл: Формирование доказательственной базы при выявлении нарушений неправомерного возмещения ндс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
вопрос нужно сформулировать, например, с указанием должностных обязанностей конкретного
отдела, группы, подразделения и пр.).
2) Было ли сокращение штата в ……… году. Если да, то когда и с чем это связано?
3) Сколько составляет в среднем размер заработной платы сотрудников?
4) Назовите количество самозанятых, работающих на постоянной основе, укажите ФИО.
5) Назовите основные причины заключения договора с самозанятым? Опишите вид работ, услуг.
6) Дайте характеристику самозанятому. Как осуществлялся поиск самозанятого, почему Ваш
выбор остановился именно на этом физическом лице?
7) С какой периодичностью Вашей организацией привлекаются самозанятые для выполнения
(оказания услуг)?
8) Каким образом осуществляется контроль за выполнение работ (оказанием услуг), а также
проверка результатов?
9) Назовите место выполнения работ (оказания услуг) самозанятым?
10) Предоставляется ли самозанятым оборудование для выполнения работ (оказания услуг) или
самозанятые приобретают его самостоятельно?
11) Что из себя представляет результат выполнения работ (оказания услуг)?
12) Как происходит прием и передача результатов выполненных работ (оказанных услуг)?
13) Как формируется цена за выполненные работы (оказанные услуги)?
14) С какой периодичностью осуществляются выплаты в пользу самозанятых?
15) Нарушают ли самозанятые сроки выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные
договором?
16) Связаны ли Вы или Ваша компания с бывшими работодателями самозанятых?
17) Знаете ли Вы, где самозанятые раньше работали?
- Для привлеченной «технической» компании
1) Кем, в какой должности Вы работаете?
2) Работаете ли Вы по совместительству? Являетесь Вы учредителем или руководителем в
других организациях?
3) Когда Вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности? Кто назначил Вас на
эту должность – генеральный директор?
4) Кто был инициатором создания ООО «…..»? Кто предложил Вам создать ООО «…», для
каких целей?
5) Где и кем Вы работали до ООО «….»? Какое у Вас образование?
6) Что входит в Ваши должностные обязанности? Вы исполняли аналогичные обязанности
ранее или работа в ООО «…..» - это новые профессиональные навыки?
7) ООО «…..» находится по адресу регистрации? Сколько сотрудников находится по адресу
регистрации ООО «…..»? Есть ли там вывеска? Какой у Вас рабочий день по данному адресу?
8) Кто занимается поиском заказчиков (покупателей), с кем Вы согласовываете выбор, кто
принимает окончательное решение при выборе заказчика (покупателя)?
9) Кто в Вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?
10) Знакома ли Вам ООО «…..», знаком ли лично руководитель, при каких обстоятельствах, когда
Вы познакомились, знаете ли Вы какие-нибудь контакты (телефон, электронный адрес, адрес
регистрации) руководителя?
11) Вы подписывали договоры от имени ООО «….» со следующими контрагентами (указать
наименования)?


14
12) Кто от ООО «……» непосредственно занимался договором? Кто встречался с
должностными лицами или представителями ООО «……..»?
13) Ранее Ваша организация поставляла товар, выполняла работы или оказывала услуги для
данного заказчика (покупателя)?
14) Ваша организация своими силами осуществляла хозяйственные операции, связанные с
производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг? Если не своими силами, то
необходимо описание процесса производства (ТУ, СТО), какие работы, на каких объектах, в
каких объемах, кто был ответственным, как происходила согласование поставщиков
(субподрядчиков). Вы лично присутствовали при приемке товара, работ, какие документы
подписывали? Были ли претензии со стороны заказчика (покупателя)в отношении поставленного
товара, выполненных работ?
15) Как происходила оплата от заказчика (покупателя)? Обязательства по оплате по договору
полностью исполнены? Вам известно от кого и с какого расчетного счета поступала оплата?
16) Каким образом и на какие цели были израсходованы поступившие денежные средства от
ООО «……»?
17) Кто в Вашей организации занимается подбором покупателей, поставщиков, как происходит
поиск контрагентов, какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе
контрагентов?
18) Как Вы оцениваете «благонадежность», способность поставки товара, выполнения работ
или оказания услуг? Проверяете ли Вы контрагентов на общедоступных сайтах официальных
органов, какие документы Вы запрашиваете у контрагентов, а также информацию о том, не
привлекался ли руководитель к налоговой или административной ответственности.
19) Есть ли в Вашей организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор
того или иного контрагента? Укажите их.
20) Как обычно происходит общение с поставщиком (по почте, лично, через посредника),
хранится ли деловая переписка с контрагентами ?
21) Кто дает указание для подготовки проектов договоров, кто выступает инициатором
заключения договора с поставщиком?
22) На компьютере, какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля,
1С-Склад?Кто имеет доступ к данным базам/
23) Вы имеете доступ к расчетным счетам ООО «…..», Вы сами совершаете платежи? На
каком (чьем) компьютере установлен Банк-Клиент?
24) Кто в ООО «……» непосредственно ведет бухгалтерский и налоговый учет? Как Вы
выплачиваете заработную плату сотрудникам?
25) У Вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы
предпринимали в подобных случаях?
1.2.
ПРОВЕДЕНИЕ ОСМОТРА
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 92 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки на основе декларации по НДС, в том числе по НДС к уплате, при наличии рисков, предусмотренных ст. 88 НК РФ, должностное лицо налогового органа в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проведения проверки, вправе производить осмотр не только территорий, помещений проверяемого лица, но и документов и предметов, в том числе это право возможно использовать при непредставлении налогоплательщиком документов по проверке.


15
Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен положениями ст. 88 НК
РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность заявленных налоговых вычетов.
Также в соответствии с п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов:
1) при проведении выездной налоговой проверки;
2) при проведении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации в случаях, предусмотренных п. 8, п. 8.1. ст. 88 НК РФ;
3) при проверке в рамках налогового мониторинга налоговой декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению или при выявлении противоречий или несоответствий, указанных в п. 8.1 ст. 88 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 92 НК РФ осмотр документов и предметов в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 92 НК РФ, допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
В ходе проведения осмотра рекомендуется проводить видеозапись, в протоколе описать перечень осмотренных оригиналов документов (приложить копии), вручить повестки сотрудникам организации для явки в налоговый орган или допросить по адресу осмотра (с их согласия, прописав согласие в протоколе допроса).
Осмотр осуществляется только при предъявлении служебного удостоверения сотрудника налогового органа и постановления о проведении осмотра, подписанного инспектором, проводящим камеральную налоговую проверку, утвержденного начальником инспекции или заместителем начальника инспекции.
В обязательном порядке в осмотре участвуют:
1) сотрудник проверяющего налогового органа
2) понятые (п. 3 ст. 92 НК РФ)
Понятыми могут быть приглашены любые незаинтересованные лица в количестве не менее
2 человек (п. 2 ст. 98 НК РФ). Понятые должны подтвердить содержание и результаты осмотра, выявленные при этом факты (п. 5 ст. 98 НК РФ).
Налогоплательщик вправе участвовать при проведении осмотра лично или через своего представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ). Для производства осмотра могут приглашаться необходимые специалисты, сотрудники правоохранительных органов (п. 3 ст. 92, ст. 96 НК РФ).
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
При применении п. 2 ст. 93 НК РФ необходимо учитывать, что имеются ввиду документы, которые ранее были истребованы в рамках статей 93, 93.1 НК РФ.
Также рекомендовано перед осуществлением осмотра налогоплательщику необходимо направить уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Постановление и форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов утверждены приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.


16
Постановление должно соответствовать требованиям ст. 92 НК РФ, мотивировано и содержать, предусмотренные законом основания для проведения осмотра.
Протокол осмотра должен содержать ссылку на постановление и соответствовать требования ст. 99 НК РФ.
В рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля право налогового органа на проведение осмотра территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов законодательно не предусмотрено.
Воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию или в помещения налогоплательщика заключается в незаконном отказе в доступе должностному лицу налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, ст. 19.7.6 КоАП
РФ). В этом случае сотрудником налогового органа составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом или его представителем. На должностное лицо налогоплательщика будет наложен штраф в размере 10 тыс. руб.
Как указали высшие судьи осмотр персонального компьютера (установленного на нем программного обеспечения), предусмотренный статьей 92 НК РФ, как одно из действий, осуществляемых налоговым органом в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проводимой проверки, предполагает обнаружение, визуальное восприятие и непосредственное исследование материальных объектов, содержащих информацию. Поскольку информация может содержаться не только на бумажном носителе, но и быть представлена в электронно-цифровой форме, и содержатся в автоматизированной системе хранения данных, не отвечало бы целям его проведения, поскольку сам компьютер, как техническое устройство, не несет информации. Поэтому судьи пришли к выводу о правомерности действий налогового органа, касающихся осмотра программного обеспечения (определение ВС РФ от 17.07.2017
№ 302-КГ17-8315).
1   2   3   4   5   6   7   8

Пример. Обществооспорило в суде действия МИФНС по осмотру территории, помещений,
документов, предметов контрагентов Общества, которые производились в ходе мероприятий
налогового контроля.
Из взаимосвязанных положений п. 1 ст. 92 и пп. 2,6 п.1 ст. 31, п. 1 ст. 82 НКРФ следует
вывод, что при проведении выездной или камеральной налоговой проверки в отношении
конкретного налогоплательщика допускается осмотр тех территорий и помещений, которые
используются таким лицом для извлечения дохода (прибыли), либо связаны с содержанием
объектов налогообложения.
В рассматриваемом случае налоговым органом не доказано, что территория и имущество
контрагентов использовались Обществом в своей хозяйственной деятельности.
При этом суд указал, что согласно общему правилу доказывания (ч. 1 ст. 65 АПК РФ),
каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается
в обоснование своих доводов и возражений. То есть заявитель, ссылаясь на нарушение его прав
вследствие издания ненормативного акта, противоречащего закону, должен указать суду, в чем
конкретно выразились данные нарушения, и представить надлежащие доказательства наличия
этих нарушений и неблагоприятных последствий. При этом для вывода о наличии такого
нарушения прав недостаточно просто ссылки на то, что поскольку оспариваемый акт незаконен,
то тем самым нарушены права заявителя.

17
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые действия налогового
органа не повлекли нарушение прав и законных интересов Общества.
Осмотр проводился в отношении контрагентов Общества. На проведение осмотра было
получено согласие проверяемых лиц. Проведение осмотров и составление протоколов не повлекло
для Общества негативных последствий, что следует из содержания акта выездной налоговой
проверки.
Доказательств того, что в связи с проведенными осмотрами на Общество инспекцией были
возложены какие-либо дополнительные обязанности, либо Общество было лишено каких-то прав,
либо в отношении него были применены ограничения, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не установил нарушения прав Общества
действиями налогового органа. И поскольку доказательств того, что действия инспекции
нарушают права Общества, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные
препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, не
представлено, суд апелляционной инстанции отказал Обществу в удовлетворении его требований
(постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 по делу
№ А36-540/2020).
Пример. Поступила жалоба Общества на постановление МИФНС о проведении осмотра
территории, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая
проверка, а также жалоба на действия должностных лиц налогового органа, связанные с его
утверждением. Налогоплательщик просит признать постановление незаконным.
Организация является плательщиком налога на добавленную стоимость. До окончания
камеральной налоговой проверки декларации по НДС (к уплате) МИФНС вынесено постановление
о проведении осмотра территорий, помещений лица, документов и предметов.
По результатам рассмотрения жалобы установлено:
- постановление составлено не по форме, утвержденной приказом ФНС России от
07.11.2018 № ММВ-7-2/628@, при этом в постановлении приведена ссылка на приказ ФНС России
от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, который утратил силу (отменен) в связи с изданием приказа
ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@;
- в нарушение положений ст. 92 НК РФ, приказа ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-
2/628@ в постановлении не указаны ссылки на конкретные обстоятельства, предусмотренные п.
8 или 8.1 ст. 88 НК РФ, которые послужили основанием для проведения осмотра;
- из постановления следует, что местом проведения осмотра являются офисные,
производственные и складские помещения, расположенные по адресу «Ленинградская
область….», при этом какие-либо сведения идентифицирующие предметы и документы
(подлежащие осмотру), в постановлении не указаны;
- фактически осмотр проводился по другому адресу «г. Санкт-Петербург….», ссылка на
который в постановлении отсутствует;
- из содержания протокола осмотра следует, что в ходе его проведения осуществлен
осмотр документов (ТТН, путевые листы и иные документы, причастные к КНП), ссылки на
которые в постановлении отсутствуют.
Таким образом, в данном случае постановление МИФНС о проведении осмотра
территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая
проверка, документов и предметов в нарушение требований ст. 92 НК РФ надлежащим образом
не мотивировано, не содержит предусмотренных законом оснований для проведения осмотра,