ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Дефектологическое представление обучающегося для психолого-педагогического консилиума
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ
1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
1.4. Психолого-педагогическая характеристика
1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
1.6. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога
1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы
Содержание коррекционно-развивающей работы
2.3. Тематическое планирование
2.4. Календарно-тематическое планирование
Раздел 3. Организационный раздел
2.4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Задачи | Коррекционные задачи | Виды деятельности |
1 неделя | Обследование уровня развития психических процессов | ||||
2 неделя | Обследование уровня развития психических процессов | ||||
3 неделя | | Тема «Я - ребёнок» | Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. | Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда. | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. |
| Знакомство с клеткой, ее углами, сторонами. | Знакомство с прямыми линиями в разном расположении (горизонтальная, вертикальная, наклонная) и их сочетаниями. Развитие психических процессов, моторики, графо-моторных навыков. | Упражнение на отличие точки от маленького круга, объемной от плоской фигуры. | Рисование по клеточкам. | |
4 неделя | | Тема «Ребёнок в семье» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. | Развитие речевой коммуникации, психических процессов. | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Работа с предметными картинками («Времена года»). «Моя семья» |
| Знакомство с письменными принадлежностями. | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). Развитие психических процессов, моторики, графо-моторных навыков. | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка | Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются» | |
5 неделя | | Тема «Ребёнок в семье» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. | Развитие речевой коммуникации, психических процессов. | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Работа с предметными картинками («Времена года»). «Моя семья» |
| Сочетанные движений глаза и руки. | Развитие координации движений руки и глаза, моторики, графо-моторных навыков. | Развитие прослеживающей функции глаз, умения выполнять движения по инструкции педагога. | Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются». Завязывание шнурков, нанизывание бусин. | |
6 неделя | | Тема «Моя семья» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Побуждение детей к речевой коммуникации. Работа с индивидуальным наглядным материалом. | Развитие речевой коммуникации, психических процессов. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | Дидактические игры: «У меня в семье», «Я, мой, моя, мои», «Моя семья», «Выдели и разложи», «Семь сестрёнок». Подвижные игры. |
| Величина предмета. | Учить детей определять на ощупь величину предмета (большой — маленький — самый маленький). Побуждать к речевой коммуникации. | Развитие внимания, мышления, тактильно-двигательного восприятия. | Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Моя семья» | |
7 неделя | | Тема «Моя семья» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Побуждение детей к речевой коммуникации. Работа с индивидуальным наглядным материалом. | Развитие речевой коммуникации, психических процессов. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | Дидактические игры: «У меня в семье», «Я, мой, моя, мои», «Моя семья», «Выдели и разложи», «Семь сестрёнок». Подвижные игры. |
| Различение предметов по величине. | Упражнения в раскатывании из пластилина предметов разной величины. Побуждение к речевой коммуникации. Развитие умения действовать по инструкции педагога. | Развитие внимания, мышления, тактильно-двигательного восприятия. | Игры с крупной мозаикой. Лепка «Угощение» | |
8 неделя | | Тема «Ребёнок и его дом» | Формировать первоначальные представления о себе, о своём доме, о ближайшем социальном окружении. | Развитие речевой коммуникации, психических процессов. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | Работа с разрезными картинками. Дидактические игры: «Строим дом», «Парные слова», «Что внутри», «В домике». |
| Вербализация собственных ощущений. | Формирование ощущений от различных поз тела. Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра). | Развитие кинестетического и кинетического восприятия. Развитие психических процессов. | Дидактические игры «Море волнуется», «В домике». | |
9 неделя | | Текст «Ребёнок и его игрушки» | Уточнить имеющиеся у ребенка представления о своих игрушках. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Аудиальные и визуальные упражнения (с речевым сопровождением). | Звук А и буква Аа. «Рисуночное письмо». Развитие речевой коммуникации, психических процессов. | «Мячик» Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Работа с предметными картинками. |
| Имитация движений. | Учить детей выполнять движения и позы головы по показу дефектолога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. | Развитие кинестетического и кинетического восприятия. Развитие психических процессов. | Имитация движений (оркестр, повадки зверей). | |
10 неделя | | Тема «Ребёнок и его игрушки» | Уточнение имеющихся у ребенка представлений о своих игрушках. Выполнение аудиальных и визуальных упражнений (с речевым сопровождением). | Работа с предметными картинками. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Дидактическая игра «Таня и кукла». |
| Плоскостные геометрические фигуры. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | Звук А и буква Аа. «Рисуночное письмо». Развитие восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов. Развитие психических процессов. Побуждение к речевой коммуникации. | Дидактическая игра «Мячик». | |
11 неделя | | Текст «Ребёнок в школе» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Выполнение аудиальных и визуальных упражнений (с речевым сопровождением). | Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. | Дидактическая игра «Дружба». Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок. |
| Обозначение формы предмета словом. | Учить детей определять и выделять форму предмета. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | Звук О и буква Оо. «Рисуночное письмо». Развитие восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов. Развитие психических процессов. Побуждение к речевой коммуникации. | Дидактическая игра «Таня и кукла». | |
12 неделя | | Текст «Ребёнок в школе» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Выполнение аудиальных и визуальных упражнений (с речевым сопровождением). | Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. | Дидактическая игра «Дружба». Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок. |
| Группировка предметов и изображений. | Учить детей группировать предметы и их изображения по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) | Звук О и буква Оо. Развитие восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов. Развитие психических процессов. Побуждение к речевой коммуникации. | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | |
13 неделя | | Тема «Ребёнок в школе» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Выполнение аудиальных и визуальных упражнений (с речевым сопровождением). | Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. Альтернативное чтение. | Дидактическая игра «Колючий мяч». |
| Сравнение предметов. | Учить детей различать предметы по величине (большой — маленький), сравнивать два предмета по высоте и длине. | Звук У и буква Уу. Развитие восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов. Развитие психических процессов. Побуждение к речевой коммуникации. | Дидактическая игра «Колючий мяч». | |
14 неделя | | Тема «Ребёнок в мире цвета и звука» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Работа с предметными материалами Монтессори. | Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. | Дидактическая игра «Колючий мяч». |
| Ширина и толщина предметов. | Учить детей сравнивать два предмета по ширине и толщине, моделировать геометрические фигуры из со составляющих частей по образцу. | Звук У. и буква Уу. Развитие целостного восприятия, восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов. Развитие психических процессов. Побуждение к речевой коммуникации. | Дидактическая игра «Строим дом». | |
15 неделя | | Тема «Ребёнок в мире цвета и звука» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Работа с предметными материалами Монтессори. | Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. | Дидактическая игра «Колючий мяч». |
| Цвет предметов. | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) | Звук У. и букваУу. Развитие целостного восприятия, восприятия формы, величины, цвета, конструирование предметов. Развитие психических процессов. Побуждение к речевой коммуникации. | Дидактические игры «Назови цвет предмета», «Строим дом». | |
16 неделя | | Текст «Ребёнок в мире цвета и звука» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Развитие умения соотносить звук с соответствующей буквой. Работа с предметными материалами Монтессори. | Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевой коммуникации, психических процессов. | Дидактическая игра «Строим дом». |
| Обследование предметов из 2-3 деталей. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции дефектолога). | Звук М и буква Мм. «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей. | Дидактические игры «Сравни предметы», «Фруктовая ладошка», «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки). | |
17 неделя | | Тема «Ребёнок в мире цвета и звука» | Развитие интереса к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторение пройденных тем. Развитие умения «читать» телесные и мимические движения. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. | Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с материалами Монтессори. Развитие навыков коммуникации, психических процессов, пространственной ориентировки.. Прослушивание аудиозаписей неречевых звуков. | Дидактическая игра «Фруктовая ладошка». |
| Описание предметов. | Учить детей правильно воспринимать особые свойства предметов. Развитие у детей осязания, контрастных температурных ощущений: холодный — горячий). Учить детей обозначать словом свои наблюдения. | Звук М и буква Мм. «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие восприятия. | Дидактические игры «Сравни предметы», «Фруктовая ладошка», «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки). | |
18 неделя | | Текст «Ребёнок и мир животных» | Расширение знаний ребёнка о животном мире. Развитие пространственной ориентировки. Учить детей работать с вкладышами, изображениями животных. | Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. | Прослушивание аудиозаписей «Голоса животных». Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке». Дидактическая игра «Ёжик». |
| Вкус предметов. | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). | Звук С и буква Сс. «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие восприятия, психических процессов. | Дидактические игры: «Зерно для воробьёв», «Обведи пальчиком», «Определи по запаху». | |
19 неделя | | Тема «Ребёнок и мир животных» | Расширение знаний ребёнка о животном мире. Развитие пространственной ориентировки. Учить детей работать с вкладышами, изображениями животных. | Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. | Домашние птицы Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке». |
| Барические ощущения. | Развитие у детей барических ощущений (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). | Звук С и буква Сс. «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие восприятия, психических процессов. | Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести. Дидактическая игра «Моя лошадка». | |
20 неделя | | Тема «Ребёнок и мир животных и птиц» | Развитие знаний ребёнка о мире животных и птиц. Развитие пространственной ориентировки. Формирование навыка дифференциации домашних и диких животных. Прослушивание аудиозаписей «Голоса животных». Рассматривание предметных картинок, макетов птиц. | Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с вкладышами, изображениями животных и птиц. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. | Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке». Дидактические игры: «Сороки-вороны», «Курочка и цыплятки», «Моя лошадка», «Зерно для воробьёв», «Обведи пальчиком». |
| Звуки окружающей среды. | Учить детей выделять и различать звуки окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). | Звук и буква Хх. «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие зрительного и слухового восприятия, психических процессов. | Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угости друга», «Разложи фрукты», «Узнай на слух». | |
21 неделя | | Тема «Ребёнок и мир растений» | Развивать интерес детей к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Рассматривание предметных картинок с изображением лесных ягод. | Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с разрезными и предметными картинками. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. | Рассматривание предметных картинок с изображением лесных ягод, фруктов (форма, цвет, вкус). Дидактическая игра «Бабушкино лукошко», «Засолка капусты», «Волшебный мешочек», «Угости друга», «Разложи фрукты», «Рисуем пальчиками на песке». |
| Звуки окружающей среды. | Учить детей различать музыкальные звуки и звуки окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений. | Звук Х и буква Хх. «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие зрительного и слухового восприятия, психических процессов. | Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угости друга», «Разложи фрукты». | |
22 неделя | | Тема «Ребёнок в семье. Я и мама» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). | Звук М и буква Мм. Развитие речевых навыков. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Подвижные игры. Работа с индивидуальным наглядным материалом. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. | Рисуем пальчиками на песке маму. Дидактические игры: «У меня в семье», «Я, мой, моя, мои», «Моя семья», «Выдели и разложи». |
| Ориентировка в пространстве. | Продолжать закреплять у детей умение ориентироваться на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). Развитие умения двигаться в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.) Развитие умения ориентироваться в помещении (классная комната), определять местоположение предметов в помещении. | Звук М и буква Мм. «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, зрительного и слухового восприятия, психических процессов. | Работа с индивидуальным наглядным материалом. | |
23 неделя | | Текст «Ребёнок и машины» | Продолжать закреплять у детей понятия о машинах и об их роли в жизни людей. Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. | Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие пространственно-временной ориентировки. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. | Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке», «Рисуем пальчиками на песке машину». Подвижные игры: «Хоровод», «Транспорт». Дидактические игры: «В гости на машине», «Закончи предложения». Дидактическая игра «Найди –покажи – назови», «У кого картинка?». |
| Дифференцировка звуков. | Учить дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен). Учить характеризовать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). | «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие слухового восприятия, памяти, психических процессов. | Дидактическая игра «Узнай по звуку». | |
24 неделя | | Тема «Ребёнок и машины» | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей | Звук М и буква Мм. | Рисуем пальчиками на песке машину |
| Линейный ряд. | Учить детей ориентироваться в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.) и на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона). Учить составлять на листе бумаги комбинации из полосок, плоскостных геометрических фигур, располагать предметов на листе бумаги. | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, зрительного и слухового восприятия, психических процессов. | Работа с индивидуальным наглядным материалом. Дидактическая игра «Расположи верно». | |
25 неделя | | Тема «Ребёнок и явления природы» | Вызывать у детей интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Рассматривание с детьми картинок по теме «Времена года». Рассматривание предметных картинок, макетов птиц. | Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие пространственно-временной ориентировки. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. | Дидактические игры: «Сороки-вороны», Дидактические игры: «Курочка и цыплятки», «Зерно для воробьёв», «Обведи пальчиком». |
| Сутки | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Последовательность событий (смена времени суток). | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов. | Упражнения на графической модели «Сутки». | |
26 неделя | | Тема «Ребёнок и эмоции» | Знакомство детей с эмоциями, эмоциональным состоянием человека: смех, плач, грусть, радость и т.д. | Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие речевых навыков, навыков коммуникации, психических процессов. | Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Сделай так же», «Собери по образцу», «Угадай эмоцию». |
| Сутки. | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Последовательность событий (смена времени суток). | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов. | Упражнения на графической модели «Сутки». | |
27 неделя | | Тема «Ребёнок и техника» | Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. | Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Пространственно-временные ориентировки. Дыхательная гимнастика. | Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. Рассматривание предметных картинок. Развивающая игра «Профессии». |
| Последовательность событий. | Закрепить у детей умения использовать понятия «сегодня», «завтра», «вчера» по назначению. | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов. | Дидактическая игра «Угадай, когда произошло событие?». | |
28 неделя | | Тема «Ребёнок и мир домашних животных» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений). | Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Пространственная ориентировка. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. | Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Угости гостей». Работа с предметными картинками, рассматривание животных. |
| Неделя. | Закрепить у детей умения использовать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «неделя», «семь суток» по назначению. Порядок дней недели. | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов. | Дидактическая игра «Угадай, когда произошло событие?». | |
29 неделя | | Тема «Ребёнок и мир диких животных» | Вызывать у детей интерес к разнообразию окружающего мира (мира диких животных). | Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Развитие пространственной ориентировки. Развитие речевых навыков. Развитие навыков коммуникации, психических процессов. | Дидактические игры: «Кто откуда», «Гуляем в лесу», «Длинный и короткий». «Рисуем пальчиками на песке». Работа с разрезными и предметными картинками. |
| Порядок дней недели. | Закрепить у детей умения использовать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «неделя», «семь суток» по назначению. Порядок дней недели. | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. «Чтение» телесных и мимических движений. Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов. | Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Какой день по счёту?» | |
30 неделя | | Тема «Ребёнок и мир вокруг нас» | Закрепить представления детей об окружающем их мире. Развитие пространственно-временной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Волшебное зеркальце». | | |
| Последовательность временных событий. | Закрепление знаний детей о таких временных понятиях как «сутки», «вчера», «сегодня», «завтра». | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов. | Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Какой день по счёту?», «Угадай, когда произошло событие?». | |
31 неделя | | Тема «Ребёнок и мир вокруг нас» | Закрепить представления детей об окружающем их мире. Развитие пространственно-временной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Волшебное зеркальце». | | |
| Последовательность временных событий. | Закрепление знаний детей о таких временных понятиях как «неделя», «семь дней». | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие ориентировки в пространстве, временных понятий, зрительного и слухового восприятия, психических процессов. | Индивидуальные задания по коррекции полученных знаний. | |
32 неделя | | Обследование уровня развития психических процессов | |||
| Обследование уровня развития психических процессов | ||||
33 неделя | | Обследование уровня развития психических процессов | |||
| Обследование уровня развития психических процессов |
Раздел 3. Организационный раздел
3.1. Мониторинг динамики развития обучающегося с ОВЗ
Мониторинг определения развития умений и навыков обучающегося с ОВЗ
Середина учебного года
Критерии диагностических показателей | |||||
I. Уровень развития двигательных функций | |||||
Динамический праксис | Реципрокная функция (тонус, характер движения рук) | Графическая проба | Выполнение заданной программы | Общий показатель по критерию | |
II. Уровень развития слухомоторных координаций | |||||
Воспроизведение ритма | Умение повторять 1-2 ритмические структуры | Умение повторять 3-4 ритмические структуры | Умение повторять 5-6 ритмических структур | Общий показатель по критерию | |
III. Уровень развития зрительного гнозиса | |||||
Узнавание изображения | Наложенные изображения | Перечёркнутые изображения | Незаконченные изображения | Общий показатель по критерию | |
IV. Уровень развития речевых функций | |||||
Понимание слов, сходных по звучанию | Понимание логико-грамматических конструкций | Завершение фразы | Пересказ текста | Общий показатель по критерию | |
V. Уровень развития памяти | |||||
Запоминание 1-2 слов | Запоминание 3-4 слов | Запоминание 5-6 слов | Запоминание 8-10 слов | Общий показатель по критерию | |
VI. Уровень развития мыслительных операций | |||||
Последовательность событий (две картинки, что сначала-что потом) | Раскладывание серии из 2-4 картинок, рассказ по серии картин | «Четвёртый лишний», исключение предметов | Конструирование | Общий показатель по критерию | |
VII. Уровень развития внимания | |||||
Устойчивость внимания | Объём внимания | Способность к переключению | Концентрация внимания | Общий показатель по критерию | |
Итоговый показатель | |
Конец учебного года
Критерии диагностических показателей | |||||
I. Уровень развития двигательных функций | |||||
Динамический праксис | Реципрокная функция (тонус, характер движения рук) | Графическая проба | Выполнение заданной программы | Общий показатель по критерию | |
II. Уровень развития слухомоторных координаций | |||||
Воспроизведение ритма | Умение повторять 1-2 ритмические структуры | Умение повторять 3-4 ритмические структуры | Умение повторять 5-6 ритмических структур | Общий показатель по критерию | |
III. Уровень развития зрительного гнозиса | |||||
Узнавание изображения | Наложенные изображения | Перечёркнутые изображения | Незаконченные изображения | Общий показатель по критерию | |
IV. Уровень развития речевых функций | |||||
Понимание слов, сходных по звучанию | Понимание логико-грамматических конструкций | Завершение фразы | Пересказ текста | Общий показатель по критерию | |
V. Уровень развития памяти | |||||
Запоминание 1-2 слов | Запоминание 3-4 слов | Запоминание 5-6 слов | Запоминание 8-10 слов | Общий показатель по критерию | |
VI. Уровень развития мыслительных операций | |||||
Последовательность событий (две картинки, что сначала-что потом) | Раскладывание серии из 2-4 картинок, рассказ по серии картин | «Четвёртый лишний», исключение предметов | Конструирование | Общий показатель по критерию | |
VII. Уровень развития внимания | |||||
Устойчивость внимания | Объём внимания | Способность к переключению | Концентрация внимания | Общий показатель по критерию | |
Итоговый показатель | |
Сводная таблица уровня сформированности и динамики развития обучающегося за учебный год
Результаты диагностического обследования | ||
Стартовый мониторинг (начало учебного года) Сентябрь | Промежуточный мониторинг (середина учебного года) Январь | Итоговый мониторинг (конец учебного года) Май |
Итоговый показатель уровня развития и сформированности умений и навыков | Итоговый показатель уровня развития и сформированности умений и навыков | Итоговый показатель уровня развития и сформированности умений и навыков |
41 балл | | |
3.8. Методическое обеспечение рабочей программы
-
Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды 2006 -
Питерс Т., Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию, М: «Владос», 2002 г. -
Питерс Т., Гилберт К., Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие М: «Владос», 2005 -
Никольская О. С.,. Баенская Е. Р, Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение М: Теревинф, 2005 -
Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи М: Теревинф, 2005 -
Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «Вдадос», 2007 -
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013 (Коррекционная педагогика). -
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014 -
Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2014. – 199 с. – (Коррекционная педагогика). -
Коррекция речевых нарушений у детей 5-9 лет: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград: 2016. – 171 с. -
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А. Савина. – М.:. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008. – 223 с. – (Библиотека психолога). -
Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки: метод. пособие / А.В.Роготнева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 135 с. -
Рудик О.С. Как помочь аутичному ребёнку: метод. пособие: книга для родителей / О.С.Рудик. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2017. – 207 с. -
Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). -
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 180 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).