Файл: Анализ документирования основной деятельности организации и направления ее совершенствования на примере Управляющей компании Три кита.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 548
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
документ делопроизводство управление
1 Теоретические основы организации документационного обеспечение управления
1.1 Понятия и основные принципы организации делопроизводства
Информация играет важную роль в жизни общества. Основным информационным ресурсом любой организации являются документы. Причиной появления документа послужила необходимость зафиксировать информацию. Отобразив информацию, документ обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени. Документы обеспечивают информационную поддержку принятия управленческих решений на всех уровнях и сопровождают все бизнес-процессы. Таким образом, документ оценивается по информации, которую он содержит [1].
Документ (от лат. documentum — образец, свидетельство, доказательство) любой материальный объект, облеченный в письменную форму, удостоверяет наличие фактов определенного значения [2].
Официальная формулировка понятия документ – по законодательству РФ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Документ обязательно содержит реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать содержащуюся в нем информацию [3].
«Делопроизводство» в России возникло во второй половине XVIII в. Термин был образован от сочетания слов «производство дела», а «делом» в то время обозначали судебный или административный вопрос, решаемый органом управления. Определения терминов претерпевали изменения: позже «дело» стало употребляться и в значении «собрание документов», относящихся к какому-либо вопросу [4].
Термин «документационное обеспечение управления» вошел в научный оборот примерно с середины 1970-х гг. в связи с изменением организационно-технической основы делопроизводства и методологических подходов к его совершенствованию благодаря активному внедрению в сферу работы с документами средств вычислительной техники и появлению новых информационных технологий. Однако, новый термин менее удобен в употреблении, так как он является словосочетанием из трех слов. Скорее всего, из-за сложности его употребления не произошла замена терминов («делопроизводства» на «документационное обеспечение управления»), которые употребляются сегодня как синонимы [5].
Тем не менее, между данными терминами все-таки существуют некоторые различия. Термин «документационное обеспечение управления» подчеркивает информационно-технологическую составляющую в современной организации делопроизводства и его лучше употреблять, когда речь идет о компьютерных технологиях работы с документами. Термин «делопроизводство» преимущественно используется при описании организационной стороны и традиционных приемов работы с документами.
Делопроизводство (или ДОУ) предполагает не только создание документов, но также и организацию работы с ними, которая включает в себя организацию документооборота, хранение и использование документов в текущей деятельности учреждения [6].
Каждый автор трактует понятие по-своему, привнося в него свое видение. Одни авторы считают, что делопроизводство – это ведение канцелярских дел, совокупность работ по документированию деятельности учреждений и по организации документов в них.
Некоторые авторы считают, что делопроизводство – это наука, которая учит работать с документами: правильно составлять, заполнять и оформлять деловые бумаги, а также контролировать их движение, учет, исполнение, организовывать хранение.
Официальное закрепление понятия делопроизводства, нашло в Государственном Стандарте РФ и трактуется, как движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки [7].
Важной составляющей делопроизводства является документирование – это запись необходимой информации на различных носителях в соответствии с определенными правилами. Второе не менее важное определение документирования – это процесс составления и оформления деловых бумаг.
Вопросы движения и учета документов определяются понятием документооборот.
Термин «документооборот», на текущий момент, часто употребляется и встречается в описании практически каждой информационной системы. Ему даются несколько видов определений во многом схожих по формулировке, дополняющих и раскрывающих друг друга.
Документооборот – это движение документов внутри организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления [8]. Следует отметить, что в этом определении определяющей является фраза «движение документов», то есть их пути из одного подразделения или от одного сотрудника к другому. При этом порядок движения документа (путь) предопределен принятым управленческим процессом в данной организации. Таким образом, документооборот зависит от системы управления, он вторичен по отношению к ней, но в то же время именно документооборот, отражая систему управления, позволяет ее наглядно увидеть.
Термин «документооборот» возник в делопроизводстве в 20-е годы. В трудах крупных специалистов в области управленческого труда и делопроизводства, таких как Д. Р.Покровский, П. М. Керженцев и др. были, сформулировали основные положения организации документооборота, даны теоретические обоснования главных положений рациональной организации движения документов: распределение документов по исполнителям, сокращение инстанций их прохождения, направление документов непосредственному исполнителю, регламентация подписания [9].
Первая попытка нормативной регламентации единых принципов организации документооборота была сделана в 1931 году Институтом техники управления в проекте «Общих правил документации и документооборота». В проекте были изложены правила организации работы с документацией и документооборота, правила приема, сортировки, доставки, исполнения, контроля отправки документов, т. е. все этапы обработки документов. Государственные стандарты на термины и определения 1970, 1983 гг., «Единая государственная система делопроизводства» установили единообразие понимания документооборота как «движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки». При введении общих требований к документам и службам документационного обеспечения, согласно Государственной системе документационного обеспечения управления, в понятие «документооборот», включена операция «подшивка документа в дело». Организация работы с документами – организация документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения. Документооборот является важным звеном в организации делопроизводства в учреждении, так как он определяет не только инстанции движения документов, но и скорость движения документов.
В 90-е годы возникает термин «информационно-документационное обеспечение управления» [10]. Появление этого термина связано с внедрением компьютерных систем в управление и с тем, что помимо традиционной работы с документами осуществляется и информационное обеспечение управления, работа с базами данных.
В делопроизводстве документооборот рассматривается как информационное обеспечение деятельности, документирование, хранение и использование ранее созданных документов.
Для оперативного прохождения документов по наиболее короткому и прямому маршруту с наименьшими затратами времени, все документы распределяются на документопотоки: регистрируемые и нерегистрируемые документы; входящие, исходящие и внутренние документы; направляемые в вышестоящие или подведомственные организации и т. д. [11].
Организация делопроизводства делится условно на две части: документирование и организация работы с документами (таблица 1).
Таблица 1 – Организация делопроизводства
Составные части делопроизводства | Операции делопроизводства | Группы документов | ||
внутренние | исходящие | входящие | ||
Документирование | Составление проекта документа | обязательно | обязательно | не используется |
Согласование проекта со специалистами | возможно | возможно | не используется | |
Проверка правильности оформления документа | обязательно | обязательно | не используется | |
Подписание (утверждение) документа руководителем | обязательно | обязательно | не используется | |
Регистрация | возможно | возможно, отправка | возможно, разметка | |
Организация работы с документами | Контроль исполнения | возможно | возможно | возможно |
Исполнение документов | обязательно | возможно | обязательно | |
Формирование дел | обязательно | обязательно | обязательно | |
Текущее хранение и использование | обязательно | обязательно | обязательно | |
Передача на архивное хранение | возможно | возможно | возможно | |
Рассмотрение документов руководителем (резолюция) | возможно | не используется | возможно | |
Уничтожение документов | возможно | возможно | возможно |
Организация работы с документами основывается на следующих принципах [12]:
-
единый порядок составления документов и работы с ними; -
четкое разделение функций и обязанностей между работниками предприятия, исключающие дублирование документных операций; -
современное техническое оснащение делопроизводства; -
целесообразность всех делопроизводственных операций (каждая работа с документами должна быть необходима для предприятия, оправдана конкретной целью); -
умелое сочетание документационного обеспечения управления с бездокументным.
В организации работы с документами по правилам должно быть предусмотрено:
-
инструкция по делопроизводству предприятия; -
образцы правильного оформления документов; -
номенклатура дел предприятия со сроками хранения документов; -
должностные инструкции работников, устанавливающие обязанности и ответственность за подготовку, и сохранность документов; -
техническое обучение работников предприятия новым технологиям работы с документами; -
методическое руководство для работы с документами; -
информирование руководства предприятия о состоянии работы с документами; -
назначение сотрудников, ответственных за организацию делопроизводства в структурных подразделениях.
Качество организации работы с документами определяется следующими показателями [13]:
-
оперативностью перемещения документов внутри организации; -
качеством и своевременностью исполнения документов; -
эффективностью обеспечения руководства предприятия документированной информацией.
Характеристикой документооборота является его объем, под которым понимается количество документов, поступивших в организацию и созданных ею за определенный период. Данный показатель является важным и используется в качестве критерия при выборе организационной формы делопроизводства (традиционной, автоматизированной), а также влияет на структуру службы делопроизводства и ее штатный состав.
Таким образом, документооборот является важным звеном делопроизводства, так как определяет не только инстанции движения документов, но и скорость этого движения. В делопроизводстве документооборот рассматривается как функция коммуникации, реализация которой должна соотноситься с общими целями делопроизводства. Документооборот, как движение документов отражает связи компании с внешними организациями, показывает какова структура и жизненный цикл документов в организации. Объем документооборота зависит от масштаба организации, ее функций и уровня решаемых задач. Организация работы с документами, направлена на обеспечение оптимальных условий для всех видов работ с документами с момента создания или получения документа до его уничтожения или передачи на архивное хранение называется.
1.2 Основные этапы документооборота организации
Организация документооборота на предприятии предусматривает движение документов, включающее как операции с документами, так и все их перемещения в аппарате управления, т. е. их получение, рассмотрение, передачу на исполнение, организацию исполнения, удостоверения, оформления и отправки [14]. С нечеткой организацией движения документов в настоящее время связывают многие недостатки в организации документационного обеспечения деятельности, так как процесс документационного обеспечения принимаемого управленческого решения включает три составляющие: информационную поддержку решения (обеспечение принимаемого решения достоверной и достаточной информацией); документирование решения (создание распорядительного документа); контроль за его выполнением (организация работы, выполнения задания, соблюдение определенных условий, сроков и т. д.) [15].
Документооборот является важной составной частью делопроизводства и информационного обеспечения управления. Организация документооборота предусматривает рациональное движение документов, включающее как операции с документами, так и все их перемещения в аппарате управления, т. е. их получение, рассмотрение, передачу на исполнение, организацию исполнения, удостоверения, оформления и отправки [16].
Четко организованный документооборот ускоряет прохождение и исполнение документов в организации (учреждении). Порядок прохождения документов и организация всех операций при работе с ними, должен быть регламентирован инструкцией по делопроизводству в организации (учреждении) и табелем унифицированных форм документов [17]. От оперативности обработки и движения документа зависит скорость получения информации, необходимой для выработки решения. Несвоевременная обработка документов, особенно финансовых, может привести к отрицательным экономическим последствиям. Поэтому рациональной организации документооборота, быстроте и четкости обработки и передачи документов для исполнения всегда уделяется большое внимание [18].
Говоря о порядке движения документов, можно выделить такие этапы документооборота как:
-
прием и обработка входящих документов; -
рассмотрение документов руководством (резолюция); -
работа с исходящими документами.
В связи с наличием трех документопотоков документооборот или порядок движения документов, можно разделить на следующие этапы:
-
прием и первичная обработка (или экспедиционная обработка) поступающих в организацию документов; -
предварительное рассмотрение документов службой ДОУ; -
организация рационального движения документов внутри организации; -
экспедиционная обработка исполненных и отправляемых документов.