Файл: Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 616
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Ценностные представления как социальная психологическая проблема
1.2. Подросток как субъект ценностных представлений
1.3. Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях в группах.
2.1 База и методы исследования
, семья, государство, все общественные институты и структуры и др. При этом, формирование личной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Здесь, несомненно, для субъекта огромное значение имеет семья, в которой воспитывается ребёнок. Воспитание социальных ценностей должно быть выстроено таким образом, чтобы у детей развивалось положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, в том числе и к окружающему миру. Подростковый возраст рассматривается как период возникновения чувства и образа взрослости. У субъекта прослеживаются тенденции к самостоятельности, избавление от детской зависимости и др. Многие авторы акцентируют своё внимание на том, что в данный возрастной период подчеркивается кризисный характер приобретения соответствующих новообразований. Установление эмоциональной независимости от родителей редко является простой задачей [1].
Социально-психологическим феноменом подросткового возраста можно считать выбор личностных ценностей и индивидуальной линии поведения. Психологи считают, что современное поколение характеризуются более трезвым и разумно-практическим взглядом на жизнь. Регуляция поведения подростков, разрешение противоречий и конфликтов обусловлено, прежде всего, воздействием внешних факторов. Это требования родителей, учителей, моральные требования, социальные нормы и др. При этом нельзя исключать субъективные особенностями самой подрастающей личности. К ним относят ценностные ориентации, мотивы, потребности и др.
Сегодня процесс формирования ценностных ориентаций давно опосредствован многими социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами, в частности:
- материальными условиями жизнедеятельности субъекта;
- индивидуально-типичными чертами подростка;
- наклонностями, способностями, коммуникативными умениями подростка;
- качеством учебно-воспитательного воздействия школы, семьи и др.
Работа по формированию у подростков системы социальных ценностей в образовательных организациях начинается с постановки конкретных задач:
1. Формирование первоначальной системы нравственных ценностей.
2. Знакомство детей с понятиями «добро» и «зло».
3. Знакомство детей с представлением о понятии «дружба».
4. Сплочению детского коллектива.
5. Поощрение проявления дружеских взаимоотношений.
6. Оценка поступков своих и поступков своих товарищей.
Основой формирования общечеловеческих ценностных качеств личности всегда является ее деятельность и общение. Педагогически грамотно организованные деятельность и общение создают все те воспитательные ситуации, в которых происходит формирование и проявление основных ценностных качеств личности подростка. Эта сфера деятельности ученика может быть реализована лишь посредством контактов с людьми и через общение с ними. Специфика общения субъектов состоит в том, что в нем активность личности направлена на познание людей и взаимодействие с ними.
Подросток удовлетворяет свои важнейшие социальные потребности прежде всего, в эмоциональном контакте. Удовлетворяя полностью свои потребности в процессе взаимодействия с окружающими его сверстниками, родителями, учителями, подросток реализует свою активность и становится не только объектом, но и субъектом воспитания Успехи обучения коммуникации зависят от того, насколько мотивированы, целесообразны, и реализуемы задачи, поставленные перед детьми [22].
Подросткам иногда бывает достаточно сложно получить какую-либо поддержку со стороны окружающих, если он вдруг начинает выражать мнение, которое не совпадает с мнением остальных, или речь идёт о личном выборе. Совершенно не случайно распространена ситуация, когда юноши и девушки даже к окончанию средней школы не имеют осмысленной цели в жизни. При этом, они не в состоянии сформировать к ней ценностного отношения. В современной образовательной среде педагоги достаточно много надежд возлагают на личностно ориентированную парадигму образования и системно – деятельностный подход. При этом нельзя забывать и о том, что в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные смыслы или ситуативные ценности, но и важные для каждого индивида конкретные материальные блага.
Чаще всего, когда говорят о ценностных установках субъекта, подразумевают духовные идеи, заключенные в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Речь идёт о ценностях, которые постигаются в ходе освоения культуры [13]. Жизненные ценности являются интегрированным понятием. Это можно рассматривать в разных отраслях знания и на сегодняшний день не существует единого понимания категории жизненные ценности. Многие исследователи считают, что все те ценности, которые составляют ядро личности человека, по своей природе социальны.
Л.И. Анцыферова считает, что направленность личности на определенные ценности или ценностные ориентации формирует целое общество. И именно общество предъявляет субъекту определенную систему ценностей. Исследователи выделяют регулятивную функцию ценностей субъекта. Свое поведение личность соотносит с иерархической системой ценностей общества. В регулятивном процессе задействована мотивационная сфера личности, которая взаимодействует с иерархией человеческих ценностей и происходит это только в процессе социализации. Усвоенные субъектом ценности не являются схемой поведения, а динамично развиваются в процессе взаимодействия личности и социума.
Учёные также считают, что ценностные ориентации и установки определяют поведение субъекта в конкретных обстоятельствах. При этом, именно подростковый возраст отличается рядом особенностей, которые оказывают влияние на эволюцию системы ценностей. Действия молодого человека должны сообразовываться с ценностными ориентациями того социума, в котором он находится, но при этом всегда возникают определённого рода сложности, поскольку система ценностей в юношеском возрасте еще не оформилась. Мировоззрение молодых людей лишь формируется и молодые люди часто оказываются уязвимыми для различных стрессогенных факторов [20]. Ситуация может быть иной лишь в том случае, если молодые люди определились со своей жизненной перспективой. В юношеском возрасте личный выбор в сложных ситуациях делается чаще всего самостоятельно. Сегодня молодежь может сама выбирать свои различные жизненные пути:
- обучение в вузе;
- служба в армии;
- поиск работы и др.
От направленности личности зависит, какой выбор будет сделан в юности. Это зависит лишь от доминирующих мотивов субъекта и основных жизненных ценностей. На практике иногда становится очевидным, что требуется развитие той, или иной личности до необходимого возрастного уровня. Для этого в образовательных организациях необходима большая серьёзная работа, в частности:
- создание необходимых условий для осуществления учебно-воспитательного процесса на основе гуманистических принципов
- проведение работы с молодёжью и введение в коммуникационный процесс методов эффективного взаимодействия всех субъектов данного социума.
Всё вместе это направлено на обеспечение передачи позитивного социального опыта молодым. Очень важна подобного рода работа наставников с молодёжью и в индивидуальном порядке. Практика показывает, что молодёжь в ходе различных социологических опросов и диагностик признаёт значимость таких ценностей как здоровье, любовь, семья и др. При этом, молодые люди, как правило, не придают достаточного значения уверенности в себе и своему личностному развитию.
Многие общепринятые ценности, такие как свобода, творчество и др., молодёжью иногда игнорируются.
Педагоги и наставники при этом уверены, что среди ценностей - инструментов наибольшее значение имеют воспитанность и ответственность человека. Отдельные исследования показывают, что большинство молодёжи без проблем определяются с жизненной целью. При этом, большая часть подростков уверена, что может изменить свою жизнь в соответствии с собственными желаниями. Особое место среди ценностей подростков отводится профессионально-ценностным ориентациям. Практика показывает, что многие молодые люди имеют проблемы в развитии жизненных ценностей в целом. При этом наблюдается недостаточный уровень сформированности ценностных ориентаций по отношению к себе, к своему будущему, к своей будущей профессии и др.
Педагоги и психологи считают, что наиболее оптимальным выходом из подобных ситуаций в образовательных организациях будут специально реализованные программы для подростков в области развития ценностно-смысловой сферы личности. Нельзя говорить о том, что ценностные ориентации подростков формируются слабо. Часто подростки понимают, что это поступки предосудительные. Но при этом подобного рода поступки рассматриваются ими в качестве способа самоутверждения.
В открытом нарушении моральных запретов им видится собственная сила и исключительность. Причины такого поведения подростков могут быть самыми разными. Истоки такого поведения могут скрываться в неблагоприятных условиях жизни детей и могут быть связаны с различными сторонами социальной реальности. Это могут быть социальные конфликты, травмирующая обстановка в семье, конфликты с ближайшим окружением и др. Подросток ещё не способен регулировать своё поведение и своё настроение в полной мере. У него происходит перенос настроения протеста с ближайшего окружения на людей в целом.
Педагоги считают, что в подростковом возрасте необходима активизация всех познавательных процессов субъектов, поскольку они проявляют интерес ко многому. Участие подростка в различных видах деятельности и в первую очередь, в коллективной деятельности класса или группы, во многом будет способствовать превращению его интереса в устойчивую любознательность. Это и будет необходимым условием формирования многогранной и разносторонне развивающейся личности подростка. Очень важным является получение подростком первого опыта в осознании необходимости и умении правильно сочетать свои возможности и потребности. Над этим необходимо работать как дома, так и в школе. Как следствие, это поможет выстроить перспективные жизненные планы субъекта. Это могут быть обретенные необходимые знания и навыки, критическая оценка собственной системы ценностей, адекватная самооценка и др.
В подобных случаях можно делать акцент на увлечениях подростка, поскольку для подросткового возраста увлечения составляют весьма характерную значимость. Благодаря их увлечениям формируются интересы, склонности, индивидуальные способности подростков, словом, всё то, что необходимо для их становления как личностей. Увлечения подростков классифицируют следующим образом:
- интеллектуально-эстетические увлечения;
- накопительные увлечения;
- эксцентрические увлечения и др.
Очевидно, что все они имеют свои плюсы и минусы и опытные педагоги всегда примут правильное решение по поводу того, как этим правильно распорядиться. Знание подростковых увлечений всегда помогает лучше понять их внутренний мир и переживания.
Для лучшего понимания значимости и влияния ценностных ориентаций на подростка, его поведение, характер м мировоззрение, рассмотрим их особенности в подростковом возрасте.
Социально-психологическим феноменом подросткового возраста можно считать выбор личностных ценностей и индивидуальной линии поведения. Психологи считают, что современное поколение характеризуются более трезвым и разумно-практическим взглядом на жизнь. Регуляция поведения подростков, разрешение противоречий и конфликтов обусловлено, прежде всего, воздействием внешних факторов. Это требования родителей, учителей, моральные требования, социальные нормы и др. При этом нельзя исключать субъективные особенностями самой подрастающей личности. К ним относят ценностные ориентации, мотивы, потребности и др.
Сегодня процесс формирования ценностных ориентаций давно опосредствован многими социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами, в частности:
- материальными условиями жизнедеятельности субъекта;
- индивидуально-типичными чертами подростка;
- наклонностями, способностями, коммуникативными умениями подростка;
- качеством учебно-воспитательного воздействия школы, семьи и др.
Работа по формированию у подростков системы социальных ценностей в образовательных организациях начинается с постановки конкретных задач:
1. Формирование первоначальной системы нравственных ценностей.
2. Знакомство детей с понятиями «добро» и «зло».
3. Знакомство детей с представлением о понятии «дружба».
4. Сплочению детского коллектива.
5. Поощрение проявления дружеских взаимоотношений.
6. Оценка поступков своих и поступков своих товарищей.
Основой формирования общечеловеческих ценностных качеств личности всегда является ее деятельность и общение. Педагогически грамотно организованные деятельность и общение создают все те воспитательные ситуации, в которых происходит формирование и проявление основных ценностных качеств личности подростка. Эта сфера деятельности ученика может быть реализована лишь посредством контактов с людьми и через общение с ними. Специфика общения субъектов состоит в том, что в нем активность личности направлена на познание людей и взаимодействие с ними.
Подросток удовлетворяет свои важнейшие социальные потребности прежде всего, в эмоциональном контакте. Удовлетворяя полностью свои потребности в процессе взаимодействия с окружающими его сверстниками, родителями, учителями, подросток реализует свою активность и становится не только объектом, но и субъектом воспитания Успехи обучения коммуникации зависят от того, насколько мотивированы, целесообразны, и реализуемы задачи, поставленные перед детьми [22].
Подросткам иногда бывает достаточно сложно получить какую-либо поддержку со стороны окружающих, если он вдруг начинает выражать мнение, которое не совпадает с мнением остальных, или речь идёт о личном выборе. Совершенно не случайно распространена ситуация, когда юноши и девушки даже к окончанию средней школы не имеют осмысленной цели в жизни. При этом, они не в состоянии сформировать к ней ценностного отношения. В современной образовательной среде педагоги достаточно много надежд возлагают на личностно ориентированную парадигму образования и системно – деятельностный подход. При этом нельзя забывать и о том, что в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные смыслы или ситуативные ценности, но и важные для каждого индивида конкретные материальные блага.
Чаще всего, когда говорят о ценностных установках субъекта, подразумевают духовные идеи, заключенные в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Речь идёт о ценностях, которые постигаются в ходе освоения культуры [13]. Жизненные ценности являются интегрированным понятием. Это можно рассматривать в разных отраслях знания и на сегодняшний день не существует единого понимания категории жизненные ценности. Многие исследователи считают, что все те ценности, которые составляют ядро личности человека, по своей природе социальны.
Л.И. Анцыферова считает, что направленность личности на определенные ценности или ценностные ориентации формирует целое общество. И именно общество предъявляет субъекту определенную систему ценностей. Исследователи выделяют регулятивную функцию ценностей субъекта. Свое поведение личность соотносит с иерархической системой ценностей общества. В регулятивном процессе задействована мотивационная сфера личности, которая взаимодействует с иерархией человеческих ценностей и происходит это только в процессе социализации. Усвоенные субъектом ценности не являются схемой поведения, а динамично развиваются в процессе взаимодействия личности и социума.
Учёные также считают, что ценностные ориентации и установки определяют поведение субъекта в конкретных обстоятельствах. При этом, именно подростковый возраст отличается рядом особенностей, которые оказывают влияние на эволюцию системы ценностей. Действия молодого человека должны сообразовываться с ценностными ориентациями того социума, в котором он находится, но при этом всегда возникают определённого рода сложности, поскольку система ценностей в юношеском возрасте еще не оформилась. Мировоззрение молодых людей лишь формируется и молодые люди часто оказываются уязвимыми для различных стрессогенных факторов [20]. Ситуация может быть иной лишь в том случае, если молодые люди определились со своей жизненной перспективой. В юношеском возрасте личный выбор в сложных ситуациях делается чаще всего самостоятельно. Сегодня молодежь может сама выбирать свои различные жизненные пути:
- обучение в вузе;
- служба в армии;
- поиск работы и др.
От направленности личности зависит, какой выбор будет сделан в юности. Это зависит лишь от доминирующих мотивов субъекта и основных жизненных ценностей. На практике иногда становится очевидным, что требуется развитие той, или иной личности до необходимого возрастного уровня. Для этого в образовательных организациях необходима большая серьёзная работа, в частности:
- создание необходимых условий для осуществления учебно-воспитательного процесса на основе гуманистических принципов
- проведение работы с молодёжью и введение в коммуникационный процесс методов эффективного взаимодействия всех субъектов данного социума.
Всё вместе это направлено на обеспечение передачи позитивного социального опыта молодым. Очень важна подобного рода работа наставников с молодёжью и в индивидуальном порядке. Практика показывает, что молодёжь в ходе различных социологических опросов и диагностик признаёт значимость таких ценностей как здоровье, любовь, семья и др. При этом, молодые люди, как правило, не придают достаточного значения уверенности в себе и своему личностному развитию.
Многие общепринятые ценности, такие как свобода, творчество и др., молодёжью иногда игнорируются.
Педагоги и наставники при этом уверены, что среди ценностей - инструментов наибольшее значение имеют воспитанность и ответственность человека. Отдельные исследования показывают, что большинство молодёжи без проблем определяются с жизненной целью. При этом, большая часть подростков уверена, что может изменить свою жизнь в соответствии с собственными желаниями. Особое место среди ценностей подростков отводится профессионально-ценностным ориентациям. Практика показывает, что многие молодые люди имеют проблемы в развитии жизненных ценностей в целом. При этом наблюдается недостаточный уровень сформированности ценностных ориентаций по отношению к себе, к своему будущему, к своей будущей профессии и др.
Педагоги и психологи считают, что наиболее оптимальным выходом из подобных ситуаций в образовательных организациях будут специально реализованные программы для подростков в области развития ценностно-смысловой сферы личности. Нельзя говорить о том, что ценностные ориентации подростков формируются слабо. Часто подростки понимают, что это поступки предосудительные. Но при этом подобного рода поступки рассматриваются ими в качестве способа самоутверждения.
В открытом нарушении моральных запретов им видится собственная сила и исключительность. Причины такого поведения подростков могут быть самыми разными. Истоки такого поведения могут скрываться в неблагоприятных условиях жизни детей и могут быть связаны с различными сторонами социальной реальности. Это могут быть социальные конфликты, травмирующая обстановка в семье, конфликты с ближайшим окружением и др. Подросток ещё не способен регулировать своё поведение и своё настроение в полной мере. У него происходит перенос настроения протеста с ближайшего окружения на людей в целом.
Педагоги считают, что в подростковом возрасте необходима активизация всех познавательных процессов субъектов, поскольку они проявляют интерес ко многому. Участие подростка в различных видах деятельности и в первую очередь, в коллективной деятельности класса или группы, во многом будет способствовать превращению его интереса в устойчивую любознательность. Это и будет необходимым условием формирования многогранной и разносторонне развивающейся личности подростка. Очень важным является получение подростком первого опыта в осознании необходимости и умении правильно сочетать свои возможности и потребности. Над этим необходимо работать как дома, так и в школе. Как следствие, это поможет выстроить перспективные жизненные планы субъекта. Это могут быть обретенные необходимые знания и навыки, критическая оценка собственной системы ценностей, адекватная самооценка и др.
В подобных случаях можно делать акцент на увлечениях подростка, поскольку для подросткового возраста увлечения составляют весьма характерную значимость. Благодаря их увлечениям формируются интересы, склонности, индивидуальные способности подростков, словом, всё то, что необходимо для их становления как личностей. Увлечения подростков классифицируют следующим образом:
- интеллектуально-эстетические увлечения;
- накопительные увлечения;
- эксцентрические увлечения и др.
Очевидно, что все они имеют свои плюсы и минусы и опытные педагоги всегда примут правильное решение по поводу того, как этим правильно распорядиться. Знание подростковых увлечений всегда помогает лучше понять их внутренний мир и переживания.
Для лучшего понимания значимости и влияния ценностных ориентаций на подростка, его поведение, характер м мировоззрение, рассмотрим их особенности в подростковом возрасте.