Файл: Московский городской педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характеристика выборки испытуемых. В исследовании принимали участие воспитанники одной возрастной категории (все дети-участники достигли 6-7 лет), а также в обеих группах были дети нормального психического развития, не имеющие проблем со здоровьем.

К исследованию были привлечены 56 детей, в каждой группе был воспитатель с высшим педагогическим образованием. В условиях билингвальной образовательной среды воспитатель по образованию являлся учителем английского языка, а в случае монолингвальной среды воспитатель по образованию являлся учителем русского языка и литературы.

Эмпирические методы исследования.

Для проведения диагностического исследования на констатирующем и контрольном этапе эксперимента нами были подобраны следующие диагностические методики: скрининг – обследование готовности к школьному обучению (Н. Семаго, М. Семаго).

Следует отметить, что основой данной программы и принципиальной позицией автора является выделение произвольной регуляции собственной деятельности как важнейшего элемента готовности ребенка к обучению (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2001).

Задания основаны на требованиях стандартной дошкольной программы и отражают необходимые навыки и умения счета и фонетического разбора знаков, которые должны быть сформированы у детей данной возрастной группы. Кроме того, оценивали уровень развития мелкой моторики, способность поддерживать простую двигательную программу в изобразительной деятельности (Задание № 1), а также качество выполнения этих функций в графической деятельности и качество изобразительной деятельности в свободном рисунке (Задание №5), также учитывается уровень зрелости пространственных представлений (в заданиях № 1,2,5).

Помимо оценки результатов выполненных заданий авторы считали важным и необходимым учитывать особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы.

Методика включает в себя 5 заданий и лист наблюдений индивидуальных особенностей ребенка:

Задание №1 «Продолжи узор» (адаптированная методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) представляет собой незаконченные узоры, которые ребенок, должен не отрывая карандаша закончить. Данное задание позволяет оценить особенности тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.


Задание №2 «Сосчитай и сравни» (адаптированная методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) состоит из двух геометрических фигур (квадрат и круг) которые ребенку необходимо сосчитать и отразить на специальной строке, а также цветным карандашом отметить одно из получившихся чисел, которое больше. Это позволит оценить зрелость навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур, а также даст понять о развитости понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

Задание №3 «Слова» (методика Ушакова Е.С., Струнина Е.М. адаптированная Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) заключает в себе пять строк, изображенных квадратами разного количества, где ребенок может записать воспринимаемые им на слух звуки заданного слова. За счет этого происходит оценка развития у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух и произвольная регуляция собственной деятельности.

Задание №4 «Шифровка» (методика Д. Векслер) включает в себя ряд строк с хаотичным воспроизведением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб) в которые в условиях ограниченного времени (2 минуты) строго упорядоченно ребенок должен проставить знаки в соответствующие геометрические фигуры следуя образцу. Это позволит оценить зрелость произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Задание №5 «Рисунок человека» (методика К. Маховер) является проективной методикой и дает возможность оценить сразу несколько параметров – это личностные особенности ребенка, целостность графической деятельности, пространственные представления, общий уровень развития.

В листе наблюдений отражаются поведенческие особенности и их выраженность. К таким особенностям относят: мешает другим детям, требуется дополнительная помощь, отвлекается и тд. В зависимости от количества отмеченных поведенческих особенностей определяется степень выраженности в виде коэффициента, что влияет на общий результат готовности к школьному обучению и позволяет оценить личностную готовность ребенка к регулярному обучению в школе. Пример заполнения таблицы.

ФИ ребенка

Возраст

Нуждается в дополнительной помощи

Работает медленно

Расторможен, мешает другим

Другое

Миша И.

6 лет 1 м




+

+

Перемещается по классу


Каждое задание оценивается в баллах, что позволяет в конце диагностики с учетом коэффициента поведенческих особенностей определить тот или иной уровень готовности к регулярному обучению в школе.

Всего в данной методике 4 уровня:

  1. Готовность к началу регулярного обучения (1-й уровень): от 17 до 25 баллов.

  2. Условная готовность к началу обучения (2-й уровень): от 14 до 11 баллов.

  3. Условная неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень): от 11 до 14 баллов.

  4. Неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень): суммарная оценка ниже 10 баллов.

На основании теоретических подходов к определению психологической готовности старших дошкольников и выбранной методики нами были выработаны критерии оценивания и описаны элементы методики изучения уровня психологической готовности.

Подобранные критерии нашли свое отражение в Таблице 1:

Критерий оценивания

Название методики (аспект скриниг-диагностики)

Интеллектуальная готовность

Уровень развития зрительно-моторной координации

«Продолжи узор» (адаптированная методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Уровень развития мышления (процесс обобщения)

«Сосчитай и сравни» (адаптированная методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Уровень овладения на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов

«Слова» (методика Ушакова Е.С., Струнина Е.М. адаптированная Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Личностная готовность

Уровень эмоционально-волевой готовности

«Рисунок человека» (методика К. Маховер)

Уровень мотивации учения

Лист наблюдений (методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Уровень произвольной регуляции деятельности

«Шифровка» (методика Д. Векслер)

Для определения уровня психологической готовности старших дошкольников мы используем уровни, которые были выделены Н.Я. Семаго, М.М. Семаго (см. таблица 2).

Таблица 2. Уровни психологической готовности


4-й уровень Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения


3-й уровень Условная неготовность к началу регулярного обучения

2-й уровень Условная готовность к началу обучения

1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе

Ребенок в обязательном порядке должен быть обследован психологом, а при необходимости — логопедом или дефектологом еще в дошкольном учреждении, и ему в срочном порядке необходима коррекционная помощь

Нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога), и они в обязательном порядке должны быть обследованы психологом с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи. Вполне вероятно, что такого ребенка имеет смысл направить в психологический центр или на ПМПК для решения вопроса о выборе направлений и методов коррекционной работы.

Можно отчасти прогнозировать у них не только трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадаптации), но и преимущественное направление этой дезадаптации. В то же время большинство детей смогут адаптироваться к началу обучению (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов, преимущественно за счет грамотно организованного педагогического воздействия.

В целом такие дети показывают достаточную адаптацию к школе и образовательному процессу в целом. Дети этой группы не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития.

Для установления статистически достоверных различий использовался U-критерий, принадлежащий Манну-Уитни. Критерий непараметрического статистического типа Манна-Уитни был использован в связи с тем, что выявленные переменные не соответствуют закону нормального распределения. Критерий Манна-Уитни применяется для того, чтобы осуществлять сравнение двух выборок, сделанных по степени выраженности определенной характеристики, которая подлежит определению в количественном типе. Чем более низким является значение, тем большей является возможность того, что упомянутая разница является правильной. В рамках настоящей квалификационной работы был выбран критерий Манна-Уитни в связи со следующими обстоятельствами: - не использовали полученные данные на нормальность распределения; - объем групп был небольшим; - сравниваемые группы были не связанные. При обработке исследования использовалась программа Statistica 10.0.


2.2. Результаты эмпирического исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста в условиях разной образовательной среды (билингвальной, монолингвальной)

Констатирующий этап

В соответствие с основными задачами исследования на констатирующем этапе эксперимента исследуемые старшие дошкольники были условно разделены на 2 группы в зависимости от типа образовательной среды. В экспериментальной группу (Группа 1) вошли дошкольники, пребывающие в билингвальной образовательной среде, в контрольную (Группа 2) – дошкольники, пребывающие в общеобразовательной среде.

Была проведена диагностика в двух группах и выявлен уровень психологической готовности на начало года в каждой из групп (после адаптации).

Исходя из полученных данных диагностики мы выявили результаты интеллектуальной готовности и личностной в обеих группах.

У 24 детей билингвальной группы определен второй уровень интеллектуальной готовности, что составляет 82,8% от общего числа воспитанников данной группы, в монолингвальной группе 19 детей, что составляет 70,4% от общего числа детей воспитывающихся в обычной среде; третий уровень интеллектуальной готовности наблюдается у 4 детей из билнгвальной среды – это 13,8%, 5 детей из обычной среды – это 18,5%, первый уровень продемонстрирова 1 ребенок из билингвальной группы – 3,4%, 3 ребенка из обычной группы – 11,1%. Четвертый уровень не был выявлен ни в одной из групп. Для лучшего понимания представленных данных процентное соотношение отражено в таблицах и общий результат показан на диаграмме.

Таблица №3 Уровень интеллектуальной готовности (ИГ) детей Группы 1

Уровень ИГ

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

4-й уровень

Кол-во воспитанников

100% - 29 чел

3,4%

(1 человек)

82,8%

(24 человек)

13,8%

(4 человека)

0%

(0 человек)

Таблица №4 Уровень интеллектуальной готовности (ИГ) детей Группы 2

Уровень ИГ

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

4-й уровень

Кол-во воспитанников

100% - 27 чел

11,1%

(3 человека)

70,4%

(19 человек)

18,5%

(5 человек)

0%

(0 человек)