ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характеристика выборки испытуемых. В исследовании принимали участие воспитанники одной возрастной категории (все дети-участники достигли 6-7 лет), а также в обеих группах были дети нормального психического развития, не имеющие проблем со здоровьем.
К исследованию были привлечены 56 детей, в каждой группе был воспитатель с высшим педагогическим образованием. В условиях билингвальной образовательной среды воспитатель по образованию являлся учителем английского языка, а в случае монолингвальной среды воспитатель по образованию являлся учителем русского языка и литературы.
Эмпирические методы исследования.
Для проведения диагностического исследования на констатирующем и контрольном этапе эксперимента нами были подобраны следующие диагностические методики: скрининг – обследование готовности к школьному обучению (Н. Семаго, М. Семаго).
Следует отметить, что основой данной программы и принципиальной позицией автора является выделение произвольной регуляции собственной деятельности как важнейшего элемента готовности ребенка к обучению (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2001).
Задания основаны на требованиях стандартной дошкольной программы и отражают необходимые навыки и умения счета и фонетического разбора знаков, которые должны быть сформированы у детей данной возрастной группы. Кроме того, оценивали уровень развития мелкой моторики, способность поддерживать простую двигательную программу в изобразительной деятельности (Задание № 1), а также качество выполнения этих функций в графической деятельности и качество изобразительной деятельности в свободном рисунке (Задание №5), также учитывается уровень зрелости пространственных представлений (в заданиях № 1,2,5).
Помимо оценки результатов выполненных заданий авторы считали важным и необходимым учитывать особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы.
Методика включает в себя 5 заданий и лист наблюдений индивидуальных особенностей ребенка:
Задание №1 «Продолжи узор» (адаптированная методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) представляет собой незаконченные узоры, которые ребенок, должен не отрывая карандаша закончить. Данное задание позволяет оценить особенности тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
Задание №2 «Сосчитай и сравни» (адаптированная методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) состоит из двух геометрических фигур (квадрат и круг) которые ребенку необходимо сосчитать и отразить на специальной строке, а также цветным карандашом отметить одно из получившихся чисел, которое больше. Это позволит оценить зрелость навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур, а также даст понять о развитости понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.
Задание №3 «Слова» (методика Ушакова Е.С., Струнина Е.М. адаптированная Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) заключает в себе пять строк, изображенных квадратами разного количества, где ребенок может записать воспринимаемые им на слух звуки заданного слова. За счет этого происходит оценка развития у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух и произвольная регуляция собственной деятельности.
Задание №4 «Шифровка» (методика Д. Векслер) включает в себя ряд строк с хаотичным воспроизведением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб) в которые в условиях ограниченного времени (2 минуты) строго упорядоченно ребенок должен проставить знаки в соответствующие геометрические фигуры следуя образцу. Это позволит оценить зрелость произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Задание №5 «Рисунок человека» (методика К. Маховер) является проективной методикой и дает возможность оценить сразу несколько параметров – это личностные особенности ребенка, целостность графической деятельности, пространственные представления, общий уровень развития.
В листе наблюдений отражаются поведенческие особенности и их выраженность. К таким особенностям относят: мешает другим детям, требуется дополнительная помощь, отвлекается и тд. В зависимости от количества отмеченных поведенческих особенностей определяется степень выраженности в виде коэффициента, что влияет на общий результат готовности к школьному обучению и позволяет оценить личностную готовность ребенка к регулярному обучению в школе. Пример заполнения таблицы.
ФИ ребенка | Возраст | Нуждается в дополнительной помощи | Работает медленно | Расторможен, мешает другим | Другое |
Миша И. | 6 лет 1 м | | + | + | Перемещается по классу |
Каждое задание оценивается в баллах, что позволяет в конце диагностики с учетом коэффициента поведенческих особенностей определить тот или иной уровень готовности к регулярному обучению в школе.
Всего в данной методике 4 уровня:
-
Готовность к началу регулярного обучения (1-й уровень): от 17 до 25 баллов. -
Условная готовность к началу обучения (2-й уровень): от 14 до 11 баллов. -
Условная неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень): от 11 до 14 баллов. -
Неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень): суммарная оценка ниже 10 баллов.
На основании теоретических подходов к определению психологической готовности старших дошкольников и выбранной методики нами были выработаны критерии оценивания и описаны элементы методики изучения уровня психологической готовности.
Подобранные критерии нашли свое отражение в Таблице 1:
Критерий оценивания | Название методики (аспект скриниг-диагностики) |
Интеллектуальная готовность | |
Уровень развития зрительно-моторной координации | «Продолжи узор» (адаптированная методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) |
Уровень развития мышления (процесс обобщения) | «Сосчитай и сравни» (адаптированная методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) |
Уровень овладения на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов | «Слова» (методика Ушакова Е.С., Струнина Е.М. адаптированная Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) |
Личностная готовность | |
Уровень эмоционально-волевой готовности | «Рисунок человека» (методика К. Маховер) |
Уровень мотивации учения | Лист наблюдений (методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) |
Уровень произвольной регуляции деятельности | «Шифровка» (методика Д. Векслер) |
Для определения уровня психологической готовности старших дошкольников мы используем уровни, которые были выделены Н.Я. Семаго, М.М. Семаго (см. таблица 2).
Таблица 2. Уровни психологической готовности
4-й уровень Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения | 3-й уровень Условная неготовность к началу регулярного обучения | 2-й уровень Условная готовность к началу обучения | 1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе |
Ребенок в обязательном порядке должен быть обследован психологом, а при необходимости — логопедом или дефектологом еще в дошкольном учреждении, и ему в срочном порядке необходима коррекционная помощь | Нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога), и они в обязательном порядке должны быть обследованы психологом с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи. Вполне вероятно, что такого ребенка имеет смысл направить в психологический центр или на ПМПК для решения вопроса о выборе направлений и методов коррекционной работы. | Можно отчасти прогнозировать у них не только трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадаптации), но и преимущественное направление этой дезадаптации. В то же время большинство детей смогут адаптироваться к началу обучению (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов, преимущественно за счет грамотно организованного педагогического воздействия. | В целом такие дети показывают достаточную адаптацию к школе и образовательному процессу в целом. Дети этой группы не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития. |
Для установления статистически достоверных различий использовался U-критерий, принадлежащий Манну-Уитни. Критерий непараметрического статистического типа Манна-Уитни был использован в связи с тем, что выявленные переменные не соответствуют закону нормального распределения. Критерий Манна-Уитни применяется для того, чтобы осуществлять сравнение двух выборок, сделанных по степени выраженности определенной характеристики, которая подлежит определению в количественном типе. Чем более низким является значение, тем большей является возможность того, что упомянутая разница является правильной. В рамках настоящей квалификационной работы был выбран критерий Манна-Уитни в связи со следующими обстоятельствами: - не использовали полученные данные на нормальность распределения; - объем групп был небольшим; - сравниваемые группы были не связанные. При обработке исследования использовалась программа Statistica 10.0.
2.2. Результаты эмпирического исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста в условиях разной образовательной среды (билингвальной, монолингвальной)
Констатирующий этап
В соответствие с основными задачами исследования на констатирующем этапе эксперимента исследуемые старшие дошкольники были условно разделены на 2 группы в зависимости от типа образовательной среды. В экспериментальной группу (Группа 1) вошли дошкольники, пребывающие в билингвальной образовательной среде, в контрольную (Группа 2) – дошкольники, пребывающие в общеобразовательной среде.
Была проведена диагностика в двух группах и выявлен уровень психологической готовности на начало года в каждой из групп (после адаптации).
Исходя из полученных данных диагностики мы выявили результаты интеллектуальной готовности и личностной в обеих группах.
У 24 детей билингвальной группы определен второй уровень интеллектуальной готовности, что составляет 82,8% от общего числа воспитанников данной группы, в монолингвальной группе 19 детей, что составляет 70,4% от общего числа детей воспитывающихся в обычной среде; третий уровень интеллектуальной готовности наблюдается у 4 детей из билнгвальной среды – это 13,8%, 5 детей из обычной среды – это 18,5%, первый уровень продемонстрирова 1 ребенок из билингвальной группы – 3,4%, 3 ребенка из обычной группы – 11,1%. Четвертый уровень не был выявлен ни в одной из групп. Для лучшего понимания представленных данных процентное соотношение отражено в таблицах и общий результат показан на диаграмме.
Таблица №3 Уровень интеллектуальной готовности (ИГ) детей Группы 1
Уровень ИГ | 1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень | 4-й уровень |
Кол-во воспитанников 100% - 29 чел | 3,4% (1 человек) | 82,8% (24 человек) | 13,8% (4 человека) | 0% (0 человек) |
Таблица №4 Уровень интеллектуальной готовности (ИГ) детей Группы 2
Уровень ИГ | 1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень | 4-й уровень |
Кол-во воспитанников 100% - 27 чел | 11,1% (3 человека) | 70,4% (19 человек) | 18,5% (5 человек) | 0% (0 человек) |