Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. У велосипеда квадратные колёса.
4. Отчёт каждой группы.
- Выслушаем отчёт каждой группы. (Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы внимательно слушают и по необходимости сигнализируют сигнальными карточками о правильности выполнения работы).
5. Творческое задание.
- Очень хочется закончить урок на весёлой нотке. Предлагаю поработать над стихотворением Н. Кончаловской "ФАНТАЗИРОВАНИЕ».
- Прочитайте стихотворение. Определите лексическое значение выделенных слов по алгоритму.
ФАНТАЗИРОВАНИЕ.
Жил один садовод.
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан, полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена -
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал ,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.
Показал садовод,
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редесвёкла, чеслук и репуста ...
(Н. Кончаловская).
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Вернёмся к началу урока. На какой вопрос мы должны были ответить ? (Что такое "лексика"?)
- Сможете ли вы сейчас сказать, что такое "лексика"? ("Лексика" - это раздел русского языка, который изучает слово и его значение).
- Что вам показалось особенно интересным? (Составлять из букв слово, отгадывать слово, работать с пазлами, определять значение разных слов и т. д.)
- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по "Волшебной лестнице знаний". Вы выбираете:
красный цвет, если испытываете затруднение;
жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применять его на практике;
зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.
- Вы все , ребята, очень хорошо работали на уроке. Благодарю вас за урок. Спасибо!
- Д/з: знать, что такое лексика, выписать из словаря толкование 1 слова и составить с ним предложение.
Тема: «Слово и его лексическое значение»
Тип урока: изучение нового материала
Цели: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;
3)развитие умения работать с толковым словарём;
4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Планируемые результаты:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.
Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья
Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых,повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля ,смайлики трех цветов у каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный этап)
1. Приветствие. - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
II. Актуализация знаний. Анализ диктантов.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:
Синтаксис и пунктуация
Фонетика
Орфоэпия
Орфография
И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…
На доске слова :
Много слов на земле…. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...
Посветить-посвятить
Примерять -прим.ирять
Полоскать - поласкать
Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. ( правописание зависит от лексического значения слова)
III Самоопределение к деятельности.Давайте сформулируем тему урока « Слово и его лексичекое значение
Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться
-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)
-Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.
IVОткрытие нового знания..
1)А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова
К.Г.Паустовского
«Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество
хороших слов и названий”
А какой же раздел русского языка изучает слово?
Учитель:
Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.
Сколько слов в русском языке? (Много)
- А конкретнее?
(Нельзя сказать)
- Почему же?
(Какие-то слова появляются, какие-то исчезают)
Ребята, а что можно речи человека определить?
Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».
Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека ( читать, расширять свой словарный запас)
2)Наша задача – расширять свой словарный запас.
– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова.
В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни
— Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?
3)( Работа с учебником6 упр.57- устно.
4) Упр.58,59- работа в парах.
Прием «Инсерт»
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
\/ - эту информацию я знаю;
+ - это новая для меня информация;
? – эта информация для меня не понятна.
После чтения текста беседа:
- Какая информация вам была знакома?
- Какие новые сведения вы для себя отметили?
- Все ли понятно? Какие появились вопросы?
- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?
Итак:
-слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки.
-слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку( звуки и буквы, и внутреннюю оболочку- значение и смысл слова.
-слово имеет лексическое и грамматическое значение
Физминутка
Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова , что нужно тогда сделать? ( подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю.
Какие же словари существуют? (выступление уч-цы)
Итог урока.Рефлексия.
Домашнее задание:упр.61.
Б)
Логопедическое занятие по теме "Обогащение словаря детей за счёт прилагательных"
Цель урока: расширить словарный запас прилагательных
Задачи урока.
Образовательные:
-
уточнить обобщение “Фрукты”, -
повторить названия фруктов, -
уточнить место произрастания, -
учить различать фрукты по внешнему виду, -
расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме.
Коррекционные:
-
артикуляционная гимнастика «трубочка», «улыбка», «чашечка», «футбол», «часики», «качели», «лошадка», «грибок», -
развитие речевой моторики. Проговаривание скороговорок -
развитие мышления – формирование обобщающего понятия “фрукты”, учить детей сравнивать и обобщать; “Отгадай загадку и покажи загаданный фрукт”, -
развитие словесно-логического мышления на основе понимания речи и выполнения словесных инструкций, -
развитие памяти – запоминание названий фруктов, повторение предложений, -
развитие внимательности и наблюдательности, -
развитие зрительного внимания-картинки с фруктами, муляжи, игра “Какого фрукта нет?”, -
развитие вкусовых ощущений детей – игра “Разведчики” -
развитие речи – разучивание стихотворения к динамической паузе, игра “Какие фрукты по вкусу?”, ответы на вопросы по стиху, игра с мячом “Я знаю много…фруктов”, -
активизация словаря-названия фруктов, -
чувства языка – в ходе всего занятия, -
развитие общей моторики – игра с мячом “Я знаю много фруктов”. -
Развитие связной речи. Рассказ о фрукте
Воспитательные:
-
воспитывать у детей трудолюбие.
Оборудование: картинки с овощами, муляжи фруктов, натуральные фрукты.
Ход занятия
1. Организационный момент.
-
Артикуляционная гимнастика: «трубочка», «улыбка», «чашечка», «футбол», «часики», «качели», «лошадка», «грибок»
-
Развитие речевой моторики. Проговаривание скороговорок
Укты, укты, укты – в саду зреют фрукты.
Ора, ора, ора – вижу груши у забора.
Ивы, ивы, ивы – косточка у сливы.
Рин, рин, рин – сладкий сочный мандарин.