Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. У велосипеда квадратные колёса.

4. Отчёт каждой группы.

- Выслушаем отчёт каждой группы. (Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы внимательно слушают и по необходимости сигнализируют сигнальными карточками о правильности выполнения работы).

5. Творческое задание.

- Очень хочется закончить урок на весёлой нотке. Предлагаю поработать над стихотворением Н. Кончаловской "ФАНТАЗИРОВАНИЕ».

- Прочитайте стихотворение. Определите лексическое значение выделенных слов по алгоритму.

ФАНТАЗИРОВАНИЕ.

Жил один садовод.

Он развёл огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принёс чемодан, полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена -

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал ,

На ночь их укрывал

И берёг от холодной погоды.

Показал садовод,

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редесвёкла, чеслук и репуста ...

(Н. Кончаловская).

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Вернёмся к началу урока. На какой вопрос мы должны были ответить ? (Что такое "лексика"?)

- Сможете ли вы сейчас сказать, что такое "лексика"? ("Лексика" - это раздел русского языка, который изучает слово и его значение).

- Что вам показалось особенно интересным? (Составлять из букв слово, отгадывать слово, работать с пазлами, определять значение разных слов и т. д.)

- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по "Волшебной лестнице знаний". Вы выбираете:

красный цвет, если испытываете затруднение;

жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применять его на практике;

зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

- Вы все , ребята, очень хорошо работали на уроке. Благодарю вас за урок. Спасибо!

Д/з: знать, что такое лексика, выписать из словаря толкование 1 слова и составить с ним предложение.


Тема: «Слово и его лексическое значение»
Тип урока:
 изучение нового материала

Цели: 1)совершенствование  умения понимать роль слова в формировании  и выражении мыслей и чувств;

             2) формирование представления  о способах определения  лексического значения  слова;

             3)развитие  умения  работать с толковым словарём;

              4)воспитание  чуткого  отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество,

осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные:  научиться     определять лексическое значение слов несколькими способами,                    работать  с толковым словарем.

Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья

 Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ:  мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых,повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля ,смайлики трех цветов у каждого ученика.



Ход урока

I. Организационный этап)

1. Приветствие. - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

 Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

II. Актуализация знаний. Анализ диктантов.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося        

Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:

Синтаксис и пунктуация

Фонетика

Орфоэпия

Орфография

И сегодня мы  приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…

На доске слова :

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

Посветить-посвятить 

Примерять -прим.ирять

Полоскать - поласкать

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов.                  ( правописание зависит от лексического значения слова)

III Самоопределение к деятельности.Давайте сформулируем тему урока « Слово и его лексичекое значение

Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться

-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)    

-Какова задача урока?  (Научиться определять ЛЗ слова,  расширить свой словарный запас.

IVОткрытие нового знания..

1)А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

К.Г.Паустовского 

«Для всего, что существует в природе... в русском       языке есть великое множество 
хороших слов и названий”


А какой же раздел русского языка изучает слово?

Учитель:

        

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.


Сколько слов в русском языке?  (Много)

- А конкретнее?

(Нельзя сказать)

- Почему же?

(Какие-то слова появляются, какие-то исчезают)

Ребята, а  что можно речи человека определить?  

Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами». 

Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека                        ( читать, расширять свой словарный запас)

2)Наша задача – расширять свой словарный запас.

– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с  богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни

— Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?

3)( Работа с учебником6 упр.57- устно.

4) Упр.58,59- работа в парах.

Прием «Инсерт»

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

     \/ - эту информацию я знаю;

     + - это новая для меня информация;

     ? – эта информация для меня не понятна.

После чтения текста беседа:

- Какая информация вам была знакома?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?

- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

Итак: 

-слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки.

-слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку( звуки и буквы, и внутреннюю оболочку- значение и смысл слова.

-слово имеет лексическое и грамматическое значение

 Физминутка


Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова , что нужно тогда сделать?   ( подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю.

Какие же словари существуют? (выступление уч-цы)

Итог урока.Рефлексия.

Домашнее задание:упр.61.

Б)

Логопедическое занятие по теме "Обогащение словаря детей за счёт прилагательных"

Цель урока: расширить словарный запас прилагательных

Задачи урока.

Образовательные:

  • уточнить обобщение “Фрукты”,

  • повторить названия фруктов,

  • уточнить место произрастания,

  • учить различать фрукты по внешнему виду,

  • расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме.

Коррекционные:

  • артикуляционная гимнастика «трубочка», «улыбка», «чашечка», «футбол», «часики», «качели», «лошадка», «грибок»,

  • развитие речевой моторики. Проговаривание скороговорок

  • развитие мышления – формирование обобщающего понятия “фрукты”, учить детей сравнивать и обобщать; “Отгадай загадку и покажи загаданный фрукт”,

  • развитие словесно-логического мышления на основе понимания речи и выполнения словесных инструкций,

  • развитие памяти – запоминание названий фруктов, повторение предложений,

  • развитие внимательности и наблюдательности,

  • развитие зрительного внимания-картинки с фруктами, муляжи, игра “Какого фрукта нет?”,

  • развитие вкусовых ощущений детей – игра “Разведчики”

  • развитие речи – разучивание стихотворения к динамической паузе, игра “Какие фрукты по вкусу?”, ответы на вопросы по стиху, игра с мячом “Я знаю много…фруктов”,

  • активизация словаря-названия фруктов,

  • чувства языка – в ходе всего занятия,

  • развитие общей моторики – игра с мячом “Я знаю много фруктов”.

  • Развитие связной речи. Рассказ о фрукте

Воспитательные:

  • воспитывать у детей трудолюбие.

Оборудование: картинки с овощами, муляжи фруктов, натуральные фрукты.

Ход занятия

1. Организационный момент.

  1. Артикуляционная гимнастика: «трубочка», «улыбка», «чашечка», «футбол», «часики», «качели», «лошадка», «грибок»

  1. Развитие речевой моторики. Проговаривание скороговорок

Укты, укты, укты – в саду зреют фрукты.

Ора, ора, ора – вижу груши у забора.

Ивы, ивы, ивы – косточка у сливы.

Рин, рин, рин – сладкий сочный мандарин.