ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[20]
Николай I ввел свою систему поощрений для чиновников. Она состояла из аренды поместий и имущества, а также денежных премий, которые контролировал в значительной мере сам император. Стоимость такой аренды была умеренной – от нескольких сот до нескольких тысяч рублей в год.[21] Относительно царствования Николая I в целом можно говорить о сокращении крупной коррупции и активизации борьбы с хищениями государственной собственности и иными злоупотреблениями. При нем проблема коррупции впервые широко обсуждалась и была поднята на государственный уровень.
Император Александр II осознавал необходимость и провел в стране обширную программу реформ, затронувших судебную, военную и земскую сферы. Здесь стоит отметить впервые в истории начавшуюся в правление Александра II систему декларирования имущественного положения чиновников. Периодически выходили книги – «Список гражданским чинам такого-то ведомства». Они были доступны для широкой публики и содержали сведения о службе чиновника, его наградах, поощрениях, а также о размере получаемого им жалования и наличии имущества. Имущество указывалось не только личное, но и «состоящее за женой», как наследственное, так и приобретенное. Таким образом, Александр вывел при своем правлении борьбу с коррупцией на качественно иной уровень. Но все-таки коррупция процветала.
Александру III вместе с троном достались от предыдущих царствований проблемы коррупции и злоупотреблений. Он предпринял ряд не существовавших ранее мер для чиновников по их искоренению, такие как: запрет на получение комиссии при размещении государственного займа, запрет на участие в правлениях частных акционерных обществ и некоторые другие. Ужесточил он и действовавшее законодательство.
Русско-японская, а затем и Первая мировая война создавали условия для роста коррупции и вызвали необходимость усиления ответственности за получение взяток. Царское правительство жестко реагировало на рост коррупции и ужесточало отношение к ней. Предпринимались новые попытки к пресечению мздоимства и лихоимства.
При Николае II в рамках чрезвычайного законодательства был введен закон 1916 г., значительно ужесточивший наказание за коррупцию в сферах снабжения армии, флота и железнодорожной службы. Позже Временное правительство потратило немало сил на доказательство обвинений членов царского правительства в коррупции, но расследование показало, что высшие эшелоны власти, включая царскую фамилию, оказались не запятнаны.
[22]
Пришедшие к власти после свержения царского режима большевики буквально с первых дней развернули борьбу с преступлениями коррупционного характера. Учитывая повышенную опасность преступлений данного вида, взяточничество в Уголовном кодексе 1922 г. было отнесено к контрреволюционным преступлениям, предусматривающим высшую меру социальной защиты – расстрел. Однако ни расстрелы, ни конфискации имущества, ни иные репрессивные меры не привели к снижению уровня преступности: по сравнению с 1928 г., в 1932 г. число лиц, осужденных за совершение должностных преступлений, увеличилось почти в пять раз.[23]
В сталинский период использование репрессивных мер воздействия позволило снизить уровень коррупции, но ее «метастазы» сумели проникнуть в правоохранительные органы и спецслужбы, поразить высшие уровни судебного сообщества, вплоть до Верховного Суда СССР, где некоторые судьи и работники аппарата за взятки снижали меры наказания и освобождали преступников.[24]
В период правления Л. Брежнева произошел очередной рост коррупции: за 30 лет показатели взяточничества увеличились в 25 раз.[25]
Очередная кампания репрессивного характера по борьбе с коррупцией была проведена в 1982–1984 гг. под руководством Ю. Андропова. Основной упор делался на ликвидацию коррупции в органах внутренних дел, региональных партийных структурах, промышленности и торговле.
После смерти Андропова активные действия по борьбе с коррупцией прекратились, что привело к оживлению коррупции в государственном аппарате. Так, в 1989–1991 гг. количество установленных сообществ коррупционеров возросло в 11 раз, а число зафиксированных взяток со стороны лиц, входящих в данные сообщества, увеличилось в 100 раз.[26]
В постсоветской России очередной этап противодействия коррупции начался с Указа Президента РФ от 04.04.1992 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», который устанавливал ряд запретов и ограничений для должностных лиц.[27]
В 1996 г. был принят УК РФ, в котором предусмотрена ответственность за целый ряд преступлений коррупционной направленности, в том числе злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение и дачу взятки, коммерческий подкуп.
Базовым документом, установившим основы противодействия коррупции в современный период, стал принятый 25 декабря 2008 г. Федеральный закон «О противодействии коррупции».
[28] В течение последующих лет были приняты десятки федеральных законов, указов президента и постановлений правительства, направленных на противодействие коррупции.
Однако, несмотря на продолжающиеся репрессивные методы противодействия, добиться существенного снижения уровня коррупция в России до настоящего времени не удалось.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте понятие коррупции.
2. Охарактеризуйте общественную опасность коррупции.
3. Какие основные типы коррупции выделяют в науке?
4. Назовите основные цели государственной политики в сфере противодействия коррупции.
5. Назовите основные задачи государственной политики в сфере противодействия коррупции.
6. Назовите основные принципы государственной политики в сфере противодействия коррупции.
7. Назовите нормативно-правовые акты образующие государственную политику в сфере противодействия коррупции.
Литература по теме:
Основная литература:
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. N 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон РФ от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // http://www.consultant.ru
3. Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты / В.В. Астанин. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. – 255 с. – URL: http://biblioclub.ru
4. Билинская М.Н. Современная коррупция: отечественная специфика и зарубежный опыт противодействия / М.Н. Билинская, В.В. Моисеев, В.Ф. Ницевич. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 439 с. – URL: http://biblioclub.ru
5. Борьба с налоговой и коррупционной преступностью: вопросы теории и практики / под ред. П.И. Иванова. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. – 383 с. – URL: http://biblioclub.ru
6. Основы антикоррупционного просвещения в сфере образования: учебное пособие / Е.А. Акунченко, П.А. Вырва, И.А. Дамм и др.; под ред. И.А. Дамм, Н.В. Щедрина; Сибирский Федеральный университет, КРО «Российское общество «ЗНАНИЕ». – Красноярск: СФУ, 2016. – 200 с. – URL: http://biblioclub.ru
7. Рубанцова Т.А. Теоретические аспекты коррупции: проблемы противодействия и предупреждения / Т.А. Рубанцова; под ред. С.А. Достовалова. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2019. – 101 с. – URL: http://biblioclub.ru
Дополнительная литература:
1. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография / С.С. Сулакшин, И.Р. Ахметзянова, А.В. Вакурин и др. – М.: Научный эксперт, 2008. – Т. 1. – 467 с. – URL:
http://biblioclub.ru
2. Все о коррупции и противодействии ей – Everything on Corruption and its Counteraction: терминологический словарь / авт.-сост. В.Н. Агеев, О.В. Агеева, И.И. Бикеев, А.Э. Бикмухаметов и др. – Казань: Познание, 2014. – 228 с. – (Противодействие коррупции; Т. 2). – URL: http://biblioclub.ru
3. Камбарова В.С. Коррупция как негативное социальное явление: выпускная квалификационная работа / В.С. Камбарова; Оренбургский государственный университет, Факультет дистанционных образовательных технологий, Кафедра теории государства и права и конституционного права. – Оренбург: 2017. – 52 с. – URL: http://biblioclub.ru
4. Моисеев В.В. Противодействие коррупции в современной России: монография / В.В. Моисеев, В.Н. Прокуратов. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 427 с. – URL: http://biblioclub.ru
5. Полномочия подразделений органов внутренних дел (полиции) в противодействии коррупции: учебно-практическое пособие / ред. Ю.В. Трунцевского, Н.Д. Эриашвили. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 135с. – URL: http://biblioclub.ru
6. Сулакшин С.С. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в РФ (макет-проект): монография / С.С. Сулакшин. – Москва: Научный эксперт, 2009. – 218 с. – URL: http://biblioclub.ru
Тема 2. Преступления коррупционной направленности: уголовно-правовые и криминологические аспекты
Вопросы темы:
1. Понятие детерминант (причин и условий) коррупции.
2. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления коррупционной направленности.
3. Понятие, общая характеристика и виды коррупционных преступлений.
4. Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
5. Понятие и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и их основные признаки.
Перечень формируемых компетенций:
способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);
способность обеспечивать соблюдение законодательства РФ субъектами права (ПК-3);
готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).
Вопрос 1. Понятие детерминант (причин и условий) коррупции.
Под причинами преступности понимается совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне – совершение конкретного преступления.[29]
Во всех сферах природы, общества, человеческой деятельности существует и действует категория причинности. Причинность есть объективная связь между явлениями, одно из которых (причина) порождает другое (следствие). Это так называемая причинно-следственная связь, т. е. следствие наступает в результате взаимодействия причин и условий. Взаимодействие причины и следствия может носить различный характер – механический, физический, химический, психологический и т. д.
Необходимо подчеркнуть, что причинность объективна, т. е. существует помимо нас. Причинная связь имеет сложный, многоступенчатый, опосредованный, иерархический характер. Каждая причина имеет свою причину, а каждое следствие порождает новое следствие, т.е. выступает в качестве причины. К тому же одна причина может вызвать несколько следствий, равно как одно следствие может иметь несколько причин.
Николай I ввел свою систему поощрений для чиновников. Она состояла из аренды поместий и имущества, а также денежных премий, которые контролировал в значительной мере сам император. Стоимость такой аренды была умеренной – от нескольких сот до нескольких тысяч рублей в год.[21] Относительно царствования Николая I в целом можно говорить о сокращении крупной коррупции и активизации борьбы с хищениями государственной собственности и иными злоупотреблениями. При нем проблема коррупции впервые широко обсуждалась и была поднята на государственный уровень.
Император Александр II осознавал необходимость и провел в стране обширную программу реформ, затронувших судебную, военную и земскую сферы. Здесь стоит отметить впервые в истории начавшуюся в правление Александра II систему декларирования имущественного положения чиновников. Периодически выходили книги – «Список гражданским чинам такого-то ведомства». Они были доступны для широкой публики и содержали сведения о службе чиновника, его наградах, поощрениях, а также о размере получаемого им жалования и наличии имущества. Имущество указывалось не только личное, но и «состоящее за женой», как наследственное, так и приобретенное. Таким образом, Александр вывел при своем правлении борьбу с коррупцией на качественно иной уровень. Но все-таки коррупция процветала.
Александру III вместе с троном достались от предыдущих царствований проблемы коррупции и злоупотреблений. Он предпринял ряд не существовавших ранее мер для чиновников по их искоренению, такие как: запрет на получение комиссии при размещении государственного займа, запрет на участие в правлениях частных акционерных обществ и некоторые другие. Ужесточил он и действовавшее законодательство.
Русско-японская, а затем и Первая мировая война создавали условия для роста коррупции и вызвали необходимость усиления ответственности за получение взяток. Царское правительство жестко реагировало на рост коррупции и ужесточало отношение к ней. Предпринимались новые попытки к пресечению мздоимства и лихоимства.
При Николае II в рамках чрезвычайного законодательства был введен закон 1916 г., значительно ужесточивший наказание за коррупцию в сферах снабжения армии, флота и железнодорожной службы. Позже Временное правительство потратило немало сил на доказательство обвинений членов царского правительства в коррупции, но расследование показало, что высшие эшелоны власти, включая царскую фамилию, оказались не запятнаны.
[22]
Пришедшие к власти после свержения царского режима большевики буквально с первых дней развернули борьбу с преступлениями коррупционного характера. Учитывая повышенную опасность преступлений данного вида, взяточничество в Уголовном кодексе 1922 г. было отнесено к контрреволюционным преступлениям, предусматривающим высшую меру социальной защиты – расстрел. Однако ни расстрелы, ни конфискации имущества, ни иные репрессивные меры не привели к снижению уровня преступности: по сравнению с 1928 г., в 1932 г. число лиц, осужденных за совершение должностных преступлений, увеличилось почти в пять раз.[23]
В сталинский период использование репрессивных мер воздействия позволило снизить уровень коррупции, но ее «метастазы» сумели проникнуть в правоохранительные органы и спецслужбы, поразить высшие уровни судебного сообщества, вплоть до Верховного Суда СССР, где некоторые судьи и работники аппарата за взятки снижали меры наказания и освобождали преступников.[24]
В период правления Л. Брежнева произошел очередной рост коррупции: за 30 лет показатели взяточничества увеличились в 25 раз.[25]
Очередная кампания репрессивного характера по борьбе с коррупцией была проведена в 1982–1984 гг. под руководством Ю. Андропова. Основной упор делался на ликвидацию коррупции в органах внутренних дел, региональных партийных структурах, промышленности и торговле.
После смерти Андропова активные действия по борьбе с коррупцией прекратились, что привело к оживлению коррупции в государственном аппарате. Так, в 1989–1991 гг. количество установленных сообществ коррупционеров возросло в 11 раз, а число зафиксированных взяток со стороны лиц, входящих в данные сообщества, увеличилось в 100 раз.[26]
В постсоветской России очередной этап противодействия коррупции начался с Указа Президента РФ от 04.04.1992 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», который устанавливал ряд запретов и ограничений для должностных лиц.[27]
В 1996 г. был принят УК РФ, в котором предусмотрена ответственность за целый ряд преступлений коррупционной направленности, в том числе злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение и дачу взятки, коммерческий подкуп.
Базовым документом, установившим основы противодействия коррупции в современный период, стал принятый 25 декабря 2008 г. Федеральный закон «О противодействии коррупции».
[28] В течение последующих лет были приняты десятки федеральных законов, указов президента и постановлений правительства, направленных на противодействие коррупции.
Однако, несмотря на продолжающиеся репрессивные методы противодействия, добиться существенного снижения уровня коррупция в России до настоящего времени не удалось.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте понятие коррупции.
2. Охарактеризуйте общественную опасность коррупции.
3. Какие основные типы коррупции выделяют в науке?
4. Назовите основные цели государственной политики в сфере противодействия коррупции.
5. Назовите основные задачи государственной политики в сфере противодействия коррупции.
6. Назовите основные принципы государственной политики в сфере противодействия коррупции.
7. Назовите нормативно-правовые акты образующие государственную политику в сфере противодействия коррупции.
Литература по теме:
Основная литература:
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. N 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон РФ от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // http://www.consultant.ru
3. Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты / В.В. Астанин. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. – 255 с. – URL: http://biblioclub.ru
4. Билинская М.Н. Современная коррупция: отечественная специфика и зарубежный опыт противодействия / М.Н. Билинская, В.В. Моисеев, В.Ф. Ницевич. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 439 с. – URL: http://biblioclub.ru
5. Борьба с налоговой и коррупционной преступностью: вопросы теории и практики / под ред. П.И. Иванова. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. – 383 с. – URL: http://biblioclub.ru
6. Основы антикоррупционного просвещения в сфере образования: учебное пособие / Е.А. Акунченко, П.А. Вырва, И.А. Дамм и др.; под ред. И.А. Дамм, Н.В. Щедрина; Сибирский Федеральный университет, КРО «Российское общество «ЗНАНИЕ». – Красноярск: СФУ, 2016. – 200 с. – URL: http://biblioclub.ru
7. Рубанцова Т.А. Теоретические аспекты коррупции: проблемы противодействия и предупреждения / Т.А. Рубанцова; под ред. С.А. Достовалова. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2019. – 101 с. – URL: http://biblioclub.ru
Дополнительная литература:
1. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография / С.С. Сулакшин, И.Р. Ахметзянова, А.В. Вакурин и др. – М.: Научный эксперт, 2008. – Т. 1. – 467 с. – URL:
http://biblioclub.ru
2. Все о коррупции и противодействии ей – Everything on Corruption and its Counteraction: терминологический словарь / авт.-сост. В.Н. Агеев, О.В. Агеева, И.И. Бикеев, А.Э. Бикмухаметов и др. – Казань: Познание, 2014. – 228 с. – (Противодействие коррупции; Т. 2). – URL: http://biblioclub.ru
3. Камбарова В.С. Коррупция как негативное социальное явление: выпускная квалификационная работа / В.С. Камбарова; Оренбургский государственный университет, Факультет дистанционных образовательных технологий, Кафедра теории государства и права и конституционного права. – Оренбург: 2017. – 52 с. – URL: http://biblioclub.ru
4. Моисеев В.В. Противодействие коррупции в современной России: монография / В.В. Моисеев, В.Н. Прокуратов. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 427 с. – URL: http://biblioclub.ru
5. Полномочия подразделений органов внутренних дел (полиции) в противодействии коррупции: учебно-практическое пособие / ред. Ю.В. Трунцевского, Н.Д. Эриашвили. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 135с. – URL: http://biblioclub.ru
6. Сулакшин С.С. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в РФ (макет-проект): монография / С.С. Сулакшин. – Москва: Научный эксперт, 2009. – 218 с. – URL: http://biblioclub.ru
Тема 2. Преступления коррупционной направленности: уголовно-правовые и криминологические аспекты
Вопросы темы:
1. Понятие детерминант (причин и условий) коррупции.
2. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления коррупционной направленности.
3. Понятие, общая характеристика и виды коррупционных преступлений.
4. Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
5. Понятие и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и их основные признаки.
Перечень формируемых компетенций:
способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);
способность обеспечивать соблюдение законодательства РФ субъектами права (ПК-3);
готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).
Вопрос 1. Понятие детерминант (причин и условий) коррупции.
Под причинами преступности понимается совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне – совершение конкретного преступления.[29]
Во всех сферах природы, общества, человеческой деятельности существует и действует категория причинности. Причинность есть объективная связь между явлениями, одно из которых (причина) порождает другое (следствие). Это так называемая причинно-следственная связь, т. е. следствие наступает в результате взаимодействия причин и условий. Взаимодействие причины и следствия может носить различный характер – механический, физический, химический, психологический и т. д.
Необходимо подчеркнуть, что причинность объективна, т. е. существует помимо нас. Причинная связь имеет сложный, многоступенчатый, опосредованный, иерархический характер. Каждая причина имеет свою причину, а каждое следствие порождает новое следствие, т.е. выступает в качестве причины. К тому же одна причина может вызвать несколько следствий, равно как одно следствие может иметь несколько причин.