Файл: Аннотация Цель и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Само взаимодействие в сфере борьбы с коррупцией не может эффективно осуществляться без добровольного на то согласия институтов гражданского общества. Безусловно, без реальной поддержки со стороны государства и правоохранительных органов, в лице полиции, не представляется реальным развернуть надлежащим образом деятельность институтов гражданского общества, особенно, если речь идет о противодействии коррупции. Но при этом, само участие представителей институтов гражданского общества, формы и методы взаимосвязи, способы их реализации должны находить свое непосредственное отражение в соответствующих соглашениях о взаимодействии, которые могут выступать юридическими гарантиями такой совместной деятельности, в первую очередь, для институтов гражданского общества, а с другой стороны, предполагать наличие определенных обязанностей у сотрудников полиции. Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества должно заключаться на основе отношений партнерства, взаимосвязи, объединения усилий для противодействия и искоренения коррупционных проявлений, общей заинтересованности в достижении поставленной цели. В настоящее время все отчетливее стала проявляться тенденция расширения взаимодействия и взаимосвязи полиции с институтами гражданского общества, значительная часть которых настроена на выстраивание позитивных отношений с органами государства, включая и органы внутренних дел (полиции). Опыт государств с низким уровнем коррупции показывает, что их институты гражданского общества активно и деятельно привлекаются к предупредительным антикоррупционным мероприятиям, а также участвуют в воспитательной работе. Налаживание тесного взаимодействия органов и подразделений полиции с институтами гражданского общества по противодействию коррупции должно формироваться на основе партнерских отношений, активной деятельности каждого субъекта, общей заинтересованности в достижении поставленной цели.

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Какие обстоятельства необходимо установить при расследовании преступлений коррупционной направленности?

2.  В чем заключается специфика возбуждения уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности?

3.  Назовите особенности производства следственных действий по преступлениям коррупционной направленности.

4.  Охарактеризуйте основные направления деятельности органов внутренних дел РФ по противодействию коррупции.


5.  Назовите проблемы, уменьшающие степень участия общественности в противодействии коррупции.

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Указ Президента РФ от 29.06.2018 N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 гг.» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» – URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694/

2.  Приказ МВД России от 19 апреля 2010 г. N 293 «Об утверждении порядка по уведомлению в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» – URL:https://base.garant.ru/12177038/

3.  Приказ МВД России от 02.01.2013 N 1 «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Электронный фонд правовой информационно-технической документации – URL: http://docs.cntd.ru/document/499089021

4.  План МВД России по противодействию коррупции на 2018–2020 гг. (утв. МВД России 30.08.2018 N 1/10044). // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации – URL: https://legalacts.ru/doc/plan-mvd-rossii-po-protivodeistviiu-korruptsii-na-2018-/

5.  Актуальные проблемы уголовно-процессуальной политики Российской Федерации: материалы всероссийской научно-практической конференции (Омск, 12 апреля 2013 г.) / отв. ред. И.Г. Рагозина; Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская юридическая академия». – Омск: Омский юридический институт, 2013. – 200 с. – URL:http://biblioclub.ru

6.  Актуальные проблемы административного права и процесса: учебник / М.В. Костенников, А.В. Куракин, А.М. Кононов и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2015. – 495 с. – URL: http://biblioclub.ru

7.  Практика противодействия коррупции: проблемы и достижения: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, 9 декабря 2016 г. / сост. А.В. Морозов; отв. ред. А.В. Морозов; Министерство образования и науки России, Казанский национальный исследовательский технологический университет и др. – Казань: Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2018. – 131 с. – URL: http://biblioclub.ru

 

Дополнительная литература:

1.  Василевич Г.А. Актуальные направления противодействия коррупции в Республике Беларусь на современном этапе: монография / Г.А. Василевич; Национальная академия наук Беларуси, Отделение гуманитарных наук и искусств. – Минск: Беларуская навука, 2018. – 204 с. – URL: http://biblioclub.ru

2.  Билинская М.Н. Современная коррупция: отечественная специфика и зарубежный опыт противодействия / М.Н. Билинская, В.В. Моисеев, В.Ф. Ницевич. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 439 с. – URL: 

http://biblioclub.ru

3.  Моисеев В.В. Противодействие коррупции в современной России: монография / В.В. Моисеев, В.Н. Прокуратов. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 427 с. – URL: http://biblioclub.ru

4.  Практика противодействия коррупции: проблемы и достижения: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, 9 декабря 2016 г. / сост. А.В. Морозов; отв. ред. А.В. Морозов; Министерство образования и науки России, Казанский национальный исследовательский технологический университет и др. – Казань: Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2018. – 131 с. – URL: http://biblioclub.ru

5.  Шегабудинов Р.Ш. Предупреждение организованной экономической пре­ступности, сопряженной с коррупцией: вопросы теории и практики / Р.Ш. Шегабудинов; под ред. Г.А. Аванесова. – Москва: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. – 199 с. – URL: http://biblioclub.ru

6.  Румянцева Е.Е. Коррупциология: преступления и наказания / Е.Е. Румянцева. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 765 с.: ил., табл. – URL: http://biblioclub.ru

 


Тема 7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

 

Вопросы темы:

1.  Правовая основа антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

2.  Коррупциогенные факторы и их виды.

3.  Антикоррупционная экспертиза: понятие, принципы проведения.

4.  Субъекты проведения антикоррупционной экспертизы и требования к независимым экспертам.

5.  Особенности процедуры проведения антикоррупционной экспертизы.

 

Перечень формируемых компетенций:

     способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);

     способность обеспечивать соблюдение законодательства РФ субъектами права (ПК-3);

     готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).

 

Вопрос 1. Правовая основа антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

 

Экспертиза представляет собой правовой инструмент, предназначенный для выяснения обстоятельств, требующих применения специальных познаний. Экспертиза как познавательный инструмент находит все более широкое применение в жизни государства, распространяясь на новые сферы деятельности. Выделяют следующие виды экспертиз: общественную, правовую, антикоррупционную, специализированную, финансовую, лингвистическую, судебную, криминологическую. Но, можно заявить, что этот перечень является далеко не исчерпывающим, и юридическая практика к настоящему времени обогатила правовую действительность иными видами экспертных инструментов.

Общественная экспертиза представляет собой механизм общественной экспертной деятельности по анализу и оценке нормативных и других управленческих решений власти всех уровней. Основная цель проведения такой экспертизы – учет и защита интересов граждан при принятии и реализации властных решений.[63]

При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия нормам Конституции Российской Федерации 1993 г. (далее – Конституция РФ) и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов).
[64]

Специализированная экспертиза включает профессиональную оценку эффективности положений проекта правового документа с учетом специфики той сферы общественных отношений, на урегулирование которой направлен данный проект.[65]

Криминологическая экспертиза – представляет собой изучение, анализ, оценку экономических, социальных, культурно-воспитательных и иных мероприятий с целью определения их возможного или существующего влияния на преступность, ее причинный комплекс, тенденции, качественно-количественные характеристики, последствия, другие криминологически значимые показатели.[66]

В качестве одной из мер профилактики коррупции Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Данная мера появилась вследствие ратификации РФ специальной Конвенции ООН. Антикоррупционная экспертиза необходима для периодической переоценки административных мер и правовых документов. Проверяется их эффективность и адекватность в борьбе с чиновничьими нарушениями. Предпосылками проведения антикоррупционной экспертизы в современной России стали теоретические исследования Центра стратегических разработок и фонда «Индем», проведенные в 2003 г. Специалисты выпустили специальную памятку. С помощью нее можно было определить присутствовали ли в работе органов власти коррупциогенные факторы. В России эти исследования стали первыми в своем роде. Они показали, что в условиях совсем недавно возникшей рыночной экономики молодые государственные институты оказались крайне подвержены коррупции.

Объектом антикоррупционной экспертизы являются – общественные отношения, на регулирование которых направлен исследуемый в целях выявления коррупциогенных факторов нормативный правовой акт или его проект.

Предметом антикоррупционной экспертизы являются – нормативные правовые акты и проекты таких актов органов государственной власти и местного самоуправления, а также содержащиеся в них нормы, которые регулируют общественные отношения, являющиеся объектом экспертизы.

Цель антикоррупционной экспертизы