Файл: Аннотация Цель и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 настоящего Кодекса». Однако ч. 1 ст. 144 УПК РФ предусматривает возможность истребования предметов и документов до возбуждения уголовного дела. Речь идет о составлении запроса следователем (оперативным сотрудником по поручению следователя) и истребование с его помощью документов. Проблема в том, что УПК РФ не указывает на невозможность истребования сведений, содержащих банковскую тайну и другую охраняемую федеральным законом тайну при проведении проверки в порядке ст. 144 УПК РФ и даже при проведении расследования. Законом предусмотрен способы истребования данных сведений: путем выемки – то есть проведения следственного действия в рамках уголовного дела, по судебному решению и, с другой стороны, путем направления запроса. В данном случае логика законодателя, предусмотревшего альтернативные способы истребования сведений, содержащих банковскую и иную, охраняемую законом тайну, отсутствует. Согласно п. 1.2 ч. 1 ст. 144 УПК РФ «полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса». Понятие запроса в УПК РФ отсутствует, порядок его составления, форма также не регламентированы. Упоминается данный вид документа в ч. 2 ст. 7 ФЗ N 403 от 28.12.2010 «О Следственном комитете РФ»: «требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок».[62]

В связи с вышеизложенным в правоприменительной деятельности возникают определенные трудности, связанные с признанием доказательств недопустимыми. Таким образом, грамотное, спланированное производство следственных действий на первоначальном этапе расследования позволит собрать и закрепить достаточно доказательств совершения преступления, причастности лица к совершенному преступлению. Дальнейшее проведение всех необходимых следственных действий позволит обеспечить полноту и объективность расследования, устранить противоречия, после чего направить уголовное дело в суд. Одновременно, неукоснительное соблюдение процессуального закона и грамотное применение следователем результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании коррупционных преступлений имеет важное значение для привлечения виновных к уголовной ответственности, предотвращает возможное прекращение уголовного дела на стадии предварительного следствия и оправдания преступника в ходе судебного разбирательства
.

 

Вопрос 4. Основные направления деятельности органов внутренних дел РФ по противодействию коррупции.

 

Основную роль в борьбе с коррупцией, в частности играют правоохранительные органы. В перечень основных правоохранительных органов, отвечающих за противодействие коррупции, следует отнести Прокуратуру РФ, Федеральную службу безопасности, Министерство внутренних дел и Федеральную таможенную службу. Основной функцией силовых структур является борьба с преступностью, защита прав и свобод, в целом и непосредственно в части противодействия коррупции.

Министерство внутренних дел представляет собой сложную, структурную систему, которая включает в себя различные службы, подразделения и учреждения, функционирующие во взаимосвязи и непрерывном взаимодействии, а также наделенные множеством функций и непосредственно взаимодействующие с гражданским обществом на всех уровнях жизнедеятельности.

Согласно Национальному плану противодействия коррупции на 2018–2020 гг., МВД России является одним из ключевых звеньев по противодействию коррупции на территории РФ, в результате чего ими был разработан собственный план, утвержденный Министерством внутренних дел РФ, генеральном полиции РФ А.В. Колокольцевым. Стоит отметить, что наличие специально ведомственного плана обеспечивает повышение эффективности механизмов урегулирования конфликтов интересов, соблюдение ограничений, запретов и принципов служебного поведения в связи с исполнением должностных обязанностей, а также привлечения к ответственности за их нарушение.

В соответствии с Положением Министерства внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», МВД России обеспечивает исполнение законодательства РФ о противодействии коррупции в системе МВД России.

В соответствии с данным Положением основная нагрузка по противодействию коррупции в системе МВД России возлагается на Главное управление собственной безопасности – структурное подразделение центрального аппарата МВД России. В соответствии с приказом МВД России N 1 от 2 января 2013 г. утверждена Концепция обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел РФ, на основании которой подразделения собственной безопасности проводят систематическую деятельность, в ее рамках создаются эффективные механизмы противодействия коррупционным и иным противоправным проявлениям. К деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел относится также осуществление проверок и согласований в отношении сотрудников, назначаемых на вышестоящие должности, или лиц, принимаемых на службу в органы внутренних дел, в целях противодействия коррупции и укреплению антикоррупционной устойчивости системы МВД России.



Приказ Министерства внутренних дел РФ от 19 апреля 2010 г. N 293 «Об утверждении порядка по уведомлению в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений» устанавливает, что на сотрудников, военнослужащих и гражданских служащих МВД России возлагается обязанность уведомления представителей нанимателя (работодателя) о фактах обращения, в том числе о ставших известных фактах обращения к другим сотрудникам, гражданским служащим, с целью склонения к незаконному использованию своего служебного положения. Сотрудник органов внутренних дел РФ должен докладывать непосредственному начальнику обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел РФ – подразделение полиции, которая включает в себя отдельное самостоятельное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, направленные в пределах своей компетенции функции Министерства вырабатывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в части, затрагивающей выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.

В настоящее время внутри системы МВД России сотрудникам органов внутренних дел созданы запретительные барьеры для совершения коррупционных правонарушений, а именно:

1)      обязанность сотрудника докладывать непосредственному начальнику обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 19 апреля 2019 г. N 293 «Об утверждении порядка по уведомлению в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений», который устанавливает единые в системе МВД России правила уведомления сотрудником органа внутренних дел, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России Министерства внутренних дел РФ, первого заместителя Министра, заместителей Министра, руководителей подразделений центрального аппарата МВД России, начальников территориальных органов МВД России, управлений материально-технического снабжения, научных, образовательных и медицинских организации, баз (складов) хранения ресурсов МВД России либо лиц, исполняющих их обязанности, то есть представителя нанимателя, о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, порядок регистрации уведомлений, перечень содержащихся в них сведений и организацию их проверки, не предоставляет возможность подачи уведомления сотрудником органов внутренних дел в органы прокуратуры, если непосредственно наниматель издал приказ или распоряжение в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений или преступлений. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнении заведомо незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих оснований.


При этом для сотрудников органов внутренних дел отсутствует порядок уведомления органов прокуратуры, предусмотренное ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273 «О противодействии коррупции», что поможет данному лицу избежать исполнения возложенного на него приказа или распоряжения нанимателем;

 

2)      обязательная ежегодная подача сведений о своих доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах и расходах, имуществе и имущественных обязательствах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

3)      требование о предупреждении непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или об угрозе его возникновения;

4)      нормативное закрепление порядка наложения на сотрудников взысканий за коррупционные правонарушения и увольнения в связи с утратой доверия;

5)      наличие запрета иметь возможность заниматься иной оплачиваемойдеятельностьюбез уведомления и многое другое.

 

Вопрос 5. Проблемы взаимодействия правоохранительных органов РФ с гражданским обществом в борьбе с коррупцией.

 

В настоящее время государство и гражданское общество России отчетливо осознают пагубное воздействие коррупционных факторов на российскую экономику, производство и предпринимательскую деятельность. Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

В Национальном плане противодействия коррупции и Федеральном законе «О противодействии коррупции» общественный контроль определен в качестве превентивных мер по профилактике коррупции. В целях повышения эффективности противодействия коррупции в России институтам гражданского общества предложено проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

 

Выделяется ряд проблем, уменьшающий степень участия общественности в противодействии коррупции:

     непонимание некоторыми органами государственной власти и органами местного самоуправления значимости участия общественности в противодействии коррупции, а порой их самоустранение или противодействие этой работе;


     пассивная позиция отдельных государственных органов по отношению к информации антикоррупционного характера, поступающей от этих общественных объединений;

     отсутствие у общественных объединений необходимых организационного и материально-технического ресурсов для системного решения вопросов противодействия коррупции;

     декларативный характер деятельности отдельных общественных объединений, фактически подрывающих доверие к участию общественности в противодействии коррупции.

 

Сама идея привлечения гражданского общества для противодействия коррупции широко распространена в мире. Формы данной деятельности могут быть различные, и заключаются они во взаимном обмене информацией, совместном просвещении граждан, совместном обсуждении и выработке конкретных решений, комплексной совместной разработке и реализации программ и контроле их реализации, проведении совместных проверок соблюдения законности, совместном участии в предупредительных мероприятиях, методическом консультировании и организационной помощи, проведении общественных и консультативных советов, общественных экспертиз нормативных актов, заседаний рабочих групп, слушаний, конференций, семинаров, круглых столов, совещаний, переговоров, исследований, мониторингов, учетов и т. д.

Целью данной деятельности должно стать повышение эффективности работы правоохранителей, активизации непосредственного участия граждан в борьбе с коррупцией, а также создание нетерпимости в обществе коррупционным проявлениям. Для этого необходимо создать эффективный механизм взаимодействия и взаимосвязи полиции и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. Сам механизм взаимодействия требует своей методической и организационной проработанности, проверки эффективности деятельности и реализации заложенных положений и принципов на практике в рамках «пилотного проекта». Для этого необходимо и создание соответствующего модельного закона, его внедрение на региональном уровне.

Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества проявляется не только в выполнении норм законодательства и формальном подходе к решению данной проблемы, а насущной необходимостью. Ведь правоохранительные органы самостоятельно справиться с противодействием коррупции, без активного привлечения объединения граждан, не могут.

Структурными элементами механизма взаимодействия по борьбе с коррупцией выступают: цель, субъекты, объект и предмет, принципы, формы методы, процедуры и системная организация взаимодействия, ресурсы и этапы взаимодействия, а также критерии оценки результативности и итоговый результат взаимодействия, который должен заключаться в реальном снижении уровня коррупции и минимизации причин их вызывающих, как на общегосударственном, так и на местном уровне. Механизм взаимодействия полиции и гражданского общества по борьбе с коррупцией требует их взаимную ответственность, тесную взаимосвязь, совершенствование институциональных основ взаимодействия и механизмов их практической реализации.