Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного творчества, литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);

анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять те­му, главную мысль произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступ­ки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанав­ливать последовательность событий (действий) в сказке и рас­сказе;

анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю.

Работа с информацией:

соотносить иллюстрации с текстом произведения;

ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на основе рекомендованного списка;

по информации, представленной в оглавлении, в иллюстра­циях предполагать тему и содержание книги;

пользоваться словарями для уточнения значения незнакомо­го слова.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяс­нять свои ответы, дополнять ответы других участников, состав­лять свои вопросы и высказывания на заданную тему;

пересказывать подробно и выборочно прочитанное произве­дение;

обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулиро­вать (устно) простые выводы на основе прочитанного/прослу- шанного произведения;

описывать (устно) картины природы;

сочинять по аналогии с прочитанным загадки, рассказы, не­большие сказки;

участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия:

оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении/слушании произведения;

удерживать в памяти последовательность событий прослу- шанного/прочитанного текста;

контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении/слушании произведения;

проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной за­дачи.

Совместная деятельность:

выбирать себе партнёров по совместной деятельности;

распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы.

  1. КЛАСС

О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важ­ные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — глав­ные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведени­ях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических про­изведениях писателей и поэтов XIX и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, ма­лой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.


Произведения для чтения: К.Д. Ушинский. «Наше Отече­ство», М.М. Пришвин. «Моя Родина», С.А. Васильев. «Рос­сия», Н.П. Кончаловская. «Наша древняя столица» (отрывки) и др. (по выбору).

Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки; по выбору). Знакомство с видами зага­док. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В.И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.

Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих цен­ностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бы­товые, волшебные). Художественные особенности сказок: по­строение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В.М. Васнецова, иллю­страции Ю.А. Васнецова, И.Я. Билибина, В.М. Конашевича). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.

Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рас­сказать в песне о родной земле. Былина как народный песен­ный сказ о важном историческом событии. Фольклорные осо­бенности жанра былин: язык (напевность исполнения, вырази­тельность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика бы­лин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.

Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и др. (по выбору).

Творчество А.С. Пушкина. А.С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А.С. Пушкина: средства худо­жественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могу­чем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царев­не Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как ос­нова изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклор­ными. Положительные и отрицательные герои, волшебные по­мощники, язык авторской сказки. И.Я. Билибин — иллюстра­тор сказок А.С. Пушкина.



Произведения для чтения: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осен­няя погода...», «Опрятней модного паркета...» и др. (по вы­бору).

Творчество И.А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказа­ние в баснях. И.А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И.А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использова­ние крылатых выражений в речи.

Произведения для чтения: И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и др. (по выбору).

Картины природы в произведениях поэтов и писателей XIX—ХХ веков. Лирические произведения как способ переда­чи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков, Н.А. Некрасов, А.А. Блок, С.А. Есенин, И.А. Бунин, А.П. Чехов, К.Г. Пау­стовский и др. Чувства, вызываемые лирическими произведе­ниями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её вы­разительное значение. Олицетворение как одно из средств вы­разительности лирического произведения. Живописные полот­на как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпите­ты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).

Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев. «Есть в осени перво­начальной...», А.А. Фет. «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка.», А.Н. Майков. «Осень», С.А. Есенин. «Бе­рёза», Н.А. Некрасов. «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок. «Ворона», И.А. Бунин. «Первый снег» и др. (по выбору).

Творчество Л.Н. Толстого. Жанровое многообразие произве­дений Л.Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержа­ния с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развяз­ка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие ли­ца, различение рассказчика и автора произведения. Художе­ственные особенности текста-описания, текста-рассуждения.

Произведения для чтения: Л.Н.Толстой. «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и др.

Литературная сказка. Литературная сказка русских писате­лей (не менее двух). Круг чтения: произведения В.М. Гаршина, М. Горького, И.С. Соколова-Микитова и др. Особенности автор­ских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.


Произведения для чтения: В.М. Гаршин. «Лягушка-путеше­ственница», И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек», М. Горь­кий. «Случай с Евсейкой» и др. (по выбору).

Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх про­изведений): произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, К.Г. Пау­стовского, М.М. Пришвина, Б.С. Житкова. Особенности рас­сказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).

Произведения для чтения: Б.С. Житков. «Про обезьянку», К.Г. Паустовский. «Барсучий нос», «Кот Варюга», Д.Н. Ма­мин-Сибиряк. «Приёмыш», А.И. Куприн. «Барбос и Жулька» и др. (по выбору).

Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскры­тие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие ав­тора от героя и рассказчика. Герой художественного произведе­ния: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произ­ведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведе­ния по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.

Произведения для чтения: Л. Пантелеев. «На ялике», А. Гай­дар. «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и др. (по вы­бору).

Юмористические произведения. Комичность как основа сю­жета. Герой юмористического произведения. Средства вырази­тельности текста юмористического содержания: преувеличе­ние. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произ­ведений): М.М. Зощенко, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский и др. (по выбору).

Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский. «Денискины расказы» (1—2 произведения), Н.Н. Носов. «Весёлая семейка» (1—2 рассказа из цикла) и др. (по выбору).

Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух- трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы зарубежных писателей о жи­вотных. Известные переводчики зарубежной литературы: С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Б.В. Заходер.

Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен. «Гадкий утёнок», Ш. Перро. «Подарок феи» и др. (по выбору).

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской де­ятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллю­страции). Правила юного читателя. Книга как особый вид ис­кусства. Общее представление о первых книгах на Руси, зна­комство с рукописными книгами.


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)

Изучение содержания учебного предмета «Литературное чте­ние» в третьем классе способствует освоению ряда универсаль­ных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

читать доступные по восприятию и небольшие по объёму про­заические и стихотворные произведения (без отметочного оце­нивания);

различать сказочные и реалистические, лирические и эпиче­ские, народные и авторские произведения;

анализировать текст: обосновывать принадлежность к жан­ру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, опреде­лять композицию произведения, характеризовать героя;

конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;

сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но раз­ным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики;

исследовать текст: находить описания в произведениях раз­ных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).

Работа с информацией:

сравнивать информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное про­изведение);

подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настро­ению, средствам выразительности;

выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной зада­чей; составлять аннотацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

читать текст с разными интонациями, передавая своё отно­шение к событиям, героям произведения;

формулировать вопросы по основным событиям текста;

пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением ли­ца);

выразительно исполнять стихотворное произведение, созда­вая соответствующее настроение;

сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.

Регулятивные универсальные учебные действия:

принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использо­вать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролиро­вать реализацию поставленной задачи чтения;

оценивать качество своего восприятия текста на слух;

выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки про­цесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Совместная деятельность:

участвовать в совместной деятельности: выполнять роли ли­дера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;