Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | о видах сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты) | Работа со схемой: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о видах сказок, выполнение задания «Вспомните и назовите произведения». |
Сказки | |||
\1/ \1/ | |||
О животных Бытовые Волшебные | |||
Чтение вслух и про себя фольклорных произведений (народных сказок), определяя мотив и цель чтения, отвечая на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?», различение реальных и сказочных событий в народных произведениях. Учебный диалог: осознание ценности нравственно-этических понятий для всех народов: трудолюбие, дружба, честность. Наблюдение за особенностями построения волшебной сказки (зачин, троекратные повторы, концовка), выделение смысловых частей сказки в соответствии с сюжетом, определение последовательности событий в произведении, поиск устойчивых выражений. Составление номинативного плана. Пересказ (устно) содержания подробно. Рассказ о собирателях фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль, братья Гримм), знакомство с их книгами, составление высказывания о культурной значимости художественной литературы и фольклора с включением в собственную речь пословиц, крылатых выражений и других средств выразительности. |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | | Работа в группе (совместная деятельность): сочинение сказок (по аналогии), проведение конкурса на лучшего знатока фольклорных жанров. Поиск дополнительной информации о собирателях фольклора, представление своего сообщения в классе |
Расширение представлений о былине как эпической песне о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место | Разговор перед чтением: история возникновения былин, их особенностей (напевность, протяжность исполнения). Слушание былин об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и других богатырях, контроль восприятия произведения: ответы на вопросы по фактическому содержанию текста. Например, былины «Исцеление Ильи Муромца», «Ильины три поездочки», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула». Учебный диалог: обсуждение главной мысли былинного эпоса — стремление богатырей защищать родную землю. Работа с текстом произведения: анализ сюжета былины (реальность и сказочность событий), ответы на вопросы, наблюдение за особенностями языка (устаревшие слова, повторы, эпитеты, гиперболы), нахождение устаревших слов (архаизмов), подбор к ним синонимов. Работа в парах (поисковое выборочное чтение): характеристика русского богатыря (реальность и сказочность героя). Пересказ былины от лица её героя. Работа в группе (совместная работа): сравнение волшебной сказки и былины (тема, герои, наличие волшебства), оценка результатов работы группы. |
Продолжение табл.
Рабочая программа ГБОУ Школа «Кузьминки»
| | в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В. М. Васнецова | Рассказ о творчестве В. М. Васнецова, рассматривание репродукций картин художника «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Гусляры», «Баян», составление рассказа-описания (словесный портрет одного из богатырей) с использованием былинных слов и выражений. Дифференцированная работа: составление словаря устаревших слов |
3 | Творчество А. С. Пушкина (12 часов) | Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Углубление представления о средствах художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Расширение представления о литературных сказках А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные | Разговор перед чтением: понимание общего настроения лирического произведения. Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина («Осень» (отрывки): «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Октябрь уж наступил...», «Туча», «Гонимы вешними лучами...», «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (по выбору), обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведение? Почему?». Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений, эпитетов, олицетворений, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре. Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произведений с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм. Чтение наизусть лирических произведений А. С. Пушкина (по выбору). Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», удержание в памяти событий сказки, обсуждение сюжета. |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся | ||
| | помощники, язык авторской сказки | Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение): анализ сюжета, повтор как основа изменения сюжета, характеристика героев (положительные или отрицательные, портрет), волшебные помощники, описание чудес в сказке, анализ композиции. Творческое задание: составление словесных портретов главных героев с использованием текста сказки. Работа в группах: заполнение таблицы на основе сравнения сказок, сходных по сюжету (В. А. Жуковский. «Спящая царевна», «Белоснежка и семь гномов»): сюжеты, герои, чудеса и превращения. Дифференцированная работа: чтение очерка К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина», «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о сказках А. С. Пушкина, выполнение задания «Вспомните и назовите произведения». | ||
| Сказки А. С. Пушкина | | |||
/ X/ X/ X/ \/ X | |||||
| |||||
Составление выставки на тему «Книги А. С. Пушкина», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу |
Продолжение табл.
4 | Творчество И. А. Крылова (4 часа) | Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Расширение круга чтения басен на примере произведений А. И. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого и других баснописцев. Басни стихотворные и прозаические. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка | | Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенных произведений, определение жанра (басня) и автора (И. А. Крылов, Л. Н. Толстой), ответ на вопрос «К каким жанрам относятся эти тексты? Почему?», аргументация своего мнения. Разговор перед чтением: история возникновения жанра, Эзоп — древнегреческий баснописец, его басни, рассказ о творчестве И. А. Крылова. Слушание и чтение басен: И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Кукушка и Петух», И. И. Хемницер. «Стрекоза и муравей», Л. Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи» (не менее 3 по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?». Учебный диалог: сравнение басен (сюжет, мораль, форма, герои), заполнение таблицы. | | ||||
| Автор | Заголовок | Герои | Мораль | Форма записи | | |||
| | | | | |||||
| Работа с текстом произведения: характеристика героя (положительный или отрицательный), понимание аллегории, работа с иллюстрациями, поиск в тексте морали (поучения) и крылатых выражений. Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения (конкурс чтецов «Басни русских баснописцев»). Дифференцированная работа: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о баснописцах, выполнение задания «Вспомните и назовите». | |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся | ||
| | | | | |
| Басни И. А. Крылова | | |||
| | | |||
| | | |||
Групповая работа: проведение конкурса на инсценирование басен. Поиск книг И. А. Крылова, рассматривание и чтение их, анализ библиографического аппарата книги: обложка, оглавление, предисловие, иллюстрации, составление аннотации | |||||
5 | Творчество М. Ю. Лермонтова (4 часа) | Лирические произведения М. Ю. Лермонтова: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора | Разговор перед чтением: понимание общего настроения лирического произведения, творчество М. Ю. Лермонтова. Слушание стихотворных произведений (не менее 3) М. Ю. Лермонтова: «Горные вершины...», «Утёс», «Парус», «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...» и др. Учебный диалог: обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение?». Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения и метафор, определение вида строф. |
Продолжение табл.
| | в стихотворениях М. Ю. Лермонтова | Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения. Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин |
6 | Литературная сказка (9 часов) | Тематика авторских стихотворных сказок. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности | Разговор перед чтением: уточнение представлений о жанре сказки, расширение знаний о том, как и почему из глубины веков дошли до нас народные сказки, первые авторы литературных сказок. Слушание и чтение литературных сказок. Например, М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб», П. П. Ершов. «Конёк-горбунок», В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек», Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев (2—3 сказки по выбору). Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках. Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов (в том числе проблемных) по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей. Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей. Пересказ (устно) содержания произведения выборочно. |