Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.










о видах сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отраже­ние в произведениях фольклора нравствен­ных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произ­ведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты)

Работа со схемой: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о видах сказок, выполнение задания «Вспомните и назовите произведения».

Сказки

\1/ \1/

О животных Бытовые Волшебные

Чтение вслух и про себя фольклорных произведений (народных сказок), определяя мотив и цель чтения, отвечая на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?», различение реальных и сказочных событий в народных произ­ведениях.

Учебный диалог: осознание ценности нравственно-этических понятий для всех народов: трудолюбие, дружба, честность. Наблюдение за особенностями построения волшебной сказки (зачин, троекратные повторы, концовка), выделение смысловых частей сказки в соответствии с сюжетом, определение последо­вательности событий в произведении, поиск устойчивых выражений.

Составление номинативного плана.

Пересказ (устно) содержания подробно.

Рассказ о собирателях фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль, братья Гримм), знакомство с их книгами, составле­ние высказывания о культурной значимости художественной литературы и фольклора с включением в собственную речь пословиц, крылатых выражений и других средств выразитель­ности.










Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся










Работа в группе (совместная деятельность): сочинение сказок (по аналогии), проведение конкурса на лучшего знатока фоль­клорных жанров.

Поиск дополнительной информации о собирателях фольклора, представление своего сообщения в классе

Расширение представ­лений о былине как эпической песне о героическом событии. Герой былины — за­щитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устарев­шие слова, их место

Разговор перед чтением: история возникновения былин, их особенностей (напевность, протяжность исполнения).

Слушание былин об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и других богатырях, контроль восприятия произведе­ния: ответы на вопросы по фактическому содержанию текста. Например, былины «Исцеление Ильи Муромца», «Ильины три поездочки», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула».

Учебный диалог: обсуждение главной мысли былинного эпоса — стремление богатырей защищать родную землю.

Работа с текстом произведения: анализ сюжета былины (реаль­ность и сказочность событий), ответы на вопросы, наблюдение за особенностями языка (устаревшие слова, повторы, эпитеты, гиперболы), нахождение устаревших слов (архаизмов), подбор к ним синонимов.

Работа в парах (поисковое выборочное чтение): характеристика русского богатыря (реальность и сказочность героя).

Пересказ былины от лица её героя.

Работа в группе (совместная работа): сравнение волшебной сказки и былины (тема, герои, наличие волшебства), оценка результатов работы группы.






Продолжение табл.




Рабочая программа ГБОУ Школа «Кузьминки»









в былине и представ­ление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В. М. Васнецова

Рассказ о творчестве В. М. Васнецова, рассматривание репро­дукций картин художника «Три богатыря», «Витязь на рас­путье», «Гусляры», «Баян», составление рассказа-описания (словесный портрет одного из богатырей) с использованием былинных слов и выражений.

Дифференцированная работа: составление словаря устаревших слов

3

Творчество А. С. Пуш­кина (12 часов)

Картины природы в лирических произве­дениях А. С. Пушки­на. Углубление представления о средствах художе­ственной выразитель­ности в стихотворном произведении (сравне­ние, эпитет, олицетво­рение, метафора). Расширение представ­ления о литературных сказках А. С. Пушки­на в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные

Разговор перед чтением: понимание общего настроения лириче­ского произведения.

Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина («Осень» (отрывки): «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Ок­тябрь уж наступил...», «Туча», «Гонимы вешними лучами...», «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (по выбору), обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведе­ние? Почему?».

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений, эпитетов, олицетворений, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре. Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произве­дений с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм.

Чтение наизусть лирических произведений А. С. Пушкина (по выбору).

Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», удержание в памяти событий сказки, обсуждение сюжета.











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся







помощники, язык авторской сказки

Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выбо­рочное чтение): анализ сюжета, повтор как основа изменения сюжета, характеристика героев (положительные или отрица­тельные, портрет), волшебные помощники, описание чудес в сказке, анализ композиции.

Творческое задание: составление словесных портретов главных героев с использованием текста сказки.

Работа в группах: заполнение таблицы на основе сравнения сказок, сходных по сюжету (В. А. Жуковский. «Спящая царевна», «Белоснежка и семь гномов»): сюжеты, герои, чудеса и превращения.

Дифференцированная работа: чтение очерка К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина», «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о сказках А. С. Пушкина, выполнение задания «Вспомните и назовите произведения».




Сказки А. С. Пушкина




/ X/ X/ X/ \/ X




Составление выставки на тему «Книги А. С. Пушкина», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу





Продолжение табл.





4

Творчество И. А. Кры­лова (4 часа)

Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Расширение круга чтения басен на примере произведе­ний А. И. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого и других баснописцев. Басни стихотворные и прозаические. Развитие событий в басне, её герои (поло­жительные, отрица­тельные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особен­ности языка




Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенных произведе­ний, определение жанра (басня) и автора (И. А. Крылов, Л. Н. Толстой), ответ на вопрос «К каким жанрам относятся эти тексты? Почему?», аргументация своего мнения.

Разговор перед чтением: история возникновения жанра, Эзоп — древнегреческий баснописец, его басни, рассказ о творчестве И. А. Крылова.

Слушание и чтение басен: И. А. Крылов. «Стрекоза и Мура­вей», «Квартет», «Кукушка и Петух», И. И. Хемницер. «Стре­коза и муравей», Л. Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи» (не ме­нее 3 по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?».

Учебный диалог: сравнение басен (сюжет, мораль, форма, герои), заполнение таблицы.







Автор

Заголовок

Герои

Мораль

Форма записи






















Работа с текстом произведения: характеристика героя (положи­тельный или отрицательный), понимание аллегории, работа с иллюстрациями, поиск в тексте морали (поучения) и крыла­тых выражений.

Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохра­нением интонационного рисунка произведения (конкурс чтецов «Басни русских баснописцев»). Дифференцированная работа: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о баснописцах, выполнение задания «Вспомните и назовите».














Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся






















Басни И. А. Крылова






















Групповая работа: проведение конкурса на инсценирование басен.

Поиск книг И. А. Крылова, рассматривание и чтение их, анализ библиографического аппарата книги: обложка, оглавле­ние, предисловие, иллюстрации, составление аннотации

5

Творчество М. Ю. Лер­монтова (4 часа)

Лирические произве­дения М. Ю. Лермон­това: средства художе­ственной выразитель­ности (сравнение, эпитет, олицетворе­ние); рифма, ритм. Метафора как «свёр­нутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотво­рения. Переносное значение слов в мета­форе. Метафора

Разговор перед чтением: понимание общего настроения лири­ческого произведения, творчество М. Ю. Лермонтова.

Слушание стихотворных произведений (не менее 3) М. Ю. Лер­монтова: «Горные вершины...», «Утёс», «Парус», «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...» и др.

Учебный диалог: обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение?».

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выраже­ний, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения и метафор, определение вида строф.






Продолжение табл.











в стихотворениях М. Ю. Лермонтова

Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответ­ствующих стихотворных строк.

Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохра­нением интонационного рисунка произведения.

Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин

6

Литератур­ная сказка (9 часов)

Тематика авторских стихотворных сказок. Расширение представ­лений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — осо­бенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности

Разговор перед чтением: уточнение представлений о жанре сказки, расширение знаний о том, как и почему из глубины веков дошли до нас народные сказки, первые авторы литератур­ных сказок.

Слушание и чтение литературных сказок. Например,

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб», П. П. Ершов. «Конёк-горбу­нок», В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек», Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахож­дение описания героя, определение взаимосвязи между поступ­ками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев (2—3 сказки по выбору).

Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках.

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов (в том числе проблемных) по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей.

Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей.

Пересказ (устно) содержания произведения выборочно.