Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | | Работа в парах: чтение диалогов по ролям. Знакомство со сказом П. П. Бажова «Серебряное копытце», выделение особенностей жанра. Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении народной лексики, устойчивых выражений, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, нахождение образных слов и выражений, поиск устаревших слов, установление значения незнакомого слова в словаре. Дифференцированная работа: драматизация отрывков из сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок». Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений. Проверка и оценка своей работы по предложенным критериям. Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, написание аннотации к самостоятельно прочитанному произведению. Составление (письменно) рассказа-рассуждения «Моя любимая литературная сказка», раскрытие своего отношения к художественной литературе |
7 | Картины природы в творчестве поэтов писателей | Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных | Разговор перед чтением: стихотворные произведения как способ передачи чувств автора, лирические и эпические произведения: сходство и различия. Слушание лирических произведений, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы, |
Продолжение табл.
| и XIX века (7 часов) | с наблюдениями, описаниями природы. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов XIX века: В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению | ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведение? Почему?». На примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...», А. А. Фета «Весенний дождь», «Бабочка», В. А. Жуковского «Ночь», «Песня», Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шёпот...» (не менее 5 авторов по выбору). Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, олицетворений, метафор, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, характеристика звукописи, определение вида строф. Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения; подбор синонимов к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора. Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения (конкурс чтецов стихотворений). Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
8 | Творчество Л. Н. Толстого (7 часов) | Расширение представлений о творчестве Л. Н. Толстого: рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Первоначальное представление о повести как эпическом жанре. Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Углубление представлений об особенностях художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого | Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенных отрывков из произведений Л. Н. Толстого, определение жанра, объяснение и ответ на вопрос «К каким жанрам относятся эти тексты? Почему?», аргументация своего мнения. Разговор перед чтением: общее представление об эпосе (на примере рассказа), знакомство с повестью как эпическим жанром, в основе которого лежит повествование о каком-либо событии. Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого «Детство» (отрывки из повести), «Мужик и водяной», «Русак», «Черепаха» и др. Обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра (автобиографическая повесть, рассказ, басня), характеристика героев с использованием текста (не менее 3 произведений). Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей. Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки. Пересказ содержания произведения, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики художественного, научно-познавательного и учебного текстов. |
Продолжение табл.
| | | Работа в парах: сравнение рассказов (художественный и научно-познавательный), тема, главная мысль, события, герои: «Черепаха» и «Русак». Работа со схемой: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о произведениях Л. Н. Толстого. Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений. Проверка и оценка своей работы по предложенным критериям. Дифференцированная работа: составление устного или письменного высказывания (не менее 10 предложений) на тему «Моё любимое произведение Л. Н. Толстого». Поиск и представление книг на тему «Произведения Л. Н. Толстого», составление списка произведений Л. Н. Толстого |
9 | Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века (6 часов) | Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов XX века: | Разговор перед чтением: стихотворные произведения как способ передачи чувств автора, лирические и эпические произведения: сходство и различия. Слушание лирических произведений, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведение? Почему?». На примере стихотворений И. А. Бунина «Гаснет вечер, даль синеет...», «Ещё и холоден и сыр...», А. А. Блока «Рождество», К. Д. Бальмонта «К зиме», М. И. Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка», С. А. Есенина «Бабушкины сказки», «Лебёдушка» (по выбору). |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры | Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, олицетворений, метафор, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, характеристика звукописи, определение вида строф. Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора. Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения (конкурс чтецов стихотворений). Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин. Написание сочинения-описания (после предварительной подготовки) на тему «Картины родной природы в изображении художников». Составление выставки книг на тему «Картины природы в произведениях поэтов XIX—XX веков», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу |
Продолжение табл.
10 | Произведения о животных и родной природе (12 часов) | Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Расширение круга чтения на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина | Разговор перед чтением: взаимоотношения человека и животных, обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя), удержание учебной задачи и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ?». Чтение вслух и про себя произведений о животных: В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип», «Капалуха», «Весенний остров», А. И. Куприн. «Скворцы», К. Г. Паустовский. «Какие бывают дожди» (не менее 2 произведений по выбору). Учебный диалог: обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра. Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев. Упражнение в составлении вопросов (в том числе проблемных) к произведению. Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей. Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки. Пересказ содержания произведения от лица героя с изменением лица рассказчика. Работа в парах: сравнение рассказов (тема, главная мысль, герои). |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | | Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений. Проверка и оценка своей работы по предложенным критериям. Составление высказывания-рассуждения (устно и письменно) на тему «Почему надо беречь природу?» (не менее 10 предложений). Составление выставки книг (тема дружбы человека и животного), рассказ о любимой книге на эту тему |
11 | Произведения о детях (13 часов) | Расширение тематики произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере содержания произведений А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения | Разговор перед чтением: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя), удерживание учебной задачи и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение? ». Чтение вслух и про себя произведений о жизни детей в разное время: А. П. Чехов. «Мальчики», Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы», Б. С. Житков. «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» (не менее 3 авторов). Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев, определение авторского отношения к героям. Упражнение в составлении вопросов (в том числе проблемных) к произведению. |
Продолжение табл.
| | главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев | Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей, определение завязки, кульминации, развязки (композиция произведения). Работа в парах: составление цитатного плана, оценка совместной деятельности. Упражнения в выразительном чтении небольших эпизодов с соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух. Пересказ (устно) произведения от лица героя или от третьего лица. Дифференцированная работа: составление рассказа от имени одного из героев. Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений. Проверка и оценка своей работы по предложенным критериям. Работа в группе: выбор книги по теме «О детях», представление самостоятельно прочитанного произведения и выбранной книги с использованием аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, сноски, примечания). Составление рассказа-рассуждения о любимой книге о детях |
12 | Пьеса (5 часов) | Знакомство с новым жанром — пьесой- сказкой. Пьеса — произведение литературы и театрального | Чтение вслух и про себя пьес. Например, С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев», Е. Л. Шварц. «Красная Шапочка» (одна по выбору). Ориентировка в понятиях: пьеса, действие, персонажи, диалог, ремарка, реплика. Учебный диалог: анализ действующих лиц, обсуждение пробле- |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | искусства. Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание | мы: является ли автор пьесы действующим лицом, ответ на вопрос «Почему в тексте приводятся авторские замечания (ремарки), каково их назначение?». Работа в парах: анализ и обсуждение драматического произведения (пьесы) и эпического (сказки) — определение сходства и различий, диалог как текст пьесы, возможность постановки на театральной сцене. Чтение по ролям. Работа в группах (совместная деятельность): готовим спектакль — выбор эпизода пьесы, распределение ролей, подготовка ответов на вопросы «С какой интонацией говорят герои?», «Какая мимика и какие жесты нужны в данной сцене?», подготовка к инсценированию эпизода. Экскурсия в театр (при наличии условий) и просмотр детского спектакля. Дифференцированная работа: создание (рисование) афиши спектакля |
13 | Юмористические произведения (6 часов) | Расширение круга чтения юмористических произведений на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина, М. М. Зощенко. Герои юмористических | Разговор перед чтением: обсуждение проблемного вопроса «Какой текст является юмористическим?». Слушание и чтение художественных произведений, оценка эмоционального состояния при восприятии юмористического произведения, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?». Рассказы В. Ю. Драгунского «Главные реки», В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел», М. М. Зощенко «Ёлка», «Не надо врать», Н. Н. Носова «Метро» (не менее 2 произведений по выбору). |