Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся










Работа в парах: чтение диалогов по ролям.

Знакомство со сказом П. П. Бажова «Серебряное копытце», выделение особенностей жанра.

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении народной лексики, устойчивых выражений, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, нахож­дение образных слов и выражений, поиск устаревших слов, установление значения незнакомого слова в словаре.

Дифференцированная работа: драматизация отрывков из сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок».

Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстра­ция начитанности и сформированности специальных читатель­ских умений. Проверка и оценка своей работы по предложен­ным критериям.

Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекоменда­тельного списка, написание аннотации к самостоятельно прочитанному произведению.

Составление (письменно) рассказа-рассуждения «Моя любимая литературная сказка», раскрытие своего отношения к художе­ственной литературе

7

Картины природы в творчестве поэтов писателей

Лирика, лирические произведения как описание в стихотвор­ной форме чувств поэта, связанных

Разговор перед чтением: стихотворные произведения как способ передачи чувств автора, лирические и эпические произведения: сходство и различия.

Слушание лирических произведений, обсуждение эмоциональ­ного состояния при восприятии описанных картин природы,





Продолжение табл.








и XIX века (7 часов)

с наблюдениями, описаниями природы. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов XIX века:

В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов.

Темы стихотворных произведений, герой лирического произве­дения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике.

Углубление представ­лений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетво­рения, метафоры.

Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению

ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведение? Почему?». На примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...», А. А. Фета «Весенний дождь», «Бабочка», В. А. Жуковского «Ночь», «Песня», Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шёпот...» (не менее 5 авторов по выбору). Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, олицетворений, метафор, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значе­нии, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахожде­ние образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, характеристика звукописи, определение вида строф.

Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения; подбор синонимов к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора. Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохра­нением интонационного рисунка произведения (конкурс чтецов стихотворений).

Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответ­ствующих стихотворных строк.

Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

8

Творчество Л. Н. Тол­стого (7 часов)

Расширение представ­лений о творчестве Л. Н. Толстого: рассказ (художествен­ный и научно-позна­вательный), сказки, басни, быль. Первона­чальное представле­ние о повести как эпическом жанре. Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толсто­го «Детство». Углубле­ние представлений об особенностях художе­ственного текста-опи­сания: пейзаж, портрет героя, инте­рьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Тол­стого

Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенных отрывков из произведений Л. Н. Толстого, определение жанра, объяснение и ответ на вопрос «К каким жанрам относятся эти тексты? Почему?», аргументация своего мнения.

Разговор перед чтением: общее представление об эпосе (на при­мере рассказа), знакомство с повестью как эпическим жанром, в основе которого лежит повествование о каком-либо событии. Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого «Детство» (отрывки из повести), «Мужик и водяной», «Русак», «Чере­паха» и др.

Обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра (автобиографическая повесть, рассказ, басня), характеристика героев с использованием текста (не менее 3 произведений).

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей.

Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки.

Пересказ содержания произведения, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфи­ки художественного, научно-познавательного и учебного текстов.





Продолжение табл.














Работа в парах: сравнение рассказов (художественный и науч­но-познавательный), тема, главная мысль, события, герои: «Черепаха» и «Русак».

Работа со схемой: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о произведе­ниях Л. Н. Толстого.

Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстра­ция начитанности и сформированности специальных читатель­ских умений. Проверка и оценка своей работы по предложен­ным критериям.

Дифференцированная работа: составление устного или письмен­ного высказывания (не менее 10 предложений) на тему «Моё любимое произведение Л. Н. Толстого».

Поиск и представление книг на тему «Произведения Л. Н. Тол­стого», составление списка произведений Л. Н. Толстого

9

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века (6 часов)

Лирика, лирические произведения как описание в стихотвор­ной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов XX века:

Разговор перед чтением: стихотворные произведения как способ передачи чувств автора, лирические и эпические произведения: сходство и различия.

Слушание лирических произведений, обсуждение эмоциональ­ного состояния при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведение? Почему?». На примере стихотворений И. А. Бунина «Гаснет вечер, даль синеет...», «Ещё и холоден и сыр...», А. А. Блока «Рождество», К. Д. Бальмонта «К зиме», М. И. Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка», С. А. Есенина «Бабушкины сказки», «Лебёдушка» (по выбору).











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся







И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева. Темы стихотворных произведений, герой лирического произве­дения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике.

Углубление представ­лений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетво­рения, метафоры

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, олицетворений, метафор, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значе­нии, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахожде­ние образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, характеристика звукописи, определение вида строф.

Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора.

Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохра­нением интонационного рисунка произведения (конкурс чтецов стихотворений).

Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответ­ствующих стихотворных строк.

Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин.

Написание сочинения-описания (после предварительной подготовки) на тему «Картины родной природы в изображении художников».

Составление выставки книг на тему «Картины природы в произ­ведениях поэтов XIX—XX веков», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу





Продолжение табл.





10

Произведе­ния о живот­ных и род­ной природе (12 часов)

Углубление представ­лений о взаимоотно­шениях человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Расширение круга чтения на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина

Разговор перед чтением: взаимоотношения человека и живот­ных, обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя), удержание учебной задачи и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ?».

Чтение вслух и про себя произведений о животных: В. П. Аста­фьев. «Стрижонок Скрип», «Капалуха», «Весенний остров», А. И. Куприн. «Скворцы», К. Г. Паустовский. «Какие бывают дожди» (не менее 2 произведений по выбору).

Учебный диалог: обсуждение темы и главной мысли произведе­ний, определение признаков жанра.

Работа с текстом произведения: составление портретной харак­теристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев.

Упражнение в составлении вопросов (в том числе проблемных) к произведению.

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей.

Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки.

Пересказ содержания произведения от лица героя с изменением лица рассказчика.

Работа в парах: сравнение рассказов (тема, главная мысль, герои).











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся










Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстра­ция начитанности и сформированности специальных читатель­ских умений. Проверка и оценка своей работы по предложен­ным критериям.

Составление высказывания-рассуждения (устно и письменно) на тему «Почему надо беречь природу?» (не менее 10 предложений). Составление выставки книг (тема дружбы человека и животно­го), рассказ о любимой книге на эту тему

11

Произведе­ния о детях (13 часов)

Расширение тематики произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоот­ношениях со взрослы­ми и сверстниками (на примере содержания произведений А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михай­ловского и др. Словесный портрет героя как его характе­ристика. Авторский способ выражения

Разговор перед чтением: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя), удерживание учебной задачи и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение? ».

Чтение вслух и про себя произведений о жизни детей в разное время: А. П. Чехов. «Мальчики», Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы», Б. С. Житков. «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» (не менее 3 авторов).

Работа с текстом произведения: составление портретной харак­теристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев, определение авторского отношения к героям.

Упражнение в составлении вопросов (в том числе проблемных) к произведению.






Продолжение табл.











главной мысли. Основ­ные события сюжета, отношение к ним героев

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей, определение завязки, кульминации, раз­вязки (композиция произведения).

Работа в парах: составление цитатного плана, оценка совмест­ной деятельности.

Упражнения в выразительном чтении небольших эпизодов с соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух.

Пересказ (устно) произведения от лица героя или от третьего лица. Дифференцированная работа: составление рассказа от имени одного из героев.

Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстра­ция начитанности и сформированности специальных читатель­ских умений. Проверка и оценка своей работы по предложен­ным критериям.

Работа в группе: выбор книги по теме «О детях», представление самостоятельно прочитанного произведения и выбранной книги с использованием аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, сноски, примечания). Составление рассказа-рассуждения о любимой книге о детях

12

Пьеса (5 часов)

Знакомство с новым жанром — пьесой- сказкой. Пьеса — про­изведение литературы и театрального

Чтение вслух и про себя пьес. Например, С. Я. Маршак. «Две­надцать месяцев», Е. Л. Шварц. «Красная Шапочка» (одна по выбору).

Ориентировка в понятиях: пьеса, действие, персонажи, диалог, ремарка, реплика.

Учебный диалог: анализ действующих лиц, обсуждение пробле-










Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся







искусства. Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматиче­ское и эпическое произведения. Автор­ские ремарки: назна­чение, содержание

мы: является ли автор пьесы действующим лицом, ответ на вопрос «Почему в тексте приводятся авторские замечания (ремарки), каково их назначение?».

Работа в парах: анализ и обсуждение драматического произве­дения (пьесы) и эпического (сказки) — определение сходства и различий, диалог как текст пьесы, возможность постановки на театральной сцене. Чтение по ролям.

Работа в группах (совместная деятельность): готовим спек­такль — выбор эпизода пьесы, распределение ролей, подготовка ответов на вопросы «С какой интонацией говорят герои?», «Какая мимика и какие жесты нужны в данной сцене?», подготовка к инсценированию эпизода.

Экскурсия в театр (при наличии условий) и просмотр детского спектакля.

Дифференцированная работа: создание (рисование) афиши спектакля

13

Юмористи­ческие произведе­ния (6 часов)

Расширение круга чтения юмористиче­ских произведений на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина, М. М. Зощенко. Герои юмористических

Разговор перед чтением: обсуждение проблемного вопроса «Какой текст является юмористическим?».

Слушание и чтение художественных произведений, оценка эмоционального состояния при восприятии юмористического произведения, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?». Рассказы В. Ю. Драгунского «Главные реки», В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел», М. М. Зо­щенко «Ёлка», «Не надо врать», Н. Н. Носова «Метро» (не ме­нее 2 произведений по выбору).