Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Устное народное творчество: малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров уст­ного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их на­значение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой на­родный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.

Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.

Произведения о братьях наших меньших (три-четыре автора по выбору) — герои произведений. Цель и назначение произве­дений о взаимоотношениях человека и животных — воспита­ние добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравне­ние. Характеристика героя: описание его внешности, действий, нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.

Произведения для чтения: В.В. Бианки. «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин. «Про Томку», М.М. Пришвин. «Ёж», Н.И. Слад- ков. «Лисица и Ёж» и др.

Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на при­мере произведений Е.А. Благининой, А.Л. Барто, А.В. Митяева и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство люб­ви как привязанность одного человека к другому (матери к ре­бёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

Произведения для чтения: Е.А. Благинина. «Посидим в ти­шине», А.Л. Барто. «Мама», А.В. Митяев. «За что я люблю ма­му» и др. (по выбору).

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фанта­зии (не менее трёх произведений). Способность автора произве­дения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, не­обычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Соче­тание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.

Произведения для чтения: Р.С. Сеф. «Чудо», В.В. Лунин. «Я видел чудо», Б.В. Заходер. «Моя Вообразилия», Ю.П. Мо­риц. «Сто фантазий» и др. (по выбору).

Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга — источник необходимых зна­ний. Обложка, оглавление, иллюстрации как элементы ориен­тировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)

Изучение содержания учебного предмета «Литературное чте­ние» в первом классе способствует освоению на пропедевтиче­ском уровне ряда универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения;

понимать фактическое содержание прочитанного или про­слушанного текста;

ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произ­ведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);

различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворе­ние, рассказ);

анализировать текст: определять тему, устанавливать после­довательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступ­кам, задавать вопросы по фактическому содержанию;

сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.

Работа с информацией:

понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и др.);

соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать от­рывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;

участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или про­читанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;

пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план;

объяснять своими словами значение изученных понятий;

описывать своё настроение после слушания (чтения) стихо­творений, сказок, рассказов.

Регулятивные универсальные учебные действия:

понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в слу­чае необходимости обращаться за помощью к учителю;



проявлять желание самостоятельно читать, совершенство­вать свой навык чтения;

с помощью учителя оценивать свои успехи/трудности в осво­ении читательской деятельности.

Совместная деятельность:

проявлять желание работать в парах, небольших группах;

проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение дого­вариваться, ответственно выполнять свою часть работы.

  1. КЛАСС

О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх произведений И.С. Никитина, Ф.П. Са­винова, А.А. Прокофьева и др). Патриотическое звучание про­изведений о родном крае и природе. Отражение в произведени­ях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Отражение темы Родины в изо­бразительном искусстве (пейзажи И.И. Левитана, И.И. Шиш­кина, В.Д. Поленова и др).

Произведения для чтения: И.С. Никитин. «Русь», Ф.П. Сави­нов. «Родина», А.А. Прокофьев. «Родина» и др. (по выбору).

Фольклор (устное народное творчество). Произведения ма­лых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скоро­говорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклор­ные произведения, скороговорки, небылицы. Особенности ско­роговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт как ос­новные средства выразительности и построения считалки. На­родные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенно­сти сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Быто­вая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, вол­шебные герои. Фольклорные произведения народов России: от­ражение в сказках народного быта и культуры.

Произведения для чтения: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки, народные песни, русская народная сказка «Каша из топора», русская народная сказка «У страха глаза велики», русская народная сказка «Зимовье зверей», рус­ская народная сказка «Снегурочка», сказки народов России (1—2 произведения) и др.

Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в про­изведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски вре­мён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Отражение темы «Времена года» в картинах художни­ков (на примере пейзажей И.И. Левитана, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи, И.И. Шишкина и др.) и музыкальных произве­дениях (например, произведения П.И. Чайковского, А. Ви­вальди и др.).


Произведения для чтения: А.С. Пушкин. «Уж небо осенью ды­шало...», «Вот север, тучи нагоняя...», А.А. Плещеев. «Осень», А.К. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.», М.М. Пришвин. «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий. «Четыре ху­дожника», Ф.И. Тютчев. «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится», И.С. Соколов-Микитов. «Зима в лесу», С.А. Есенин. «Поёт зима — аукает.», И.З. Суриков. «Лето» и др.

О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художествен­ном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений) Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, В.Ю. Драгунского, В.В. Лунина и др. Отражение в произведениях нравственно­этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения (идея). Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (пор­трет), оценка поступков.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой. «Филиппок», Е.А. Пермяк. «Две пословицы», Ю.И. Ермолаев. «Два пирож­ных», В.А. Осеева. «Синие листья», Н.Н. Носов. «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто. «Катя», В.В. Лунин. «Я и Вовка», В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным» и др. (по вы­бору).

Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (автор­ская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравне­ние сюжетов, героев, особенностей языка. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.

Произведения для чтения: народная сказка «Золотая рыб­ка», А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке», народная сказ­ка «Морозко», В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович», В.И. Даль. «Девочка Снегурочка» и др.

О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произве­дений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авто­ров). Дружба людей и животных — тема литературы (произве­дения Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, С.В. Михалкова, Б.С. Жит­кова, М.М. Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Опи­сание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И.А. Крылова, Л.Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художниками-ил­люстраторами, анималистами (без использования термина): Е.И. Чарушин, В.В. Бианки.


Произведения для чтения: И.А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой. «Лев и мышь», М.М. Пришвин. «Ребята и утята», Б.С. Житков. «Храбрый утёнок», В.Д. Берестов. «Кошкин щенок», В.В. Бианки. «Музыкант», Е.И. Чарушин. «Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой щенок» и др. (по выбору).

О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотно­шений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семей­ных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопережива­ние, уважение и внимание к старшему поколению, радость об­щения и защищённость в семье. Тема художественных произве­дений: Международный женский день, День Победы.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой. «Отец и сыновья», А.А. Плещеев. «Песня матери», В.А. Осеева. «Сыновья», С.В. Михалков. «Быль для детей», С.А. Баруздин. «Салют» и др. (по выбору).

Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (автор­ская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писате­ли-сказочники (Ш. Перро, Х.-К. Андерсен и др.). Характери­стика авторской сказки: герои, особенности построения и язы­ка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания про­изведения.

Произведения для чтения: Ш.Перро. «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка» и др. (по выбору).

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннота­ция, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)

Изучение содержания учебного предмета «Литературное чте­ние» во втором классе способствует освоению на пропедевтиче­ском уровне ряда универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);

сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине, родной природе, детях, животных, семье, чудесах и превращениях), по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная и литературная), рассказ, бас­ня, стихотворение);