Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся










Работа в группе: выбор книги по теме «Дети на войне», пред­ставление самостоятельно прочитанного произведения и выб­ранной книги с использованием аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, сноски, примечания)

11

Юмористи­ческие произведе­ния (6 часов)

Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Сред­ства выразительности текста юмористиче­ского содержания: преувеличение. Авторы юмористиче­ских рассказов: М. М. Зощенко, Н. Н. Носов

Учебный диалог: анализ юмористических ситуаций (с опорой на текст), постановка мотива и цели чтения.

Слушание чтения художественных произведений, оценка эмоцио­нального состояния при восприятии юмористического произведе­ния, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?». На примере произведений Н. Н. Носова «Федина задача», «Телефон», М. М. Зощенко «Великие путешественни­ки», «Пора вставать!» и др. (не менее 2 произведений).

Обсуждение комичности сюжета, дифференциация этических понятий «врать, обманывать» и «фантазировать».

Работа с текстом произведения: составление портретной харак­теристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств.

Работа в парах: чтение диалогов по ролям, выбор интонации, отражающей комичность ситуации.

Дифференцированная работа: придумывание продолжения прослушанного/прочитанного рассказа.

Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстра­ция начитанности и сформированности специальных читатель-





Продолжение табл.














ских умений. Проверка и оценка своей работы по предложен­ным критериям.

Составление выставки на тему «Книги Н. Н. Носова», написа­ние краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведе­нии по заданному образцу.

Поиск дополнительной справочной информации о творчестве Н. Н. Носова: представление своего сообщения в классе

12

Зарубежная литература (10 часов)

Круг чтения:литера­турные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писате­лей. Известные переводчики зарубеж­ной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозиро­вание содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Чтение литературных сказок зарубежных писателей (произве­дения 2-3 авторов по выбору). Например, произведения Ш. Пер­ро «Подарки феи», Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок», Ц. Топе­лиуса «Солнечный Луч в ноябре», Р. Киплинга «Маугли», Дж. Родари «Волшебный барабан».

Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахож­дение описания героя, определение взаимосвязи между поступ­ками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев.

Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках.

Анализ сюжета сказки: определение последовательности собы­тий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахо­ждение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей. Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей.

Пересказ (устно) содержания произведения выборочно.











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся










Работа в парах: чтение диалогов по ролям.

Слушание произведений зарубежных писателей о животных. Например, рассказы Дж. Лондона «Бурый волк», Э. Сетон-Томпсона «Чинк».

Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахож­дение описания героя, определение взаимосвязи между поступ­ками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев, определение завязки, кульминации, развязки (композиция произведения).

Поиск дополнительной справочной информации о писате­лях-переводчиках: С. Я. Маршаке, К. И. Чуковском, Б. В. За­ходере, представление своего сообщения в классе, составление выставки книг зарубежных сказок, книг о животных.

Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекоменда­тельного списка, написание аннотации к самостоятельно прочитанному произведению

13

Библиогра­фическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (4 часа)

Ценность чтения художественной литературы и фоль­клора, осознание важности читатель­ской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата

Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку: знакомство с правилами и способами выбора необходимой книги, выполнение правил юного читателя: культура поведения в библиотеке, работа с каталогом.

Учебный диалог: обсуждение проблем значения чтения для развития личности, роли книги в жизни человека.

Работа в парах: сравнение художественного и научно-познава­тельного текстов. Например, используя отрывок из произведе­ния Н. П. Кончаловской «Наша древняя столица» и информа-





Окончание табл.











издания (обложка, оглавление, аннота­ция, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами

ционный текст из справочника или энциклопедии о первом книгопечатнике Иване Фёдорове.

Обсуждение (устно) ответа на вопрос «Для чего нужна книга? » и написание небольшого текста-рассуждения на тему «Почему так важно читать?», корректирование(редактирование)соб­ственного текста с использованием словаря.

Выбор книги с учётом учебных задач: ориентировка в аппарате учебника/книги (обложка, оглавление (содержание), аннота­ция, предисловие, иллюстрации).

Упражнения в выразительном чтении стихотворных и прозаи­ческих произведений с соблюдением орфоэпических и интона­ционных норм при чтении вслух. Например, произведения С. Я. Маршака «Книжка про книжку», Н. А. Найдёновой «Мой друг», Б. В. Заходера «Что такое стихи» (по выбору). Составление аннотации (письменно) на любимое произведение. Экскурсия в музей (при наличии условий) рукописной книги. Коллективная работа: подготовка творческого проекта на темы «Русские писатели и их произведения», «Сказки народные и литературные», «Картины природы в творчестве поэтов», «Моя любимая книга».

Рекомендации по летнему чтению, оформлению дневника летнего чтения

Резерв: 10 часов






Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов (126 часов) на их изучение носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учётом резервных уро­ков (10 часов) для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом обра­зовательных потребностей и интересов обучающихся: на дополнительное включение в планирование тем, авторов, произведений, на рекомендации по организации самостоятельного чтения, на консуль- S тирование по выполнению проектных заданий.







Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

1

О Родине, героические страницы истории (12 часов)

Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и проза­ических произведени­ях писателей и поэтов XIX и XX веков (произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края1, народов Рос-

Разговор перед чтением: страницы истории родной страны — тема фольклорных и авторских произведений (не менее 4 по выбору), объяснение пословицы «Родной свой край делами прославляй».

Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений, выражающих нравственно-этические понятия: любовь к Отчиз­не, родной земле. Например, Н. М. Языков. «Мой друг! Что может быть милей...», А. Т. Твардовский. «О родине большой и малой», А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...», В. М. Песков. «Отечество», С. Д. Дрожжин. «Родине», Р. Г. Гамзатов. «О Родине, только о Родине», «Журавли». Учебный диалог: обсуждение проблемы «Понятие Родины для каждого из нас», объяснение своей позиции с приведением при­меров из текстов, раскрытие смысла пословиц о Родине, соотне­сение их с прослушанными/прочитанными произведениями. Чтение произведений о героях России. Например, С. Т. Рома­новский. «Ледовое побоище», Н. П. Кончаловская. «Слово о побоище Ледовом», историческая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», Ф. Н. Глинка. «Солдатская песня» и другие произведения.






1 Учитываются региональные особенности, используются произведения писателей, проживающих в данном


регионе.











сии). Знакомство с культурно-историче­ским наследием России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества (по выбору). Отраже­ние нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечествен­ной войны в произве­дениях литературы. Осознание понятий: поступок, подвиг. Расширение представ­лений о народной и авторской песне: понятие «историче­ская песня», знаком­ство с песнями на тему Великой Отечествен­ной войны

Работа с текстом произведения: анализ заголовка, определение темы, выделение главной мысли, осознание идеи текста, нахождение доказательства отражения мыслей и чувств автора, наблюдение и рассматривание иллюстраций и репродукций картин (например, П. Д. Корин. «Александр Невский», И. С. Глазунов. «Дмитрий Донской»), соотнесение их сюжета с соответствующими фрагментами текста: озаглавливание. Обсуждение вопросов, например: «Какие слова из произведения подходят для описания картины?», «Какие слова могли бы стать названием картины?».

Поиск дополнительной информации о защитниках Отечества, подготовка монологического высказывания, составление письменного высказывания на основе прочитанного/прослу- шанного текста (не менее 10 предложений).

Работа в парах: сравнение произведений, относящихся к одной теме, но разным жанрам (рассказ, стихотворение, народная и авторская песня).

Слушание произведений о народном подвиге в Великой Отечест­венной войне: Р. И. Рождественский. «Если б камни могли говорить...», «Реквием», Е. А. Благинина. «Папе на фронт» и др. Учебный диалог: обсуждение проблемного вопроса «Почему говорят, что День Победы — это „радость со слезами на гла­зах"?», осознание нравственно-этических понятий «поступок», «подвиг».

Упражнение в выразительном чтении, соблюдение интонацион­ного рисунка (пауз, темпа, ритма, логических ударений) в соответствии с особенностями текста для передачи эмоцио­нального настроя произведения.

Поиск и слушание песен о войне (поиск информации об авторе слов, композиторе) на контролируемых ресурсах Интернета. Учить наизусть стихотворения о Родине (по выбору).











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся










Групповая работа: коллективный проект «Нам не нужна война» (в форме литературного вечера, вечера песни, книги воспомина­ний родных, книги памяти и другие варианты).

Дифференцированная работа: подготовка сообщения об извест­ном человеке своего края

2

Фольклор (устное народное творчество) (11 часов)

Фольклор как народ­ная духовная культу­ра. Представление о многообразии видов фольклора: словес­ный, музыкальный, обрядовый (календар­ный). Понимание культурного значения фольклора для появления художе­ственной литературы. Обобщение представ­лений о малых жанрах фольклора. Сказочники. Собира­тели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Углубле­ние представлений

Разговор перед чтением: обсуждение вопросов: «Что такое фольклор?», «Какие произведения относятся к фольклору?», объяснение, приведение примеров.

Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенных произведений малых жанров фольклора, определение жанра, объяснение и ответ на вопрос «К каким жанрам относятся эти тексты?», аргументация своего мнения.

Чтение произведений малого фольклора (по выбору): загадок, пословиц, скороговорок, потешек, песен, небылиц, закличек, используя интонацию, паузы, темп, ритм, логические ударения в соответствии с особенностями текста для передачи эмоцио­нального настроя произведения.

Учебный диалог: обсуждение цитаты А. С. Пушкина о послови­цах «Что за золото!.. А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей!..», составление монологического высказывания.

Работа в парах: сравнение пословиц разных народов, объяснение значения, установление тем, группировка пословиц на одну тему, упражнения на восстановление текста пословиц, соотнесение пословиц с текстом произведения (темой и главной мыслью).





Продолжение табл.




Рабочая программа ГБОУ Школа «Кузьминки»