Файл: Методическое пособие для педагоговпсихологов, социальных педагогов, учителей Автор Пугачева Е. А. Соавтор Антюфеева Е. В. г. Пушкино, 2014г. Психологопедагогический.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. «Азбука общения и этикета»
Задачи:
1) дать общее представление о значении общения в жизни человека, о его видах;
2) показ широкого спектра общепринятых форм поведения, которые выступают как давно решенные поведенческие задачи;
3) развитие конструктивного взаимодействия в процессе общения.
Сценарий деловой игры «Попробуем договориться»
Ход игры: в России существует небольшой город Газолинск (бывшая деревня
Керосиново), рядом с которым расположено крупнейшее месторождение
нефти. В городе существует две фирмы, которые продают получившийся
бензин за пределы города. Они начали свою работу маленькими компаниями,
не мешающими друг другу, но постепенно укрупнились и стали жесткими
конкурентами. Каждая из них хочет «поглотить» другую компанию и стать
монополистом на рынке.

46
I этап «Деление на команды»
Психолог: ведущий предлагает разделиться на три команды. Участники вытягивают из пакета синие, зеленые и красные карточки и, соответственно, занимают места за столами.
Каждая группа – это одна из конкурирующих компаний. Внутри каждой группы жеребьевкой распределяют роли. Роли в команде («синих» и
«зеленых»):
1. генеральный директор
2. заместитель директора
3. финансовый директор
4. юрист
5. пресс-секретарь
После распределения ролей участники придумывают название своей компании, специфику ее работы. Роли в команде («красных»):
1. мэр
2. вице-мэр
3. руководитель департамента экологии
4. руководитель финансово-экономического департамента
5. начальник департамента полиции
6. пресс-секретарь
Через 10 минут представители команд коротко знакомят присутствующих с результатами своей работы.
II. Основной этап «Рекламная акция»:
Психолог: ведущий напоминает компаниям, что их задача – расположить к
себе городскую администрацию и привлечь внимание потенциальных
потребителей. Для этого им предлагается подготовить и провести
рекламную акцию своей продукции. Можно использовать весь набор
канцтоваров.
В это время представители администрации должны вспомнить критерии по
оцениванию эффективности рекламы. В случае затруднения ведущий предлагает следующий список:
Критерии оценки рекламы:
1. адресат рекламы;
2. привлечение внимания и привлекательность для потенциального покупателя;
3. удачно ли использовался цвет;


47 4. соответствие сюжета и рекламируемого товара;
5. запоминаемость рекламного слогана;
6. цель рекламодателя (предупреждающая реклама, информация о расширении сферы услуг).
Демонстрация созданной рекламной продукции (плакаты) друг другу и представителям городской администрации. На этом этапе ведущий должен оценить не произошло ли нарушение этических принципов при создании и презентации рекламной продукции (черный пиар, насилие, жестокость и др.) Представители администрации на основании предложенных критериев и выступления психолога оценивают и оглашают результат. Более сильная команда получает 10% прибыли, слабая теряет 10% прибыли, если обе команды выступили слабо – они теряют по 10% прибыли в пользу городского бюджета.
Время на подготовку 15 минут.
III. этап «Переговоры»:
Администрация города приняла решение о сокращении квот на добычу нефти.
До этого нефть делилась следующим образом:
45% - получала первая компания
45% - получала вторая компания
10% - поступало в пользу города
Теперь квоты обеих компаний сократятся на 10%. В интересах каждой компании сохранить прежний объем добычи. Если сокращения квот на добычу нефти не удастся предотвратить, обе компании будут вынуждены покупать нефть у других производителей, теряя при этом значительную часть прибыли.
Задание 3
(для «синих» и «зеленых»):
- постараться разрешить проблему: о предотвращении сокращений квот на добычу нефти.
(для «красных»):
- постараться разрешить сложившуюся ситуацию с максимальной для себя пользой (сохранение двух компаний, улучшение экологии, развитие социальной сферы).

48
Стратегии решения проблемы (для «синих» и «зеленых»):
1. можно попробовать договориться с конкурентами о совместных действиях для оказания давления на городскую администрацию;
2. можно обсудить возможности обеих компаний пойти на затраты по реконструкции очистных сооружений с целью улучшения защиты окружающей среды с тем, чтобы в дальнейшем восстановить прежние квоты;
3. можно добиться у городской администрации льгот для своей компании: сохранить прежние квоты, предложив сделать что-то для города;
4. можно попытаться убедить городских чиновников в необходимости дать своей компании преимущество по сравнению с конкурентом: оставить прежние квоты за счет еще большего сокращения квот для компании- конкурента.
Стратегии решения проблемы (для «красных»):
1. можно разделить свой процент добычи пополам между двумя компаниями, потребовав за это вложений в социальную сферу и экологические проекты;
2. можно отдать свой процент компании, предлагающей наиболее выгодный для администрации вариант;
3. можно отдать часть своих 10% или все 10% компании, имеющей низкий балл за предыдущий конкурс, чтобы сохранить равновесие сил в городе;
4. не отдавать свой процент и, используя противоречие двух компаний, попробовать получить еще больший процент или увеличение социальных вложений.
Участники обсуждают ситуацию в трех командах, обдумывают возможный путь решения проблемы и способы ведения переговоров с
«конкурентами».
Далее участники проходят в зал и усаживаются: далее в течение 20 минут участники ведут переговоры, стараясь добиться поставленных целей.
На этом этапе ведущий должен следить, чтобы участники не использовали некорректные методы ведения переговоров..
Далее психолог оценивает эффективность стратегии, выбранной каждой командой.


49
Анкета по итогам игры.
Фамилия,имя___________________________________Возраст_________________
Инструкция: заверши, пожалуйста, эти предложения так, как считаешь нужным.
1. На этом занятии я _____________________________________________________
2. Больше всего мне запомнилось____________________________________________
3. Мне очень понравилось, что на занятии____________________________________
4. Я бы хотел(а) чтобы при проведении следующих занятий ведущие_____________
5. Думаю, что после занятия изменится_____________________________________
6.
Мне больше всего понравилось, что на занятии _____________________________
Город
1-я команда
2-я команда
Не отдал 10% никому
Выиграли переговоры
+10% прибыли
Проиграли
- 10% прибыли
Не отдал 10% никому
Проиграли
- 10% прибыли
Выиграли переговоры
+10% прибыли
Отдал 10% 1- й команде
Выиграли переговоры
+ 20% прибыли
Проиграли
- 10% прибыли
Отдал 10% 2- й команде
Проиграли
- 10% прибыли
Выиграли переговоры
+ 20% прибыли
Отдал по 5% каждой команде
Выиграли переговоры
+15% прибыли
Проиграли переговоры
- 5% прибыли
Отдал по 5% каждой команде
Проиграли переговоры
- 5% прибыли
Выиграли переговоры
+15% прибыли

50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В.. Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г.
Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПБ.: Речь, 2002. – 216 с.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с. – (Большая университетская библиотека).
3. Брайерс С., Бэвейсток С. Подросшие ангелы. Как сохранить спокойствие, общаясь с детьми-подростками. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок).
4. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие.
– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. – (Учебное пособие).
5. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 224 с. (Практическая психология).
6. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с. – (Образовательный стандарт XXI).
7. Голуб Г.Б.. Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности:
Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 5-9 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана.
– Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 64 с.
8. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб.: Питер, 2007.
– 224 с.: ил.
9. Дубинская В.В., Баскакова З.Л. Мой мир. Курс социально-психологической поддержки учащихся старших классов. / Под ред. Долгополова Н.Б. – М.: МИГИП, 2000. – 72 с.
10. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
11. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В.
Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 636 с.: ил. – (Психологический практикум).
12. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы / О.Н.
Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 510 с.: ил. –
(Справочник).
13. Кипнис М. 100+2. Психологические этюды, упражнения. Задания. – М.: Ось-89, 2008. –
192 с.
14. Лучшие психологические тесты/Пер. с англ. Е.А. Дружининой. - Харьков, 1994. – 320 с.
15. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практичеких занятий.
Методическое пособие. – СПБ.: Издательство «Речь», 2005. – 176 с.


51 16. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков по психологии. – СПб.: Издательство
«Речь», 2006. – 336 с.: ил.
17. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. 2-е изд. / Азарова Т.В.,
Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Н.Г., Пяткова О.М; под общ.ред. М.Р.
Битяновой. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
18. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.- сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с.
19. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2008. – 144 с, ил.
20. рогов Е.И. Как стать взрослым. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.: ил. –
(Азбука психологии).
21. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2007. – 335 с.: ил. – (Азбука психологии).
22. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2008. –
175 с.
23. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. – М.: Генезис, 2003. – 138 с.: с илл. – (Психологическая работа с детьми).
24. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. – 2-е изд. –
М.: «5 за знания», 2007. – 256 с. – (Классному руководителю).
25. Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер,
2005. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
26. Солякин А.В., Богатырева Н.А. Деловое общение: Конспект лекций. – М.: «Приор- издат», 2005. – 144 с.
27. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: трениг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
28. Шевчук Д.А. Деловое общение: учеб. пособие / Д.А. Шевчук. – Ростов н/Д.: Феникс,
2007. – 192 с. – (Среднее профессиональное образование).
29. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.:
Генезис, 2005. – 169 с. – (Психологическая работа с детьми).
30. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 112 с.

52