Файл: Методическое пособие для педагоговпсихологов, социальных педагогов, учителей Автор Пугачева Е. А. Соавтор Антюфеева Е. В. г. Пушкино, 2014г. Психологопедагогический.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
35
3. Упражнение-схема «Моя сфера познания» (психолог работает на доске)
Восприятие –
является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.
Внимание –
в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организованно и контролируемо самим школьником.
Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности.
Память –
ее индивидуальные различия в функционировании относят к числу индивидуальных особенностей подростка. Для успешного обучения школьника способам рационального запоминания, необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания.
Мышление –
в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.
Воображение –
способность к построению новых целостных образов. С помощью воображения человек овладевает сферой возможного будущего.
Познавательная
сфера
мышление
внимание
воображение
восприятие
память
36
4. Мини-эксперимент «Художник или Мыслитель?»
Тип мышления зависит от того, какое полушарие головного мозга является для нас ведущим: левое или правое. Сейчас мы попробуем это выяснить.
Инструкция:
1) Переплетите несколько раз пальцы рук (сложите руки в «замок»).
2) Возьмите карандаш или ручку, на вытянутой руке совместите его (ее) с какой-либо вертикальной линией (дверь, окно). Теперь поочередно закрывайте левый и правый глаз. При закрывании "ведущего" глаза предмет, который вы держите в руке, сместится относительно линии прицеливания.
3) Встаньте в позу Наполеона (переплетите руки на крест).
4) Попробуйте поапплодировать друг другу
(изобразите гром апплодисментов!).
Ключ:
ПППП - для типа характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (на стереотип). Не любит конфликтовать, спорить и ссориться.
ПППЛ - определяющая черта характера данного типа - нерешительность.
ППЛП - для типа характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность. Это очень контактный тип характера. У женщин он встречается наиболее часто.
ППЛЛ - редкий тип характера. Близок к предыдущему, но мягче.
Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз).
ПЛПП - тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость.
Чаще встречается у женщин - тип "деловой" женщины. Медленное привыкание, осторожность, в отношениях терпимость и некоторая холодность.
ПЛПЛ - слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены различному влиянию. Встречаются, как правило, у женщин.
37
ЛППП - такое сочетание встречается очень часто. Основная черта - эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. Тип поддается чужому влиянию, и это позволяет приспосабливаться к различным условиям жизни. Счастлив в друзьях, легко сходится с людьми.
ЛППЛ - характерны мягкость, наивность. Требует особого, внимательного отношения к себе - тип "маленькой королевы".
ЛЛПП - типу присуще дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.
ЛЛПЛ - в характере типа преобладают простодушие, мягкость доверчивость.
Очень редкий тип, практически не встречается у мужчин.
ЛЛЛП - эмоциональный, энергичный и решительный тип. Но часто наспех принимает решения, которые приносят серьезные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. Мужчины с таким характером менее эмоциональны.
ЛЛЛЛ - человек с антиконсервативным характером. Способен на старые вещи взглянуть по-новому. Характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.
ЛПЛП - самый сильный тип характера. Его трудно в чем-либо убедить. С трудом меняет свою точку зрения. Но в то же время энергичен, упорно добивается поставленных целей.
ЛПЛЛ - очень похож на предыдущий тип характера. Та же настойчивость в достижении поставленных целей. Обладатели такого характера - люди устойчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей.
ПЛЛП - у типа легкий характер. Счастливо умеет избегать конфликтов, любит путешествовать. Легко находит друзей. Однако часто меняет свои увлечения.
ПЛЛЛ - типу присущи непостоянство и независимость, желание все сделать самому. Способность анализировать помогает успешно решать сложные задачи. Обычно кажется мягким, но становится требовательным и даже жестоким, когда доходит до дела.
Расшифруем тип ведущего полушария:
П (правое), Л (левое), в зависимости от ведущего глаза или руки.
Правое полушарие – «Художник» (художественный тип мышления: эмоциональность, развитое творческое воображение, склонность к перемене настроения).
Левое полушарие – «Мыслитель» (логический тип мышления: рациональность, чёткость, логика).
5. Завершение занятия. Рефлексия.
38
Занятие 2. «Что такое «креативность»?
Цели:
формирование у участников представлений о том, что такое
«творческость», «креативность»;
знакомство участников с интересными фактами по теме.
Ход занятия:
1. Приветствие.
На занятиях по II блоку «Хочу все знать!» мы предлагаем сделать акцент
на развитии креативности, поскольку овладение данным качеством предполагает развитие всех выше перечисленных познавательных процессов.
2. Работа с притчей «О лавке наших возможностей»
Однажды человек бродил по городу и зашел в торговую лавку. Он долго смотрел на витрину с разнообразными фруктами и овощами. Там были такие плоды, которые он никогда не видел. В лавку приходили люди и выбирали то, что им по душе, но как только они брали в руки фрукты или овощи, те исчезали, оставляя на ладонях крошечные семечки.
Удивленный, он решил схитрить и попросил хозяина лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт,- сказал он и показал на полку.
Хозяин подал ему фрукт, но как только тот коснулся его ладоней, то исчез, и вместо него на ладонях оказалось семечко.
39
- Что же это такое? — спросил он.
На что продавец ответил:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами
Обсуждение: в чем смысл этой притчи для каждого участника?
3. Упражнение - «мозговая атака»
* Используется метод «Мозговая атака» (дискуссионный метод активного социально-психологического обучения, в основе которого лежит всестороннее глубокое рассмотрение актуальной проблемы путем ее свободного группового обсуждения).
* Вопросы задаются в круг, и после двух-трех ответов (правильных или ошибочных) тренер сообщает правильный ответ.
Вопросы для группового обсуждения:
1) Что такое «креативность» (творческость)?
2) Что такое способности?
3) Способности и знания человека: в чем сходство, а в чём различие?
4) Могут ли в позднем (например, в престарелом) возрасте появиться новые виды способностей?
Вывод:
Способности – это возможности достижения успеха (мастерства) в том или ином деле.
Креативность = это Творческость
способность находить оригинальные, нестандартные решения поставленных задач;
умение создавать неожиданные, но меткие образы.
Виды способностей
ОБЩИЕ
развитая память
умственные способности
совершенная речь
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
музыкальные
математические
спортивные
технические
художественные
40
4. «Невероятно, но факт!» - интересные факты о способностях
человека.
5. Завершение занятия. Рефлексия.
41
Занятие 3. Интеллектуально-творческая игра «Зебра»
Цели:
развитие творческих способностей;
развитие умения работать в команде;
развитие мобильности.
1. Приветствие. Введение в занятие.
Ход занятия:
Психолог:
Добрый день! Ребята, сегодня нас ждет интеллектуально-творческая игра «Зебра»! В ней мы предлагаем вам проявить свои способности, развить свой уровень креативности и просто увлекательно провести время!
Инструкция:
1) Выберите командира.
2) Командир получает задание.
3) Команда выполняет задание.
4) Презентация выполненного задания.
5) Получение нового задания.
6) Подсчет баллов.
Задание 1. «Соберите цепочку из скрепок»
а) Каждой команде выдается 10 канцелярских скрепок. Участникам предлагается за максимально короткое время собрать все скрепки в цепочку. В игре должны участвовать все ребята.
б) Затем ребятам необходимо разобрать цепочку на отдельные скрепки также быстро и мобильно.
Задание 2. «Придумайте 5 видов товаров в магазин»:
"Всё для двоечников",
"Всё для прогульщиков",
"Всё для неряшливых",
42
"Всё для злостных неносильщиков сменной обуви".
Оценивается оригинальность ответов.
Задание 3. «Гимн»
Придумать (можно переделать какую-нибудь песню) и спеть гимн:
Любителей кефира.
Любителей чесать затылок.
Любителей кукурузных палочек.
Любителей шмыгать носом.
Оценивается оригинальность ответов, массовость презентации ответа.
Задание 4. «Скульптура»
Всей командой необходимо придумать и показать скульптуру на тему:
Штангист, не успевший вовремя отпрыгнуть от штанги;
Вратарь, поймавший шайбу зубами;
Парашютист, забывший за что нужно дернуть;
Горнолыжник, не убежавший от лавины.
Оценивается оригинальность ответов, массовость презентации ответа,
артистичность, творческий подход.
Задание 5.
«Сравни картинки!»
Игрокам предстоит найти и перечислить различия между двумя
похожими картинками.
43
Задание 6. «Метафора»
Придумайте слова-метафоры для следющих выражений:
Вода для корабля то же, что ... для бизнеса.
Цветок вызывает радость, так же как ... гнев.
Мой дом - это ...
Беспокойство - это ...
Правда - это ...
Успех - это ...
Размышление - это ...
Счастье - это ...
Жизнь - это ...
Оценивается оригинальность ответов, творческий подход.
Задание 7. «Досочините рассказ»
Каждая команда вытягивает карточку, на которой написано начало и
конец рассказа. Участникам необходимо придумать основную часть
расскза.
«Дождь смыл все следы… На кровати лежал отбойный молоток».
«Костер давно потух… Балкон выкрасили в зеленый цвет».
«Кактус сбросил колючки…Начиналось лунное затмение».
«Айсберг возвышался над морем…Мухи попрятались в щели».
Оценивается оригинальность ответов, творческий подход, интересный
сюжет.
Задание 8. «Дорисуй фигуры!»
Участникам необходимо дорисовать фигуру в полученных бланках.
Посмотрите на незаконченные рисунки и пофантазируйте, во что бы могли превратиться эти незаконченные рисунки? А потом дорисуйте так, чтобы получился настоящий рисунок (какой-то предмет, животное, растение и другое).
44
Задание 9. «Составь комикс!»
Предлагаются различные картинки. Задача: составит из них комикс.
Завершение игры. Подсчет баллов. Анализ результатов. Рефлексия.
Д
ИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ КО
II
БЛОКУ
«Х
ОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ
!»
1. М
ЕТОДИКА
«И
НТЕЛЛЕКТУЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ
»
Цель: исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.
Анализ результатов:
Высокая лабильность, хорошая способность к обучению.
Средняя лабильность.
Низкая лабильность, трудности в переобучении.
Низкая успешность в любой деятельности.
45
2. Анкета по итогам 2 блока:
1) На этом занятии я:
2) Больше всего мне запомнилось:
3) Мне очень понравилось, что на занятии:
4) Считаете ли Вы себя творческим человеком:
- да
- нет
- не знаю
1 2 3