Файл: Методическое пособие для педагоговпсихологов, социальных педагогов, учителей Автор Пугачева Е. А. Соавтор Антюфеева Е. В. г. Пушкино, 2014г. Психологопедагогический.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 развитию эмпатии, а значит, и развитию умения конструктивно строить отношения со сверстниками и взрослыми;
3) развитие культуры общения и поведения подростков.
Развитие данных показателей способствует раскрытию внутреннего потенциала личности каждого ребенка и умению пользоваться своими внутренними ресурсами всегда, когда это необходимо.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА
Ожидаемый
результат
Критерии оценки
Формы и методы контроля
Участие в
программе не
менее 20 школ
города
Соответствие реального количества школ запланированному количеству: а) полное соответствие; б) частичное соответствие: присутствие меньшего количества школ; присутствие большего количества школ.
Учет присутствия школ города
(лист регистрации).
Обучение по
проекту не менее
250 учащихся
МОУ г. Тольятти
Соответствие реального количества учащихся запланированному количеству: а) полное соответствие; б) частичное соответствие: присутствие меньшего количества участников; присутствие большего количества участников.
Учет присутствия учащихся из школ города (лист регистрации).
Получение знаний
о
психологической
науке и осознание
значимости этих
знаний в жизни
Уровень знаний: высокий уровень знаний; средний уровень знаний; низкий уровень знаний.
Опросник «Что такое
«психология»?»
Примерные вопросы:
Психология – это наука о …
Что изучает психология?
Для чего человеку психологические знания?
13
Формирование у
подростков
базовых
представлений о
том, что такое
эмоции и чувства,
их виды;
Развитие
эмоциональной
регуляции
поведения;
Уровень знаний: высокий уровень знаний; средний уровень знаний; низкий уровень знаний.
Наличие положительной динамики в сравнении с первоначальным уровнем:
1) высокий уровень психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности;
2) средний уровень;
3) низкий уровень.
Опросник «В мире наших чувств»
Примерные опросы:
Что такое чувства?
Эмоции – это …
Угадай эмоции!
(предоставляется наглядный материал: пиктографические картинки с изображением эмоций из методики К. Изарда)
Существуют ли только негативные эмоции или только позитивные?
(вопрос на размышление)
Методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности
(Л.А. Курганский).
Развитие
познавательной
сферы
Наличие положительной динамики в сравнении с первоначальным уровнем:
Высокая лабильность, хорошая способность к обучению.
Средняя лабильность.
Низкая лабильность, трудности в переобучении.
Низкая успешность в любой деятельности.
Наличие положительной динамики в сравнении с первоначальным уровнем: высокая активность, задания выполнены верно; средняя активность, частичное выполнение заданий; низкая активность. В основном задания выполнены неверно.
Методика «Интеллектуальная лабильность»
Метод наблюдения за мобильностью мышления и качеством выполнения заданий по результатам интеллектуальной игры брейн-ринг «Уникум» и интеллектуально-творческой игры
«Зебра».
Содействие
процессу
развития
психологической
культуры
подростков
Наличие положительной динамики в сравнении с первоначальным уровнем.
Оценивание видов культурно- психологического поведения: самопонимания, конструктивности общения, психической саморегуляции, наличия творчества,
Методика «Психологическая культура личности»
(Т.А. Огнева, О.И. Мотков)
14 самоорганизован ности, саморазвития и психологической культуры в целом
Уровни развитости качеств психологической культуры:
1) высокий;
2) псевдовысокий;
3) средний;
4) низкий.
Рефлексия
Отслеживание общего впечатления участников о проведении проекта, о специфике организации, о степени удовлетворенности участия в проекте: высокий уровень; средний уровень; низкий уровень.
Анкета
Примерные вопросы:
1. Мои ожидания от занятия… а) оправдались полностью б) частично оправдались в) не оправдались
2. На мероприятии мне было… а) весело б) интересно в) неожиданно г) ново д) оригинально е) скучно ж) однообразно
3. Занятие вызвало во мне: а) чувства (какие?) б) мысли (какие?)
4. Хочешь ли ты вновь стать участником подобных программ? а) Да б) Нет в) Не знаю
5. Твои пожелания и предложения организаторам мероприятия.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Проведение итоговой городской психологической игры – путешествия «По ступенькам наших перемен…»:
подсчет баллов, подведение итогов игры и общих результатов по четырем блокам;
награждение наиболее активных участников и активных школ;
15
сбор отзывов на предмет качественного уровня и степени организации проведенных мероприятий от детей и преподавателей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа проекта содержит четыре блока развивающих занятий, имеющих общую гибкую структуру, которые могут реализовываться как в каникулярное, так и во внеурочное время в период учебного года.
Название блока
Цели
Содержание
I блок
«Путешествие в мир эмоций и чувств»
(развитие
эмоциональной
сферы)
1) формирование у детей базовых представлений о том, что такое эмоции, виды эмоций;
2) развитие эмоциональной регуляции поведения детей;
3)предупреждение и снижение тревожности и страхов;
4) повышение уверенности в себе.
1) информационный блок,
работа с видеоматериалами.
2) психологическая
диагностика.
3) игра-импровизация «Эмоции
сказочных героев».
4) психологическая игра
«Театр эмоций».
5) завершение. Рефлексия.
II блок
«Хочу все знать!»
(развитие
познавательной
сферы)
1) формирование у детей представлений о том, что такое способности;
2) развитие интереса к познавательной деятельности;
3) развитие памяти, мышления, воображения и речи;
4) развитие творческих способностей детей.
1) информационный блок
«Мои силы, мои возможности»
(видео-презентация).
2) творческая работа с
психологической сказкой «О
цветах наших способностей».
3) брейн – ринг «Отгадай-ка!».
4) упражнение «Картинки-
загадки».
5) игра-разминка «Кто самый
внимательный?»
- конкурс «Говорящая вещь»
интеллектуально-
психологическая игра
«ЗЕБРА».
6) завершение. Рефлексия.
16
III блок
«Азбука общения и этикета»
(развитие
поведенческой
сферы)
1) дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека;
2) развитие способности принимать друг друга;
3) способствовать преодолению барьеров в процессе общения;
4) показ широкого спектра общепринятых форм поведения, которые выступают как давно решенные поведенческие задачи;
5) формирование положительной установки к правилам этикета.
1) информационный блок «Что
такое культура общения?»
(видеоролик «Правила
приветствия»).
2) интерактивная игра
«Ярмарка приветствий».
3) видеопрезентация «Школа
хороших манер».
4) сюжетно-ролевая игра
«Волшебный разговор».
5) завершение. Рефлексия.
IV блок
«По ступенькам наших перемен…»
(итоговая
психологическая
игра-
путешествие)
1) актуализация у участников
приобретенных во время
занятий знаний, умений и
навыков путем проведения
итоговой игры.
2) подведение итогов всех трех
блоков;
3) награждение наиболее
активных участников и
активных школ-участников
(сертификаты, диски и печатная
продукция по материалам
занятий).
1) итоговая психологическая
игра – путешествие «По
ступенькам наших
перемен…».
2) подсчет баллов, подведение
итогов игры и общих
результатов по четырем
блокам.
3) награждение наиболее
активных участников и
активных школ. Сбор
отзывов на предмет
качественного уровня и
степени организации
проведенных мероприятий
от детей и преподавателей.
17
Примерная структура занятия:
1. Приветствие:
психогимнастические упражнения, направленные на создание благоприятной и доброжелательной обстановки в группе, а также настраивающие подростков на продуктивную работу.
2. Диагностическая часть:
определение уровня развития у подростков сферы личности, на развитие которой направлено занятие.
3. Информационная часть:
теоретическое сообщение по теме, которое сопровождается видео- презентацией и другими наглядными материалами.
4. Практическая часть:
разучивание правил, задания для наблюдений, элементы групповой дискуссии, метод направленного воображения, психологические ролевые игры; элементы арт-терапии - рисуночная, музыкальная, творческое рассказывание; метод модификации поведения - кукольная драматизация, поведенческий тренинг, сказкотерапия.
5. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание:
обобщение полученной информации;
контроль знаний – мини-олимпиады, анкеты, кроссворды, викторины.
В конце каждого занятия учащиеся получают задания на дом. Нам представляется существенным тот факт, что ребята, получая домашнее задание по соответствующей теме, имеют возможность обсудить это дома с родителями во время полезного общения с близкими, закрепить имеющиеся знания и навыки вне школы, подготовиться к восприятию и обсуждению новой темы.
18
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
I блок«Путешествие в мир эмоций и чувств»
4 ч
1 ч
3 ч
II блок
«Хочу все знать!»
4 ч
1 ч
3 ч
III блок
«Азбука общения и этикета»
4 ч
1 ч
3 ч
IV блок
Итоговая игра-путешествие «По ступенькам наших перемен…»
3 ч
0 ч
3 ч
19
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
к психолого-педагогическому проекту «Ступеньки моего Я»
Блок 1. «Путешествие в мир эмоций и чувств»
Цели:
1) формирование у детей базовых представлений о том, что такое эмоции, виды эмоций;
2) развитие эмоциональной регуляции поведения детей;
3) предупреждение и снижение тревожности и страхов;
4) повышение уверенности в себе.
20
Занятие 1. «Что такое эмоции и чувства?»
Цели:
создать в группе доверительную обстановку, позволяющую подросткам проявлять свои чувства и говорить о них;
информирование о структуре эмоциональных переживаний.
Ход занятия:
1. Приветствие. Знакомство с правилами поведения на занятиях.
2. Сбор ожиданий от проекта:
Анкета «Мои ожидания»
1) Я заинтересован (а) в занятиях по психологии и различных возможностях саморазвития…
2) Я наиболее заинтересован (а) в…
3) Я заинтересован(а) в проекте, потому что…
4) Самой важной темой для рассмотрения считаю…
5) При участии в проекте для меня важно…
3. Упражнение-схема «Планета чувств»
Материалы:
1) электронная презентация по теме;
2) лист ватмана с изображением 4 «материков» (прикрепляется к доске);
3) цветные стикеры;
4) маркер для ведущего.
Объяснение психолога:
Когда мы хотим сказать о различных своих переживаниях, мы говорим:
«Я чувствую». И мы редко задумываемся, что этим словом выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле, мы переживаем ощущения, драйвы, эмоции и чувства.
Ощущения –
это то, что мы чувствуем телом. Например: горячо, холодно, колется, щекотно.
Психолог прикрепляет стикеры одного цвета к материку «Ощущения» (3-4
шт.)
Драйвы –
это такое неудовлетворение, напряжение, которое заставляет нас искать возможности удовлетворить потребность. Например: голод, желание спать, желание двигаться.
Психолог прикрепляет стикеры другого цвета к материку «Драйвы» (3-4 шт.)