Файл: Методическое пособие для педагоговпсихологов, социальных педагогов, учителей Автор Пугачева Е. А. Соавтор Антюфеева Е. В. г. Пушкино, 2014г. Психологопедагогический.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21
Эмоции –

это то, что мы переживаем душой. Например: радость, страх, гнев.
Психолог прикрепляет стикеры с надписями к соответствующему материку.
Чувства –

это тоже переживания души, но они более сложные, чем простые эмоции.
Например, любовь. Когда мы чувствуем, что любим, на самом деле мы переживаем одновременно много эмоций и чувств – и радость, и тревогу, иногда страх. Ревность – тоже сложное чувство. Когда мы ревнуем, мы боимся потреять человека, обижаемся, сердимся. Или враждебность – когдамы чувствуем враждебность, мы часто одновременно переживаем и презрение, и гнев, и даже страх или отвращение. Чувства всегда переплетаются с нашими мыслями.
Психолог прикрепляет стикеры с надписями к соответствующему материку.
Какие еще чувства, эмоции, драйвы и ощущения вы можете назвать? Вы называйте, а я буду писать на стикерах и приклеивать к материкам.
Участники называют прямо из круга. Психолог определяет, что названо, и помещает стикер на соответствующий материк.
Примеры заполнения «материков»:
Ощущения
Драйвы
Эмоции
Чувства
Горячо
Щекотно
Холодно
Колется
Болит
Мягко
Жестко
Физическое наслаждение
(прохладная вода в жару, приятный запах и пр.)
Голод
Желание спать
Желание двигаться
Стремление избегать опасность
Стремление избегать неприятное, отвратительное
Стремление выиграть
Радость
Огорчение
Удовольствие
Негодование
Тревога
Страх
Гнев
Печаль
Вина стыд
Любовь
Ревность
Враждебность
Ненависть
Обожание
Надежда
Обида
Недоверие
Доверие
Счастье
Теперь давайте разберемся в некоторых тонкостях.

Используется метод «Мозговая атака» (дискуссионный метод активного социально-психологического обучения, в основе которого лежит всестороннее глубокое рассмотрение актуальной проблемы путем ее свободного группового обсуждения).

Вопросы задаются в круг, и после двух-трех ответов (правильных или ошибочных) тренер сообщает правильный ответ.

22
ВОПРОСЫ для обсуждения:
1)
Чем отличается гнев от агрессии?

Гнев – это эмоция, а агрессия – это действия, наносящие вред кому-либо или чему- либо.
2)
Чем
отличается
радость
от
удовольствия?

Радость – это очень активная эмоция или чувство, она тонизирует, сердце бьется сильнее, хочется двигаться, смеяться. А удовольствие – это переживание спокойное, расслабленное.
3) Чем отличается грусть, печаль от тоски или горя?

Грусть, печаль – это чувства или эмоции тихие, сопровождаются расслаблением. Хотя они и не считаются положительными эмоциями, иногда человек получает удовольствие от грусти. А тоска или горе всегда сопровождаются душевной болью, напряжением, страданием.
4) Чем отличается вина от стыда?

Вина – это когда мы нарушаем внутренние правила, то есть те, которым мы внутри следуем. Нам могут говорить: «Ты ни в чем не виноват!» А мы все равно чувствуем вину. А стыд – это всегда связано с тем, что подумают о нас другие люди. Мы можем не чувствовать вины, но нам все равно бывает стыдно, если мы знаем, что нарушили правила, которые установили люди.
Эти чувства часто переплетаются. Так что трудно их разделить.
4. Завершение занятия. Рефлексия.


23
Занятие 2. «Как мы выражаем свои эмоции?»
Цели:

создать в группе доверительную обстановку, позволяющую подросткам проявлять свои чувства и говорить о них;

создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации);

формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Введение в занятие: обсуждение.

Как мы можем узнать, какие чувства испытывает человек?
Вывод: по его жестам, позе, мимике, тону, темпу речи и т.д.

Наука, изучающая связь между внешним обликом человека и особенностями его поведения – физиогномика (от греч. physis – природа, gnomon – знающий).
3. Упражнение-схема «Наши помощники в выражении эмоций»
Мимика –

выразительные движения мышц лица, которые позволяют нам выражать самые разнообразные чувства и настроения.
Нам по музыке заданье:
Выражать переживанья.
Мы сидим, переживаем,
Всё на лицах отражаем.
(Л. Фадеева)

24

Мимика помогает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателя, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Если человек говорит о радостном, приятном, добром, то и на лице у него будет выражена радость, если он говорит о печальном или дурном, то у него будет и соответствующее выражение лица.
Жесты –

Обычно в разговоре мы очень редко не сопровождаем слова действиями, в которых главную роль неизменно играют руки. По поведению» рук можно судить о душевном состоянии их владельца и о его умении владеть собой. Иногда жесты не помогают, не уточняют, а просто мешают человеку в речи. Давайте вспомним стихотворение А.Л.
Барто «Сильное кино»:
И вот он начал свой рассказ:
Они ползут,
А он им – раз!
Она ползла,
А он как даст ему со зла!
Она им раз!
Они ей раз!
Но тут как раз ее он спас,
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Поза –

свои чувства мы можем выражать телодвижениями. Поза нередко выдает истинное состояние человека больше, чем выражение его лица.
Как мы стоим, как сидим, в какой позе засыпаем – все является источником дополнительной информации.

Дело в том, что человека с раннего детства обычно учат владеть своим лицом при выражении каких –либо чувств, но не обращают внимания на положение его тела, но именно поза рассказывает нам о настоящих переживаниях людей и истинном отношении их к окружающим.
Вы можете понаблюдать за своими друзьями на уроке.
Некоторые сидят, наклонившись слегка вперед, тем самым выражая внимание и сосредоточенность, а другие – облокотились на спинку стула и положили ногу на ногу, всем своим видом показывая, что объяснения учительницы или ответы учеников им неинтересны.
Темп речи –

может быть очень медленный, немного замедленный, быстрый, очень быстрый. От темпа речи может зависеть то, как тебя будут слушать окружающие.
Тон речи –

это окраска голоса, с которой произносится высказывание и которая


25 помогает человеку лучше передать свои мысли и чувства. Тон может даже изменить содержании речи, придать ему противоположный смысл.
Попробуйте, например, произнести слова «да» и «нет» разным тоном (весело, грустно, удивленно, возмущенно, зло) и вы сами почувствуете разницу.
Голос –

еще одни выразитель наших чувств. По громкости речь сильно изменяется: от очень тихой, тихой, тише, чем обычно, до громкой, очень громкой, до крика. Эмоционально-эстетические особенности показывают отношение человека к предмету разговора. Мы всегда безошибочно даем понять собеседнику, приятно или нет нам беседовать о чем-то.
4. а) Упражнение-разминка «Фраза по кругу»

Психолог предлагает выбрать какую-нибудь простую фразу, например:
«В саду падали яблоки». Участники, начиная с первого игрока, произносят фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией
(вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной и т.д.). если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3-4)победителей. Может быть, игра закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового.
б) Упражнение «Вокальная мимика»

Участники получают задание: прочитать любые фразы из газеты, вкладывая в читаемый текст определенный психологический подтекст.
Например, надо прочитать текст недоверчиво
(«брось»), пренебрежительно («какая чепуха!»), с удивлением («да не может быть!»), с восторгом («вот это да!»), с угрозой («ну хорошо же!») и т.д. все остальные стараются угадать состояние человека или его отношение к произносимому тексту, обсуждая успех или неуспех его попыток.

Ведущий должен на примере конкретных ситуаций, возникающих при выполнении упражнения, подвести участников к пониманию диагностических возможностей интонационных характеристик в плане отражения эмоциональных состояний и межличностных отношений.
Обсуждаются роль текста и подтекста, значение и смысл речевого высказывания.
5. Упражнение «Чувство на спине»

Подростки встают в полукруг. Выбирается ведущий. Психолог крепит карточку с названием какого-либо чувства (список см.ниже) на спину ведущего. Ведущий не видит, что там написано. Психолог поворачивает ведущего спиной ко всем участникам, которые читают про себя это название. Затем ведущий поворачивается к ним лицом, в этот момент

26 все участники начинают изображать это чувство без звуков, только с помощью мимики, жестов, позы. Водящий должен угадать, какое чувство было написано у него на спине.
Рекомендуемый список эмоции и
чувств, которые можно использовать
в упражнении:

Страх

Злость

Волнение

Отвращение

Вина

Обида

Неуверенность

Зависть

Радость

Уверенность

Спокойствие

Любовь

Нежность

Интерес

Дружба

Удивление

Ужас

Смущение
6. Игра «Угадай эмоцию!»

Психолог раздает бланки с изображением различных эмоций (см. ниже).
Подростки должны написать название всех изображенных эмоциональных состояний. После чего происходит коллективная проверка и обсуждение.
Для проведения этого упражнения можно использовать пиктографические изображения эмоций из методики К. Изарда или аналогичные им. Ниже предложенный материал является достаточно интересным, т.к. черты лица прорисованы крупно и четко, что можно использовать для подробного разбора мимических особенностей различных эмоциональных состояний.


27
Бланк 1. Виды эмоциональных состояний
Бланк 2. Виды эмоциональных состояний
(пояснение)
7. Завершение занятия. Рефлексия.

28
Занятие 3. «Я чувствую…»
Цели:

формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека;

создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживаний эмоций;

создание условий для осознания подростками амбивалентности эмоций.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Введение в тему. Обсуждение:

Как можно узнать, какие эмоции испытываешь ты сам, ведь себя со стороны рассмотреть удается не всегда?
Вывод: выясняется, что по собственным телесным ощущениям («засосало под ложечкой», «задрожали коленки», «разгорелись уши» и т.д.).

В качестве иллюстрации можно привести притчу Н. Пезешкяна «Легкое лечение».
3. Упражнение-энергизатор «Театр эмоций» («Живая скульптура»)

Подростки делятся на группы от 3 до 5 человек в каждой. Группа вытягивает карточку с «крылатым» выражением, обозначающим эмоциональное состояние. За 5 минут группа готовит немую театральную сценку или неподвижную скульптуру на заданную тему.
Далее каждая группа показывает то, что у них получилось, а остальные участники угадывают «крылатое» выражение и эмоциональное состояние, которое оно отображает.

29
Рекомендуемые «крылатые»
выражения,
которые можно использовать в
упражнении:

Сердце в пятки ушло

Дыхание перехватило

Бросило в жар

Мороз по коже

Спина взмокла
4. Упражнение «Цвета эмоций»
Инструкция: «Раскрась инопланетянин так,чтобы у каждой эмоции инопланетянина был свой цвет!»
Обсуждение:

каждая эмоция имеет свой цвет. Чаще всего люди выбирают одинаковые цвета для той или иной эмоции (например, грусть – синяя, серая, одиночество – фиолетовое, радость – желтая, оранжевая и т.д.).

30
5. Упражнение «Фантом», или «Где живут эмоции?»

Подросткам раздается контурное изображение человека (см. ниже, либо подростки могут сами его нарисовать). Психолог предлагает участникам попробовать изобразить в нем собственные состояния: радость, стыд, страх, печаль, удивление и т.д. Для этого нужно подобрать карандаш, цвет которого ассоциируется с той или иной эмоцией, и заштриховать им ее «локализацию».

После того, как участники локализовали» 5-6 эмоций, им предлагается заполнить таблицу, «шапка» которой вписывается перед началом упражнения:
Цвет
Эмоция
Словесное описание ощущения
Примеры контурного изображения человека:
6. Упражнение «Музыкальные эмоции»

Психолог заранее готовит музыкальную подборку. Лучше, если это будет инструментальная, классическая музыка различного эмоционального наполнения.

Подростки получают бланки с таблицей из трех строк, цветные карандаши. После прослушивания каждой музыкальной композиции (их всего 3) участники пытаются «нарисовать музыку», которую только что услышали. На рисование дается мало времени, столько, чтобы подросток смог прочувствовать эмоции, которые «несет» в себе музыка и успел их изобразить на бумаге.


31
Бланк к упражнению 6.
7. Завершение занятия. Рефлексия.
Диагностические материалы к I блоку «Путешествие в мир эмоций и
чувств»
1. Тест-опросник «Что такое психология?»

изучение полученных знаний о психологической науке и осознания значимости этих знаний в жизни.
Примерные вопросы:
1) Психология – это наука о…
2) Что изучает психология?
3) Для чего человеку психологические знания?
Оценка:

Высокий

Средний

Низкий уровень
2. Анкета-рефлексия по итогам I блока:
1) На этом занятии я…
Музыкальная композиция №1
Музыкальная композиция №2
Музыкальная композиция №3

32 2) Больше всего мне запомнилось…
3) Мне очень понравилось, что на занятии…
4) Я бы хотел (а) чтобы при проведении следующих занятий ведущие…
5) Думаю, что после занятия изменится…
3. Опросник «В мире наших чувств»

изучение уровня сформированности у подростков базовых представлений о том, что такое эмоции и чувства, их виды
Примерные вопросы:
1) Что такое чувства?
2) Эмоции – это…
3) Угадай эмоцию! (см.бланки Занятия 2);
4) Существуют ли только негативные эмоции или только позитивные?
(вопрос на размышление).
Оценка:

Высокий

Средний

Низкий уровень.

33
Тема 2.
«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»
(развитие познавательной сферы)
Цели:

формирование у подростков представлений о том, что такое способности;

развитие интереса к познавательной деятельности;

развитие памяти, мышления, воображения, внимания;

развитие творческих способностей подростков.
Занятие 1. «Тайны наших способностей»
Цели:

формирование у обучающихся представлений о том, что такое познавательные процессы;

создание условий для познания участниками собственного типа мышления путем организации мини-эксперимента.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Введение в тему.
Информация для психолога (об особенностях развития познавательных
способностей подростка):

34

Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя как обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Именно на этом этапе важно и наиболее целесообразно проводить с учащимися специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию недостатков их познавательной сферы. При этом необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности уровня сформированности познавательных процессов подростка.

К подросткам необходим особый психодиагностический подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий.

Имея в виду то, что подростки – это еще наполовину дети, к ним нужно применять полудетские и полувзрослые формы тестирования. Основной из них должна оставаться игровая форма, а сами тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка. Вряд ли подросток с большим желанием и усердием станет работать над тестом, который для него малоинтересен, даже если участие в тестировании мотивированно далеко идущими жизненными интересами.
Вполне допустимо, например, дать возможность подростку отойти от точной формулировки инструкции, сопровождающей тестирование, и что-то сделать по-своему, не в ущерб целям тестирования.
Обсуждение:

Что такое познавательные процессы?
Вывод:

познавательная сфера человека включает в себя несколько важнейших составляющих: