Файл: Курсовая работа по экономической социологии Совершение покупок в сети Интернет социологический анализ.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 530
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения поведения потребителей в социологическом аспекте
1.1 Социологические подходы к изучению потребительского поведения в современном обществе
1.2. Социальные факторы потребительского поведения
1.3. Интернет как площадка для совершения покупок
Глава 2. Интернет-покупки в современной России
2.1. Динамика интернет-покупок
2.2 Отношение к интернет-покупкам
Развитие рынка интернет-торговли зависит от государственного регулирования отрасли, развития сопутствующей инфраструктуры и специфики поведения интернет-пользователей, совершающих покупки в онлайн-магазинах. Чтобы понимать, что движет и сдерживает развитие интернет-торговли в России, необходимо уделять пристальное внимание содержанию данных факторов, поскольку оно во многом зависит от текущего состояния рынка и может изменяться со временем.
Из анализа других исследований и проведенного мною опроса, мы узнали, что люди совершают покупки в интернете потому, что там цены ниже, чем в традиционных магазинах. Число онлайн-покупателей в России стремительно растет: в период с 2014 до 2018 года число покупателей в интернет-магазинах выросло практически в два раза и продолжает расти. Молодежь совершает интернет-покупки чаще, чем люди более старшего возраста. В основном самые молодые представители целевой аудитории и люди старшего возраста не делали никогда онлайн-покупки. Людей привлекает возможность сравнивать цены и искать более выгодные предложения в интернет-магазинах. Чаще всего в интернет-магазинах люди заказывают одежду и обувь, а также аксессуары и косметику. Люди склонны отказываться от покупки в интернете из-за отсутствия возможность увидеть и проверить товар до его приобретения.
Таким образом, мы видим, что интернет-покупки всё глубже входят в жизнь современного человека.
Список литературы
-
Азоев Г. Л. Маркетинговый классификатор продуктов в управлении сервисной компанией / Г. Л. Азоев, Е. Н. Морина // Маркетинг. 2010. № 6. С. 48–61. -
Алешина И.В. Поведение потребителей, М. - Экономистъ, 2006. -
Балезина И.В. Потребительское поведение в современном обществе: кредиты // Пермский национальный исследовательский политехнический университет. 2014. №1. -
Банников А.И., Биктемирова М.Х., Рольбина Е.С. Маркетинг: Учебное пособие. - Казань: Изд-во КФЭИ, 2010. -
Борисова Ю.В. Поведение потребителей // Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – 160 c., М., 2002. -
Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с. -
Бурдье, П. Различения: социальная критика суждения / П. Бурдье // Экономическая социология [Электронный ресурс]. – Т. 6. – № 3. – Май. – 2005. – С. 25–48. -
Васильев Г.А. Поведение потребителей: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 204 с. -
Веблен Т. Теория праздного класса // М.: Прогресс. 1984. -
Давий А.О., Ребязина В.А., Смирнова М.М. Барьеры и драйверы при совершении интернет-покупок в России: результаты эмпирического исследования, 2018 -
Дозморова К.Д. Влияние интернета на изменение потребительского поведения пользователей// Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство», 2016. Т. 4, № 4. -
Ильиных С.А. Ключевые понятия общества потребления: исследование с позиции социологии, 2011 -
Исследование: россияне не доверяют интернет-магазинам, но делятся персональными данными [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/news/184100/ (дата обращения 29.04.2023) -
Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993. -
Лысова Е.А. Поведение потребителей: содержание понятия, социально-экономическая сущность, 2019. -
Николаева М.А., Камолова Д.С. Сравнительная характеристика электронной и традиционной розничной торговли/ Торгово-экономический журнал Том 4. Номер 2. 2017. -
Новожилова М.А. Потребительское поведение детей в Интернете // Экономическая социология. Т. 12. № 1.2011. -
Плискановская М.И., Трохирова П.А. Интернет-магазины как новая экономическая реальность, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-magaziny-kak-novaya-ekonomicheskaya-realnost (дата обращения 14.12.2022) -
Почему россияне реже покупают товары онлайн? [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Y1pvGFXihTZ_dmTR (дата обращения: 29.04.2023) -
Радаев, В. В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов / В. В. Радаев ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 2-е изд. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 602, [6] с. -
Результаты исследования покупательского поведения россиян [Электронный ресурс]. // Яндекс.Маркет и GfK. URL: https://retail-loyalty.org/news/kak-rossiyane-pokupayut-onlayn-issledovanie-yandeks-market-i-gfk/ (дата обращения: 29.04.2023) -
Россияне признались в недоверии онлайн-магазинам в вопросе защиты данных, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bfd26239a794759d6ecd3e9 (дата обращения: 29.04.2023) -
Современные социологические теории потребления URL: https://studentopedia.ru/sociologiya/sovremennie-sociologicheskie-teorii-potrebleniya---vliyanie-interneta-na-sovremennoe-potrebitelskoe.html (Дата обращения 24.04.2023) -
Сондерс Дж., Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В. «Основы маркетинга. 2-е европейское издание», М., 2003 г. -
Суворова А.С. Потребительское поведение онлайн-покупателей при занятии шоппингом в интернет-магазинах, 2020 -
Тарасова Т.В. Современные подходы к изучению потребительского поведения // Вестник университета. 2013. №10. -
Тенденции развития интернета в условиях формирования цифровой экономики: аналитический доклад / Г. И. Абдрахманова, Н. В. Бондаренко, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Координационный центр национального домена сети Интернет, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. -
Центр исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/Research_Reports/SKOLKOVO_Full_Report_Russian_Ecommerce_Consumers.pdf (дата обращения 29.04.2023) -
Шведова И.А., Муратов И.М. Система маркетинга и её внедрение на предприятии. М.: Инфо, 2008. 331 с. -
Шевченко Д.А. Проблемы социальной идентификации брэнда, 2005. -
Ямалиева Р.А. Популярность интернет-торговли, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarnost-internet-torgovli (дата обращения 29.04.2023)
Приложение 1
Программа социологического исследования по теме
«Потребительское поведение в сети интернет жителей Пермского края»
-
Методологический раздел
Социальная проблема: Последние 10 лет интернет-торговля в России развивается интенсивно, однако доля онлайн-покупателей среди населения в нашей стране все еще ниже, чем в большинстве европейских стран. Несмотря на век технологий, наши соотечественники относятся несерьезно к интернет-покупкам, не доверяют онлайн-магазинам, они предпочитают делать покупки офлайн.
Научная проблема. Несмотря на фиксацию социологами проблем в изменении потребительского поведения в России, слабо изученным остается вопрос мотивации совершения покупок в сети интернет.
Объект: жители города Пермь, старше 16 лет и пользующиеся сетью Интернет.
Предмет: отношение к покупкам в сети Интернет.
Цель: определить мотивацию покупок в интернете.
Поставлены следующие задачи исследования:
-
Определить структуру поведения потребителей; -
Сконструировать типологию респондентов по поведению в сети интернет и выяснить доминирующий тип; -
Изучить факторы, влияющие на поведение потребителей.
Теоретические уточнения основных понятий:
Интернет-покупка - онлайн-покупка в своём браузере или через мобильное приложение интернет-магазина, предполагающая оплату сразу после формирования заказа на покупку (электронный способ оплаты).
Потребительское поведение - все действия, связанные с покупкой, использованием и распоряжением товарами и услугами, включая эмоциональные, умственные и поведенческие реакции потребителя, которые предшествуют или следуют за этими действиями
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Интернет - всемирная компьютерная сеть электронной связи, позволяющая пользователям персональных компьютеров, находясь на любом расстоянии, в любой точке земного шара, иметь связь друг с другом, принимать и передавать текстовую и изобразительную информации.
Товар - продукт труда, произведённый для продажи. Обмен продуктов как Т. возникает в определённых исторических условиях: на основе общественного разделения труда, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, специализирующимися на производстве одного какого-либо продукта.
Интернет-магазин — сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.
Покупательские мотивы – это социальное осмысление потребности, которые могут быть удовлетворены путем покупки товаров.
Эмпирическая интерпретация потребительского поведения в сети Интернет
Эмпирические показатели:
-
Достоинства совершения покупок в интернете (10) -
Оценка соответствия желаний потребителя и ресурсов интернет-магазинов (9) -
Недостатки совершения покупок через интернет (13) -
Оценка сложности процесса совершения онлайн-покупки (8) -
Мотив и желание совершить покупку (15) -
Частота совершения покупок в интернет-магазинах (11) -
Виды покупок в интернет-магазинах (12) -
Удовлетворенность доступностью интернет-магазинов (14) -
Предпочитаемая форма покупок (7)
Типы респондентов по потребительскому поведению в сети интернет:
-
Предпочитаемая форма покупок (поведенческий) -
Удовлетворенность доступностью интернет-магазинов (эмоциональный) -
Оценка соответствия желаний потребителя и ресурсов интернет-магазинов (когнитивный)
На основе этих особенностей можно выделить следующие типы (см. табл.)
Тип | Где вы предпочитаете совершать покупки? | Удовлетворены ли Вы доступностью интернет-магазинов? | Оцените, соответствуют ли Ваши желания ресурсам интернет-магазинов? |
Активные | В интернет магазине | Да, полностью удовлетворен(а) | Полностью соответствуют |
Нейтральные | Затрудняюсь ответить | Скорее удовлетворен(а), чем нет ИЛИ Скорее неудовлетворен(а) | В интернет-магазинах есть не все что мне нужно ИЛИ Ресурсы интернет-магазинов редко соответствуют тому, что мне нужно |
Пассивные | В традиционном магазине | Полностью неудовлетворен(а) | Ресурсов интернет-магазинов недостаточно, чтобы удовлетворить мои желания |
Факторный анализ
Общие факторы:
-
Массовой культура в обществе -
Социально-экономическая ситуация в обществе
Специфические факторы:
-
Пол (2) -
Возраст (1) -
Уровень образования (3) -
Размер населенного пункта (5) -
Источники доходов (4) -
Материальное положение (6)
В соответствии с задачами выдвинуты следующие гипотезы:
-
Достоинства совершения покупок в интернете (10) Основным достоинством интернет-покупок для большинства респондентов является возможность прочитать отзывы о товаре на сайте, где товар приобретается. -
Оценка соответствия желаний потребителя и ресурсов интернет-магазинов (9) Большинство респондентов считают, что в интернет магазине есть не все, что им нужно. -
Недостатки совершения покупок через интернет (11) Основными недостатками интернет-покупок для большинства респондентов являются невозможность посмотреть товар в живую и несоответствие товара к описанию или картинке на сайте. -
Оценка сложности процесса совершения онлайн-покупки (8) Большинство респондентов хорошо оценивают процесс совершения онлайн-покупки, они не испытывают сложностей. -
Мотив и желание совершить покупку (15) Основными мотивами покупок в интернете большинства респондентов являются наличие большого выбора, наличие отзывов покупателей о товаре. -
Частота совершения покупок в интернет-магазинах (11) Большинство респондентов совершают онлайн покупки несколько раз в месяц. -
Виды покупок в интернет-магазинах (12) Чаще всего в интернет-магазинах респонденты заказывают одежду и обувь. -
Удовлетворенность доступностью интернет-магазинов (14) Большинство респондентов полностью или скорее удовлетворены доступностью интернет-магазинов. -
Предпочитаемая форма покупок (7) Большинство респондентов предпочитают покупать вещи в онлайн магазинах.
2. Доминирует нейтральный тип респондентов по потребительскому поведению в сети интернет
3.1. Среди женщин больше доля респондентов, которые часто совершают покупки в интернете, чем среди мужчин
3.2. Респонденты старше 33, реже совершают интернет покупки, чем люди до 32 включительно
3.3. Чем выше уровень образования респондентов, тем выше они оценивают соответствие своих желаний с ресурсами интернета
3.4. Среди респондентов, приживающих в крупных городах, больше доля тех, кто