Файл: Курсовая работа по экономической социологии Совершение покупок в сети Интернет социологический анализ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 530

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие рынка интернет-торговли зависит от государственного регулирования отрасли, развития сопутствующей инфраструктуры и специфики поведения интернет-пользователей, совершающих покупки в онлайн-магазинах. Чтобы понимать, что движет и сдерживает развитие интернет-торговли в России, необходимо уделять пристальное внимание содержанию данных факторов, поскольку оно во многом зависит от текущего состояния рынка и может изменяться со временем.

Из анализа других исследований и проведенного мною опроса, мы узнали, что люди совершают покупки в интернете потому, что там цены ниже, чем в традиционных магазинах. Число онлайн-покупателей в России стремительно растет: в период с 2014 до 2018 года число покупателей в интернет-магазинах выросло практически в два раза и продолжает расти. Молодежь совершает интернет-покупки чаще, чем люди более старшего возраста. В основном самые молодые представители целевой аудитории и люди старшего возраста не делали никогда онлайн-покупки. Людей привлекает возможность сравнивать цены и искать более выгодные предложения в интернет-магазинах. Чаще всего в интернет-магазинах люди заказывают одежду и обувь, а также аксессуары и косметику. Люди склонны отказываться от покупки в интернете из-за отсутствия возможность увидеть и проверить товар до его приобретения.

Таким образом, мы видим, что интернет-покупки всё глубже входят в жизнь современного человека.

Список литературы


  1. Азоев Г. Л. Маркетинговый классификатор продуктов в управлении сервисной компанией / Г. Л. Азоев, Е. Н. Морина // Маркетинг. 2010. № 6. С. 48–61.

  2. Алешина И.В. Поведение потребителей, М. - Экономистъ, 2006.

  3. Балезина И.В. Потребительское поведение в современном обществе: кредиты // Пермский национальный исследовательский политехнический университет. 2014. №1.

  4. Банников А.И., Биктемирова М.Х., Рольбина Е.С. Маркетинг: Учебное пособие. - Казань: Изд-во КФЭИ, 2010.

  5. Борисова Ю.В. Поведение потребителей // Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – 160 c., М., 2002.

  6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.

  7. Бурдье, П. Различения: социальная критика суждения / П. Бурдье // Экономическая социология [Электронный ресурс]. – Т. 6. – № 3. – Май. – 2005. – С. 25–48.

  8. Васильев Г.А. Поведение потребителей: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 204 с.

  9. Веблен Т. Теория праздного класса // М.: Прогресс. 1984.

  10. Давий А.О., Ребязина В.А., Смирнова М.М. Барьеры и драйверы при совершении интернет-покупок в России: результаты эмпирического исследования, 2018

  11. Дозморова К.Д. Влияние интернета на изменение потребительского поведения пользователей// Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство», 2016. Т. 4, № 4.

  12. Ильиных С.А. Ключевые понятия общества потребления: исследование с позиции социологии, 2011

  13. Исследование: россияне не доверяют интернет-магазинам, но делятся персональными данными [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/news/184100/ (дата обращения 29.04.2023)

  14. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993.

  15. Лысова Е.А. Поведение потребителей: содержание понятия, социально-экономическая сущность, 2019.

  16. Николаева М.А., Камолова Д.С. Сравнительная характеристика электронной и традиционной розничной торговли/ Торгово-экономический журнал Том 4. Номер 2. 2017.

  17. Новожилова М.А. Потребительское поведение детей в Интернете // Экономическая социология. Т. 12. № 1.2011.

  18. Плискановская М.И., Трохирова П.А. Интернет-магазины как новая экономическая реальность, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-magaziny-kak-novaya-ekonomicheskaya-realnost (дата обращения 14.12.2022)

  19. Почему россияне реже покупают товары онлайн? [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Y1pvGFXihTZ_dmTR (дата обращения: 29.04.2023)

  20. Радаев, В. В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов / В. В. Радаев ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 2-е изд. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 602, [6] с.

  21. Результаты исследования покупательского поведения россиян [Электронный ресурс]. // Яндекс.Маркет и GfK. URL: https://retail-loyalty.org/news/kak-rossiyane-pokupayut-onlayn-issledovanie-yandeks-market-i-gfk/ (дата обращения: 29.04.2023)

  22. Россияне признались в недоверии онлайн-магазинам в вопросе защиты данных, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bfd26239a794759d6ecd3e9 (дата обращения: 29.04.2023)

  23. Современные социологические теории потребления URL: https://studentopedia.ru/sociologiya/sovremennie-sociologicheskie-teorii-potrebleniya---vliyanie-interneta-na-sovremennoe-potrebitelskoe.html (Дата обращения 24.04.2023)

  24. Сондерс Дж., Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В. «Основы маркетинга. 2-е европейское издание», М., 2003 г.

  25. Суворова А.С. Потребительское поведение онлайн-покупателей при занятии шоппингом в интернет-магазинах, 2020

  26. Тарасова Т.В. Современные подходы к изучению потребительского поведения // Вестник университета. 2013. №10.

  27. Тенденции развития интернета в условиях формирования цифровой экономики: аналитический доклад / Г. И. Абдрахманова, Н. В. Бондаренко, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Координационный центр национального домена сети Интернет, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018.

  28. Центр исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/Research_Reports/SKOLKOVO_Full_Report_Russian_Ecommerce_Consumers.pdf (дата обращения 29.04.2023)

  29. Шведова И.А., Муратов И.М. Система маркетинга и её внедрение на предприятии. М.: Инфо, 2008. 331 с.

  30. Шевченко Д.А. Проблемы социальной идентификации брэнда, 2005.

  31. Ямалиева Р.А. Популярность интернет-торговли, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarnost-internet-torgovli (дата обращения 29.04.2023)




Приложение 1


Программа социологического исследования по теме

«Потребительское поведение в сети интернет жителей Пермского края»

    1. Методологический раздел

Социальная проблема: Последние 10 лет интернет-торговля в России развивается интенсивно, однако доля онлайн-покупателей среди населения в нашей стране все еще ниже, чем в большинстве европейских стран. Несмотря на век технологий, наши соотечественники относятся несерьезно к интернет-покупкам, не доверяют онлайн-магазинам, они предпочитают делать покупки офлайн.

Научная проблема. Несмотря на фиксацию социологами проблем в изменении потребительского поведения в России, слабо изученным остается вопрос мотивации совершения покупок в сети интернет.

Объект: жители города Пермь, старше 16 лет и пользующиеся сетью Интернет.

Предмет: отношение к покупкам в сети Интернет.

Цель: определить мотивацию покупок в интернете.

Поставлены следующие задачи исследования:

  1. Определить структуру поведения потребителей;

  2. Сконструировать типологию респондентов по поведению в сети интернет и выяснить доминирующий тип;

  3. Изучить факторы, влияющие на поведение потребителей.


Теоретические уточнения основных понятий:

Интернет-покупка - онлайн-покупка в своём браузере или через мобильное приложение интернет-магазина, предполагающая оплату сразу после формирования заказа на покупку (электронный способ оплаты). 

Потребительское поведение - все действия, связанные с покупкой, использованием и распоряжением товарами и услугами, включая эмоциональные, умственные и поведенческие реакции потребителя, которые предшествуют или следуют за этими действиями

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.


Интернет - всемирная компьютерная сеть электронной связи, позволяющая пользователям персональных компьютеров, находясь на любом расстоянии, в любой точке земного шара, иметь связь друг с другом, принимать и передавать текстовую и изобразительную информации.

Товар - продукт труда, произведённый для продажи. Обмен продуктов как Т. возникает в определённых исторических условиях: на основе общественного разделения труда, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, специализирующимися на производстве одного какого-либо продукта.

Интернет-магазин — сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Покупательские мотивы – это социальное осмысление потребности, которые могут быть удовлетворены путем покупки товаров.

Эмпирическая интерпретация потребительского поведения в сети Интернет

Эмпирические показатели:

  1. Достоинства совершения покупок в интернете (10)

  2. Оценка соответствия желаний потребителя и ресурсов интернет-магазинов (9)

  3. Недостатки совершения покупок через интернет (13)

  4. Оценка сложности процесса совершения онлайн-покупки (8)

  5. Мотив и желание совершить покупку (15)

  6. Частота совершения покупок в интернет-магазинах (11)

  7. Виды покупок в интернет-магазинах (12)

  8. Удовлетворенность доступностью интернет-магазинов (14)

  9. Предпочитаемая форма покупок (7)

Типы респондентов по потребительскому поведению в сети интернет:

  1. Предпочитаемая форма покупок (поведенческий)

  2. Удовлетворенность доступностью интернет-магазинов (эмоциональный)

  3. Оценка соответствия желаний потребителя и ресурсов интернет-магазинов (когнитивный)

На основе этих особенностей можно выделить следующие типы (см. табл.)

Тип

Где вы предпочитаете совершать покупки?

Удовлетворены ли Вы доступностью интернет-магазинов?

Оцените, соответствуют ли Ваши желания ресурсам интернет-магазинов?

Активные

В интернет магазине

Да, полностью удовлетворен(а)

Полностью соответствуют

Нейтральные

Затрудняюсь ответить

Скорее удовлетворен(а), чем нет ИЛИ Скорее неудовлетворен(а)

В интернет-магазинах есть не все что мне нужно ИЛИ Ресурсы интернет-магазинов редко соответствуют тому, что мне нужно

Пассивные

В традиционном магазине

Полностью неудовлетворен(а)

Ресурсов интернет-магазинов недостаточно, чтобы удовлетворить мои желания


Факторный анализ

Общие факторы:

  1. Массовой культура в обществе

  2. Социально-экономическая ситуация в обществе

Специфические факторы:

  1. Пол (2)

  2. Возраст (1)

  3. Уровень образования (3)

  4. Размер населенного пункта (5)

  5. Источники доходов (4)

  6. Материальное положение (6)

В соответствии с задачами выдвинуты следующие гипотезы:

      1. Достоинства совершения покупок в интернете (10) Основным достоинством интернет-покупок для большинства респондентов является возможность прочитать отзывы о товаре на сайте, где товар приобретается.

      2. Оценка соответствия желаний потребителя и ресурсов интернет-магазинов (9) Большинство респондентов считают, что в интернет магазине есть не все, что им нужно.

      3. Недостатки совершения покупок через интернет (11) Основными недостатками интернет-покупок для большинства респондентов являются невозможность посмотреть товар в живую и несоответствие товара к описанию или картинке на сайте.

      4. Оценка сложности процесса совершения онлайн-покупки (8) Большинство респондентов хорошо оценивают процесс совершения онлайн-покупки, они не испытывают сложностей.

      5. Мотив и желание совершить покупку (15) Основными мотивами покупок в интернете большинства респондентов являются наличие большого выбора, наличие отзывов покупателей о товаре.

      6. Частота совершения покупок в интернет-магазинах (11) Большинство респондентов совершают онлайн покупки несколько раз в месяц.

      7. Виды покупок в интернет-магазинах (12) Чаще всего в интернет-магазинах респонденты заказывают одежду и обувь.

      8. Удовлетворенность доступностью интернет-магазинов (14) Большинство респондентов полностью или скорее удовлетворены доступностью интернет-магазинов.

      9. Предпочитаемая форма покупок (7) Большинство респондентов предпочитают покупать вещи в онлайн магазинах.

2. Доминирует нейтральный тип респондентов по потребительскому поведению в сети интернет

3.1. Среди женщин больше доля респондентов, которые часто совершают покупки в интернете, чем среди мужчин

3.2. Респонденты старше 33, реже совершают интернет покупки, чем люди до 32 включительно

3.3. Чем выше уровень образования респондентов, тем выше они оценивают соответствие своих желаний с ресурсами интернета

3.4. Среди респондентов, приживающих в крупных городах, больше доля тех, кто

Смотрите также файлы