Файл: Курсовая работа по экономической социологии Совершение покупок в сети Интернет социологический анализ.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 526
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения поведения потребителей в социологическом аспекте
1.1 Социологические подходы к изучению потребительского поведения в современном обществе
1.2. Социальные факторы потребительского поведения
1.3. Интернет как площадка для совершения покупок
Глава 2. Интернет-покупки в современной России
2.1. Динамика интернет-покупок
2.2 Отношение к интернет-покупкам
заказывают через интернет одежду и обувь, чем среди респондентов, проживающих в других населенных пунктах
3.5. Чем выше материальное положение, тем выше удовлетворенность в интернет магазинах
3.6. Респонденты любого возраста предпочитают совершать покупки как в традиционных магазинах, так и в онлайн-магазинах
Характеристика выборочной совокупности
В опросе приняли участие 45 человек: 66,7% из них - женщины и 33,3% - мужчины. Возраст респондентов - от 18 до 50 лет. Распределение по возрасту таково: до 32 лет- 20 респондентов (44,4%), с 33 до 50 лет- 25 респондентов (55,6%).
Большинство опрошенных имеют незаконченное высшее и высшее образование (57,8%), одна четвертая часть со средним специальным образованием (24,4%) и респонденты, имеющие общее среднее образование, составляет одна шестая часть (17,8%) (оставшиеся 0% - люди, получившее начальное профессиональное образование).
Распределение респондентов по источникам дохода таково: большая часть людей (48,9%) работают по найму, одна пятая часть людей (20%) получают государственные дотации, почти одна шестая часть людей (15,6%) получают помощь родителей/родственников, предпринимательской деятельностью занимаются одна десятая часть респондентов (11,1%), нет тех (0%), у кого источник дохода- проценты со вкладов в банке, доходы от собственности.
Большинство респондентов живут в крупных городах (95,6%), в городе средних размеров живет малая часть (2,2%) респондентов, в поселке также живет малая часть (2,2%) (оставшиеся 0% респондентов живут в деревне, селе). Большинство опрашиваемых оценивают свое материальное положение так: на повседневные нужды денег хватает, но покупка автомобиля или дачи вызывает трудности (53,3%), чуть больше одной четвертой респондентов (28,9%) ответили, что на повседневные нужды и одежду денег хватает, но покупка дорогих товаров вызывает трудности, никто не живет от зарплаты до зарплаты (0%), одна десятая (13,3%) респондентов могут ни в чем себе не отказывать, для малой части (4,4%) респондентов покупка одежды представляет трудности.
Приглашаем Вас принять участие в социологическом опросе, посвященном изучению потребительского поведения в сети интернет жителей Пермского края.
Внимательно прочитайте вопрос и предложенные ответы. Выберите ответ, который Вам подходит, соответствует Вашему мнению. Содержание отдельных анкет не разглашается.
Желаем Вам успешной работы над анкетой и благодарим за участие в опросе.
Итоговая анкета
Совершение покупок в сети Интернет
1. Ваш возраст (укажите число полных лет)- до 32 лет- 20 (44,4%), с 33 до 50 лет- 25 (55,6%)
2. Ваш пол:
3.Укажите Ваш уровень образования:
4. Укажите Ваши источники дохода:
5. Где вы проживаете?
1. В деревне, селе- 0 (0,0%)
2. В поселке, небольшом городке- 1 (2,2%)
3. В городе средних размеров (Березники)- 1 (2,2%)
4. В крупном городе, областном центре (Пермь)- 43 (95,6%)
6.Какой из приведенных ниже примеров наиболее соответствует материальному положению Вашей семьи?
1.В традиционном магазине- 18 (40%)
2.В интернет-магазине- 22 (44,4%)
3.Затрудняюсь ответить- 7 (15,6%)
8. Испытываете ли Вы сложности при процессе покупки онлайн-товаров?
1) Хорошо разбираюсь, могу спокойно приобрести любой товар, не испытываю сложностей- 28 (62,2%)
2) Мне требуется время, чтобы разобраться, но особых трудностей не вызывает- 16 (35,6%)
3) Очень сложно даётся приобретение товаров- 1 (2,2%)
9. Оцените, соответствуют ли Ваши желания ресурсам интернет-магазинов?
1)Полностью соответствуют- 13 (28,9%)
2)В интернет-магазинах есть не все что мне нужно- 27 (60%)
3)Ресурсы интернет-магазинов редко соответствуют тому, что мне нужно- 2 (4,4%)
4)Ресурсов интернет-магазинов недостаточно, чтобы удовлетворить мои желания- 3 (6,7%)
10. Какие достоинства интернет-покупок Вы можете выделить? Можно
выбрать несколько вариантов ответов
1) Возможность просмотреть большой каталог товаров- 30 (66,7%)
2) Возможность прочитать отзывы о товаре на сайте, где товар приобретается- 41 (91,1%)
3) Не надо взаимодействовать с продавцами-консультантами- 16 (35,6%)
4) Скорость совершения покупки- 26 (57,8%)
5) Свой вариант: ________________ - 0 (0,0%)
11. Как часто Вы делаете покупки в Интернет-магазине?
12. Что чаще всего Вы покупаете в Интернет-магазинах? Можно выбрать несколько вариантов ответа
13. Какие недостатки интернет-покупок Вы можете выделить? Можно выбрать
несколько вариантов ответов
1) Нет возможности посмотреть на товар в живую-33 (73,3%)
2) Товар может не соответствовать описанию или картинке на сайте- 36 (80,0%)
3) Возможность различных мошеннических схем- 13 (28,9%)
4) Трудный интерфейс интернет-магазинов- 2 (4,4%)
5) Свой вариант: _________________- 0 (0,0%)
14. Удовлетворены ли Вы доступностью интернет-магазинов?
1) Да, полностью удовлетворен(а)- 22 (48,9%)
2) Скорее удовлетворен(а), чем нет- 23 (51,1%)
3) Скорее неудовлетворен(а)- 0 (0,0%)
4) Полностью неудовлетворен(а)- 0 (0,0%)
15. Какие факторы являются самыми важными для Вас при покупке товара через интернет? (Выберите 3 наиболее важных фактора)
Методический анализ инструмента исследования
Один из вопросов анкеты звучал так:
14. Удовлетворены ли Вы доступностью интернет-магазинов?
1) Да, полностью удовлетворен(а)
2) Скорее удовлетворен(а), чем нет
3) Скорее неудовлетворен(а)
4) Полностью неудовлетворен(а)
Необходимо добавить вариант ответа «затрудняюсь ответить»:
14. Удовлетворены ли Вы доступностью интернет-магазинов?
1) Да, полностью удовлетворен(а)
2) Скорее удовлетворен(а), чем нет
3) Скорее неудовлетворен(а)
4) Полностью неудовлетворен(а)
5) Затрудняюсь ответить
Добавить вопрос перед 7 вопросом в анкете:
Совершаете ли вы покупки в интернете?
Анкета содержит много вопросов-меню, что может повлиять на снижение интереса у респондента.
Таблицы данных пилотажного исследования
Таблица 8
Достоинства совершения покупок в интернете
(в абс. числах и %)
Таблица 9
Недостатки совершения покупок через интернет
(в абс. числах и %)
Таблица 10
Факторы при покупке в интернет-магазине
(в абс. числах и %)
Таблица 11
Влияние пола на предпочитаемую форму покупок
(в абс. числах и %)
3.5. Чем выше материальное положение, тем выше удовлетворенность в интернет магазинах
3.6. Респонденты любого возраста предпочитают совершать покупки как в традиционных магазинах, так и в онлайн-магазинах
Характеристика выборочной совокупности
В опросе приняли участие 45 человек: 66,7% из них - женщины и 33,3% - мужчины. Возраст респондентов - от 18 до 50 лет. Распределение по возрасту таково: до 32 лет- 20 респондентов (44,4%), с 33 до 50 лет- 25 респондентов (55,6%).
Большинство опрошенных имеют незаконченное высшее и высшее образование (57,8%), одна четвертая часть со средним специальным образованием (24,4%) и респонденты, имеющие общее среднее образование, составляет одна шестая часть (17,8%) (оставшиеся 0% - люди, получившее начальное профессиональное образование).
Распределение респондентов по источникам дохода таково: большая часть людей (48,9%) работают по найму, одна пятая часть людей (20%) получают государственные дотации, почти одна шестая часть людей (15,6%) получают помощь родителей/родственников, предпринимательской деятельностью занимаются одна десятая часть респондентов (11,1%), нет тех (0%), у кого источник дохода- проценты со вкладов в банке, доходы от собственности.
Большинство респондентов живут в крупных городах (95,6%), в городе средних размеров живет малая часть (2,2%) респондентов, в поселке также живет малая часть (2,2%) (оставшиеся 0% респондентов живут в деревне, селе). Большинство опрашиваемых оценивают свое материальное положение так: на повседневные нужды денег хватает, но покупка автомобиля или дачи вызывает трудности (53,3%), чуть больше одной четвертой респондентов (28,9%) ответили, что на повседневные нужды и одежду денег хватает, но покупка дорогих товаров вызывает трудности, никто не живет от зарплаты до зарплаты (0%), одна десятая (13,3%) респондентов могут ни в чем себе не отказывать, для малой части (4,4%) респондентов покупка одежды представляет трудности.
Приложение 2
Приглашаем Вас принять участие в социологическом опросе, посвященном изучению потребительского поведения в сети интернет жителей Пермского края.
Внимательно прочитайте вопрос и предложенные ответы. Выберите ответ, который Вам подходит, соответствует Вашему мнению. Содержание отдельных анкет не разглашается.
Желаем Вам успешной работы над анкетой и благодарим за участие в опросе.
Итоговая анкета
Совершение покупок в сети Интернет
1. Ваш возраст (укажите число полных лет)- до 32 лет- 20 (44,4%), с 33 до 50 лет- 25 (55,6%)
2. Ваш пол:
-
Мужской- 15 (33,3%) -
Женский- 30 (66,6%)
3.Укажите Ваш уровень образования:
-
общее среднее (10–11 классов)- 8 (17,8%) -
начальное профессиональное (профессиональное училище, лицей)- 0 (0%) -
среднее специальное (техникум, колледж)- 11 (24,4%) -
незаконченное высшее и высшее- 26 (57,8%)
4. Укажите Ваши источники дохода:
-
Работа по найму- 24 (53,3%) -
Предпринимательская деятельность- 5 (11,1%) -
Помощь родителей/родственников- 7 (15,6%) -
Государственные дотации (пенсии, стипендии, пособия)- 9 (20%) -
Проценты со вкладов в банке, доходы от собственности- 0 (0%) -
Другие источники 0 (0%)
5. Где вы проживаете?
1. В деревне, селе- 0 (0,0%)
2. В поселке, небольшом городке- 1 (2,2%)
3. В городе средних размеров (Березники)- 1 (2,2%)
4. В крупном городе, областном центре (Пермь)- 43 (95,6%)
6.Какой из приведенных ниже примеров наиболее соответствует материальному положению Вашей семьи?
-
живем от зарплаты до зарплаты, часто занимаем деньги на самое необходимое, а о сбережениях не может быть и речи- 0 (0,0%) -
на ежедневные расходы денег хватает, но уже покупка одежды представляет трудности, для этого берем в долг или специально откладываем деньги- 2 (4,4%) -
на повседневные нужды и одежду денег хватает, но покупка дорогих товаров (крупной техники) вызывает трудности- 13 (28,9%) -
на повседневные нужды и одежду денег хватает, но покупка автомобиля, дачи вызывает трудности- 24 (53,3%) -
в настоящее время можем ни в чем себе не отказывать- 6 (13,3%)
-
Где вы предпочитаете делать покупки?
1.В традиционном магазине- 18 (40%)
2.В интернет-магазине- 22 (44,4%)
3.Затрудняюсь ответить- 7 (15,6%)
8. Испытываете ли Вы сложности при процессе покупки онлайн-товаров?
1) Хорошо разбираюсь, могу спокойно приобрести любой товар, не испытываю сложностей- 28 (62,2%)
2) Мне требуется время, чтобы разобраться, но особых трудностей не вызывает- 16 (35,6%)
3) Очень сложно даётся приобретение товаров- 1 (2,2%)
9. Оцените, соответствуют ли Ваши желания ресурсам интернет-магазинов?
1)Полностью соответствуют- 13 (28,9%)
2)В интернет-магазинах есть не все что мне нужно- 27 (60%)
3)Ресурсы интернет-магазинов редко соответствуют тому, что мне нужно- 2 (4,4%)
4)Ресурсов интернет-магазинов недостаточно, чтобы удовлетворить мои желания- 3 (6,7%)
10. Какие достоинства интернет-покупок Вы можете выделить? Можно
выбрать несколько вариантов ответов
1) Возможность просмотреть большой каталог товаров- 30 (66,7%)
2) Возможность прочитать отзывы о товаре на сайте, где товар приобретается- 41 (91,1%)
3) Не надо взаимодействовать с продавцами-консультантами- 16 (35,6%)
4) Скорость совершения покупки- 26 (57,8%)
5) Свой вариант: ________________ - 0 (0,0%)
11. Как часто Вы делаете покупки в Интернет-магазине?
-
Ежедневно- 3 (6,7%) -
Раз в неделю- 10 (22,2%) -
Несколько раз в месяц- 19 (42,2%) -
Раз в месяц- 9 (20%) -
Несколько раз в год- 3 (6,7%) -
Никогда- 1 (2,2%)
12. Что чаще всего Вы покупаете в Интернет-магазинах? Можно выбрать несколько вариантов ответа
-
Книги- 11 (24,4%) -
Бытовая электроника- 3 (6,7%) -
Электроника- 4 (8,9%) -
Одежда и обувь- 37 (82,2%) -
Мебель- 0 (0,%) -
Косметические товары- 36 (80,0%) -
Аксессуары- 22 (48,9%) -
Другое- 0 (0,0%)
13. Какие недостатки интернет-покупок Вы можете выделить? Можно выбрать
несколько вариантов ответов
1) Нет возможности посмотреть на товар в живую-33 (73,3%)
2) Товар может не соответствовать описанию или картинке на сайте- 36 (80,0%)
3) Возможность различных мошеннических схем- 13 (28,9%)
4) Трудный интерфейс интернет-магазинов- 2 (4,4%)
5) Свой вариант: _________________- 0 (0,0%)
14. Удовлетворены ли Вы доступностью интернет-магазинов?
1) Да, полностью удовлетворен(а)- 22 (48,9%)
2) Скорее удовлетворен(а), чем нет- 23 (51,1%)
3) Скорее неудовлетворен(а)- 0 (0,0%)
4) Полностью неудовлетворен(а)- 0 (0,0%)
15. Какие факторы являются самыми важными для Вас при покупке товара через интернет? (Выберите 3 наиболее важных фактора)
-
Более низкие цены, более привлекательные предложения- 28 (62,2%) -
Проще сравнивать и искать товары и предложения- 27 (60,0%) -
Отзывы покупателей о товаре- 31 (68,9%) -
Удобство (круглосуточный режим работы, быстрые операции расчета и др)- 30 (66,7%) -
Широкий ассортимент товара- 30 (66,7%) -
Доставка на дом- 8 (17,8%) -
Более полная информация о товаре- 0 (0,0%) -
Легче найти свой любимый бренд в интернете- 0 (0,0%) -
Другое- 0 (0,0%)
Приложение 3
Методический анализ инструмента исследования
Один из вопросов анкеты звучал так:
14. Удовлетворены ли Вы доступностью интернет-магазинов?
1) Да, полностью удовлетворен(а)
2) Скорее удовлетворен(а), чем нет
3) Скорее неудовлетворен(а)
4) Полностью неудовлетворен(а)
Необходимо добавить вариант ответа «затрудняюсь ответить»:
14. Удовлетворены ли Вы доступностью интернет-магазинов?
1) Да, полностью удовлетворен(а)
2) Скорее удовлетворен(а), чем нет
3) Скорее неудовлетворен(а)
4) Полностью неудовлетворен(а)
5) Затрудняюсь ответить
Добавить вопрос перед 7 вопросом в анкете:
Совершаете ли вы покупки в интернете?
-
Да, совершаю -
Нет, не совершаю
Анкета содержит много вопросов-меню, что может повлиять на снижение интереса у респондента.
Приложение 4
Таблицы данных пилотажного исследования
Таблица 8
Достоинства совершения покупок в интернете
(в абс. числах и %)
Достоинства | Абс числа | % |
Отзывы | 41 | 91,1 |
Большой каталог | 30 | 66,7 |
Скорость совершения покупки | 26 | 57,8 |
Не надо взаимодействовать с продавцами-консультантами | 16 | 35,6 |
Свой вариант | 0 | 0,0 |
Таблица 9
Недостатки совершения покупок через интернет
(в абс. числах и %)
Недостатки | Абс числа | % |
Возможность различных мошеннических схем | 36 | 80,0 |
Нет возможности посмотреть на товар в живую | 34 | 75,6 |
Товар может не соответствовать описанию | 13 | 28,9 |
Трудный интерфейс интернет-магазинов | 2 | 4,4 |
Свой вариант | 0 | 0,0 |
Таблица 10
Факторы при покупке в интернет-магазине
(в абс. числах и %)
Факторы | Абс. числа | % |
Отзывы покупателей о товаре | 31 | 68,9 |
Удобство | 30 | 66,7 |
Широкий ассортимент товара | 29 | 64,4 |
Более низкие цены, более привлекательные предложения | 28 | 62,2 |
Проще сравнивать и искать товары и предложения | 26 | 57,8 |
Доставка на дом | 10 | 22,2 |
Более полная информация о товаре | 0 | 0,0 |
Легче найти свой любимый бренд в интернете | 0 | 0,0 |
Другое | 0 | 0,0 |
Таблица 11
Влияние пола на предпочитаемую форму покупок
(в абс. числах и %)
| Ваш пол | |
Мужской | Женский | |
В традиционном магазине | 7 46,7% | 11 36,7% |
В интернете | 5 33,3% | 15 50,0% |
Затрудняюсь ответить | 3 20,0% | 4 13,3% |
Всего | 15 100,0% | 30 100,0% |