Файл: Курсовая работа по экономической социологии Совершение покупок в сети Интернет социологический анализ.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 517
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения поведения потребителей в социологическом аспекте
1.1 Социологические подходы к изучению потребительского поведения в современном обществе
1.2. Социальные факторы потребительского поведения
1.3. Интернет как площадка для совершения покупок
Глава 2. Интернет-покупки в современной России
2.1. Динамика интернет-покупок
2.2 Отношение к интернет-покупкам
Многих волнует риск технологии получения товара. В исследовании Р.А. Ямалиевой в 2015 году 78% респондентов научной статьи «Популярность интернет-торговли» боятся не получить свой товар, 17% – что полученный товар не будет соответствовать ожиданию (не тот цвет, не тот размер одежды, и т.д.), 5% что продавцы не примут товар обратно. Менее 10% из опрошенных поделились своими не очень удачными опытами: качество товара не соответствовало установленной цене, или присылали совершенно иной товар. Но большинство из опрошенных утверждают, что их заказы приходили своевременно и полностью соответствовали описанию товара, который был представлен на продажу.
На вопрос «Что предпочитаете больше: совершать покупки, прогуливаясь по магазинам, или не выходя из дома?» около 90% опрошенных ответили, что любят пройтись по магазинам и примерять вещи перед покупкой. Остальные 10% предпочитают покупки в Интернете, ссылаясь на то, что они экономят свое время и деньги.
Важно отметить, что заинтересованность людей в Интернет-покупках растёт всё больше и больше. Этот интерес связан с наличием положительных сторон Интернет-покупок. Те, кто предпочитает делать покупки в Интернете, находит больше плюсов, нежели минусов этих сделок.
Приведем наиболее часто упоминаемые причины покупок в Интернете:
- доступ к большому числу товаров (также зарубежных), не выходя из дома;
- экономия времени;
- экономия денежных средств (как минимум на проезд до мест покупок);
- большое удобство поиска редких продуктов;
- возможность прочесть отзывы посетителей о продавце и товаре прежде, чем купить;
- отсутствие очередей;
- все товары могут быть доставлены прямо на дом [31].
Таким образом главной причиной не совершения покупки в Интернет-магазинах в исследованиях было выделено - ощущения риска быть обманутым относительно качества товара, неизвестность магазина, поскольку покупатели не чувствуют обратной связи от магазина, а значит и ответственности со стороны магазина.
2.3. Совершение покупок в сети Интернет жителей г. Перми
В апреле 2023 года было проведено пилотажное исследование среди жителей г. Перми, которые старше 16 лет, для изучения потребительского поведения в интернете. Программа и сводная анкета представлены в Приложениях 1 и 2.
В опросе приняли участие 45 человек: 66,7% из них - женщины и 33,3% - мужчины. Возраст респондентов - от 18 до 50 лет. Распределение по возрасту таково: до 32 лет- 20 респондентов (44,4%), с 33 до 50 лет- 25 респондентов (55,6%)
Объектом исследования являются жители города Пермь, старше 16 лет и пользующиеся сетью Интернет.
Предмет- отношение к покупкам в сети Интернет.
Цель- определить мотивацию покупок в интернете.
Задачи для данного исследования были поставлены следующие:
1. Определить структуру поведения потребителей;
2. Сконструировать типологию респондентов по поведению в сети интернет и выяснить доминирующий тип;
3. Изучить факторы, влияющие на поведение потребителей.
Большинство опрошенных имеют незаконченное высшее и высшее образование (57,8%), одна четвертая часть со средним специальным образованием (24,4%) и респонденты, имеющие общее среднее образование, составляет одна шестая часть (17,8%) (оставшиеся 0% - люди, получившее начальное профессиональное образование). Распределение респондентов по источникам дохода таково: большая часть людей (48,9%) работают по найму, одна пятая часть людей (20%) получают государственные дотации, почти одна шестая часть людей (15,6%) получают помощь родителей/родственников, предпринимательской деятельностью занимаются одна десятая часть респондентов (11,1%), нет тех (0%), у кого источник дохода- проценты со вкладов в банке, доходы от собственности. Большинство респондентов живут в крупных городах (95,6%), в городе средних размеров живет малая часть (2,2%) респондентов, в поселке также живет малая часть (2,2%) (оставшиеся 0% респондентов живут в деревне, селе). Большинство опрашиваемых оценивают свое материальное положение так: на повседневные нужды денег хватает, но покупка автомобиля или дачи вызывает трудности (53,3%), чуть больше одной четвертой респондентов (28,9%) ответили, что на повседневные нужды и одежду денег хватает, но покупка дорогих товаров вызывает трудности, никто не живет от зарплаты до зарплаты (0%), одна десятая (13,3%)
респондентов могут ни в чем себе не отказывать, для малой части (4,4%) респондентов покупка одежды представляет трудности.
Среди респондентов преобладает молодежь, девушки, проживающие в крупном городе, источник дохода- работа по найму, с незаконченным высшим и высшим образованием. Материальное положение большинство оценивает так: «на повседневные нужды и одежду денег хватает, но покупка дорогих товаров вызывает трудности».
Во время проверки гипотезы 1.1 «Основным достоинством интернет-покупок для большинства респондентов является возможность прочитать отзывы о товаре на сайте, где товар приобретается» были выявлены следующие результаты: большинство респондентов (91,1%) выбрали вариант ответа «возможность прочитать отзывы о товаре на сайте, где товар приобретается», далее 66,7% респондентов выбрали вариант ответа «возможность посмотреть большой каталог товаров», основным достоинством «скорость совершения покупки» выбрало почти такое же количество респондентов (57,8%), и «не надо взаимодействовать с продавцами-консультантами» выбрала оставшаяся часть респондентов (35,6%) (см. табл. 8 приложение 4).
Таким образом гипотеза 1.1 частично подтвердилась.
Самым популярным ответом в оценке соответствия желаний потребителя и ресурсов интернет-магазина является «в интернет магазине есть не все, что мне нужно» (60%), желания респондента полностью соответствуют ресурсам в интернете у трети (28,9%), малая часть (6,7%) считает, что ресурсов интернет-магазинов недостаточно, чтобы удовлетворить их желания, и только 2 респондента (4,4%) считают, что ресурсы интернет-магазинов редко соответствуют тому, что им нужно.
Таким образом, гипотеза 1.2 «Большинство респондентов считают, что в интернет магазине есть не все, что им нужно» подтвердилась.
Большинство респондентов выделают такие недостатки совершения покупок через интернет: «товар может не соответствовать описанию или картинке на сайте» (80%) и «нет возможности посмотреть на товар в живую» (73,3%). Далее выделяются такие недостатки: «возможность различных мошеннических схем» (28,9%), «трудный интерфейс интернет-магазинов» (4,4%), никто не написал свой вариант (0%) (см. табл. 9 приложение 4).
Таким образом, гипотеза 1.3 «Основными недостатками интернет-покупок для большинства респондентов являются невозможность посмотреть товар в живую и несоответствие товара к описанию или картинке на сайте» подтвердилась.
Большинство респондентов ответили, что хорошо разбираются в интернет-магазинах, могут спокойно приобрести товар через интернет (62,2%), для меньшей части респондентов требуется время, чтобы разобраться в интернет-магазинах, но особых трудностей не вызывает (35,6%), и малой части респондентов (2,2%) сложно дается приобретение товаров через интернет.
Таким образом, гипотеза 1.4 «Большинство респондентов хорошо оценивают процесс совершения онлайн-покупки, они не испытывают сложностей» подтвердилась.
Большинство респондентов важными факторами при покупке в интернет-магазине назвали: наличие отзывов покупателей о товаре (68,9%) и широкий ассортимент товара (66,7%), удобство (66,7%), более низкие цены, более привлекательные предложения (62,2%), возможность сравнивать и искать товары и предложения (60,0%). Менее значимо для опрашиваемых оказалось наличие доставки на дом (6,8%) (см. табл. 10 приложение 4)
Гипотеза 1.5 «Основными мотивами покупок в интернете большинства респондентов являются наличие большого выбора, наличие отзывов покупателей о товаре» подтвердилась частично, так как респонденты выбрали еще один мотив «удобство».
Гипитеза 1.6 «Большинство респондентов совершают онлайн покупки несколько раз в месяц» не подтвердилась. Несколько раз в месяц совершают покупки в интернете почти половина респондентов (42,2%), раз в неделю- четверть респондентов (22,2%), каждый пятый респондент (20%) совершает покупки раз в месяц, малая часть (6,7%)- ежедневно и столько же респондентов несколько раз в год, только один респондент (2.2%)- никогда.
Проанализировав таблицу 1, можно сделать вывод, что самыми популярными товарами для покупки в интернет-магазинах являются одежда и обувь и аксессуары (84,4% и 82,2% соответственно). Книги покупают не так часто (24,4%). Реже всего покупают бытовую электронику (6,7%) и электронику (8,9%) и никогда не покупают мебель.
Таблица 1
Товары в интернет-магазине (в абс. числах и в %)
Товары | Абс. числа | % |
Косметика | 38 | 84,4 |
Одежда, обувь | 37 | 82,2 |
Аксессуары | 22 | 48,9 |
Книги | 11 | 24,4 |
Электроника | 4 | 8,9 |
Бытовая электроника | 3 | 6,7 |
Мебель | 0 | 0,0 |
Таким образом, гипотеза 1.7 «Чаще всего в интернет-магазинах респонденты заказывают одежду и обувь» подтвердилась частично, так как респонденты отметили еще один популярный товар- аксессуары.
Распределение в вопросе «Удовлетворены ли Вы доступностью интернет-магазинов?» примерно равное по двум вариантам: «да, полностью удовлетворен(а)»- почти половина (48,9%) и «скорее удовлетворен(а)»- чуть больше половины (51,1%), а «скорее неудовлетворен(а)» и «полностью неудовлетворен(а)»- никто (0%) (см. табл. 8 приложение 4).
Таким образом, гипотеза 1.8 «Большинство респондентов полностью или скорее удовлетворены доступностью интернет-магазинов» подтвердилась.
Во время проверки гипотезы 1.9 «Большинство респондентов предпочитают покупать вещи в онлайн магазинах» были выявлены следующие результаты: на самом деле, респондентов, которые предпочитают делать покупки в интернет-магазине, оказалось почти половина респондентов (44,4%). Респонденты, предпочитающие делать покупки в традиционном магазине- меньше половины (40%). Респонденты, которые не определились с предпочитаемой формой покупок, оказалось 15,6%.
Таким образом, гипотеза не подтвердилась. Практически одинаковая доля респондентов предпочитают совершать покупки и в интернет-магазине, и в традиционном магазине.
В ходе исследования была построена типология респондентов по потребительскому поведению в сети интернет. По данным таблицы 2, преобладает нейтральный тип респондентов (66,6%) по потребительскому поведению. В тип активный попали 33,3% опрошенных, и нет тех, кто попал в тип пассивных.
Таким образом, гипотеза 2 «Доминирует нейтральный тип респондентов по потребительскому поведению в сети интернет» подтвердилась.
Таблица 2
Тип | Абсолютные числа | Проценты |
Активные | 3 | 6,6 |
Нейтральные | 6 | 13,3 |
Пассивные | 0 | 0,0 |
Пропущенные | 36 | 80,0 |
Всего | 45 | 100,0 |
Согласно данным таблицы 3, среди женщин 10,0% совершают покупки в интернете, а среди мужчин 0,0%. Также, среди женщин половина (50,0%) совершают покупки несколько раз в месяц, а среди мужчин всего четверть (26,7%).