Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
1.2. Система социальной защиты семьи, материнства и детства в Российской
Федерации.

25
Современная трансформация российской действительности, переживающей основательное политическое, экономическое и социальное переустройство, обуславливает необходимость теоретического осмысления важных направлений этих преобразований. Важным из них считается социально – правовая защита семьи, материнства и детства.
Одним из них считается реформирование социального института материнства и детства, его отношений с государственной властью и реформирование политики в области материнства и детства самой страны.
Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.
На рисунке 9 показана схема социальной политики
Рисунок 9 – Социальная политика

26
Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.
Правовой базой социальной защиты детства является Конституция РФ,
"Закон об образовании", "Закон о семье". В нашей стране действует программа под названием "Дети России", созданная по указу президента в
1994 году, работает система пособий и компенсаций тем семьям, в которых есть дети.
Существуют правовые нормы, закреплённые в трудовом кодексе
Российской Федерации, которые касаются охраны здоровья матерей, и преимущества воспитания детей.
Необходимым условием правильной организации и эффективного функционирования социально–правовой защиты семьи является четкое определение ее объекта (т. е. тех, на кого направлена защита). Прежде всего, в качестве объекта можно определить в целом всех несовершеннолетних. В разные периоды жизни, в зависимости от условий, ребенок нуждается в защите в разной степени. Поэтому мы классифицируем объекты по следующим основаниям:

с учетом возрастных этапов развития ребенка (младенчество, дети дошкольного возраста, младшего школьного возраста и т. п.);

по состоянию здоровья (дети с ограниченными возможностями, дети- инвалиды, дети, имеющие определенную группу здоровья и др.);

по приоритетности оказания помощи (с учетом трудной жизненной ситуации)
(дети, испытавшие насилие, дети-сироты, дети несовершеннолетних родителей, дети молодых семей
(особенно студенческих) и др.);

с учетом проявления девиантного поведения (несовершеннолетние правонарушители и преступники, дети, употребляющие алкоголь, наркотические вещества, беспризорные, дети, занимающиеся проституцией);


27

по особому положению детей (одаренные дети, дети Севера, дети
Чернобыля, дети войны и др.).
Интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т. к. в период беременности и в первые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной матери интересы ребенка являются первостепенными. Поэтому в числе особых объектов социально – правовой защиты материнство является одним из самых значимых. В конечном итоге от здоровья матери (физического, психического, духовного и нравственного) зависит здоровье подрастающего поколения и общества в целом [11].
11. Коротун А. В., Орлов В. Б. Повышение профессиональной компетентности родителей – социаль- ных педагогов в сфере нормативно-правового и финансового обеспечения детей: программа, учебно- методическое пособие, методические рекомендации по профессиональной подготовке родителей / ФГНУ
«Институт социальной педагогики» РАО. – М. : Современное образование, 2013.
Термин «социально – правовая защита материнства и детства» слагается из двух категорий «социальная защита» и «правовая защита». Социальная защита – это политика государства в интересах семьи в целом и детей в частности, направленная на выживание, развитие и защиту семьи и детей, охрану их здоровья, образование и т.п.
Для достижения поставленной цели – обеспечения условий для нормального развития детей – средствами являются различные социальные, экономические и правовые меры. Однако все они будут действенными, то есть гарантированными государством, только в том случае, если они закреплены правовыми нормами.
В широком смысле, социально – правовая защита несовершеннолетних – совокупность политических, экономических, социальных и юридических

28 мер, направлении в деятельности государственных и негосударственных органов, организаций и объединений, санкционированных и не запрещенных законами и подзаконными актами, используемых, применяемых в целях реализации, восстановления и защиты прав, свобод и интересов детей, семей
[7].
7. Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства : учеб. по- собие для студ. вузов. М. : Пед. о-во России, 2005.
В узком смысле, социально – правовая защита детства – система государственных социальных мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства [19, с.
281].
19. Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие для студ. вузов / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М. :
Академия, 2002.
Следовательно, социально-правовая защита включает в себя принятие законодательных актов, создание специализированных социальных, образовательных, медико – социальных и других учреждений для детей, создание в образовательных и воспитательных учреждениях, в семье достойных условий для развития, воспитания, творчества, досуга, выбора жизненного пути.
Основными целями социально-правовой защиты семьи, материнства и детства являются:

осуществление законных прав и интересов членов семьи, недопущение их дискриминации, упрочение гарантий прав и интересов детей, восстановление прав в случае их нарушения;

содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей и др.
Задачами социально-правовой защиты являются:


29

обеспечение возможности осуществления субъективного права на социально-правовую защиту;

формирование правовой культуры детей, родителей и семьи в целом и др. [11].
На рисунке 10 показаны основные цели и задачи социально – правовой защиты.
Рисунок 10

Цели и задачи социально – правовой защиты
Социально – правовая защита семьи, материнства и детства реализуется/должна реализовываться при помощи различных механизмов.
Механизм реализации социально – правовой защиты семьи, материнства и детства – система социальных и правовых средств, факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения, реализации, охраны и защиты всех прав и свобод матери, отца и ребенка. В данном случае под средствами мы понимаем меры материально – правового и процессуально
– правового характера: правовые нормы, нормативно – правовые акты, правоотношения, правозащитную деятельность государственных органов, организаций, физических лиц и самозащиту. осуществление законных прав и интересов членов семьи, недопущение их дискриминации, упрочение гарантий прав и интересов детей, восстановление прав в случае их нарушения содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей обеспечение возможности осуществления субъективного права на социально-правовую защиту формирование правовой культуры детей, родителей и семьи в целом
Цели и Задачи социально- правовой защиты

30
Защита детей – это преимущество для государства и залог успешного процветания, вот почему нужно совершенствовать механизмы защиты материнства и детства. Многие семьи не могут самостоятельно решить жилищные проблемы из-за дороговизны жилья и трудностей с получением ипотеки. Российское общество и государство обязано заботиться о молодых семьях, именно от них зависит решение демографического кризиса в России.
На наш взгляд, целесообразно выделить механизмы, содержание которых направленно на уважение, реализацию, охрану прав и свобод ребенка и семьи
(механизм поддержки материнства, отцовства и детства; механизмы, содержание которых направлено на защиту прав и свобод ребенка
(юрисдикционный и неюрисдикционный механизмы). На рисунке 11 показана схема механизмов социально – правовой защиты.
Рисунок 11 – Механизмы социально – правовой защиты семьи, материнства, отцовства и детства
Механизм поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Законодательно предусмотрены определенные нормы, позволяющие еще до рождения будущей матери защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований регистрации брака до достижения девушкой брачного возраста (ст. 13 СК РФ). Также беременность
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
Юрисдикционный
Неюрисдикционный
Механизмы социально – правовой защиты


31 и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т. е. возможность сделать это досрочно, даже в самый день подачи заявления) (ст.
11 СК РФ). Такие правовые нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье – естественной для него среде, т. к. законодательство РФ определяет приоритет семейного воспитания.
В целях реализации норм конституционного, семейного, трудового и иных отраслей права, направленных на охрану детства и материнства, полномочные государственные органы принимают программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить постановление правительства
РФ от 3 октября 2002 г. № 732 "О федеральной целевой программе "Дети
России" на 2003–2006 годы", среди перечня основных мероприятий которой названы: государственная поддержка материнства и детства, совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка.
Охрана материнства и детства – система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития.
На сегодняшний день охрана материнства и детства считается важной в семейной государственной политике и в национальных проектах. (Рисунок
12)
Этапы оказания медико – социальной помощи
Оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству
Лечебно-профилактическая помощь беременным в целях сохранения здоровья плода и беременной женщины

32
Рисунок 12 – Этапы оказания медико – социальной помощи
Ст.7 ч.2 Конституции РФ гласит что "в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства". Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что "материнство и детство, семья находятся под защитой государства". "Конституция
Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12. 12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30. 12.2008 N 6–ФКЗ, от 30. 12.2008 N 7–ФКЗ, от 05. 02.2014 N 2–ФКЗ, от 21.
07.2014 N 11–ФКЗ).
Государство в целях стимулирования рождаемости устанавливает и гарантирует единую систему пособий гражданам, имеющих детей, в соответствии с ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», которая обеспечивает материальную поддержку материнства, отцовства и детства:

пособие по беременности и родам (право на пособие по беременности и родам имеют: женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в т. ч. женщины из числа гражданского персонала воинских формирования РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ; женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных организациях и др.);

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
Лечебно-профилактическая помощь при родах в целях охраны здоровья плода и женщины


33

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

ежемесячное пособие на ребенка.
ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает в качестве дополнительной меры поддержки семей, имеющих детей материнский (семейный) капитал (средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер господдержки, установленных настоящим законом). Правом получения семейного капитала обладают как женщины, так и мужчины (в случае, если они являются единственными родителями или усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшихся этим правом) [21].
21. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 23.06.2014) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149064.
Юрисдикционный
механизм
представляет собой деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган загса и др.) (рисунок 13). Данный (юрисдикционный) механизм предусматривает судебный и административный порядок защиты нарушенных прав ребенка, членов семьи.
Юрисдикционный механизм суд прокуратура
Органы опеки и попечительства

34
Рисунок 13 – Деятельность юрисдикционного механизма
В судебном порядке рассматриваются дела, непосредственно связанные с семейным воспитанием несовершеннолетнего
(определение места жительства при раздельном проживании родителе; обеспечение права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно; ограничение или лишение родителя (ей) родительских прав и др.).
Основания, в силу которых возможны обращения в суд за защитой прав ребенка, весьма разнообразны и указаны в семейном законодательстве РФ.

установление отцовства и материнства (ст. 48–50);

оспаривание отцовства и материнства (ст. 52);

защита родительских прав (ст. 68);

взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей (ст. 80, 85).
В административном порядке защита прав ребенка осуществляется в предусмотренных законом случаях государственными органами
(федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, прокуратура, органы внутренних дел, территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и охране их прав, органы опеки и попечительства, органы загса, учебно-воспитательные учреждения и др.).
Неюрисдикционный механизм представляет собой совокупность действий граждан, членов семей и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. Законом не исключается самозащита гражданами своих семейных прав путем совершения действий, пресекающих
Орган ЗАГСА