Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
81
Рисунок 40 – Количество семей, получивших социальную поддержку
На рисунке 41 показана сумма выплаченных пособий на социальную поддержку семей
Рисунок 41 – Сумма выплаченных пособий
В 2016 году меры социальной поддержки в виде льгот и субсидий получил 6081 человек на общую сумму почти 55 млн руб. Второе направление работы — поддержка малоимущих семей, ее получили 3093 6081 3091 48
Льготы и субсидии
Малоимущие семьи
С детьми-инвалидами
0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00
Сумма выплаченных пособий (млн.руб.)
82 человека на общую сумму более 29 млн руб, в том числе 48 семей с детьми – инвалидами.
Немаловажным направлением деятельности УСЗН является работа с неблагополучными семьями и с детьми, оставшимися без попечения родителей.
В таблице 16 показаны такие семьи.
Таблица 16 – Типы неблагополучных семей
Типы семей
Количество семей (ед.)
Количество детей (чел.)
Социально - опасных семей
10 25
Семьи из группы риска
30 72
Семьи, состоящие на контроле
102 187
Источник: составлено автором на основе статистических данных УСЗН
На учете состоят 10 социально – опасных семей, в которых воспитываются 25 детей, 30 семей группы риска (72 ребенка) и 102 семьи, состоящих на контроле (187 детей).
«Социально-опасные» семьи – это семьи, где родители не выполняют свои родительские обязанности, либо выполняют их минимально. Дети из таких семей выглядят неопрятно, родители не посещают родительские собрания, не интересуются жизнью ребенка, забирают его из школы в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, беседы с родителями не приводят к желаемому результату.
К «группам риска» относится:
пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение;
устройство в квартире родителями притонов для криминальных асоциальных элементов;
убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;
жестокое обращение с детьми (побои);
побеги из дома, конфликты со сверстниками.
На рисунке 42 показаны данные таблицы 16
83
Рисунок 42 – Типы неблагополучных семей
Специалисты социальной защиты 520 раз выезжали в такие семьи в течение года. Достигнуты улучшения положения в семьях, благодаря усилиям специалистов органов опеки и комплексного центра. Данные работы специалистов социальной защиты показаны в таблице 17
Таблица 17 – Работа специалистов социальной защиты за 2016 год
Количество посещений специалистов
(раз)
Количество семей, снятых с учета
Количество детей, отданных под опеку (чел.)
Количество детей, устроенных в семьи из детского дома
(чел.)
Количество детей, возвращенных в кровную семью (чел.)
520 7
14 5
1
Источник: составлено автором на основе статистических данных УСЗН
На рисунке 43 показаны данные таблицы 17 10 30 102 25 72 187 0
20 40 60 80 100 120 140 160 180 200
социально опасных семей
Семьи из группы риска Семьи, состоящие на контроле
Кол-во семей
Количество детей в семье
84
Рисунок 43 – Работа специалистов социальной защиты за 2016 год
С учета снято 7 семей. Под опеку отданы 14 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 5 детей устроены в семьи из детского дома. Один ребенок из детского дома возвращен в кровную семью, в связи с тем, что родители восстановлены в родительских правах.
В последнее время на работу УСЗН поступает значительно меньше жалоб, а это говорит о том, что коллектив исправляет недостатки в своей деятельности.
В течение 2016 года усилия учреждения были направлены на реализацию шести муниципальных программ.
Пожалуй, наиболее значимая – «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан РФ» – реализовывалась по двум направлениям. Первое из них – оказание молодым семьям господдержки для улучшения жилищных условий. К сожалению, в 2016 году, как, впрочем, и в 2015–м, поддержку получила только одна семья. А причина – в недостаточном финансировании программы из федерального и областного бюджетов.
Улучшение семейного образа жизни предполагает развитие семьи на основе самообеспечения, совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами каждого человека, стимулирование
520 7
14 5
1 0
100 200 300 400 500 600
К
ОЛИЧЕСТВО
ПОСЕЩЕНИЙ
СПЕЦИАЛИСТОВ
К
ОЛИЧЕСТВО
СЕМЕЙ
,
СНЯТЫХ
С
УЧЕТА
К
ОЛИЧЕСТВО
ДЕТЕЙ
,
ОТДАННЫХ
ПОД
ОПЕКУ
К
ОЛИЧЕСТВО
ДЕТЕЙ
,
УСТРОЕННЫХ
В
СЕМЬИ
ИЗ
ДЕТСКОГО
ДОМА
В
ОЗВРАЩЕН
В
КРОВНУЮ
СЕМЬЮ
85 роста реальных доходов семьи, а также дальнейшее развитие системы основных социальных гарантий для семей с детьми, поддержку благоприятного психологического климата в семье и воспитательных функций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
создать условия, позволяющие семье обеспечить уровень доходов от экономической деятельности родителей, достаточный для нормального развития ребенка;
совершенствовать систему государственных социальных гарантий поддержки уровня благосостояния семей с детьми;
содействовать семье в реализации ее воспитательной функции;
сохранить семейную среду и создать ее для детей, лишенных попечения родителей.
В Нязепетровском муниципальном районе дети ездят по бесплатным путевкам в загородные лагеря отдыха и оздоровления и загородные санаторно – оздоровительные лагеря. В таблице 18 показано количество детей, ездивших в оздоровительные лагеря.
Таблица 18 – Количество детей, ездивших в лагеря в человек
2014
2015
2016
Количество детей, ездивших в лагеря отдыха и оздоровления, санаторно- оздоровительные лагеря
139 113 73
Источник: составлено автором на основе статистических данных
МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Нязепетровского района»
На рисунке 44 показаны данные таблицы 18
86
Рисунок 44 – Количество детей, ездивших в лагеря за 2014–2015 гг.
Анализируя данные этого рисунка, мы видим, что в 2015 году в сравнении с 2014 годом количество детей, ездивших в оздоровительные лагеря, сократилось. По сравнению с 2015 годом в 2016 году количество сократилось на 40 человек. А если сравнить с 2014 и 2016 годами, то это довольно большая цифра – 66 путевок. Это говорит о том, что сократили выдачу бесплатных путевок бесплатных Нязепетровскому муниципальному району.
Вывод по разделу 2
Система социальной защиты – это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения
Анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства
Нязепетровского муниципального района позволил выявить следующие недостатки:
падает численность населения, соответственно падает уровень рождаемости и зарегистрированных браков;
пособие приемным семьям на содержание и з/п с 2014 года не увеличивалась;
139 113 73 0
20 40 60 80 100 120 140 160 2014 2015 2016
количество детей, ездивших в лагеря отдыха и оздоровления, санаторно- оздоровительные лагеря
87
приостановлена индексация Материнского (семейного) капитала с
2015 года.
маленький размер ежемесячных пособий для малообеспеченных, многодетных семей и семей с детьми-инвалидами;
отток молодежи из Нязепетровского муниципального района в другие территории, низкий уровень финансирования муниципальной программы по молодежной политике;
нехватка финансирования из федерального и областного бюджетов для муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан РФ»;
отсутствие бесплатного психолога для помощи в работе воспитательных функций семьи, отсутствие волонтеров для изучения и выявления семей, нуждающихся в социальной поддержке;
сокращение выделяемых путевок в загородные лагеря отдыха и оздоровления, а также в санаторно–оздоровительные лагеря для
Нязепетровского муниципального района.
88 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В
НЯЗЕПЕТРОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
3.1Предложения по совершенствованию системы социальной защиты семьи, материнства и детства
Согласно федеральной программе, в Нязепетровском муниципальном районе выдается материнский капитал.
Материнский (семейный) капитал – это форма государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2018 год включительно родился или был усыновлен второй и последующий ребенок.
Государственные сертификаты, как и во всех других регионах России, выдают местные отделения Пенсионного фонда.
В соответствии с федеральной программой семейный капитал в
Челябинской области выплачивается всем семьям, где родился второй, третий или последующий ребенок, в независимости от благосостояния семьи.
Также, в Нязепетровском муниципальном районе действует местная программа поддержки семей – Региональный (областной) материнский капитал. Это новая мера, которая действует с 1 января 2015 года. Право на него имеет каждая малообеспеченная семья, доход которой не должен превышать величину прожиточного минимума, в которой, начиная с 1 января
2012–го года, родился третий или последующий ребёнок. То есть право на эту выплату возможно при достижении третьим или последующим ребёнком трёх лет.
Областной материнский капитал принят Законом Челябинской области от
15 декабря 2011 года №251–30 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в Челябинской области». Размер установлен в сумме 50 000 рублей.
89
Право на получение областного материнского (семейного) капитала имеют:
граждане Российской Федерации, проживающие на территории
Челябинской области, в семьях которых размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области;
женщины, родившие
(усыновившие) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2012 года, если ранее они не воспользовались правом на получение областного материнского (семейного) капитала;
мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на получение областного материнского (семейного) капитала, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января
2012 года.
Областной материнский (семейного) капитал не могут получить лица, которые были лишены родительских прав (ограничены в родительских правах), а также в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Согласно ст. 4 Закона № 251–30 средства областного материнского капитала могут быть направлены в полном объеме или по частям по следующим направлениям:
получение образования ребенком (детьми);
на оплату услуг медицинских учреждений по лечению родителей и детей в семье.
Средства областного материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении средствами направляются (направляется) на получение образования ребенком (детьми) в образовательном учреждении на
90 территории
Российской
Федерации, реализующем основные общеобразовательные программы:
1) начального общего;
2) основного общего;
3) среднего (полного) общего;
4) начального профессионального;
5) среднего профессионального;
6) высшего профессионального образования.
Учебное заведение должно иметь право на оказание соответствующих образовательных услуг – лицензию.
А также средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении средствами направляются
(направляется) на оплату медицинских услуг, предоставляемых любой медицинской организацией на территории
Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих медицинских услуг, а также на оплату иных расходов, связанных с получением медицинской помощи.
(в ред. Закона Челябинской области от 25.10.2012 N 397-ЗО)
Перечень медицинских услуг и иных расходов, связанных с получением медицинской помощи, на оплату которых могут быть направлены средства
(часть средств) областного материнского
(семейного) капитала, устанавливается Правительством Челябинской области.
Необходимость получения медицинской помощи родителями и (или) детьми подтверждается соответствующей справкой
(медицинским заключением), выданной медицинской организацией.
Распоряжение областного материнского капитала можно использовать одновременно по двум указанным направлениям.
Для защиты от инфляции, предусмотрена ежегодная индексациясуммы материнского капитала. Учитывая то, что эта программа начала работать
91 только с 1 января 2012 года, первые выплаты, семьи, ставшие участниками этого проекта, начнут получать только в январе 2015 года.
Обналичивание регионального материнского капиталане производится.
Приобретение недвижимости и погашение ипотечных кредитов за счет региональной субсидии на 3–го ребенка в настоящее время также не предусмотрено. На эти цели могут быть потрачены только средства, полученные за 2–го ребенка в соответствии с федеральным законом о материнском капитале.
Региональное пособие выплачивается отдельно от пособия по федеральной программе материнского капитала в Челябинске
Областной материнский капитал оформляется на основании следующих документов:
гражданского паспорта матери или отца – единоличного усыновителя;
заявления установленной формы;
свидетельства о рождении/усыновлении;
справки о наличии гражданства России у 3–го (последующего) ребенка;
справки о доходах семьи за 3 мес.;
СНИЛС (для родителей–пенсионеров);
справки, подтверждают факт проживания в Челябинской обл. не менее
3–х лет;
решение суда об усыновлении, свидетельства о смерти или лишении родительских прав родных матери и отца (для усыновителей);
справка, подтверждающая что заявитель не получал региональный материнский капитал в другом субъекте РФ (для лиц, прибывших из других регионов).
Оформлением сертификатов занимаются районные органы социальной защиты. Документы для получения областного материнского (семейного) капитала можно подать различными способами:
лично;
92
при помощи представителя, имеющего доверенность;
почтой (ценным письмом).
На сегодняшний день в Нязепетровском муниципальном районе ни кто не обращался за оформлением областного материнского капитала. Видимо малообеспеченные семьи, которые имеют третьего и больше детей, не знают о таком капитале. Это является недоработкой управления социальной защиты
Нязепетровского муниципального района. Социальные работники, к которым обращаются граждане, при оформлении льгот и пособий, должны рассказывать о возможностях получения областного материнского капитала.
Также можно опубликовать статью в местной газете «Нязепетровские вести». Подробно рассказать, как можно оформить областной материнский капитал, на какие нужды можно его использовать, какие нужны документы при оформлении и, соответственно, куда обратиться.
Попробуйте рассчитать затратную эффективность региональной программы материнский капитал.
Для определения затратной эффективности используется формула:
Эз=Р/3 (3) где Эз – затратная эффективность;
Р – затраты на финансирование программы;
З – достигнутые результаты (количество людей получивших благо).
Затратная эффективность это отношение затрат к достигнутым результатам
[16].
Хотя нередко считают, что отношение ресурсов к этим результатам
(затратная эффективность) исчерпывают любую эффективность управления программой. Тем не менее, недостаточно различать эффективность экономическую (затратную). Эта оценка позволяет определить, на сколько, применяемые программы удовлетворяют возможностям развития муниципального образования.
В таблице 3 представим показатели эффективности финансирования социальной защиты.
Таблица 3 – Показатели эффективности финансирования социальной защиты
Наименование
Формула
Обозначение
Средний объем финансирования программ на
1 малообеспеченную семью, имеющую троих и более детей
Рс./ЧМС
Рс. – расходы бюджета на программу регионального МК
ЧМС – численность малообеспеченных семей, имеющих троих и более детей
Коэффициент социальной
Рсб/Р
Рсб – расходы бюджета на социальные