Файл: 1 Характеристика понятия логические универсальные учебные действия 8.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования 8
1.1. Характеристика понятия «логические универсальные учебные действия» 8
1.2. Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования 20
1.3. Возможности развития у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках технологии 30
Выводы по 1 главе 42
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования 43
2.1. Выявление уровня развития логических универсальных учебных действий у младших школьников 44
2.2. Реализация педагогических условий развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 58
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов 84
Выводы по 2 главе 98
Заключение 100
Список использованной литературы 102
Введение
В связи с тем, что приоритетным направлением новых Федеральных государственных образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего начального образования, то актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Овладение школьниками универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Актуальность темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка; дети усваивают новые знания, новые представления об окружающем мире; перестраиваются сложившиеся у детей ранее житейские понятия; а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Технологическое образование способствует развитию логических универсальных учебных действий. Курс технологии в школе вмещает в себя очень большой объем знаний из технологических процессов, моделирования и т.п. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать практические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого «необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.
Очень часто при постановке задачи перед учениками учитель спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно. Даже если ученики однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, учитель должен постараться путем логических вопросов подвести учащихся к выводу, не давая готовых знаний сразу. Однако в школьной практике учителя используют проблемные задачи на уроках технологии довольно редко.
Таким образом, на сегодня обозначилось острое противоречие между требованиями общества к формированию личности обучающегося, умеющей выполнять самостоятельный поиск и обоснование педагогических условий развития у младших школьников логических универсальных учебных действий в технологическом образовании и недостаточной теоретической и методической разработанностью решения данной проблемы.
Решение этих проблем, на наш взгляд, во многом зависит от создания педагогических условий развития у младших школьников логических универсальных учебных действий в технологическом образовании. Нами сформулирована проблема исследования, сущность которой сводится к обоснованию теоретических основ и практики реализации педагогических условий развития у младших школьников логических универсальных учебных действий в технологическом образовании.
Целью нашего исследования является изучение педагогических условий развития у младших школьников логических универсальных учебных действий в технологическом образовании.
Объект исследования – процесс развития логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия развития у младших школьников логических универсальных учебных действий в технологическом образовании.
Нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью выяснения особенностей развития у младших школьников логических универсальных учебных действий;
2. Изучить особенности развития у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе технологического образования;
3. Выявить уровень развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования;
4. Исследовать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие у младших школьников логических универсальных учебных действий в технологическом образовании;
5. Разработать критерии и показатели оценки оптимальности предложенных педагогических условий.
Гипотеза исследования: развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования будет протекать наиболее эффективно при выполнении следующих педагогических условий:
− применение занимательного материала;
− использование проблемных задач на различных этапах урока;
− использование инструкционных карт на уроках технологии.
В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования:
− методы теоретического исследования (анализ и синтез, обобщение психолого-педагогической литературы);
− методы эмпирического исследования (методы сбора информации – изучение литературы, учебно-методических документов и результатов деятельности; обсервационные методы – наблюдение; диагностические методы – анкетирование, беседа; экспериментальные методы – констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).
Этапы исследования:
1 этап – подготовительный (март – май 2014 года): анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования; выделение исходных теоретических положений и условий для успешного проведения эксперимента; определение целей и задач исследования; отбор обучающихся для организации опытно – экспериментальной работы.
2 этап – констатирующий эксперимент (декабрь 2013 − январь 2014 года): выявление состояния проблемы исследования в практике начальной школы.
3 этап – формирующий эксперимент (февраль – апрель 2014 года): внедрение педагогических условий на основе планирования содержания работы по развитию логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования.
4 этап – контрольный эксперимент (май 2014 года): обобщение результатов экспериментов; выявление влияния педагогических условий на эффективность развития логических универсальных учебных действий в процессе технологического образования и формулировка выводов.
5 этап – оформление выпускной квалификационной работы (июнь – сентябрь 2014 года).
Теоретико-методологическую основу исследования. Проблемам развития логических универсальных учебных действий у младших школьников посвящены исследования А.Г. Асмолова, С.И. Брызгаловой, Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, В.В. Павловой и др. В методике преподавания технологии исследованы вопросы развития логических универсальных учебных действий у младших школьников Н.М. Конышевой, О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой.
База исследования: исследование проходило на базе начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22». В исследовании принимали участие 40 младших школьников: экспериментальный класс – 2 класс СОШ №22, занимаются по УМК «Перспективная начальная школа» (классный руководитель − Слесарева Галина Александровна); контрольный класс – 2 класс СОШ №22, занимаются по УМК «Перспективная начальная школа» (классный руководитель − Козлукова Анна Владимировна).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении представлены актуальность проблемы, цель, объект, предмет, задачи и методы исследования;
В первой главе раскрыта сущность понятия «логические универсальные учебные действия», выделены педагогические условия развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования;
Во второй главе представлены методика исследования; выделены педагогические условия, обеспечивающие развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии
; описаны результаты исследования особенностей развития логических универсальных учебных действий у младших школьников.
В заключении обобщены результаты исследования;
Список используемой литературы состоит из 57 источников.
В приложении представлены результаты констатирующего и контрольного экспериментов, конспекты уроков технологии, направленных на развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников.