Файл: 1 Характеристика понятия логические универсальные учебные действия 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

1.1. Характеристика понятия «логические универсальные учебные действия»

1.2. Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

1.3. Возможности развития у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках технологии

Выводы по 1 главе

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

2.1. Выявление уровня развития логических универсальных учебных действий у младших школьников

2.2. Реализация педагогических условий развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии

2.3. Сравнительный анализ полученных результатов

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы



Таблица 6

Изучение уровня развития логических действий у обучающихся 2-го класса в процессе технологического образования


Уровни

Количество обучающихся в %

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Высокий

4

8

Средний

60

60

Низкий

36

32




Рис 5. Показатели уровня развития логических действий у обучающихся в процессе технологического образования
Количественный анализ данных показал, что у большинства обучающихся экспериментального и контрольного классов (60% человек) отмечается средний уровень развития логических действий в процессе технологического образования; у 36% обучающихся экспериментального класса и 32% обучающихся контрольного класса – низкий уровень; у 8% обучающихся контрольного класса и 4% обучающихся экспериментального класса – высокий уровень.

Качественный анализ данных показал, что в экспериментальном и контрольном классах у большинства обучающихся преобладает средний уровень, который характеризуется тем, что обучающиеся составляют алгоритм изготовления изделия с помощью взрослого; могут допускать единичные ошибки при обобщении, классификации; устанавливают причинно-следственные связи; испытывают некоторые затруднения при установлении аналогий.

Таким образом, результаты констатирующего исследования свидетельствуют о необходимости проведения работы по развитию логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии.


2.2. Реализация педагогических условий развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии



Цель формирующего эксперимента − исследовать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии.

Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии будет протекать наиболее эффективно при выполнении следующих педагогических условий:

− применение занимательного материала;

− использование проблемных задач на различных этапах урока;

− использование инструкционных карт на уроках технологии.

Рассмотрим каждое из педагогических условий.

Первое педагогическое условие − применение занимательного материала.

Для развития логических универсальных учебных действий использовались следующие виды занимательных заданий:

- загадки;

- "найди отличия";

- "на что похоже?";

- "четвертый лишний";

- "лабиринты";

- "придумай предложение";

- "угадай слово".

Использование загадок способствовало развитию действий анализа и доказательства. Обучающиеся не просто отгадывали загадки, а доказывали правильность своего решения.

Конспект урока технологии №1

Тема: Работа с природным материалом. Панно «Животный мир»

УУД: предметные: 1.1. научиться правильно выбирать природный материал для изображения животных; 1.2. соединять детали с помощью клея; составлять свою композицию панно «Животный мир» из осенних листьев; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; 2.2. действия сравнения, обобщения; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); 5. личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.



Фрагмент урока:

На этапе первичной проверки понимания учащимися нового материала загадывались загадки о животных:

Этап

Деятельность учителя и обучающихся

УУД

первичная проверка понимания учащимися нового материала

Учитель: Лесом катится клубок, у него колючий бок,

Он охотится ночами за жуками и мышами.

Ответ: Ёжик, потому что он умеет сворачиваться клубком. Когда ежика трогаешь, то он колючий. Ночью ежик охотится, чтобы его никто не заметил.

Учитель: Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, и кур в деревне крадёт.

Ответ: Лиса, потому что она рыжая. Ну, как будто, золотая. Она любит куриц воровать. Нора у нее в лесу.

Учитель: На гору бегом, с горы кувырком.

Ответ: Заяц, потому что он быстро бегает. Ему все равно, куда бежать. Только с горки от быстрого бега, он катится вниз.

Учитель: Зверька узнали мы с тобой,

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом.

Ответ: Белка. Если бы вы сказали белый и серый, то можно подумать, что это зайчик. На самом деле – это белка.

Обучающиеся указывали, по каким признакам они догадались, о чем говорится в загадке.

познавательные: развитие действий сравнения; коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); личностные: мотивировать свои действия.


Упражнение «Найди отличия» способствовало развитию действий сравнения. Обучающиеся сравнивали 2 картинки и находят отличия.

Конспект урока технологии №2

Тема:  Коллекция насекомых, сделанных  из семян.

УУД: предметные: 1.1. Научиться определять виды коллекции; выбирать материал с учётом формы изделия; 1.2. обсуждать план организации рабочего места; 1.3. рационально размещать материал и инструменты; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2.2. осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); 5. личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.


Фрагмент урока.

Этап

Деятельность учителя и обучающихся

УУД

Организационный момент

Приветствие  учителя, подготовка рабочих мест (материалов и инструментов, необходимых для работы), ОБЖ, настрой учащихся на работу.

Упражнение «Найди отличия» (картинка с изображением насекомых)



Обучающиеся не просто показывали отличия, а называли их, используя сравнительный союз «а». Например, «На первой картинке у жучка видны 4 ножки, а на второй картинке две ножки прикрыты листочком».

познавательные: развитие действий анализа; личностные: мотивировать свои действия.


Упражнение "На что похоже?" способствовало развитию действий анализа (проанализировали предложенную форму, с имеющимися представлениями о животных), опознания качественных признаков (на кого похожа та или иная форма).

Конспект урока технологии №1

Тема: Работа с природным материалом. Панно «Животный мир»

УУД: предметные: 1.1. научиться правильно выбирать природный материал для изображения животных; 1.2. соединять детали с помощью клея; составлять свою композицию панно «Животный мир» из осенних листьев; метапредметные: 2. познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); 5. личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

Фрагмент урока:

Этап

Деятельность учителя и обучающихся

УУД

Организационный момент

Упражнение «На какое животное похоже?»



Обучающиеся дорисовывали первую форму и получалась мордочка животного (маленький круг – это носик). Из второй фигуры рисовали различных животных, заштриховывая палочку. Наибольшие трудности возникли при определении, на кого похожа третья фигура. Один из учеников предположил, что на медведя, который лежит на поляне. В последней фигуре круги чаще всего дорисовывали как глаза у животного.

познавательные: развитие действий обобщения; коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду).


Упражнение "Четвертый лишний" было направлено на формирование действий обобщения.

Конспект урока технологии №4

Тема: Воздушный транспорт «Самолёт».

УУД: 1. предметные: 1.1. создавать модели самолётов из бумаги; 1.2. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке самолёта под контролем учителя; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках; 2.2. действия подведения под понятие; 3. регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости.

Фрагмент урока:

Этап

Деятельность учителя и обучающихся

УУД

Организационный момент

Игра «Четвертый лишний»

Учитель: Бульдозер, автобус, яхта, мотоцикл.

Ответ: Яхта, потому что это водный вид транспорта.

Учитель: Автобус, автомобиль, пожарная машина, велосипед

Ответ: велосипед, потому что у него два колеса, а у остальных − четыре.

Учитель: Катер, теплоход, лодка, дирижабль

Ответ: дирижабль, так как он – воздушный вид транспорта

Учитель: Вертолет, воздушный шар, дирижабль, самолет

Ответ: воздушный шар, так как в нем воздух, а другие летят, потому что двигатель есть.

познавательные: действия подведения под понятие; коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


Упражнение "Угадай слово" способствовало развитию таких логических универсальных действий как действия подведения под понятие.

Конспекты уроков технологии №9

Тема проекта: «Воздушный змей»

УУД: 1. предметные: 1.1. научиться проектировать модель по этапам; 1.2. называть основные модели «бумажного змея»; 1.3. оформлять модель и проверять её в действии; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. анализировать объекты труда; 2.2. действия подведения под понятие; 2.3. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.