Файл: 1 Характеристика понятия логические универсальные учебные действия 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

1.1. Характеристика понятия «логические универсальные учебные действия»

1.2. Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

1.3. Возможности развития у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках технологии

Выводы по 1 главе

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

2.1. Выявление уровня развития логических универсальных учебных действий у младших школьников

2.2. Реализация педагогических условий развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии

2.3. Сравнительный анализ полученных результатов

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы


Конспекты уроков технологии №9

Тема проекта: «Воздушный змей»

УУД: 1. предметные: 1.1. научиться проектировать модель по этапам; 1.2. называть основные модели «бумажного змея»; 1.3. оформлять модель и проверять её в действии; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. анализировать объекты труда; 2.2. действия подведения под понятие; 2.3. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Фрагмент урока:

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


Планирование

Как будем выполнять проект?

Что известно по данной проблеме?

Определяем сроки выполнения проекта.

В каких источниках можно найти информацию?
Предлагаю распределиться на 2 группы (история появления воздушного змея, конструкция воздушного змея)

- Как будем представлять результат?

Подвожу детей к тому, что лучше оформить работу в виде сообщения. Объясняю, как правильно оформить сообщение.

- Как будем оценивать результаты?

- В какой форме будет проходить защита.

Под руководством учителя вырабатывают план действий.
Высказывают предположения и уточняют источники информации.

Распределяются на группы:

Изучает историю появления воздушного змея.

Составляют инструкционную карту по изготовлению воздушного змея.

Предлагают критерии оценки результатов и формы проведения защиты.

(аккуратность, оригинальность)

Защита – запуск воздушного змея.

1.1, 2.3, 3, 5


В процессе работы над проектом обучающиеся составили инструкционную карту по изготовлению воздушного змея. Помощь была оказана в том, чтобы не были упущены этапы подготовки к изготовлению изделия (что нужно: какие материалы, инструменты), и в уточнении последовательности этапов работы по созданию изделия. Такая работа способствовала развитию действий анализа, синтеза, установление аналогий (так как использовались условные обозначения, пиктограммы).

Таким образом, использование инструкционных карт способствовало повышению интереса к урокам технологии и развитию логических универсальных учебных действий (анализ, синтез, сравнение, установление аналогий).

В таблице 7 представлено тематическое планирование уроков технологии, направленных на развитие логических универсальных учебных действий у учеников 2-го класса. Конспекты уроков в Приложении 7.
Таблица 7

Тематическое планирование уроков технологии, направленных на развитие логических универсальных учебных действий у учеников 2-го класса



Тема урока

Задачи урока

Педагогическое условие

1

Композиционное панно из осенних листьев «Животный мир»


УУД: предметные: 1.1. научиться правильно выбирать природный материал для изображения животных; 1.2. соединять детали с помощью клея; составлять свою композицию панно «Животный мир» из осенних листьев; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; 2.2. действия сравнения, обобщения, анализ, доказательство, вывод следствий; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); 5. личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

− применение занимательного материала;

− использование проблемных задач на различных этапах урока


2

Композиция из семян «Коллекция насекомых»


УУД: предметные: 1.1. Научиться определять виды коллекции; выбирать материал с учётом формы изделия; 1.2. обсуждать план организации рабочего места; 1.3. рационально размещать материал и инструменты; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2.2. осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; 2.3. действия анализа; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); 5. личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

− применение занимательного материала;

− использование проблемных задач на различных этапах урока;

− использование инструкционных карт на уроках технологии

3

Модель «Конверт»

УУД: 1. предметные: изготавливать изделие по чертежу; метапредметные: 2. познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта); 3. регулятивные: развивать умение планировать предстоящую работу; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости.

− применение занимательного материала;

− использование проблемных задач на различных этапах урока;

− использование инструкционных карт на уроках технологии

4

Воздушный транспорт «Самолёт».

УУД: 1. предметные: 1.1. создавать модели самолётов из бумаги; 1.2. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке самолёта под контролем учителя; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках; 2.2. действия подведения под понятие; 3. регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости.

− применение занимательного материала;

− использование инструкционных карт на уроках технологии

5

Оригами «Птицы»

УУД: 1. предметные: научиться выполнять работу по чертежу; работать в технике оригами; метапредметные: 2. познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и  обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых  упражнений; 3. регулятивные: 3.1. познавательная инициатива; 3.2. волевая саморегуляция в ситуации затруднения; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

− применение занимательного материала;

− использование инструкционных карт на уроках технологии

6

Масленичная кукла из соломы

УУД: 1. предметные: научиться резать ножницами пучок соломы, перевязывать его нитками, связывать в пучок, переплетать; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2.2. развитие логических развитие логических действий (анализ, сравнение, опознание, доказательство, вывод следствий); 3. регулятивные: 3.1. познавательная инициатива; 3.2. волевая саморегуляция в ситуации затруднения; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

− применение занимательного материала;

− использование проблемных задач на различных этапах урока.

7,8

Композиция «Космос»

УУД: 1. предметные: научиться моделировать композицию; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2.2. осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания  и критерии для логических операций; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

− применение занимательного материала;

− использование проблемных задач на различных этапах урока


9-11

Конкурс проектов «Бумажный Змей»

УУД: 1. предметные: 1.1. научиться проектировать модель по этапам; 1.2. называть основные модели «бумажного змея»; 1.3. оформлять модель и проверять её в действии; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. анализировать объекты труда; 2.2. действия подведения под понятие; 2.3. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

− применение занимательного материала;

− использование проблемных задач на различных этапах урока;

− использование инструкционных карт на уроках технологии





2.3. Сравнительный анализ полученных результатов



С целью определения эффективности работы был проведен контрольный эксперимент. На этапе контрольного эксперимента использовались те же методики, что и на констатирующем эксперименте, но на другом материале.

Проверочная работа (И. Юферева)

Цель: выявление уровня сформированности действий анализа и обобщения.

Материал: карточки с заданиями.

Карточка

1. Прочитайте ребусы.

КО100ЧКА                   ПО100ВОЙ                    40А

2. Раздели на 2 группы следующие числа: 2, 13, 3, 43, 6. 55, 18. 7, 9. 31.

3. Игра «Лишнее слово». Назвать «выпадающее» слово.

а) лопата, молоток; ботинок, грабли;

б) понедельник, март, май, август;

в) Вера, Ольга, Гульнара, Анвар, Марина.

4. Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

а) автомобиль, тормоз;        

б) колос, рожа, ваза;        

в) молоко, нерест, таракан;        

г) кора, лото, боксер;       

д) баран, рана, банщик.        

5. Назовите предмет, про который можно сказать:

а) черная, четырехугольная, сделана из дерева;

б) белый, сладкий, твердый;

в) продолговатый, зеленый, твердый, съедобный;

г) желтый, продолговатый, кислый.

Ответы: 1. косточка, постовой, сорока; 2. Однозначные числа: 2, 3, 6, 7, 9; Двузначные числа: 13, 43, 55, 18, 31; 3. ботинок; понедельник; Анвар; 4. автор, корова, монета,  колобок, барабан; 5. столешница, сахар, огурец, лимон.

Содержание методики: обучающемуся предлагается ответить на предложенные задания и записать ответ.

Обработка результатов:

3 балла – справился с заданием.

2 балла – допускает 1−2 ошибки.

1 балл – совершает многочисленные ошибки, не справляется с заданиями.

Результаты исследования уровня сформированности действий анализа и обобщения у младших школьников в экспериментальном и контрольном классах по данным констатирующего и контрольного экспериментов отражены в таблице 8 и на рисунке 6. В приложении 10 − работы учеников.

Таблица 8

Изучение уровня сформированности действий анализа и обобщения у обучающихся экспериментального и контрольного классов (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)


Уровни

Количество обучающихся в %

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Высокий

8

32

0

8

Средний

60

60

64

68

Низкий

32

8

36

24





Рис 6. Показатели уровня сформированности действий анализа и обобщения у обучающихся экспериментального и контрольного классов (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)

Количественный анализ данных показал, что в экспериментальном классе отмечается значительная положительная динамика в уровне сформированности действий анализа и обобщения: увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем – с 8% до 32%, а количество обучающихся с низким уровнем снизилось с 32% до 8%. Средний уровень сформированности умения выделять существенное (материал, его свойства) наблюдается у 60% обучающихся. В контрольном классе отмечается незначительная положительная динамика: количество обучающихся с высоким уровнем сформированности действий анализа и обобщения увеличилось на 8% (с 0% до 8%), а количество обучающихся с низким уровнем снизилось на 12% (с 24% до 36%). Количество обучающихся со средним уровнем увеличилось на 4% (с 64% до 68%).

Качественный анализ данных показал, что в экспериментальном классе ученики лучше справляются с заданиями. Обучающиеся лучше определяют лишнее слово (например, «лопата, молоток; ботинок, грабли» − лишнее слово «ботинок»), разделяют числа на группы (однозначные числа: 2, 3, 6, 7, 9; двузначные числа: 13, 43, 55, 18, 31); называют предмет, обладающий всеми перечисленными свойствами (например, «белый, сладкий, твердый» − «сахар»).

В контрольном классе по-прежнему отмечается значительное количество ошибок при написании теста. Наибольшие трудности также как и в процессе констатирующего эксперимента вызывают задания, связанные с нахождением лишнего. Меньше затруднений вызывают вопросы, связанные с составлением слов из слогов (например, «колос, рожа, ваза» − слово «корова») и классификацией чисел на группы.
Диагностическое задание «Раскрашивание фигур» (Н.Я. Чутко)

Цель: выявить уровень сформированности умения классифицировать.

Материал: бланк.

Инструкция: «Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно соединить линиями разного цвета. Сколько найдёте групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. (Задание повторяется дважды).