Файл: 1 Характеристика понятия логические универсальные учебные действия 8.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспекты уроков технологии №9
Тема проекта: «Воздушный змей»
УУД: 1. предметные: 1.1. научиться проектировать модель по этапам; 1.2. называть основные модели «бумажного змея»; 1.3. оформлять модель и проверять её в действии; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. анализировать объекты труда; 2.2. действия подведения под понятие; 2.3. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Фрагмент урока:
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Планирование | Как будем выполнять проект? Что известно по данной проблеме? Определяем сроки выполнения проекта. В каких источниках можно найти информацию? Предлагаю распределиться на 2 группы (история появления воздушного змея, конструкция воздушного змея) - Как будем представлять результат? Подвожу детей к тому, что лучше оформить работу в виде сообщения. Объясняю, как правильно оформить сообщение. - Как будем оценивать результаты? - В какой форме будет проходить защита. | Под руководством учителя вырабатывают план действий. Высказывают предположения и уточняют источники информации. Распределяются на группы: Изучает историю появления воздушного змея. Составляют инструкционную карту по изготовлению воздушного змея. Предлагают критерии оценки результатов и формы проведения защиты. (аккуратность, оригинальность) Защита – запуск воздушного змея. | 1.1, 2.3, 3, 5 |
В процессе работы над проектом обучающиеся составили инструкционную карту по изготовлению воздушного змея. Помощь была оказана в том, чтобы не были упущены этапы подготовки к изготовлению изделия (что нужно: какие материалы, инструменты), и в уточнении последовательности этапов работы по созданию изделия. Такая работа способствовала развитию действий анализа, синтеза, установление аналогий (так как использовались условные обозначения, пиктограммы).
Таким образом, использование инструкционных карт способствовало повышению интереса к урокам технологии и развитию логических универсальных учебных действий (анализ, синтез, сравнение, установление аналогий).
В таблице 7 представлено тематическое планирование уроков технологии, направленных на развитие логических универсальных учебных действий у учеников 2-го класса. Конспекты уроков в Приложении 7.
Таблица 7
Тематическое планирование уроков технологии, направленных на развитие логических универсальных учебных действий у учеников 2-го класса
№ | Тема урока | Задачи урока | Педагогическое условие |
1 | Композиционное панно из осенних листьев «Животный мир» | УУД: предметные: 1.1. научиться правильно выбирать природный материал для изображения животных; 1.2. соединять детали с помощью клея; составлять свою композицию панно «Животный мир» из осенних листьев; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; 2.2. действия сравнения, обобщения, анализ, доказательство, вывод следствий; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); 5. личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | − применение занимательного материала; − использование проблемных задач на различных этапах урока |
2 | Композиция из семян «Коллекция насекомых» | УУД: предметные: 1.1. Научиться определять виды коллекции; выбирать материал с учётом формы изделия; 1.2. обсуждать план организации рабочего места; 1.3. рационально размещать материал и инструменты; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2.2. осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; 2.3. действия анализа; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); 5. личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | − применение занимательного материала; − использование проблемных задач на различных этапах урока; − использование инструкционных карт на уроках технологии |
3 | Модель «Конверт» | УУД: 1. предметные: изготавливать изделие по чертежу; метапредметные: 2. познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта); 3. регулятивные: развивать умение планировать предстоящую работу; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости. | − применение занимательного материала; − использование проблемных задач на различных этапах урока; − использование инструкционных карт на уроках технологии |
4 | Воздушный транспорт «Самолёт». | УУД: 1. предметные: 1.1. создавать модели самолётов из бумаги; 1.2. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке самолёта под контролем учителя; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках; 2.2. действия подведения под понятие; 3. регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости. | − применение занимательного материала; − использование инструкционных карт на уроках технологии |
5 | Оригами «Птицы» | УУД: 1. предметные: научиться выполнять работу по чертежу; работать в технике оригами; метапредметные: 2. познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; 3. регулятивные: 3.1. познавательная инициатива; 3.2. волевая саморегуляция в ситуации затруднения; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | − применение занимательного материала; − использование инструкционных карт на уроках технологии |
6 | Масленичная кукла из соломы | УУД: 1. предметные: научиться резать ножницами пучок соломы, перевязывать его нитками, связывать в пучок, переплетать; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2.2. развитие логических развитие логических действий (анализ, сравнение, опознание, доказательство, вывод следствий); 3. регулятивные: 3.1. познавательная инициатива; 3.2. волевая саморегуляция в ситуации затруднения; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | − применение занимательного материала; − использование проблемных задач на различных этапах урока. |
7,8 | Композиция «Космос» | УУД: 1. предметные: научиться моделировать композицию; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2.2. осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | − применение занимательного материала; − использование проблемных задач на различных этапах урока |
9-11 | Конкурс проектов «Бумажный Змей» | УУД: 1. предметные: 1.1. научиться проектировать модель по этапам; 1.2. называть основные модели «бумажного змея»; 1.3. оформлять модель и проверять её в действии; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. анализировать объекты труда; 2.2. действия подведения под понятие; 2.3. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | − применение занимательного материала; − использование проблемных задач на различных этапах урока; − использование инструкционных карт на уроках технологии |
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов
С целью определения эффективности работы был проведен контрольный эксперимент. На этапе контрольного эксперимента использовались те же методики, что и на констатирующем эксперименте, но на другом материале.
Проверочная работа (И. Юферева)
Цель: выявление уровня сформированности действий анализа и обобщения.
Материал: карточки с заданиями.
Карточка
1. Прочитайте ребусы.
КО100ЧКА ПО100ВОЙ 40А
2. Раздели на 2 группы следующие числа: 2, 13, 3, 43, 6. 55, 18. 7, 9. 31.
3. Игра «Лишнее слово». Назвать «выпадающее» слово.
а) лопата, молоток; ботинок, грабли;
б) понедельник, март, май, август;
в) Вера, Ольга, Гульнара, Анвар, Марина.
4. Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:
а) автомобиль, тормоз;
б) колос, рожа, ваза;
в) молоко, нерест, таракан;
г) кора, лото, боксер;
д) баран, рана, банщик.
5. Назовите предмет, про который можно сказать:
а) черная, четырехугольная, сделана из дерева;
б) белый, сладкий, твердый;
в) продолговатый, зеленый, твердый, съедобный;
г) желтый, продолговатый, кислый.
Ответы: 1. косточка, постовой, сорока; 2. Однозначные числа: 2, 3, 6, 7, 9; Двузначные числа: 13, 43, 55, 18, 31; 3. ботинок; понедельник; Анвар; 4. автор, корова, монета, колобок, барабан; 5. столешница, сахар, огурец, лимон.
Содержание методики: обучающемуся предлагается ответить на предложенные задания и записать ответ.
Обработка результатов:
3 балла – справился с заданием.
2 балла – допускает 1−2 ошибки.
1 балл – совершает многочисленные ошибки, не справляется с заданиями.
Результаты исследования уровня сформированности действий анализа и обобщения у младших школьников в экспериментальном и контрольном классах по данным констатирующего и контрольного экспериментов отражены в таблице 8 и на рисунке 6. В приложении 10 − работы учеников.
Таблица 8
Изучение уровня сформированности действий анализа и обобщения у обучающихся экспериментального и контрольного классов (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Уровни | Количество обучающихся в % | |||
Экспериментальный класс | Контрольный класс | |||
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | |
Высокий | 8 | 32 | 0 | 8 |
Средний | 60 | 60 | 64 | 68 |
Низкий | 32 | 8 | 36 | 24 |
Рис 6. Показатели уровня сформированности действий анализа и обобщения у обучающихся экспериментального и контрольного классов (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Количественный анализ данных показал, что в экспериментальном классе отмечается значительная положительная динамика в уровне сформированности действий анализа и обобщения: увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем – с 8% до 32%, а количество обучающихся с низким уровнем снизилось с 32% до 8%. Средний уровень сформированности умения выделять существенное (материал, его свойства) наблюдается у 60% обучающихся. В контрольном классе отмечается незначительная положительная динамика: количество обучающихся с высоким уровнем сформированности действий анализа и обобщения увеличилось на 8% (с 0% до 8%), а количество обучающихся с низким уровнем снизилось на 12% (с 24% до 36%). Количество обучающихся со средним уровнем увеличилось на 4% (с 64% до 68%).
Качественный анализ данных показал, что в экспериментальном классе ученики лучше справляются с заданиями. Обучающиеся лучше определяют лишнее слово (например, «лопата, молоток; ботинок, грабли» − лишнее слово «ботинок»), разделяют числа на группы (однозначные числа: 2, 3, 6, 7, 9; двузначные числа: 13, 43, 55, 18, 31); называют предмет, обладающий всеми перечисленными свойствами (например, «белый, сладкий, твердый» − «сахар»).
В контрольном классе по-прежнему отмечается значительное количество ошибок при написании теста. Наибольшие трудности также как и в процессе констатирующего эксперимента вызывают задания, связанные с нахождением лишнего. Меньше затруднений вызывают вопросы, связанные с составлением слов из слогов (например, «колос, рожа, ваза» − слово «корова») и классификацией чисел на группы.
Диагностическое задание «Раскрашивание фигур» (Н.Я. Чутко)
Цель: выявить уровень сформированности умения классифицировать.
Материал: бланк.
Инструкция: «Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно соединить линиями разного цвета. Сколько найдёте групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. (Задание повторяется дважды).