Файл: 1 Характеристика понятия логические универсальные учебные действия 8.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обработка результатов:
3 балла – справился с заданием.
2 балла – допускает 1−2 ошибки.
1 балл – совершает многочисленные ошибки, не справляется с заданиями.
Результаты исследования уровня сформированности умения классифицировать в процессе технологического образования у младших школьников в экспериментальном и контрольном классах по данным констатирующего и контрольного экспериментов отражены в таблице 9 и на рисунке 7. В приложении 11 − работы учеников.
Таблица 9
Изучение уровня сформированности умения классифицировать у обучающихся экспериментального и контрольного классов (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Уровни | Количество обучающихся в % | |||
Экспериментальный класс | Контрольный класс | |||
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | |
Высокий | 4 | 28 | 12 | 16 |
Средний | 56 | 72 | 60 | 64 |
Низкий | 40 | 0 | 28 | 20 |
Рис 7. Показатели уровня сформированности умения классифицировать у обучающихся экспериментального и контрольного классов (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Количественный анализ данных показал, что в экспериментальном классе отмечается значительная положительная динамика в уровне сформированности умения классифицировать: увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем – с 4% до 28%, а количество обучающихся с низким уровнем снизилось с 40% до 0%. Количество обучающихся со средним уровнем увеличилось на 16% (с 56% до 72%). В контрольном классе отмечается незначительная положительная динамика: количество обучающихся с высоким уровнем сформированности умения классифицировать увеличилось на 4% (с 12% до 16%), а количество обучающихся с низким уровнем снизилось на 8% (с 28% до 20%). Количество обучающихся со средним уровнем увеличилось на 4% (с 60% до 64%).
Качественный анализ данных показал, что в экспериментальном классе ученики лучше справляются с заданием. Обучающиеся выделили две группы треугольников (5 равнобедренных треугольника, 5 прямоугольных треугольников), соединив их двумя разными цветами.
В контрольном классе по-прежнему отмечается значительное количество ошибок при выполнения задания. Обучающиеся допускали ошибки при выполнении задания: отмечаются трудности различения одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или в прямом и зеркальном положении. Часть обучающихся хаотически раскрашивали фигуры.
Диагностическое задание «Составь алгоритм изготовления коллажа» (И. Юферева)
Цель: изучение уровня сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи.
Материал: чистый лист, ручка, карандаш, линейка.
Содержание методики: обучающемуся предлагается написать алгоритм изготовления коллажа.
Инструкция: «Составь алгоритм изготовления коллажа»
Ответ:
1. Выбрать стиль коллажа, продумать композицию, при необходимости сделать эскиз будущей работы.
2. Подготовить фон одним из способов.
3. Наклеить сначала крупные элементы, затем мелкие.
4. Изготовить рамку.
5. Вставить работу в рамку.
Обработка результатов:
3 балла – справился с заданием.
2 балла – допускает 1 ошибку или требуется помощь в написании алгоритма.
1 балл – не может написать алгоритм, совершает многочисленные ошибки.
Результаты исследования уровня сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи в процессе технологического образования у младших школьников в экспериментальном и контрольном классах по данным констатирующего и контрольного экспериментов отражены в таблице 10 и на рисунке 8. В приложении 12 − работы учеников.
Таблица 10
Изучение уровня сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи у обучающихся экспериментального и контрольного классов (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Уровни | Количество обучающихся в % | |||
Экспериментальный класс | Контрольный класс | |||
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | |
Высокий | 0 | 16 | 0 | 4 |
Средний | 56 | 72 | 60 | 64 |
Низкий | 44 | 12 | 40 | 32 |
Рис 8. Показатели уровня сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи у обучающихся экспериментального и контрольного классов (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Количественный анализ данных показал, что в экспериментальном классе отмечается значительная положительная динамика в уровне сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи: увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем – с 0% до 16%, а количество обучающихся с низким уровнем снизилось с 44% до 12%. Количество обучающихся со средним уровнем увеличилось на 16% (с 56% до 72%). В контрольном классе отмечается незначительная положительная динамика: количество обучающихся с высоким уровнем сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи увеличилось на 4% (с 0% до 4%), а количество обучающихся с низким уровнем снизилось на 8% (с 40% до 32%). Количество обучающихся со средним уровнем увеличилось на 4% (с 60% до 64%).
Качественный анализ данных показал, что в экспериментальном классе ученики лучше справляются с заданием. Обучающиеся при составлении алгоритма прежде всего указывали на подготовку фона, изготовление деталей, а затем на их наклеивание. Недостаточно внимания уделялось тому, что вначале приклеиваются крупные детали, а затем более мелкие.
В контрольном классе по-прежнему отмечается значительные трудности при составлении алгоритма изготовления коллажа. Чаще всего они ограничивались двумя действиями – «вырезать» и «наклеить». Обучающиеся практически не говорили о нанесении фона для подготовки коллажа.
Методика «Выбор по аналогии» (Н.И. Поливанова, И.В. Ривина)
Цель: выявить уровень сформированности умения устанавливать аналогии.
Материал: Методика включает 3 усложняющихся заданий, в каждом из которых элементы соотносятся по следующим параметрам: позиция – поза (задание 3); количество (задание 4); характер операций с геометрическими элементами (задание 5).
Описание методики. Обучающемуся предъявляется инструкция и даётся только одна попытка. После этого педагог предлагают задание № 3, 4, 5. Все задания данной методики проводятся по такой же схеме.
Инструкция.
«Посмотри внимательно, наверху находятся две фигуры (психолог показывает большой и маленький прямоугольники), а здесь – только одна фигура (показывает большой треугольник). Выбери из этих картинок (экспериментатор показывает элементы, находящиеся внизу), какую фигуру нужно поставить на пустое место, и поставь её. Подумай хорошо! Подходящая только одна!»
Обработка и интерпретация данных:
Номера правильно выбранных фигур.
№ задания | 3 | 4 | 5 |
№ фигуры | 5 | 1 | 5 |
3 балла – справился со всеми заданиями.
2 балла – правильно решает 2 задачи.
1 балл – решает 1 задачу или не справляется с заданиями.
Результаты исследования уровня сформированности умения устанавливать аналогии в процессе технологического образования у младших школьников в экспериментальном и контрольном классах по данным констатирующего и контрольного экспериментов отражены в таблице 11 и на рисунке 9. В приложении 13 − работы учеников.
Таблица 11
Изучение уровня сформированности умения устанавливать аналогии у обучающихся экспериментального и контрольного классов (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Уровни | Количество обучающихся в % | |||
Экспериментальный класс | Контрольный класс | |||
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | |
Высокий | 4 | 24 | 8 | 12 |
Средний | 56 | 72 | 60 | 64 |
Низкий | 40 | 4 | 32 | 24 |
Рис 9. Показатели уровня сформированности умения устанавливать аналогии у обучающихся экспериментального и контрольного классов (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Количественный анализ данных показал, что в экспериментальном классе отмечается значительная положительная динамика в уровне сформированности умения устанавливать аналогии: увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем – с 4% до 24%, а количество обучающихся с низким уровнем снизилось с 40% до 4%. Количество обучающихся со средним уровнем увеличилось на 16% (с 56% до 72%). В контрольном классе отмечается незначительная положительная динамика: количество обучающихся с высоким уровнем сформированности умения устанавливать аналогии увеличилось на 4% (с 8% до 12%), а количество обучающихся с низким уровнем снизилось на 8% (с 32% до 24%). Количество обучающихся со средним уровнем увеличилось на 4% (с 60% до 64%).
Качественный анализ данных показал, что в экспериментальном классе ученики лучше справляются с заданием. Обучающиеся правильно определяли геометрические фигуры, которые подходили к выделенной.
В контрольном классе по-прежнему отмечается значительные трудности при установлении аналогий. При успешном выполнении задания №3 допускали ошибки при выполнении четвертого и пятого заданий. В первом ряду располагались две фигуры: «полукруг» и «разрезанный полукруг», во втором ряду рядом с треугольником обучающиеся ставили целый круг, разделенный пополам.
Результаты диагностики уровня развития логических действий в процессе технологического образования у младших школьников в экспериментальном и контрольном классах по данным констатирующего и контрольного экспериментов представлены на рисунке 10, в таблице 12. Протоколы исследования представлены в приложении 8 и 9.
Таблица 12
Изучение уровня развития логических действий в процессе технологического образования у обучающихся (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Уровни | Количество обучающихся в % | |||
Экспериментальный класс | Контрольный класс | |||
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | |
Высокий | 4 | 32 | 8 | 8 |
Средний | 60 | 64 | 60 | 76 |
Низкий | 36 | 4 | 32 | 16 |
Рис 9. Показатели уровня развития логических действий у обучающихся в процессе технологического образования (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Количественный анализ данных показал, что в экспериментальном классе отмечается значительная положительная динамика в уровне развития логических действий: увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем – с 4% до 32%, а количество обучающихся с низким уровнем снизилось с 36% до 4%. Количество обучающихся со средним уровнем увеличилось на 4% (с 60% до 64%). В контрольном классе отмечается незначительная положительная динамика: количество обучающихся со средним уровнем развития логических действий увеличилось на 16% (с 60% до 76%), а количество обучающихся с низким уровнем снизилось на 16% (с 32% до 16%). Количество обучающихся с высоким уровнем по-прежнему – 8%.