Файл: 1 Характеристика понятия логические универсальные учебные действия 8.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Схема обладает наибольшей степенью абстракции в изображении предмета. Ученики знакомятся со схемами и схематическими изображениями, принятыми в технике оригами; кроме того, в схематическом виде им предлагаются условно-графические инструкции, демонстрирующие, например, поэтапное изготовление изделия.
Учебно-инструкционная карта включает в себя следующие компоненты: изображение и описание готового изделия (образца), описание всех материалов и инструментов, необходимых для работы, последовательное описание всех операций по изготовлению деталей и сборке изделия. Их постоянное использование, по мнению Н.М. Конышевой, может существенно затормозить развитие познавательных процессов у учеников, поскольку подробно расписанные действия не способствуют ни самостоятельному мышлению, ни самостоятельной организации работы. Учебная инструкционная карта может способствовать развитию логических универсальных учебных действий в том случае, если наблюдаются пропуски отдельных «шагов», перед учениками ставятся вопросы, требующие самостоятельного анализа конструкции и проч. [24].
Учащиеся достаточно легко могут самостоятельно осуществлять простые предметные действия, и, тем самым, начать освоение соответствующих мыслительных операций. Использование инструкционных карт, чертежей, рисунков в ходе трудовой деятельности позволяет перенести навыки с предметно-практической формы реализации на образную и связать мир реальный с условными изображениями. Вербальные пояснения выступают руководством к действию. Они связывают теоретические знания, образные представления и выполняемые действия, что способствует адекватному восприятию изучаемой области знаний, более глубокому проникновению в сущность понятий, пониманию их смысла, места и значения в формируемом практическом действии [41].
Таким образом, развитию таких логических универсальных учебных действий, как опознание, анализ, сравнение, доказательство, у младших школьников в процессе технологического образования способствует использование заданий, включающих занимательный материал; развитию действий анализа, обобщения, доказательства способствует использование инструкционных карт. Решение проблемной задачи есть результат преодоления противоречий учебного процесса вообще и основного противоречия познавательной проблемы в частности, есть результат активного мыслительного процесса, при котором отбрасываются неверные гипотезы и выбираются правильные, обоснованные.
Выводы по 1 главе
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы.
Логические универсальные действия представляют собой анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Мышление младшего школьника отличается высокими темпами его развития; происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах; активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, начинает формироваться словесно-логическое. Неумение анализировать, сравнивать, выделять главное, недостаточно развитые память (особенно, логическая), внимание мешают ребенку полноценно воспринимать и понимать изучаемый материал. Учителю начальных классов необходимо уметь оказывать компетентную помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании материалов учебной программы.
Важное целенаправленно и систематически развивать логические универсальные учебные действия в ходе технологического образования. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Развитию логических универсальных учебных действий у обучающихся на уроках технологии способствует использование проблемных задач. Проблемные задачи применяются на всех этапах урока технологии, если учитель искренне желает перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Использование инструкционных карт, чертежей, рисунков на уроках технологии позволяет перенести навыки с предметно-практической формы реализации на образную и связать мир реальный с условными изображениями. Вербальные пояснения связывают теоретические знания, образные представления и выполняемые действия. В процессе технологического образования обучающиеся не просто выполняют задания по готовым образцам, а стремятся вносить в них свои, даже самые маленькие изменения. Необходимо постоянное, а не эпизодическое развитие логических универсальных учебных действий на уроках технологии.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования
2.1. Выявление уровня развития логических универсальных учебных действий у младших школьников
С целью выявления состояния проблемы исследования в практике школьного обучения был проведен констатирующий эксперимент. Исследование был направлено на определение уровня развития логических универсальных учебных действий у обучающихся.
Задачи экспериментального исследования:
1. Выявить уровень развития логических универсальных учебных действий у младших школьников;
2. Исследовать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие логических универсальных учебных задач у младших школьников на уроках технологии;
3. Разработать критерии и показатели оценки оптимальности предложенных педагогических условий.
Базой для исследования 2 «А» и 2 «Б» классы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22». В исследовании принимали участие 40 младших школьников: экспериментальный класс – 2 «А» класс СОШ №22, занимаются по УМК «Перспективная начальная школа» (классный руководитель − Слесарева Галина Александровна); контрольный класс – 2 «Б» класс СОШ №22, занимаются по УМК «Перспективная начальная школа» (классный руководитель − Козлукова Анна Владимировна).
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития логических универсальных учебных действий у обучающихся в контрольном и экспериментальном классах в процессе технологического образования.
Диагностические критерии, показатели и методики исследования логических универсальных учебных действий у младших школьников представлены в таблице 1.
Таблица 1
Методика исследования
№ | Диагностический критерий | Уровни сформированности | Методики |
1 | Умение анализировать и обобщать | Высокий уровень – обучающийся умеет анализировать информацию, правильно находит обобщающее слово, выделяет лишний элемент. | Проверочная работа по технологии (И. Юферева) [62] |
Средний уровень − обучающийся допускает единичные ошибки, испытывает некоторые трудности при подборе находит обобщающего слова, может допускать ошибки при определении лишнего элемента. | |||
Низкий уровень − обучающийся не умеет анализировать информацию, не может подобрать обобщающее слово, правильно выделить лишний элемент. | |||
2 | Умение классифицировать | Высокий уровень − классификация выполнена – выделены две группы треугольников (5 равнобедренных треугольника, 5 прямоугольных треугольников) | диагностическое задание «Раскрашивание фигур» (Н.Я. Чутко) [52] |
Средний уровень − допущены две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении) | |||
Низкий уровень − допущены три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных треугольников) или бессмысленное хаотическое раскрашивание фигур | |||
3 | Умение устанавливать причинно-следственные связи | Высокий уровень − обучающийся определяет оптимальный способ изготовления коробки | Методика «Составь алгоритм изготовления коробки» (И. Юферева) [62] |
Средний уровень − обучающийся составляет алгоритм изготовления коробки, однако в нем могут быть пропущены отдельные действия или наоборот вставлены лишние | |||
Низкий уровень − обучающийся испытывает значительные затруднения при написании алгоритма изготовления коробки | |||
4 | Умение устанавливать аналогии | Высокий уровень − сформирована способность к установлению отношения между элементами системы (задачи) и переносу этого отношения на другую задачу по аналогии с первой | методика «Выбор по аналогии» (Н.И. Поливанова, И.В. Ривина) [52] |
Средний уровень − правильно решено 3−5 задач. | |||
Низкий уровень – не умеет устанавливать аналогии и переносить отношения между элементами на другие задачи |
На основе указанных критериев и показателей определены уровни развития логических универсальных учебных действий у обучающихся:
Высокий уровень – 11−12 баллов – обучающийся определяет оптимальный способ изготовления изделия; обучающийся анализирует, сравнивает, обобщает, классифицирует, устанавливает причинно-следственные связи.
Средний уровень – 6−10 баллов − обучающийся составляет алгоритм изготовления изделия, однако в нем могут быть пропущены отдельные действия или наоборот вставлены лишние; обучающийся может допускать единичные ошибки при анализе, сравнении, обобщении, классификации, установлении причинно-следственных связей.
Низкий уровень – 4−5 баллов − обучающийся испытывает значительные затруднения при написании алгоритма изготовления изделия; обучающийся допускает многочисленные ошибки при анализе, сравнении, обобщении, классификации, установлении причинно-следственных связей.
Рассмотрим описание каждой методики.
Проверочная работа по технологии (И. Юферева)
Цель: выявление уровня сформированности действий анализа и обобщения.
Материал: карточки с заданиями.
Карточка
-
Приведи несколько примеров изобретений человечества. -
Соедини стрелками сырьё и материал.
Лён меч
Металл каша
Зерно платье
-
Найди лишнюю фигуру: квадрат, круг, шар, треугольник. -
Распредели по группам фигуры: куб, прямоугольник, пирамида, квадрат, шар, треугольник, круг. -
Заполни пропуски.
Рассказ учителя – это … информация.
Номер телефона в записной книжке − … информация.
Сообщение в журнале или газете – это … информация.
Содержание методики: обучающемуся предлагается ответить на предложенные задания и записать ответ.
Обработка результатов:
3 балла – справился с заданием.
2 балла – допускает 1−2 ошибки.
1 балл – совершает многочисленные ошибки, не справляется с заданиями.
Результаты исследования уровня сформированности действий анализа и обобщения у младших школьников в экспериментальном и контрольном классах в процессе технологического образования отражены в таблице 2 и на рисунке 1. В приложении 3 − работы учеников.
Таблица 2