Файл: 1 Характеристика понятия логические универсальные учебные действия 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

1.1. Характеристика понятия «логические универсальные учебные действия»

1.2. Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

1.3. Возможности развития у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках технологии

Выводы по 1 главе

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе технологического образования

2.1. Выявление уровня развития логических универсальных учебных действий у младших школьников

2.2. Реализация педагогических условий развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии

2.3. Сравнительный анализ полученных результатов

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы



Фрагмент урока:

Этап

Деятельность учителя и обучающихся

УУД

Организационный момент

Упражнение «Угадай слово».

Что может быть бумажным и воздушным?

Ребята предлагали различные варианты, однако они либо подходили к одному слову (книга, листок, тетрадка), либо к другому (самолетик, летающая бумага, воздух). После нескольких попыток обучающиеся догадались, что воздушным и бумажным может быть змей.

познавательные: действия подведения под понятие; коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


Таким образом, использование занимательного материала способствовало повышению интереса к урокам технологии и развитию логических универсальных учебных действий (анализ, сравнение, обобщение, опознание, поведение под понятие).

Второе педагогическое условие – использование проблемных задач на различных этапах урока.

Использование проблемных задач на уроках технологии активизировало мыслительную деятельность обучающихся, направляло ее на поиск новых знаний и способов действий, так как следующий этап работы в классе – решение поставленной задачи. Дети высказывали разные предложения, как можно решить поставленную задачу. Если дети быстро предлагали удачное (результативное) решение, то переходили к следующему этапу урока. Важно было, чтобы большинство детей понимали суть открытия (или это предложение сделано практически одновременно многими детьми). При возникновении ситуации, когда суть хорошей идеи понимали один - два человека в классе, а остальные ещё не готовы были воспринять её, намеренно «нейтрализовались» догадавшиеся дети, заставляя тем самым остальных продолжать додумывать.

Приведем фрагменты уроков.

Конспект урока технологии №1

Тема: Работа с природным материалом. Панно «Животный мир»

УУД: предметные: 1.1. научиться правильно выбирать природный материал для изображения животных; 1.2. соединять детали с помощью клея; составлять свою композицию панно «Животный мир» из осенних листьев; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; 2.2. действия сравнения, обобщения, анализа, доказательства, вывода следствий; 3. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; 4. коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); 5. личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.


Фрагмент урока:

Этап

Деятельность учителя и обучающихся

УУД

Подготовка к усвоению нового учебного материала

Перед обучающимися была поставлена проблемная задача – как создать панно «Животный мир», не нанося урон природе? Ученик вначале рассуждали, какой материал мы могли бы использовать. Например, бумага – это значит надо добывать древесину, т.е. рубить деревья. Это вред для природы. Можно делать из природного материала. Однако для того, чтобы природа не страдала, палочки и листья надо собирать, а не рвать. Можно использовать также опавшие желуди или собранные семена растений.

Обучающиеся были активно вовлечены в обсуждение проблемной задачи, что помогло достаточно четко поставить цель урока – изготовление животных из различного природного материала.

На уроке перед обучающимися ставились и другие проблемные задачи. Например, что такое панно? Обучающиеся делали предположения, однако не могли четко ответить. Что нужно сделать, чтобы точно знать, что такое панно? Учениками было предложено посмотреть в словаре или энциклопедии. В результате было определено, что панно – это живописное или скульптурное изображение тематического или декоративного характера, прикрепляющееся к стене, потолку и т.п.

познавательные: действия анализа, доказательства, вывода следствий; регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.


На данном уроке в процессе использования проблемных задач развивались такие логические универсальные учебные действия, как анализ, доказательство, вывод следствий.

Конспект урока технологии №3

Тема:  Коллекция насекомых, сделанных  из семян.

УУД: 1. предметные: изготавливать изделие по чертежу; метапредметные: 2. познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта); 3. регулятивные: развивать умение планировать предстоящую работу; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости.



Фрагмент урока:

Этап

Деятельность учителя и обучающихся

УУД

Анализ изделия.

Посмотрите на конверт. Он сделан на основе развертки. Что такое развертка? (Развертка – развернутая на плоскости поверхность изделия.)

Какую форму имеет развертка? (Форму ромба.)

Назовите части конверта (Основание, два боковых клапана, верхний и нижний клапан.)

Какую форму имеют клапаны конверта? (Треугольную форму.)

Проблемная задача: У меня на столе лежит бумага: картонная, копировальная, оберточная, альбомная. Как вы думаете, какая бумага подойдет для изготовления конверта? Объясните свой выбор. (Оберточная подходит. Она легко сгибается. (удобно ли будет в такие конверты класть письма? Насколько хорошо оберточная бумага держит форму?) Нет, тогда не подходит. – Картонная. Конверты будут прочные. (Легко ли согнуть картонную бумагу?) Трудно. Конверты будут толстыми. Не подходит. – Альбомная. Она легко сгибается. Держит форму. Не такая толстая, как картон.)

познавательные: опознавать качественные признаки объекта (свойства бумаги) и соотносить их с проблемной задачей; регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; личностные: способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости.


Через решение данной проблемной задачи обучающиеся учатся опознавать качественные признаки объекта (свойства бумаги) и соотносить их с проблемной задачей, анализируя их применимость для изготовления конверта.

Конспект урок технологии №6

Тема: Масляничная кукла из соломы

УУД: 1. предметные: научиться резать ножницами пучок соломы, перевязывать его нитками, связывать в пучок, переплетать; метапредметные: 2. познавательные: 2.1. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2.2. развитие логических действий (анализ, сравнение, опознание, доказательство, вывод следствий); 3. регулятивные: 3.1. познавательная инициатива; 3.2. волевая саморегуляция в ситуации затруднения; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Фрагмент урока:

Этап

Деятельность учителя и обучающихся

УУД

Определение темы урока

Интерактивная игра «Разведчики»

Из класса выбираются 5 (возможно любое число участников) разведчиков и им даются карточки. На каждой карточке написано одно слово: аппликация, вышивка, лепка, оригами, рисунок.

Остальным ученикам тоже раздаются маленькие карточки, на которых написаны названия материалов, которые подходят к какой-либо из этих видов работ. У каждого ученика 1 материал: цветная бумага, гофрированная бумага, картон, канва, мулине, лента, пластилин, соленое тесто, глина, гофрированная бумага и т.д.

Правила: 5 учеников – разведчики. Остальные – агенты. Все ученики получили свои карточки. По сигналу учителя (например, хлопок) разведчики начинают двигаться по классу, подходя к любому ученику, здороваются с ним (это правило ОБЯЗАТЕЛЬНО обговаривается) и смотрят на его карточку, если его вид материала подходит к его работе, то агент встает и идет за разведчиком, если нет, то разведчик идет дальше. Игра заканчивается, когда все агенты будут разобраны, либо по сигналу учителя. В итоге все выстраиваются у доски и учитель просит озвучить, что же получилось у ребят. Все садятся на места.

- Мы с вами вспомнили различные виды работ и материалов, как я и обещала сегодня я вам открою новую тайну: из чего же можно сделать традиционную Масляничную куклу.

- Из чего она выполнена?

- Где вы могли видеть солому?

- А что такое солома?


Создание Масляничной куклы из соломы
- Верно, именно из этого необычного материала мы и выполним работу. Давайте определим цель нашего урока. Для этого выберете из трех надписей на доске нужную. (на доске на отдельных листах).


Создание аппликации из соломы


Выполнение работы в технике «Мозайка»


- Карточку, с какой целью вы выберете?

- Почему?

Проблемная задача. Деление на группы

- Сегодня нашу с вами работу мы будем делать по группам. Не переживайте, каждый из вас создаст свою куклу-Масленицу, но она должна будет соответствовать идее именно вашей группы: оформлена в определённых цветах, возможно у куклы одной из групп будет какой-то отличительный знак. Поделимся мы с вами следующим образом: у меня в руках соломинки, их ровно столько же сколько вас. Эти соломинки разной длины. Всего у нас будет 4 группы по 5 человек, поэтому соломинки 4х разных длин. Вы подходите, вытаскиваете соломинку. Как все вытащат, сравним соломинки и увидим, на какие же 4 группы вы разделились.

- Теперь я попрошу Вас рассесться на заранее подготовленные столы для групп. На каждом столе лежат материалы для изготовления «Масляничной куклы». Перечислите, какие материалы, на ваш взгляд вы будете использовать (лоскутки ткани, ленточки, ниточки). Вам необходимо определиться, что же будет отличать именно ваших куколок.

Каждая группа обучающихся выбрала свой признак, по которому масляничные куклы их сообщества будут отличаться от остальных. Одни выбрали цвет ленточек, другие – то, что все куклы будут изготовлены только из ниток.

познавательные: развитие логических действий (анализ, сравнение, опознание, доказательство, вывод следствий); коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



На данном уроке развиваются действия опознания, анализа и сравнения.

Таким образом, применение проблемных задач способствовало повышению интереса к урокам технологии и развитию логических универсальных учебных действий (анализ, сравнение, опознание, доказательство, вывод следствий).

Третье педагогическое условие − использование инструкционных карт на уроках технологии.

Логические универсальные учебные действия развивались в деятельности. Путь к нему лежал, прежде всего, через разнообразную работу учащихся, организованную в том числе и с применением инструкционных  карт. Инструкционная карта содержала подробное описание рекомендуемых приемов труда при выполнении конкретных операций. Инструкционные карты были как графическими, так и письменными (алгоритм). На основе письменных алгоритмов обучающиеся составляли карты-пиктограммы.

Приведем пример работы с алгоритмом изготовления конверта.

Конспект урока технологии №3

Тема:  Коллекция насекомых, сделанных  из семян.

УУД: 1. предметные: изготавливать изделие по чертежу; метапредметные: 2. познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта); 3. регулятивные: развивать умение планировать предстоящую работу; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости.

Фрагмент урока.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

5

Анализ изделия

Показ образца.

Посмотрите на конверт. Он сделан на основе развертки.

Работа над словом. Орфограмма.

Что такое развертка? (Слайд)

Развертка – развернутая на плоскости поверхность изделия.

Какую форму имеет развертка?

Назовите части конверта (слайд)

Какую форму имеют клапаны конверта?

У меня на столе лежит бумага: картонная, копировальная, оберточная, альбомная. Как вы думаете, какая бумага подойдет для изготовления конверта?

Объясните свой выбор.

Откройте учебники на странице 47. Рассмотрите этапы работы по изготовлению конверта.

Назовите, с чего мы начнем работу?

Какой первый этап работы?
Что потом будем выполнять?

Затем какой этап работы будем выполнять?

Теперь, что будете делать, после того как загнете боковые клапаны?

Перед нанесением клея обязательно подложите лист бумаги, чтобы не склеить основание конверта.

И после этого, что нужно будет сделать?

Итак, мы разобрали наш план работы. Посмотрите на доску (слайд 10). У меня оказалось случайно три плана работы по изготовлению конверта. Ваша задача - выбрать верный вариант.


Форму ромба.
Основание, два боковых клапана, верхний и нижний клапан.

Треугольную форму.

Альбомная. Она прочнее, чем копировальная и оберточная.


Обведем шаблон развертки.

Вырежем обведенную деталь.

Загнем боковые клапаны развертки.
Смажем клеем боковые клапаны и загнем нижний клапан.

Загнуть верхний клапан.

Один ученик из 1 или 2 группы повторяет план работы.

2,4,5

6

Планирование предстоящих трудовых действий по изготовлению изделия

План работы (слайд).

  1. Обвести шаблон развертки.

  2. Вырезать обведенную деталь.

  3. Загнуть боковые клапаны.

  4. Нанести клей на боковые клапаны и загнуть нижний клапан.

  5. Загнуть верхний клапан.

Какие инструменты нам понадобятся при выполнении работы? (Слайд)

Как правильно подготовить рабочее место?
Вспомним правила работы с ножницами и клеем. Я буду показывать картинки, вы называете правило (слайд).

Для того чтобы работа получилась у вас хорошей, нужно соблюдать ряд условий. (Слайд 20)

Условия работы:

- четко обведен шаблон;

- аккуратно вырезана развертка;

- нет следов клея на изделии;

- соблюдена последовательность работы.

Итак, первый урок трудового обучения закончен, можете идти на перемену.

- При выполнении работы, соблюдайте правила работы с ножницами, условия работы. План работы у вас на партах.

Приступайте к изготовлению конверта.


Ножницы, карандаш простой, клей, кисточка.

Разложить принадлежности так, чтобы удобно было брать.

Поддерживать порядок на столе.

Лишнего ничего не должно быть.


1, 3

7

Самостоятельная практическая деятельность учащихся

Итак, с чего начнем работу?

(Учитель контролирует работу, индивидуальная помощь)

- Расскажи, что ты сейчас делаешь?

- Что потом надо сделать?

- После этого?

Изготавливали конверт.

Разметку изделия, вырезание развертки, приклеивание.


1, 3, 5

8

Рефлексия деятельности


Закончили работу.

Анализ выполненных работ.

Один ученик оценивает изделие другого ученика по условиям работы.

Другой ученик оценивает свою работу.

- Какие ошибки или неточности были допущены при выполнении?

Сейчас каждый прикрепит свой конверт к доске. Посмотрите, какая получилась у нас почта, теперь вы смело можете отправлять письма, делать поздравления.- Что мы сегодня делали на уроке?

-Мы достигли нашей цели, научиться изготавливать конверт?

-Какие знания и умения мы применили для этого?

- Какие трудности встретились в работе?

Ученики выполняют самоанализ и взаимоанализ работ под руководством учителя.


5



Работа на данном уроке позволила сформировать такие логические универсальные учебные действия как анализ (анализировали план, предложенный в учебнике), доказательства (определяли правильный план работы из трех и доказывали свою точку зрения), сравнение (сравнивали результаты своей работы с тем, что предполагалось, согласно инструкционной карте).

Конспект урок технологии №5

Тема: Оригами «Птицы»

УУД: 1. предметные: научиться выполнять работу по чертежу; работать в технике оригами; метапредметные: 2. познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и  обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых  упражнений; 3. регулятивные: 3.1. познавательная инициатива; 3.2. волевая саморегуляция в ситуации затруднения; 4. коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; 5. личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Фрагмент урока.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

3

Изучение нового материала

Установка на работу.

Рассмотрите, перед вами лежит квадратной формы белый лист бумаги, а рядом технологическая карта изготовления оригами птицы. Каждый этап отмечен цифрой.

Выполнение оригами по технологической карте.

Самостоятельно (учитель следит за работой со стороны и помогает по необходимости) выполняется оригами….


Рассматривают схему.
Выполняют поделку.


2,4,5


Работа с инструкционной картой позволила обучающимися самостоятельно изготовить птиц. Ученики соотносили с инструкционной картой то, что они уже сделали и какое действие будет следующим, сворачивали бумагу соответствующим способом. При необходимости они помогли повторить нужное действие, соотнести полученное изделие с предполагаемым результатом. Итак, на данном уроке уделялось внимание развитию таких логических универсальных учебных действий как анализ (проанализировали, как необходимо свернуть бумагу), сравнение (соотнесение полученного изделия с картой и определение правильности выполнения).