ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1171
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
70
McCormick J. F. (1998). Ten summer rejuvenators for school counselors. Professional
School Counseling, 1, 61-63.
Meichenbaum D. (1993). Changing conceptions of cognitive behavior modification: Retro- spect and prospect. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 61, 202-204.
Miller G. A., Wagner A., Britton T. R. & Gridley,
В. Е. (1998). A framework for under- standing the wounding of healers. Counseling and Values, 42, 124-132.
Mostert D. L., Johnson E. & Mostert M. R. (1997). The utility of solution-focused, brief counseling in schools: Potential from an initial study. Professional School Counseling, 1, 21-24.
Myers J. E. (1992). Wellness, prevention, development: The cornerstone of the profession.
Journal of Counseling & Development, 71, 136-138.
Myrick R. D. (1997). Traveling together on the road ahead. Professional School Counseling,
1, 4-8.
OsborneJ. L, Collison
В. В., House R. M., Gray L A., Firth J. & Lou M. (1998). Developing a social advocacy model for counselor education. Counselor Education and Supervision, 37, 190-
202.
Patterson L. E. & Welfel E. R. (1994). Counseling process (4th ed.). Pacific Grove
С A:
Brooks/Cole.
Pines A. & Aronson E. (1981). Burnout: From tedium to personal growth. New York: Free
Press.
Rak C. F. & Patterson L. E. (1996). Promoting resilience in at-risk children. Journal of
Counseling & Development, 74, 368-373.
Robinson S. E. & Kinnier R. T. (1988). Self-instructional versus traditional training for teaching basic counseling skills. Counselor Education and Supervision, 28, 140-145.
Roehlke H. J. (1988). Critical incidents in counselor development: Examples of Jung's con- cept of synchronicity. Journal of Counseling and Development, 67, 133-134.
Rogers C. R. (1961). On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin.
Ronnestad M. H. & Skovholt,
Т. М. (1993). Supervision of beginning and advanced gradu- ate students of counseling and psychotherapy. Journal of Counseling & Development, 71, 396-405.
Savicki V & Cooley E.J. (1982). Implications of burnout research and theory for counselor educators. Personnel and Guidance Journal, 60, 415-419.
Seligman L. (1997). Diagnosis and treatment planning in counseling (2nd ed.). New York:
Plenum.
Shertzer B. & Stone S. C. (1974). Fundamentals of counseling. Boston: Houghton Mifflin.
Simon G. M. (1989). An alternative defense of eclecticism: Responding to Kelly and Ginter.
Journal of Mental Health Counseling, 2, 280-288.
SkovholtT. M. & McCarthy R R. (1988). Critical incidents: Catalysts for counselor devel-
opment. Journal of Counseling and Development, 67, 69-72.
Smart D. W. & Smart J. F. (1997). DSM-IV and culturally sensitive diagnosis: Some obser- vations for counselors. Journal of Counseling & Development, 75, 392-398.
Tysl L. (1997 January). Counselors have a responsibility to promote the counseling profes- sion. Counseling Today, 16.
Ungersma A. J. (1961). The search for meaning. Philadelphia: Westminster.
Waldo M. (1989). Primary prevention in university residence halls: Paraprofessionalled rela- tionship enhancement groups for college roommates. Journal of Counseling and Development, 67,
465-471.
Watkins
С. Е. Jr. (1983). Burnout in counseling practice: Some potential professional and personal hazards of becoming a counselor. Personnel and Guidance Journal, 61, 304-308.
Wiggins J. & Weslander D. (1979). Personality characteristics of counselors rated as effec- tive
от ineffective. Journal of Vocational Behavior, 15, 175-185.
Wilcox-Matthew L., Ottens A. & Minor C. W (1997). An analysis of significant events in
counseling. Journal of Counseling & Development, 75, 282-291.
WitmerJ. M. & Young M. E. (1996). Preventing counselor impairment: A wellness model.
71
Journal of Humanistic Education and Development, 34, 141-155.
Young R. A. (1988). Ordinary explanations and career theories. Journal of Counseling and
Development, 66, 336-339.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 83
ГЛАВА 3
ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Холодным, серым утром в начале сентября
я забросил последний чемодан в свой «Мустанг»
и тихо попрощался
с неброской прелестью Северной Каролины.
С замиранием сердца я подбираюсь к синеющему
океанскому побережью Коннектикута
в предчувствии новых мест и неизвестности.
Со мной путешествуют шотландская овчарка по кличке Эли
и спокойные свежие воспоминания о недавней сессии консультирования.
Ты так долго боролся со страхами,
которые я провоцировал, из ребячества назвав тебя
«Джейкобом»,
что ты являешься одинаково частью меня и моего
багажа.
Ты проходишь по этой горько-сладковатой жизни,
одинаково дарующей друзей и опасности.
Жизни, вкусом напоминающей вкус гладкой на ощупь,
оранжевой осенней хурмы,
обманчиво приятной, но терпкой.
Bittersweet, by S.
Т. Gladding, 1984,
Counseling and Values, 28, p. 146.
Консультирование не является свободной от ценностных критериев нейтральной деятельностью (Cottone &Tarvidas, 1998; Schulte,1990). Более того, это профессия, которая базируется на ценностях, являющихся «представления- ми-ориентирами о том, что такое благо... и каким образом оно достигается»
(Bergin,
1985, р. 99). Ценности составляют ядро в отношениях между участни- ками консультирования. Любые цели консультирования, «неважно, сводятся ли они к облегчению патологических симптомов или к изменению стиля жизни, скреплены системой ценностей» (Berlin, 1992, р. 9). Кроме того, поскольку кон- сультирование представляет собой столь сложную и многогранную профессию, консультанты по необходимости должны подчиняться этическим и правовым нормам (De Pauw, 1986; McGovern, 1994).
Если консультанты не разобрались в своих (и своих клиентов) личност- ных ценностях, плохо представляют свою этическую и юридическую ответ- ственность, они могут нанести вред своим клиентам, несмотря на самые благие намерения (Huber, 1994; Remley, 1991). Поэтому, прежде чем приступать к ока- занию помощи другим людям, консультантам необходимо накопить достаточ-
72 ные знания о себе самих в дополнение к изучению этических и правовых прин- ципов, относящихся к гфофессии консультирования.
В данной главе рассматриваются этические стандарты, правовые ограни- чения и нормы, которыми руководствуются консультанты. Все это существенно для их работы и благополучия, а также для успеха процесса консультирования.
В отдельных случаях (но не во всех) этические и юридические нормы совпада- ют (Wilcoxon, 1993).
О
ПРЕДЕЛЕНИЯ
:
ЭТИКА
,
МОРАЛЬ
,
ПРАВО
Этика имеет отношение к «принятию решений морального характера в отношении людей и их взаимодействий с обществом» (Kitchener, 1986, р. 306).
Термин часто употребляется как синоним слова «мораль», и в отдельных слу- чаях эти понятия совпадают. Оба связаны с «понятиями добра и зла, или учени- ем о человеческом поведении и ценностях» (Van Hoose & Kottler, 1985, p. 2).
Тем не менее каждый из этих терминов имеет свое значение.
«Этика обычно определяется как философская дисциплина, которая име- ет отношение к человеческому поведению и принятию моральных решений»
(Van Hoose & Kottler, 1985, p.
3). Этика, по своей природе, является норматив- ной и концентрируется на принципах и стандартах, которые обусловливают взаимоотношения между людьми, например между консультантами и клиента- ми. Мораль, с другой стороны, связана с оценкой действий. Она ассоциируется с такими словами, как добро, зло, правильно, неправильно, возможно и должно
(Brandt, 1959; Grant,
1992). Консультантам присущи определенные моральные устои, а применяемые ими теории содержат предположения относительно че- ловеческой природы, в которых явно или неявно присутствуют ответы на во- просы: «что представляет собой человек и каким он должен быть?» (Cristopher,
1996, р. 18).
Закон — это точная формулировка руководящих стандартов, установлен- ных для того, чтобы гарантировать юридическую и моральную справедливость
(Hummell, Talbutt & Alexander,
1985). Закон может быть установлен законода- тельным органом, решением суда или традицией, как это имеет место в англий- ском обычном праве (Anderson, 1996). Закон не диктует, что является этически верным в данной ситуации, он определяет, что является законным. Иногда то, что не противоречит законам в данный период времени (например, отдельные аспекты расовых, возрастных, сексуальных вопросов), признается определен- ной частью общества неэтичным и аморальным. В качестве примера можно привести противоречие между юридическими и этическими аспектами в приня- той в 1994 году Поправке Хелмса/Смита к Закону о начальном и среднем обра- зовании (Elementary and Secondary Education Act — ESEA). В этой поправке предпринималась попытка урезать финансирование школ, проводящих кон- сультирование для учащихся-гомо-сексуалов и лесбиянок.
Конфликты между законом и морально-этической системой общества мо- гут происходить на разных уровнях (табл. 3.1). Часть из этих конфликтов реша-
73 ется в суде. Действительно, многие консультанты относятся к жалобам этиче- ского характера с не меньшей серьезностью, чем к судебным искам (Chauvin &
Remley,
1996). Хотя законы более объективны и конкретны, чем большинство этических и моральных кодексов, они зачастую изменяются в ответ на требова- ния отдельных людей или групп.
Таблица 3.1
Взаимодействие этики и права
Пример
1. Этично и законно
Точное следование закону
Соблюдение конфиденциальности в от- ношениях с клиентом, что также регули- руется законом о неразглашении
2. Этично и незаконно
Невыполнение несправедли- вого закона
Отказ нарушить обещанную конфиденци- альность даже по запросу суда.
3. Этично и не регули- руется законом
Совершение доброго дела, когда это не запрещено зако- ном
Бесплатное обслуживание неимущих кли- ентов
4. Неэтично и законно
Следование несправедливому закону
.
Следование указу Федеральной професси- ональной комиссии, провозглашающему, что этические кодексы не могут препят- ствовать использованию рекомендатель- ных писем в рекламе услуг консультиро- вания
5. Неэтично и незаконно
Нарушение справедливого закона
Раскрытие конфиденциальной информа- ции, защищенной законом о неразглаше- нии
6. Неэтично и не регулируется законом
Нанесение вреда, без наруше- ния закона
Поощрение зависимости клиента с целью усиления ощущения собственной власти
Источник: Ethical and professional issues in counseling (p. 86), by R. R. Cottone and V. M.
Tarvydas, 1998, Upper Saddle River NJ: Prentice Hall and Guide to ethical practice in psychotherapy by A.
Thompson, 1990, New York: John Wiley & Sons.
Э
ТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
С этическими и ценностными проблемами сталкиваются все профессио- нальные консультанты. Тем не менее некоторые из них оказываются лучше осведомленными или более подготовленными к разрешению этих проблем.
Паттерсок (Patterson, 1971) заметил, что профессиональное соответствие кон- сультантов связано со знанием и практическим применением ими этических принципов Уэлфел (Welfel, 1998) добавляет, что и эффективность консультан- тов связанг с их этическими знаниями, а также способностью поступать в соот- ветствии с ними.
Неэтичное поведение в консультировании может принимать разные фор- мы Искушения, общие для всех людей, существуют и для консультантов. К та- ким искушениям относятся: «физическая близость, распространение сплетен или возможность карьерного роста (за взятку)» (Welfel & Lipsitz, 1983b, p. 328).
74
Определенные формы неэтичного поведения являются очевидными и допуска- ются сознательно, тогда как другие — более скрыты и непреднамеренны. Но в любом случае пагубность последствий одинакова.
Вот несколько наиболее распространенных форм неэтичного поведения в консультировании (Levenson, 1986; Pope & Vetter, 1992; Swanson, 1983a):
• нарушение конфиденциальности;
• превышение уровня профессиональной компетенции;
• пренебрежение своими обязанностями;
• претензии на компетенцию, которой не обладаешь;
• навязывание собственных ценностей клиенту;
• попытка поставить клиента в зависимость;
• сексуальные действия с клиентом;
• определенные конфликты интересов, такие как двойственные отноше- ния;
• спорные финансовые договоренности, в частности назначение чрезмер- ной платы;
• несоответствие рекламе.
Целое подразделение в составе АСА — Ассоциация за духовные, этиче- ские и религиозные ценности в консультировании (ASERVIC) — специально за- нимается вопросами ценностей и этики в работе консультантов (Bartlett, Lee &
Doyle,
1985). Это подразделение, регулярно рассматривающее этические про- блемы, обратило внимание на такие вопросы, как консультирование пожилых, привитие культурных ценностей, феминизм, задолго до того как они стали объ- ектом внимания консультирования в целом. ASERVIC даже издавала руковод- ство по этике для групповых лидеров, входящих в профессиональные организа- ции консультирования. Помимо опережающей работы над этическими и цен- ностными вопросами, которую ASER VIC проводит посредством своих комис- сий, она издает журнал «Counseling and Values», который содержит публикации по этическим вопросам.
К
ОДЕКСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
И СТАНДАРТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Обращаясь к ситуациям, связанным с этическим выбором, консультанты разработали кодексы профессиональной этики и стандарты поведения, «бази- рующиеся на общепринятой системе ценностей» (Hansen, Rossberg & Cramer,
1994, p.
362). Профессиональные консультанты по многим причинам добро- вольно придерживаются этих кодексов. «Помимо других целей, этический ко- декс предназначен для того, чтобы давать конкретные формулировки для га- рантии защиты прав клиентов, одновременно отвечая ожиданиям специали- стов» (Wilcoxon, 1987, р. 510). Другая причина создания этических кодексов за- ключается в том, что «без кодекса установленной этики группа людей со схо- жими интересами не может считаться профессиональной организацией» (Allen,
1986, р. 293). Этические нормы не только помогают сделать ассоциацию про-
75 фессиональной на общем уровне, они «предназначены для осуществления определенной регуляции профессиональной деятельности членов ассоциации» на персональном уровне (Swanson, 1983a, р. 53). Ван Гус и Коттлер (Van Goose
& Kottler,
1985) приводят еще три довода в пользу существования этических кодексов.
• Этические стандарты защищают профессию от вмешательства прави- тельства. Они позволяют профессионалам регулировать свои внутренние во- просы и функции автономно, без контроля со стороны правительства.
• Этические стандарты помогают контролировать внутренние разногла- сия и споры, обеспечивая таким образом стабильность внутри профессии.
• Этические стандарты защищают профессионалов от общественности, особенно в случаях предъявления судебных исков за злоупотребления. Если профессионалы действуют в соответствии с этическими руководствами, их дея- тельность считается удовлетворяющей принятым стандартам.
Кроме того, этические стандарты предоставляют клиентам определенную защиту от шарлатанов и некомпетентных консультантов (Swanson, 1983a). Так же как и консультанты, клиенты могут применять этические кодексы в качестве руководства при решении спорных вопросов.
Р
АЗРАБОТКА ЭТИЧЕСКИХ
КОДЕКСОВ ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТОВ
Американская ассоциация консультирования (АСА) (в то время APGA —
Американская ассоциация по подбору персонала и персональному руководству) создавала свои первые стандарты на базе этического кодекса АРА (Allen, 1986).
Разработка первого кодекса АСА была инициирована Дональдом Сьюпером и была завершена в 1961 году (Callis, Pope & DePauw, 1982). С тех пор кодекс пе- риодически пересматривался (в 1974, 1981, 1988 и 1995 годах). АСА также из- дает «А Practitioner's Guide to Ethical Decision Making» («Практическое руко- водство по , принятию этически правильных решений») (Forester-Miller &
Davis,
1996), видеоконференции по разрешению острых этических проблем (Sa- lo, Forester-Miller & Hamilton,
1997) и «Ethical Standards Casebook» («Книга прецедентов применения этических стандартов») (Herlini & Corey, 1996).
Последний этический кодекс АСА называется «Code of Ethic and Stand-
ards of Practice»
(«Этический кодекс и стандарты практической работы»). По- добный кодекс является одним из наиболее значительных признаков, свиде- тельствующих, что профессиональное консультирование перешло в зрелое со- стояние, поскольку характерным признаком профессии является стремление к специализации знаний и к соблюдению норм этического кодекса.
В кодексах АСА этические стандарты распределены по восьми тематиче- ским разделам. Их содержание подобно содержанию многих других этических кодексов (Allen, Sampson & Herlihy, 1988), и в то же время они отвечают спе- цифике консультирования. Первый раздел относится к характеру взаимоотно- шений консультирования, включая профессиональную ответственность кон-