ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1167
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
64 ровании, а Национальное правление сертифицированных консультантов теперь выдает диплом по специальности «супервизирование». Нередко консультантам, уже имеющим лицензию, практика супервизирования учитывается при подсче- те баллов CEU.
Чтобы быть эффективным, супервизирование должно проходить на уровне, соответствующем уровню развития консультанта. Для начинающих практическую работу консультантов, которые имеют значительный разрыв между знаниями в теории и практическими навыками, более продуктивным бу- дет такой подход, при котором супервизоры выступают в хорошо структуриро- ванной роли учителя (Ronnestad & Skovholt, 1993). В этом случае супервизоры могут занимать более авторитарную, дидактичную, поддерживающую пози- цию, чем если бы они работали с более подготовленными консультантами или с теми, кто имеет опыт практической работы. В последнем случае супервизоры могут выступать в большей степени как оппоненты или советники. Несмотря на то что супервизирование, как и само консультирование, может способствовать самопознанию, данный процесс больше направлен на профессиональный рост, а не на личностный (Ronnestad & Skovholt, 1993).
При организации супервизирования необходимо иметь в виду не только реальное положение вещей, но и множество существующих мифов. Мифы — продукт крайних точек зрения. Вот примеры мифов: «один супервизор может выполнять все супервизорские роли», «индивидуальное супервизирование яв- ляется наилучшим» или «супервизоры не нуждаются в обучении» (McCarthy,
DeBell, Kanuha & McLeod, 1988).
А вот как все обстоит на самом деле.
• Не существует единой теоретической модели супервизирования — их несколько (например, бихевиоральная, содействующая, динамическая, систем- ная) (Landis & Young, 1994).
• Для того чтобы супервизорские отношения были продуктивными, необ- ходимо выявить уровень развития обучаемого и составить письменный пере- чень реалистичных целей (Borders & Leddick, 1987).
• Существует значимая связь между репутацией супервизора (например, его кредит доверия) и деятельностью обучаемого (Carey, Williams & Wells,
1988).
В целом наблюдается рост публикаций, посвященных супервизированию и разработке методов супервизирования в консультировании (Dye & Border,
1990). Например, модель рефлектирующей команды является современным ин- новационным способом проведения группового супервизирования, особенно в работе с супругами и семьями (Landis & Young, 1994.) В этой модели применя- ется метод мозгового штурма. В ситуации сотрудничества обучающимся кон- сультантам предлагается стать на позицию клиента, как они ее себе представ- ляют, и коллективно разработать гипотезу относительно поведения клиента.
Консультанты, использующие все положительные стороны супервизиро- вания, особенно при возможности экспертного супервизирования (супервизи- рования среди равных), могут как получать, так и предоставлять информацию о себе и своих клинических возможностях. Такой прирост знаний является фун-
65 даментом, на котором может строиться любой конструктивный профессио- нальный опыт.
П
РОПАГАНДА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Кроме достоинств и качеств, связанных с личностью консультанта и с процессом консультирования, хорошие консультанты характеризуются умени- ем пропагандировать себя и свою профессию. «Пропаганду можно определить как распространение и популяризацию идей или взглядов через связи с широ- кой публикой. Это включает организационную и просветительскую деятель- ность (Tysl, 1997, р. 16). Консультантам необходимо отстаивать и активно под- держивать интересы клиента и профессии консультирования. Это бывает нуж- но, что бы исправлять несправедливость и способствовать улучшению положе- ния определенных людей или групп (Osborne et al., 1998). Проводится пропа- ганд разными способами, например путем презентаций в клубах и на собраниях общественности, написания статей для газет или участия в деятельности обще- ственных центров. Особенно важно заниматься разъяснением проблем соци- ально незащищенного населения, так как подобные группы обычно не имеют голос или признания. Время от времени приходится заниматься защитой таких люде: и поиском способов, позволяющих обеспечить уважение их прав и удо- влетворение их потребностей через социальные программы (McClure & Russo,
1996).
Другой формой пропаганды является участие в политической деятельно- сти Консультанты должны не только хорошо разбираться в социальных вопро- сах, н и влиять на принятие законов, когда существующее положение неблаго- приятн сказывается на состоянии их клиентов или профессии консультирова- ния. Консультанты могут письменно обращаться к законодателям или ходить к ним на при ем. Отстаивание принятия социально значимых законопроектов, та- ких как школь ное законодательство, или билль о реавторизации инициатив, или закон реабилитации, является жизненно важным для благополучия кон- сультантов и клиентов.
Пропаганда осуществляется на многих уровнях, например на региональ- ном или федеральном (Goetz, 1998). Консультанты могут разными способами положительно воздействовать на принятие законов. Во-первых, они должны быть инфор мированными и знать, какие законопроекты рассматриваются в данный момент.
Отдел публичной политики и информации АСА — превосход- ный ресурс для получения информации относительно федеральных законода- тельных инициатив - может быть доступен через сайт АСА в Интернете.
Во-вторых, консультанты должны знать правила эффективного общения с законодателями. Использование жаргона, преувеличений или бессистемное изложение своих мыслей вредит имиджу консультанта. Поэтому важно быть организованным, кратким и конкретным в отстаивании определенных дей- ствий. Гибкость и предвосхищение реакции противоположной стороны являют- ся важными факторами достижения успеха.
Наконец, необходимо быть настойчивым. Как и в консультировании,
66 продолжительное приложение усилий имеет решающее значение в работе с за- конодательными органами. Инициативы могут потребовать не одного года лоб- бировани прежде, чем они будут приняты. Например, лицензирование консуль- тантов был узаконено в штате Мэриленд в 1998 году, но только после двадца- тилетних усилий.
Р
ЕЗЮМЕ
По-видимому, требования к тем, кто собирается стать эффективным кон- сультантом, будут повышаться по мере развития консультирования как профес- сии. Тем не менее всегда можно будет выделить некоторые основные качества, которыми должен обладать каждый консультант для того, чтобы его деятель- ность была эффективной.
Первыми из них могут быть названы индивидуальные качества. Наличие интересов, соответствующей подготовки и способностей позволяет консультан- ту комфортнее чувствовать себя в процессе работы. Большинство эффективных консультантов имеют социальные и художественные интересы и получают удовольствие, работая с людьми, помогая им в решении различных проблем или способствуя их развитию. Эффективные консультанты в целом характери- зуются как душевные, дружелюбные, открытые, чуткие, терпимые и творческие люди. Они постоянно занимаются своим психическим здоровьем и прилагают усилия, чтобы не оказаться опустошенными и неэффективными.
Образование — второе качество, имеющее отношение к эффективности консультирования. Эффективные консультанты проходят курс обучения по утвержденной программе подготовки консультантов докторского или маги- стерского уровня или по эквивалентной программе. Многие также приобретают навыки и опыт, необходимые для работы по специальным направлениям кон- сультирования.
Третьей областью, имеющей отношение к эффективности консультиро- вания, является знание теории и системный подход. Эффективные консультан- ты знают, что соотношение между теорией и практической работой с клиента- ми — это соотношение между «почему» и «как». Они знают, что нет ничего бо- лее практичного, чем владение разными теоретическими и системными подхо- дами консультирования. Этих консультантов нельзя обвинять в несистемном и непостоянном применении теорий и методов в своей практике. Многие при- держиваются в работе здравого эклектизма. В своей практике они ориентиру- ются на подход «развитие/личностная гармония», на медицин- скую/патологическую модель или на нечто среднее. Независимо от этого, кон- сультанты знают закономерности индивидуального развития на протяжении жизни, а также знают терминологию и условия применения ДСМ.
Наконец, эффективные консультанты активно занимаются связанной с консультированием деятельностью. Они осознают важность поддержания своей компетентности на современном уровне путем участия в программах непре- рывного обучения и в супервизировании. Более того, они защищают потребно-
67 сти своих клиентов, равно как и профессии консультирования.
З
АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.
Исследования показывают, что отдельные типы личности более, чем другие, подхо- дят для профессии консультанта. Предположим, что вы не обладаете идеальным для этой профессии набором личностных качеств (например, социальных, артистических, предпри- нимательских). Как вы смогли бы компенсировать свои недостатки? В группах по три чело- века обсудите ваши представления о личностных качествах, необходимых для эффективного консультирования.
2. Рассмотрите качества идеального консультанта (личность, образование, теор тиче- ская позиция). Обсудите, насколько, по вашему мнению, эти качества могли бы отличаться, если бы вы занимались консультированием не в США, например, в Индии, Швеции, Израи- ле, Австралии или Аргентине (или в России. — Примеч. науч. ред.). Поделитесь своими мыс- лями с аудиторией.
3. Обсудите с одним из своих сокурсников, как вы могли бы помочь друг дру вырасти профессионально при условии, что у вас неравные способности к консультированию. После того как вы составите список, поделитесь своими соображениями с другой парой, а затем с аудиторией в целом. Обсудите в аудитории, как сформулированные вами стратегии могут оказаться полезными вашем профессиональном совершенствовании на протяжении всей ка- рьеры
4. Вместе с одним из сокурсников обсудите, в чем состояло бы сходство и в
HI разли- чия подходов вашей работы с клиентами, если бы вы придерживали двух противоположных подходов — модели «развитие/благополучие» и могли «медицинской патологии». Обсудите свои результаты в аудитории.
5. Рассмотрите, как ассоциации консультирования и отдельные консультанты отстаи- вают потребности своих клиентов и самого консультирования. Лучше всего начать с посе- щения домашней страницы секции публичной полити АСА.
Л
ИТЕРАТУРА
American Psychiatric Association. (1994) Diagnostic and statistical manual of mental dis-
orc,(4th ed.). Washington DC: Author.
Auvenshine D. & Noffsinger A. L. (1984). Counseling: An introduction for the health and
hun services. Baltimore: University Park Press.
Bandura A. (1982). The psychology of chance encounters and life paths. American Psy-
chologist 37,747-755.
Bernard J. M. & Goodyear R. K. (1998). Fundamentals oj'clinicalsupervision (2nd ed.).
Bosl Allyn & Bacon.
Borders L. D. & Leddick G. R. (1987). Handbook of counseling supervision. Alexandria
Association for Counselor Education and Supervision.
Borders L. D. & Leddick G. R. (1988). A nation wide survey of supervision training. Couns
Education and Supervision, 27, 271-283.
Bowman J. T. & Reeves T. G. (1987). Moral development and empathy in counseling.
Couns Education and Supervision, 26, 293-298.
Boy A. V. & Pine G.J. (1980). Avoiding counselor burnout through role renewal. Personnel
Guidance journal, 59,161-163.
Boy A. V. & Pine G.J. (1983). Counseling: Fundamentals of theoretical renewal. Counseling
Values, 27, 248-255.
68
Brammer L. M., Abrego E & Shostrom E. (1993). Therapeutic counseling and psychothei
(6th ed.). Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.
Brammer L.
М. & MacDonald G. (1996) The helping relationship: Process and skills (6th ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Carey J., Neukrug E., McAuliffe G., Pratt L. & Lovell C. (1990 November). Developmental-
izing the process of counselor education and supervision: What does the research tell us? Paper presented at the Southern Association for Counselor Education and Supervision Conference Nor- folk VA.
Carey J. C. Williams K. S. & Wells M. (1988). Relationships between dimensions of super- visors' influence and counselor trainees' performance. Counselor Education and Supervision,
28,130- 139.
Carkhuff R. R. (1969). Helping and human relations (Vols. 1 & 2). New York: Holt Rine- hart & Winston.
Carkhuff R. R. & Berenson B. G. (1967). Beyond counseling and psychotherapy. New
York: Holt Rinehart & Winston.
Cavanagh M. E. (1990). The counseling experience. Prospect Heights IL: Waveland.
Combs A. (1982). A personal approach to teaching: Beliefs that make a difference. Boston:
Allyn & Bacon. Cormier L. S. (1988). Critical incidents in counselor development: Themes and pat- terns./
омгиа/ of Counseling and Development, 67, 131-132.
Cormier L S. & Cormier W. H. (1998). Fundamental skills and cognitive behavioral inter-
ventions (4th ed,). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Council for Accreditation of Counseling and Related Educational Programs (CACREP).
(1994). Accreditation procedures manual and application. Alexandria VA: Author.
Denton W. (1990). A family systems analysis of DSM-HI-R. Journal of Marital and Family
Therapy, 16, 113-126.
Dingman R. L. (1990 November). Counselor creden-tialinglaws. Paper presented at the
Southern Association for Counselor Education and Supervision Conference Norfolk VA.
Dye H. A. & Borders L. D. (1990). Counseling supervisors: Standards for preparation and
practice. Journal of Counseling and Development, 69, 27-29.
Ellis A. (1984). Must most psychotherapists remain as incompetent as they are now? InJ.
Hariman (Ed.) Does psychotherapy really help people? Springfield IL: Thomas.
Elmore T. M. (1984). Counselor education and counseling psychology: A house divided?
ACES Newsletter, 44, 4,6.
Emerson S. & Markos E. A. (1996). Signs and symptoms of the impaired counselor. Jour-
nal of Humanistic Education and Development, 34, 108-117.
English H. B. & English A. G. (1956). A comprehensive dictionary of psychological and
psychoanalytical tenns. New York: Longman Green.
Ford D. Y., Harris J. J. Ill & Schuerger J. M. (1993). Racial identity development among- gifted black students. Journal of Counseling & Development, 71, 409-417.
Foster S. (1996 December). Characteristics of an effective counselor. Counseling Today, 21.
Gaushell H. & Lawson D. (1994 November). Counselor trainee family-of-origin structure
and current intergenerational family relationships: Implications for counselor training. Paper pre- sented at the Southern Association of Counselor Education and Supervision Convention, Charlotte,
NC.
Geroski A. M., Rodgers K. A. & Breen D. T. (1997). Using the DSM-IV to enhance collab- oration among school counselors, clinical counselors, and primary care physicians. Journal of
Counseling & Development, 75, 231-239.
Gladding S. T. (1990). Let us not grow weary of theory. Journal for Specialists in Group
Work, 15, 194.
Gladding S. T. (1998). Counseling as an art: The creative arts in counseling (2nd ed.). Al- exandria VA-. American Counseling Association.
Goetz B. (1998 May 27). An inside/outsider's view of the counseling profession today. Paper
69 presented at the Chi Sigma Iota Invitational Counselor Advocacy Conference, Greensboro, NC.
Grosch W. N. & Olsen D. C. (1994). When helping starts to hurt. New York: Norton.
Guy J. D. (1987). The personal life of the psychotherapist. New York: Wiley.
Hansen J. C. Stevic R. R. & Warner R. W. (1986). Counseling: Theory and process (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Harman R. L. (1977). Beyond techniques. Counselor Education and Supervision, 17, 157-
158.
Hinkle J. S. (1994). Psychodiagnosis and treatment planning using the DSM-IV. Greensboro
NC: Author.
Holland J. L. (1977). The self-directed search. Palo Alto CA: Consulting Psychologists
Press. Holland J. L. (1997). Making vocational choices (3rd ed.). Odessa FL: Psychological As- sessment Resources.
HollisJ. W. (1997). Counselor preparation, 1996-1998. Muncie IN: Accelerated Develop- ment.
Israelashvili M. (1998). Preventive school counseling: A stress inoculation perspective. Pro-
fessional School Counseling, 1, 21-25.
Ivey A. (1990). Developmental counseling and therapy. Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Ivey A. E. & Goncalves O. F. (1988). Developmental therapy: Integrating developmental processes into the clinical practice. Journal of Counseling and Development, 66, 406-413.
Ivey A. & Ivey M. B. (1990). Assessing and facilitating children's cognitive development:
Developmental counseling and therapy in a case of child abuse. Journal of Counseling and Devel-
opment, 68, 299-305.
Kelly K. R. (1988). Defending eclecticism: The utility of informed choice. Journal of Men-
tal Health Counseling, 10, 210-213.
Kleist D. M. & White L. J. (1997). The values of counseling: A disparity between a philoso- phy of prevention in counseling and counselor practice and training. Counseling and Values, 41,
128-140.
Kottler J. A. (1993). On being a therapist. San Francisco: Jossey-Bass.
Kurpius D. J. (1986). The helping relationship. In M. D. Lewis R. L. Hayes & J. A. Lewis
(Eds.) The counseling profession (pp. 96-129). Itasca IL: Peacock.
Landis L. L. & J. Young M. E. (1994). The reflective team in counselor education. Counse-
lorEducation and Supervision, 33, 210-218.
Lazarus A. A. (1967). In support of technical eclecticism. Psychological Reports, 21, 415-
416.
Lazarus A. A. & Beutler L. E. (993). On technical eclecticism. Journal of Counseling and
Development, 1,1, 381-385.
Lee C. C. & Sirch M. L. (1994). Counseling in an enlightened society: Values for a new mil- lennium. Counseling and Values, 38, 90-97.
Lenhardt A. M. C. (1997). Grieving disenfranchised losses: Background and strategies for counselors. Journal of Humanistic Education and Development, 35, 208-218.
Mathewson R. H. (1949). Guidance policy and practice. New York: Harper. May R. (1975).
The courage to create. New York: Norton.
May R., Remen N., Young D. & Berland W (1985). The wounded healer. Saybrook Review,
5,84-93.
Mays D. T. & Franks,
С. М. (1980). Getting worse: Psychotherapy or no treatment: The jury should still be out. Professional Psychology, 2, 78-92.
McBride M. C. & Martin G. E. (1990). A framework for eclecticism: The importance of theory to mental health counseling. Journal of Mental Health Counseling, 12, 495-505.
McCarthy P. ,DeBell C., KanuhaV & McLeodJ. (1988). Myths of supervision: Identifying the gaps between theory and practice. Counselor Education and Supervision, 28, 22-28.
McClure B. A. & Russo T. R. (1996). The politics of counseling: Looking back and for- ward. Counseling and Values, 40, 162-174.