ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1177
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
76 сультанта по отношению к его клиентам и их благополучию, например уваже- ние особенностей клиента и его прав. В этом разделе также рассматриваются индивидуальные потребности консультантов и способы решения таких слож- ных проблем, как двойственные отношения, оплата услуг и завершение кон- сультирования. Например, в этом разделе А С А четко заявляет, что сексуальная близость между консультантами и клиентами является неэтичной. Здесь также рассматриваются границы профессиональной компетенции в работе с клиента- ми, например возможность применения компьютера в консультировании.
Второй раздел охватывает вопросы конфиденциальности в консультиро- вании, включая право консультанта на невмешательство в его личную жизнь, правила ведения документации по консультированию, особенности работы с несовершеннолетними и неправоспособными клиентами, порядок консульта- ций у других специалистов, проблемы, связанные с исследованием и обучени- ем. Третий раздел сконцентрирован на вопросах, относящихся к профессио- нальной ответственности. Сюда включены материалы по профессиональной компетенции, по рекламе и ходатайствам, профессиональным полномочиям и ответственности перед обществом. Четвертый раздел касается взаимоотноше- ний с представителями других профессий, включая работодателей и работаю- щих по найму. В нем оговариваются такие вопросы, как взимание платы с кли- ентов, поступающих по направлениям агентств (что является нарушением эти- ки), а также отношения с субподрядчиками.
Пятый раздел посвящен проведению оценки и измерений, а также интер- претации. Кроме общей информации, он содержит данные, касающиеся умения применять и интерпретировать тесты. Шестой раздел фокусируется на вопро- сах, относящихся к обучению, прохождению практики и супервизированию, включая требования к педагогам и инструкторам, программам обучения кон- сультантов, студентам и практикантам. Седьмой раздел касается исследований и публикаций и определяет ответственность исследователей. В нем описана установившаяся практика информирования о результатах исследований (вклю- чая публикации). Наконец, в восьмом разделе рассматриваются способы разре- шения этических вопросов, включая права консультантов, подозреваемых в нарушении этического кодекса, и сотрудничество с комитетами по этике.
О
ГРАНИЧЕННОСТЬ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ
Рэмли (Remley, 1985) отмечает, что этические стандарты являются слиш- ком общими и идеалистическими; они редко отвечают на конкретные вопросы.
Более того, он показал, что такие стандарты часто не уделяют внимания вполне
«предсказуемым профессиональным дилеммам» (Remley, 1985, р. 181). Скорее, они предлагают ведущие принципы, основанные на опыте и оценках того, как консультанты должны себя вести. Во многих отношениях этические стандарты просто отражают житейский опыт, накопленный в профессии на определенный момент времени.
Любой этический кодекс содержит ряд специфических недостатков. Ни- же перечислены наиболее часто упоминаемые из них (Beymer, 1971; Corey, Co-
77 rey & Callanan, 1998; Mabe & Rollin, 1986; Talbutt, 1981).
• Некоторые вопросы не могут быть разрешены с помощью этического кодекса.
• Трудно добиваться выполнения этического кодекса.
• Возможны противоречия между стандартами, включенными в кодекс.
• Существуют юридические и этические вопросы, не охваченные кодек- сами.
• Этические кодексы представляют собой исторические документы. Сле- довательно, то, что ранее считалось приемлемым, через некоторое время может оказаться неэтичным.
• Возможны конфликты между этическими и юридическими кодексами.
• Этические кодексы не охватывают кросскультуральных проблем.
• Этические кодексы не охватывают все возможные случаи.
• Зачастую бывает трудно согласовывать интересы всех сторон, вовле- ченных в этический спор.
• Этические кодексы не являются проактивными документами для помо- щи консультантам в новых ситуациях.
Таким образом, хотя этические кодексы по многим причинам являются полезными, они тем не менее не лишены некоторых недостатков. Консультанты должны знать, что они не всегда смогут найти необходимую справку при обра- щении к этим документам. Тем не менее при возникновении этических вопро- сов в процессе консультирования консультанты должны в первую очередь све- ряться с этическими стандартами.
П
РОТИВОРЕЧИЯ В ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСАХ
И МЕЖДУ ЭТИЧЕСКИМИ КОДЕКСАМИ
Одновременно с введением этических кодексов и усилением внимания к ним возрос профессионализм консультирования (Stude & McKelvey, 1979). Од- нако, в силу трех причин, наличие таких стандартов создает потенциальную трудность для многих консультантов. Во-первых, как обнаружил Стадлер
(Stadler,
1986), чтобы поступать в соответствии с этическими нормами, кон- сультанты должны знать этические кодексы и уметь отличать этические ди- леммы от других типов дилемм. Такая дифференциация не всегда является лег- кой. Например, человек может занимать двойственную позицию, когда на сло- вах поддерживает этические принципы, а реально придерживается только своих убеждений или склонностей (например, по отношению к гомосексуализму).
Во-вторых, зачастую в кодексе могут содержаться различные, противоре- чащие друг другу этические принципы преодоления конфликтов в конкретной ситуации (Stadler, 1986). В качестве примера можно привести потенциальный конфликт между принципом конфиденциальности и действиями в интересах клиента. У клиента могут быть выявлены агрессивные тенденции в адрес окру- жающих или намерение причинить себе вред. В подобной ситуации консуль- тант, который сохраняет конфиденциальность, может на самом деле действо-
78 вать против интересов клиента или сообщества, к которому принадлежит кли- ент.
В-третьих, конфликт может произойти в тех случаях, когда консультанты принадлежат к двум или более профессиональным организациям с различаю- щимися этическими кодексами, как, например, кодексы АРА и АСА. Такие кон- сультанты могут оказаться вовлеченными в ситуацию, в которой выбор этиче- ски правильного действия не определен. Мэйб и Роллин (Mabe & Rolling 1986) отмечают, например, что этический кодекс АРА включает только шесть пара- графов, посвященных оценке, тогда как этические стандарты А С А более по- дробны. Если специалист является членом обеих организаций и занимается ме- тодами оценки, то каким этическим кодексом он должен руководствоваться?
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 83
П
РИНЯТИЕ ЭТИЧЕСКИ ВЕРНЫХ РЕШЕНИЙ
Принятие этически правильных решений зачастую является трудным де- лом, но это обязательный компонент консультирования. Принятие решений требует не только знаний, но и таких «достоинств, как характер, честность и нравственная позиция» (Welfel, 1998, р. 9). Встречаются консультанты, которые опираются на собственные этические стандарты, не соотнося их с этическими принципами, выработанными профессиональными ассоциациями консультиро- вания. Эти консультанты обычно нормально работают до тех пор, пока не ока- зываются в таких затруднительных положениях, «для которых не существует очевидного хорошего или наилучшего решений» (Swanson, 1983a, р. 57). В та- ких случаях возникают этические проблемы, а консультанты переживают бес- покойство, сомнение, неуверенность и смущение по поводу своего поведения.
К сожалению, их действия могут в какой-то момент оказаться неэтичными, по- скольку они не основываются ни на каком кодексе этики.
Иллюстрацией этого факта могут служить результаты исследования, про- водившегося на западе штата Нью-Йорк (Hayman & Covert, 1986). Исследовате- ли выявили пять типов этических затруднений, которые наиболее часто встре- чались у обследованной группы университетских консультантов: нарушение конфиденциальности, конфликт ролей, недостаточная компетентность консуль- танта, конфликт с работодателем или учреждением, а также проблемы, связан- ные со степенью угрозы, которую может представлять клиент для себя самого или для окружающих. Легче всего решаемыми оказались ситуационные про- блемы, связанные с угрозой, исходящей от клиента, тогда как проблемы компе- тентности консультантов и соблюдения конфиденциальности оказывались наиболее трудными. Неожиданный результат данного исследования, однако, состоял в том, что лишь менее одной трети респондентов ответили, что они до- веряют опубликованным профессиональным руководствам по разрешению эти- ческих дилемм. Напротив,
МНОГИЕ опираются на «здравый смысл» — страте- гия, которая может привести к принятию профессионально неэтичных или, в лучшем случае, неразумных решений.
Именно в таких ситуациях, когда возникают проблемы по спорным дей-
79 ствиям, таким как назначение или получение платы или двойственные отноше- ния, консультанты должны знать свои возможности и пользоваться ими (Gibson
& Pope, 1993).
Этическая аргументация, «процесс определения действующих в данной ситуации этических принципов и затем выбор наиболее приоритетных из них, выбор принципов, лучше отвечающих профессиональным требованиям и убеждениям», также является ключевым моментом (banning, 1992, р. 21).
При урегулировании этических вопросов консультанты должны предпри- нимать действия, «базирующиеся на внимательном, рефлексивном осмысле- нии» действий, которые, по их мнению, являются с профессиональной точки зрения правильными в конкретной ситуации (Tennyson & Strom, 1986, p. 298).
Целый ряд этических принципов имеет отношение к деятельности консультан- тов и принятию ими этических решений:
•
принцип благоприятного воздействия (совершение добра и предотвра- щение вреда);
•
принцип непричинения вреда (ненанесение ущерба);
•
принцип автономности (уважение свободы выбора и самоопределения);
•
принцип справедливости (честность);
• принцип точности (соблюдение или уважение обязательств).
Все эти принципы подразумевают сознательное принятие решения кон- сультантом в ходе процесса консультирования. Главным из этих принципов, основной этической обязанностью в консультировании иногда признают не- причинение вреда. Принцип непричинения вреда означает не только «исключе- ние возможности нанесения вреда в данный момент», но и «предотвращение вреда в будущем, а также пассивное уклонение от вреда» (например, Thompson,
1990, р. 105). Это базис, на котором основываются консультанты, работая с клиентами, подвергающими опасности себя или окружающих, или отвечая на неэтичное поведение своих коллег (Daniluk & Haverkamp, 1993).
Д
РУГИЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Свансон (Swanson, 1983a) также приводит перечень принципов, предна- значенных для того, чтобы оценить, было ли действие консультанта этически оправданным. Первый — принцип персональной и профессиональной честно-
сти. Консультант должен быть искренним как с самим собой, так и с клиентом.
Скрытые намерения или недружелюбные чувства препятствуют отношениям и толкают консультанта на сомнительную с точки зрения этики дорогу. Одним из способов решения проблем профессиональной и личной честности и возвраще- ния на этически правильный путь является проведение супервизирования
(Kitchener, 1994).
Вторым принципом является принцип действия в интересах клиентов.
Причем реализации этого принципа достичь существенно сложнее, чем декла- рировать его. Иногда может сложиться такая ситуация, когда консультант ста- нет распространять на клиентов свои личные ценностные ориентации и будет игнорировать их действительные желания (Gladding & Hood, 1974). В других случаях консультанты могут не суметь распознать критическое положение и с
80 готовностью воспримут идею, что лучшим в интересах клиента будет бездей- ствие.
Третий руководящий принцип состоит в том, чтобы действия консуль-
танта не имели преступного намерения или не преследовали личной выгоды. С некоторыми клиентами трудно иметь дело или относиться к ним с симпатией, и именно при работе с такими людьми консультант должен быть особенно осто- рожным. С другой стороны, консультанты должны быть внимательными, чтобы избегать установления с симпатичными им клиентами любых иных отношений, кроме консультационных (например, личностных или отношений, связанных с профессиональной деятельностью клиента). Ошибки в оценках, с наибольшей вероятностью, происходят тогда, когда личный интерес консультанта становит- ся частью отношений с клиентом (St. Germaine, 1993).
Последний принцип касается умения консультанта обосновывать дей-
ствие «как самое лучшее из всего того, что может быть выполнено, исходя из текущего состояния развития профессии» (Swanson, 1983a, р. 59). Чтобы при- нимать именно такие решения, консультанты должны следить за актуальными тенденциями в своей специальности; для этого необходимо читать профессио- нальную литературу, уделять внимание профессиональным семинарам и сове- щаниям, активно включаться в местные, федеральные и национальные меро- приятия в области консультирования.
В Ethical Standards Casebook АСА (Herlihy & Corey, 1996) содержатся примеры, в которых консультантам представлены детали и конкретный анализ этически проблемных ситуаций, а также даются принципы принятия этически верных решений и вопросы для размышлений. Каждая ситуация относится к определенному стандарту этического кодекса.
В процессе консультирования возникает множество ситуаций, в которых правильное поведение не является очевидным (Huber, 1994). Например, одним из сложнейших в практике консультирования является вопрос сохранения кон- фиденциальности в ситуации, требующей соблюдения баланса прав человека, больного СПИДом, и права общества быть защищенным от распространения заболевания (Harding, Gray & Neal, 1993). Подобным образом, множество эти- ческих дилемм, включая проблемы конфиденциальности и последствий приня- тия решений о разглашении сведений, возникает при консультировании взрос- лых, переживших в детстве инцест (Daniluk & Haverkamp, 1993). Поэтому для консультанта важно иметь возможность обратиться за советом к сборнику пре- цедентов, к коллегам или к профессиональным этическим кодексам в тех слу- чаях, когда они сомневаются в своих действиях.
О
БУЧЕНИЕ КОНСУЛЬТАНТОВ ПРИНЯТИЮ
РЕШЕНИЙ В СИТУАЦИИ ЭТИЧЕСКОГО ВЫБОРА
Существует несколько способов содействовать принятию этически вер- ных решений в консультировании, однако одним из лучших является организа- ция обучения, что и практикуется теперь в аспирантских программах по кон-