ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1238
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
И
СТОРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
.
В консультировании значимость исторического исследования часто недооценивается (Goldman, 1977). Причин этому много, но среди наиболее важных можно выделить то, что исторический метод исследо- вания не*, редко ассоциируется с психоисторией (Frey, 1978). Психоистория вплотную примыкает к теории психоанализа, и ее полезность в качестве спосо- ба понимания личности и событий ставится под сомнение (Thoresen, 1978).
Кроме того, как сообщает Фрей (Frey, 1978), психоистория, введенная в прак- тику Эриком Эриксоном (Erikson, 1958) и Уэллфлитской (Wellfleet) группой
(куда входили Кеннет Кени-стон (Keniston) и Роберт Коулс (Coles)), включает два аспекта:
• переживание и сообщение событий и действий, произошедших ранее и имевших воздействие на профессиональное развитие;
• приспособление существующих теорий и генерирование новых гипотез исследования.
Интерес журналов по консультированию ограничен в основном истори- ческими исследованиями публикаций некрологов известных консультантов или
590 обзорными интервью с пионерами этой профессии (Неррпег,1990). Хотя мето- ды, применяемые в историческом исследовании, обычно менее строгие и пре- имущественно качественные (не количественные), они позволяют получить ин- тересные и поучительные результаты. Они занимают важное место в изучении личности, что продемонстрировано в идеографических работах Гордона Олл- порта. Такой подход к исследованиям открыт для дальнейшего совершенство- вания.
О
ПИСАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
.
Описательное исследование концентрируется на описании существующих в профессии факторов. Оно подразделяется на три подкатегории: обследования (опросы), исследования конкретных случаев (case studies) и сравнительные исследования.
Обследование является одним из самых популярных методов, который широко применяется для сбора информации о поведенческих проявлениях и для описания недостаточно изученных и понятых характеристик (Fong,1992;
Heppner et al.,
1992). Обследования подобны другим методам исследования: они начинаются с формулирования исследовательской задачи, затем генерируется гипотеза, выбирается план обследования и осуществляется сбор и анализ дан- ных (Kerlinger,1986). Данные в обследовании могут быть получены четырьмя способами: личное интервьюирование, опрос по почте, телефонное интервьюи- рование, заочный метод, например анализ существующих документов или ар- хивов (Hackett, 1981; Marken, 1981; Moses & Kalton, 1972). Данные могут соби- раться как в структурированном, так и в неструктурированном виде, методом
срезов (одновременное изучение большого количества людей) или методом ло-
титюда (в течение определенного времени одни и те же люди обследуются два или более раз).
При тщательном проведении обследование позволяет получить большое количество информации о том, как клиенты воспринимают консультантов и их программы. В результате обследования могут быть также выявлены потребно- сти клиентов (Heppner et al., 1992; Hosie, 1994). Тем не менее проведение об- следований осложняется четырьмя серьезными проблемами. Первая из них за- ключается в том, что подбор средств обследования может быть недостаточно продуманным. Во-вторых, обследования не всегда дают высокую отдачу. В- третьих, описываемые явления не всегда удовлетворяют требованиям репрезен- тативности (Hackett,1981; Marken, 1981). В любом из этих трех случаев полез- ность результатов обследования существенно снижается из-за недостаточной строгости плана и методологии (Fong,1992). Четвертая проблема обследования
(как и почти всех других видов исследования) заключается в том, что оно мо- жет оказаться дорогостоящим (Robinson,1994).
Социальное воздействие хорошо спланированного и хорошо проведенно- го обследования показано в работе Кинси (Kinsey), посвященной сексуальному поведению мужчин и женщин. Обследование, проведенное Холлисом (Hollis,
1997), является примером полезности данного метода для консультирования. В течение нескольких лет Холлис собирал информацию для публикуемого спра- вочника программ обучения консультантов. Это обследование позволило полу- чать количественную релевантную информацию о тенденциях в национальных
591 образовательных программах по консультированию.
Исследование случаев
1
—
это попытка понять определенный объект, та- кой как личность, группа или программа, путем интенсивного и систематиче- ского изучения этого объекта в течение длительного времени. «Почти любой феномен-может изучаться методом исследования случаев» (Leedy, 1997, р. 157)
Отдельные исследования случаев проводятся с применением методов самоот- чета и недостаточно надежны, другие включают натуралистическое исследова- ние, в котором изучаемый процесс выходит за временные границы исследова- ния (Smith,1981). При проведении натуралистических исследований возникает ряд сложностей, связанных с организацией исследования, высокими затратами на работу, установлением причинности и ограниченной обобщенностью ре- зультатов. Кроме того, в них часто проявляются проблемы, связанные с иска- жениями в наблюдениях и гало-эффектом (распространение данных и выво- дов, полученных в результате наблюдения за конкретным человеком или явле- нием, на более широкую группу людей или явлений, без достаточных на то ос- нований) (Goldman, 1977). Чтобы минимизировать эти проблемы, Энтон (Anton,
1978) и Губер (Huber, 1980) предлагают несколько подробных планов экспери- мента, которые можно применять ко многим исследованиям случаев. Эти пла- ны могут оказаться полезными консультантам для экстраполяции результатов в тех ситуациях, когда время и ресурсы ограничены. Такие планы будут рассмот- рены в последующих разделах, посвященных экспериментальным методам.
Сравнительные исследования. Сравнительные исследования (также назы- ваемые корреляционными исследованиями) как бы образуют мостик между ис- торическими методами и методами исследования случаев, с одной стороны, и экспериментальными и квазиэкспериментальными методами — с другой. Срав- нительные исследования проводятся путем направленного количественного сравнивания набора данных. Такие исследования являются неманипулятивны- ми (Cozby, 1977). В них просто отмечается сходство в вариациях факторов без попыток установить причинно-следственные связи. Примером такого исследо- вания является изучение связи показателей религиозности с различными ин- струментально измеряемыми параметрами душевного здоровья. (Gladding, Lew- is & Adkins,
1981). Основным результатом этого исследования было установле- ние того факта, что люди с высокими показателями религиозности демонстри- руют также высокие показатели душевного здоровья. Результаты не приводят к выводу, что религиозность улучшает психическое здоровье; просто они конста- тируют тенденции, выявленные для двух групп показателей. Любая работа, в которой проводятся подобные сравнения, может считаться примером сравни- тельного исследования.
Э
КСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
. Методы экспериментального исследо-
вания применяются для описания, сравнения и анализа данных в контролируе-
1
Существуют разные переводы понятия case study, например: 1) конкретное социологическое исследование; 2) подробный анализ личности или группы как объекта медицинского, психиатрического, психологического или социологического исследования; 3) подробное всестороннее изучение определенного подразделения (корпора- ции) с целью выявления факторов, влияющих на его деятельность, и т. д.
592 мых условиях (Galfo & Miller, 1970; Heppner et al, 1992; McLeod, 1995). Экспе- риментальные методы, применяемые в консультировании, своим происхожде- нием обязаны естественным наукам. Цель их применения — определение влия- ния одной переменной на другую, что достигается с помощью контролирования других факторов, которые могли бы вызвать такой эффект. Другими словами, исследователи, которые применяют этот метод, пытаются установить причину события или явления. Для этого они определяют независимые и зависимые пе- ременные. Независимая переменная — это то, чем манипулирует исследователь, например способ воздействия на клиента. Зависимая переменная — та, по кото- рой регистрируется предполагаемое влияние, например поведение клиента. Ис- следователь полагает, что, если.влияние других факторов устранено, любые из- менения зависимой переменной будут следствием влияния независимой пере- менной. Например, в качестве независимой переменной в консультировании могут быть выбраны возраст, пол, личное обаяние или внешний вид консуль- танта. Примерами зависимой переменной являются реакции клиентов на эти особенности консультантов, в том числе уровень релаксации, сотрудничества и общей ответственности в условиях консультирования. Реакции могут быть из- мерены разными способами, в том числе с помощью анали-'зй аудио- и - видеозаписей, путем анкетирования и интервьюирования, проводимых после консультирования.
Коэн (Cohen, 1990) рекомендует при проведении исследования с незави- симыми и зависимыми переменными руководствоваться двумя общими прин- ципами: «чем меньше, тем лучше» и «чем проще, тем лучше». Чем меньше пе- ременных подлежат контролю и чем понятнее они могут быть представлены
(например, графически), тем проще самим исследователям и заказчикам понять значимость исследований в консультировании.
При проведении экспериментального исследования консультанту необ- ходимо быть уверенным в том, что он контролирует контаминационные пере-
менные (переменные, которые не оцениваются в исследовании, такие, напри- мер, как отличия в состоянии здоровья двух групп клиентов). Одним из наибо- лее общих способов контроля контаминационных переменных является созда- ние двух эквивалентных групп — экспериментальной и контрольной. Когда не- зависимая переменная варьируется в экспериментальной группе и остается неизменной в контрольной группе, влияние независимой переменной на зави- симую может быть установлено путем сравнения экспериментальных данных этих двух групп. Кэмпбелл и Стэнли (Campbell & Stanley, 1963) подробно опи- сали проблемы, Сопровождающие экспериментальное и квазиэксперименталь- ное исследования. Их работа рекомендуется читателям, желающим поближе познакомиться с данным вопросом.
Традиционно экспериментальное исследование включает в себя сравне- ние групп. Тем не менее, начиная с 1970-х годов все более популярным стано- вится исследование с одним испытуемым, известное как «N=1-исследование».
Миллер (Miller, 1985, р. 491) приводит шесть главных преимуществ, которые исследования с одним испытуемым имеют перед традиционными групповыми исследованиями. (Его исследование продолжает идеи Хилла, Картера и О'Фар-
593 релла (Hill, Carter & O'Farrel, 1983) и Сью (Sue, 1978)).
1. Исследование с одним испытуемым позволяет более адекватно описы- вать то, что происходит между консультантом и клиентом.
2. Положительные или отрицательные результаты могут быть представ- лены в терминах обрабатываемых данных.
3. Измерения результатов могут быть «привязаны» к специфическим про- блемам клиента.
4. Такое исследование позволяет изучать редкие и необычные явления.
5. Оно достаточно гибко, чтобы вводить новые процедуры диагностики и воздействия на клиента.
6. Оно может быть применено при оценке эффективности стратегии воз- действия для отдельного клиента.
Потенциальной проблемой является «проведение индивидуальных иссле- дований сразу за периодом стандартного воздействия, которое не принесло ре- зультата. Может последовать небольшое общее улучшение, которое не связано с примененным воздействием, а, лишь является регрессией (возвратом) к сред-
нему значению (например, тенденция крайних значений при повторных измере- ниях приближаться к средним величинам) (Aldridge, 1994, р. 337). Чтобы пре- одолеть эту трудность, особенно если процесс связан с лечением, исследовате- ли могут предусмотреть некоторый период, когда нет никакого воздействия и дается время для освобождения от эффектов предыдущих воздействий (таких, как лекарства).
Энтон (Anton, 1978) и Губер (Huber, 1980) описывают три интенсивных плана эксперимента, сфокусированных на индивидуальных исследованиях.
Простые временные серии. Простые временные серии являются наиболее общим интенсивным методом планирования эксперимента и относятся к так называемым двумерным АБ-планам. Сначала фиксируется исходный уровень
(фон) переменной А с помощью ежедневных записей о наблюдаемых в течение некоторого времени поведенческих проявлениях. В следующий период приме- няется определенная стратегия воздействия (переменная Б). Поведенческие проявления продолжают регистрироваться таким же образом. В конечном итоге при сравнении этих двух периодов выявляются существующие тенденции. По- строив график, консультант может определить, имела ли влияние данная стра- тегия воздействия и какое именно.
Реверсивный план. Этот метод сложнее, чем простые временные серии.
Он включает в себя повторение (АБАБ-план). Первая часть работы выполняется так же, как при использовании метода простых временных серий; однако воз- действие (Б) прекращается через некоторое время, и затем повторяется после- довательность «фон — воздействие». «Если второй период воздействия даст такой же результат, как и первый, можно достаточно уверенно предполагать, что изменения в уровне взаимодействия вызваны данным воздействием»
(Huber,
1980, р. 212).
Многофакторный план. Многофакторный план — наиболее сложный из экспериментальных планов — позволяет получать более обобщенные результа- ты. Есть три разновидности многофакторного плана: кросс-индивидуальный,
594 кросс-ситуационный и кросс-поведенческий (Schmidt,1974). Все три плана имеют разную направленность. Все три плана имеют одно общее: воздействие по очереди применяется к отдельному испытуемому, ситуации или поведенче- ской реакции; при этом исследователь собирает фоновые данные по другим ис- пытуемым, ситуациям и реакциям. Когда применение воздействия распростра- няется на всю популяцию, экспериментаторы могут более четко представлять силу данного воздействия. Как и в случае применения других методов, важно, чтобы результаты можно было представить графически.
В целом в разработке интенсивного плана экспериментального исследо- вания выделяется пять шагов.
1. Идентификация параметра, за изменением которого ведется наблюде- ние в ходе эксперимента.
2. Сбор фоновой информации.
3. Выбор способов вмешательства.
4. Осуществление стратегий вмешательства в соответствии с одним из трех рассмотренных планов эксперимента.
5. Оценивание изменений в наблюдаемом поведении, если таковые име- ются.
Р
ЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
Существуют определенные рекомендации для консультантов, которые используют в своей практике результаты исследований. Подобные рекоменда- ции включают в себя указания на сильные и слабые стороны исследовательских методов, на необходимость тщательного определения условий исследования, без их чрезмерного обобщения, выходящего за пределы изучаемого явления.
Это поможет исследователям максимально объективно оценить результаты и использовать их наиболее эффективно и адекватно, в соответствии с этически- ми правилами.
Проблема этичности исследований половых различий в настоящее время рассматривается несколькими авторами (McHugh, Koeske & Frieze,1986; Wake- field,
1992). Альтмайер, Грейнер и Гриффин-Пирсон (Altmaier, Greiner &
Griffin-Pierson, 1988, p.
346) предлагают несколько наиболее четких советов по этому вопросу.
• Следует обратить внимание на ценности, на которых базируется данное исследование.
• Консультанты должны искать факты, соответствующие их опыту и под- тверждаемые в разных условиях и исследованиях.
• Заказчик исследования не должен упускать из виду важные особенности женщины, такие как способность к деторождению.
• Не следует считать, что различия между мужчинами и женщинами рас- пределяются на континууме биполярно.
• При анализе работ о тендерных различиях можно увидеть и важность
СТОРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
.
В консультировании значимость исторического исследования часто недооценивается (Goldman, 1977). Причин этому много, но среди наиболее важных можно выделить то, что исторический метод исследо- вания не*, редко ассоциируется с психоисторией (Frey, 1978). Психоистория вплотную примыкает к теории психоанализа, и ее полезность в качестве спосо- ба понимания личности и событий ставится под сомнение (Thoresen, 1978).
Кроме того, как сообщает Фрей (Frey, 1978), психоистория, введенная в прак- тику Эриком Эриксоном (Erikson, 1958) и Уэллфлитской (Wellfleet) группой
(куда входили Кеннет Кени-стон (Keniston) и Роберт Коулс (Coles)), включает два аспекта:
• переживание и сообщение событий и действий, произошедших ранее и имевших воздействие на профессиональное развитие;
• приспособление существующих теорий и генерирование новых гипотез исследования.
Интерес журналов по консультированию ограничен в основном истори- ческими исследованиями публикаций некрологов известных консультантов или
590 обзорными интервью с пионерами этой профессии (Неррпег,1990). Хотя мето- ды, применяемые в историческом исследовании, обычно менее строгие и пре- имущественно качественные (не количественные), они позволяют получить ин- тересные и поучительные результаты. Они занимают важное место в изучении личности, что продемонстрировано в идеографических работах Гордона Олл- порта. Такой подход к исследованиям открыт для дальнейшего совершенство- вания.
О
ПИСАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
.
Описательное исследование концентрируется на описании существующих в профессии факторов. Оно подразделяется на три подкатегории: обследования (опросы), исследования конкретных случаев (case studies) и сравнительные исследования.
Обследование является одним из самых популярных методов, который широко применяется для сбора информации о поведенческих проявлениях и для описания недостаточно изученных и понятых характеристик (Fong,1992;
Heppner et al.,
1992). Обследования подобны другим методам исследования: они начинаются с формулирования исследовательской задачи, затем генерируется гипотеза, выбирается план обследования и осуществляется сбор и анализ дан- ных (Kerlinger,1986). Данные в обследовании могут быть получены четырьмя способами: личное интервьюирование, опрос по почте, телефонное интервьюи- рование, заочный метод, например анализ существующих документов или ар- хивов (Hackett, 1981; Marken, 1981; Moses & Kalton, 1972). Данные могут соби- раться как в структурированном, так и в неструктурированном виде, методом
срезов (одновременное изучение большого количества людей) или методом ло-
титюда (в течение определенного времени одни и те же люди обследуются два или более раз).
При тщательном проведении обследование позволяет получить большое количество информации о том, как клиенты воспринимают консультантов и их программы. В результате обследования могут быть также выявлены потребно- сти клиентов (Heppner et al., 1992; Hosie, 1994). Тем не менее проведение об- следований осложняется четырьмя серьезными проблемами. Первая из них за- ключается в том, что подбор средств обследования может быть недостаточно продуманным. Во-вторых, обследования не всегда дают высокую отдачу. В- третьих, описываемые явления не всегда удовлетворяют требованиям репрезен- тативности (Hackett,1981; Marken, 1981). В любом из этих трех случаев полез- ность результатов обследования существенно снижается из-за недостаточной строгости плана и методологии (Fong,1992). Четвертая проблема обследования
(как и почти всех других видов исследования) заключается в том, что оно мо- жет оказаться дорогостоящим (Robinson,1994).
Социальное воздействие хорошо спланированного и хорошо проведенно- го обследования показано в работе Кинси (Kinsey), посвященной сексуальному поведению мужчин и женщин. Обследование, проведенное Холлисом (Hollis,
1997), является примером полезности данного метода для консультирования. В течение нескольких лет Холлис собирал информацию для публикуемого спра- вочника программ обучения консультантов. Это обследование позволило полу- чать количественную релевантную информацию о тенденциях в национальных
591 образовательных программах по консультированию.
Исследование случаев
1
—
это попытка понять определенный объект, та- кой как личность, группа или программа, путем интенсивного и систематиче- ского изучения этого объекта в течение длительного времени. «Почти любой феномен-может изучаться методом исследования случаев» (Leedy, 1997, р. 157)
Отдельные исследования случаев проводятся с применением методов самоот- чета и недостаточно надежны, другие включают натуралистическое исследова- ние, в котором изучаемый процесс выходит за временные границы исследова- ния (Smith,1981). При проведении натуралистических исследований возникает ряд сложностей, связанных с организацией исследования, высокими затратами на работу, установлением причинности и ограниченной обобщенностью ре- зультатов. Кроме того, в них часто проявляются проблемы, связанные с иска- жениями в наблюдениях и гало-эффектом (распространение данных и выво- дов, полученных в результате наблюдения за конкретным человеком или явле- нием, на более широкую группу людей или явлений, без достаточных на то ос- нований) (Goldman, 1977). Чтобы минимизировать эти проблемы, Энтон (Anton,
1978) и Губер (Huber, 1980) предлагают несколько подробных планов экспери- мента, которые можно применять ко многим исследованиям случаев. Эти пла- ны могут оказаться полезными консультантам для экстраполяции результатов в тех ситуациях, когда время и ресурсы ограничены. Такие планы будут рассмот- рены в последующих разделах, посвященных экспериментальным методам.
Сравнительные исследования. Сравнительные исследования (также назы- ваемые корреляционными исследованиями) как бы образуют мостик между ис- торическими методами и методами исследования случаев, с одной стороны, и экспериментальными и квазиэкспериментальными методами — с другой. Срав- нительные исследования проводятся путем направленного количественного сравнивания набора данных. Такие исследования являются неманипулятивны- ми (Cozby, 1977). В них просто отмечается сходство в вариациях факторов без попыток установить причинно-следственные связи. Примером такого исследо- вания является изучение связи показателей религиозности с различными ин- струментально измеряемыми параметрами душевного здоровья. (Gladding, Lew- is & Adkins,
1981). Основным результатом этого исследования было установле- ние того факта, что люди с высокими показателями религиозности демонстри- руют также высокие показатели душевного здоровья. Результаты не приводят к выводу, что религиозность улучшает психическое здоровье; просто они конста- тируют тенденции, выявленные для двух групп показателей. Любая работа, в которой проводятся подобные сравнения, может считаться примером сравни- тельного исследования.
Э
КСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
. Методы экспериментального исследо-
вания применяются для описания, сравнения и анализа данных в контролируе-
1
Существуют разные переводы понятия case study, например: 1) конкретное социологическое исследование; 2) подробный анализ личности или группы как объекта медицинского, психиатрического, психологического или социологического исследования; 3) подробное всестороннее изучение определенного подразделения (корпора- ции) с целью выявления факторов, влияющих на его деятельность, и т. д.
592 мых условиях (Galfo & Miller, 1970; Heppner et al, 1992; McLeod, 1995). Экспе- риментальные методы, применяемые в консультировании, своим происхожде- нием обязаны естественным наукам. Цель их применения — определение влия- ния одной переменной на другую, что достигается с помощью контролирования других факторов, которые могли бы вызвать такой эффект. Другими словами, исследователи, которые применяют этот метод, пытаются установить причину события или явления. Для этого они определяют независимые и зависимые пе- ременные. Независимая переменная — это то, чем манипулирует исследователь, например способ воздействия на клиента. Зависимая переменная — та, по кото- рой регистрируется предполагаемое влияние, например поведение клиента. Ис- следователь полагает, что, если.влияние других факторов устранено, любые из- менения зависимой переменной будут следствием влияния независимой пере- менной. Например, в качестве независимой переменной в консультировании могут быть выбраны возраст, пол, личное обаяние или внешний вид консуль- танта. Примерами зависимой переменной являются реакции клиентов на эти особенности консультантов, в том числе уровень релаксации, сотрудничества и общей ответственности в условиях консультирования. Реакции могут быть из- мерены разными способами, в том числе с помощью анали-'зй аудио- и - видеозаписей, путем анкетирования и интервьюирования, проводимых после консультирования.
Коэн (Cohen, 1990) рекомендует при проведении исследования с незави- симыми и зависимыми переменными руководствоваться двумя общими прин- ципами: «чем меньше, тем лучше» и «чем проще, тем лучше». Чем меньше пе- ременных подлежат контролю и чем понятнее они могут быть представлены
(например, графически), тем проще самим исследователям и заказчикам понять значимость исследований в консультировании.
При проведении экспериментального исследования консультанту необ- ходимо быть уверенным в том, что он контролирует контаминационные пере-
менные (переменные, которые не оцениваются в исследовании, такие, напри- мер, как отличия в состоянии здоровья двух групп клиентов). Одним из наибо- лее общих способов контроля контаминационных переменных является созда- ние двух эквивалентных групп — экспериментальной и контрольной. Когда не- зависимая переменная варьируется в экспериментальной группе и остается неизменной в контрольной группе, влияние независимой переменной на зави- симую может быть установлено путем сравнения экспериментальных данных этих двух групп. Кэмпбелл и Стэнли (Campbell & Stanley, 1963) подробно опи- сали проблемы, Сопровождающие экспериментальное и квазиэксперименталь- ное исследования. Их работа рекомендуется читателям, желающим поближе познакомиться с данным вопросом.
Традиционно экспериментальное исследование включает в себя сравне- ние групп. Тем не менее, начиная с 1970-х годов все более популярным стано- вится исследование с одним испытуемым, известное как «N=1-исследование».
Миллер (Miller, 1985, р. 491) приводит шесть главных преимуществ, которые исследования с одним испытуемым имеют перед традиционными групповыми исследованиями. (Его исследование продолжает идеи Хилла, Картера и О'Фар-
593 релла (Hill, Carter & O'Farrel, 1983) и Сью (Sue, 1978)).
1. Исследование с одним испытуемым позволяет более адекватно описы- вать то, что происходит между консультантом и клиентом.
2. Положительные или отрицательные результаты могут быть представ- лены в терминах обрабатываемых данных.
3. Измерения результатов могут быть «привязаны» к специфическим про- блемам клиента.
4. Такое исследование позволяет изучать редкие и необычные явления.
5. Оно достаточно гибко, чтобы вводить новые процедуры диагностики и воздействия на клиента.
6. Оно может быть применено при оценке эффективности стратегии воз- действия для отдельного клиента.
Потенциальной проблемой является «проведение индивидуальных иссле- дований сразу за периодом стандартного воздействия, которое не принесло ре- зультата. Может последовать небольшое общее улучшение, которое не связано с примененным воздействием, а, лишь является регрессией (возвратом) к сред-
нему значению (например, тенденция крайних значений при повторных измере- ниях приближаться к средним величинам) (Aldridge, 1994, р. 337). Чтобы пре- одолеть эту трудность, особенно если процесс связан с лечением, исследовате- ли могут предусмотреть некоторый период, когда нет никакого воздействия и дается время для освобождения от эффектов предыдущих воздействий (таких, как лекарства).
Энтон (Anton, 1978) и Губер (Huber, 1980) описывают три интенсивных плана эксперимента, сфокусированных на индивидуальных исследованиях.
Простые временные серии. Простые временные серии являются наиболее общим интенсивным методом планирования эксперимента и относятся к так называемым двумерным АБ-планам. Сначала фиксируется исходный уровень
(фон) переменной А с помощью ежедневных записей о наблюдаемых в течение некоторого времени поведенческих проявлениях. В следующий период приме- няется определенная стратегия воздействия (переменная Б). Поведенческие проявления продолжают регистрироваться таким же образом. В конечном итоге при сравнении этих двух периодов выявляются существующие тенденции. По- строив график, консультант может определить, имела ли влияние данная стра- тегия воздействия и какое именно.
Реверсивный план. Этот метод сложнее, чем простые временные серии.
Он включает в себя повторение (АБАБ-план). Первая часть работы выполняется так же, как при использовании метода простых временных серий; однако воз- действие (Б) прекращается через некоторое время, и затем повторяется после- довательность «фон — воздействие». «Если второй период воздействия даст такой же результат, как и первый, можно достаточно уверенно предполагать, что изменения в уровне взаимодействия вызваны данным воздействием»
(Huber,
1980, р. 212).
Многофакторный план. Многофакторный план — наиболее сложный из экспериментальных планов — позволяет получать более обобщенные результа- ты. Есть три разновидности многофакторного плана: кросс-индивидуальный,
594 кросс-ситуационный и кросс-поведенческий (Schmidt,1974). Все три плана имеют разную направленность. Все три плана имеют одно общее: воздействие по очереди применяется к отдельному испытуемому, ситуации или поведенче- ской реакции; при этом исследователь собирает фоновые данные по другим ис- пытуемым, ситуациям и реакциям. Когда применение воздействия распростра- няется на всю популяцию, экспериментаторы могут более четко представлять силу данного воздействия. Как и в случае применения других методов, важно, чтобы результаты можно было представить графически.
В целом в разработке интенсивного плана экспериментального исследо- вания выделяется пять шагов.
1. Идентификация параметра, за изменением которого ведется наблюде- ние в ходе эксперимента.
2. Сбор фоновой информации.
3. Выбор способов вмешательства.
4. Осуществление стратегий вмешательства в соответствии с одним из трех рассмотренных планов эксперимента.
5. Оценивание изменений в наблюдаемом поведении, если таковые име- ются.
Р
ЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
Существуют определенные рекомендации для консультантов, которые используют в своей практике результаты исследований. Подобные рекоменда- ции включают в себя указания на сильные и слабые стороны исследовательских методов, на необходимость тщательного определения условий исследования, без их чрезмерного обобщения, выходящего за пределы изучаемого явления.
Это поможет исследователям максимально объективно оценить результаты и использовать их наиболее эффективно и адекватно, в соответствии с этически- ми правилами.
Проблема этичности исследований половых различий в настоящее время рассматривается несколькими авторами (McHugh, Koeske & Frieze,1986; Wake- field,
1992). Альтмайер, Грейнер и Гриффин-Пирсон (Altmaier, Greiner &
Griffin-Pierson, 1988, p.
346) предлагают несколько наиболее четких советов по этому вопросу.
• Следует обратить внимание на ценности, на которых базируется данное исследование.
• Консультанты должны искать факты, соответствующие их опыту и под- тверждаемые в разных условиях и исследованиях.
• Заказчик исследования не должен упускать из виду важные особенности женщины, такие как способность к деторождению.
• Не следует считать, что различия между мужчинами и женщинами рас- пределяются на континууме биполярно.
• При анализе работ о тендерных различиях можно увидеть и важность