ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1185
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
663 намеренно фабриковать результаты (см. Ж.З.б).
СП-48: Соавторство в публикациях. Консультанты должны выражать со- ответствующую признательность тем, кто вносит вклад в исследование (см.
Ж.4.а иЖ.4.б).
Р
АЗДЕЛ
И:
Р
АЗРЕШЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ СПОРОВ
СП-49: Ожидаемое этическое поведение. Консультанты должны пред- принимать соответствующие действия, когда они обладают вескими причинами сомневаться в том, что консультанты или другие специалисты в области психи- ческого здоровья действуют в соответствии с этическими нормами (см. 3.2.а).
СП-50: Необоснованные жалобы. Консультанты не должны иницииро- вать, участвовать или способствовать подаче жалоб на нарушение норм этики, которые необоснованны или поданы с намерением нанести вред специалисту в области психического здоровья, а не защитить клиентов или общественность
(см. 3.2.е).
СП-51: Сотрудничество с этическими комиссиями. Консультанты долж- ны оказывать содействие в отношении расследования процессуальных дей- ствий и требований Этической комиссии АСА или этическим комиссиям дру- гих, законным образом учрежденных ассоциаций, а также органам, имеющим юрисдикцию над теми, кто обвиняется в нарушении этических норм (см. 3.3).
С
СЫЛКИ
Следующие документы консультанты могут использовать в качестве ру- ководства в своей работе. Эти источники не входят в состав Этического кодек-
са и Стандартов общепринятой практики.
American Association for Counseling and Development/Association for Meas- urement and Evaluation in Counseling and Development. (1989). The responsibilities
of users of standardized tests (revised). Washington, D.C.: Author.
American Counseling Association. (1988) American Counseling Association
Ethical Standards Alexandria/,VA: Author.
American Psychological Association. (1985). Standards for educational and
psychological testing (revised). Washington, D.C.: Author.
American Rehabilitation Counseling Association, Commission on Rehabilita- tion Counselor Certification, and National Rehabilitation Counseling Association.
(1987). Code ofprofessional ethics for rehabilitation counselors.
American School Counselor Association. (1992). Ethical standards for school
counselors. Alexandria, VA: Author.
Joint Committee on Testing Practices. (1988). Code of fair testing practices in
education. Washington, D.C.: Author.
National Board for Certified Counselors (1989). National Board for Certified
Counselors Code of Ethics. Alexandria, VA: Author.
Prediger, D. J. (Ed.). (1993, March). Multicultural assessment standards. Al- exandria, VA: Association for Assessment in Counseling.
664
П
РИЛОЖЕНИЕ
Б
Э
ТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ
А
МЕРИКАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ
В
ВЕДЕНИЕ
Этические принципы психологов Американской психологической ассо- циации (АРА) и Кодекс поведения (в дальнейшем упоминаемый как Этический кодекс) состоят из введения, преамбулы, шести общих принципов (А-Е) и кон- кретных этических стандартов. Во введении обсуждаются предназначение, структура, процедурные соображения и условия применения Этического кодек- са. В преамбуле и в общих принципах излагаются желаемые цели, которые ве- дут психологов к достижению высших идеалов психологии. Несмотря на то что преамбула и общие принципы сами по себе не являются нормами,, которые обеспечены правовой силой, они должны приниматься психологами в расчет в целях достижения более полного соблюдения этических принципов в своей по- вседневной работе и могут использоваться органами, которые занимаются рас- смотрением этических вопросов при интерпретации этических стандартов. В этических стандартах изложены принудительно применимые нормы поведения психологов. Большинство этических стандартов написаны достаточно широко, чтобы их можно было применять психологам различных специализаций, хотя характер применения того или иного этического стандарта может изменяться в зависимости от контекста. Этические стандарты не являются исчерпывающими.
Тот факт, что какая-либо конкретная ситуация специально не рассматривается в
Этическом кодексе, отнюдь не означает, что поведение в данной ситуации обя- зательно является либо этичным, либо неэтичным.
Эта версия Этического кодекса АРА была принята Советом представите- лей Американской психологической ассоциации на его конференции, 13 и 16 августа 1992 года, и вступила в силу 1 декабря 1992 года. Все возникающие во- просы, касающиеся интерпретации Этического кодекса АРА, должны направ- ляться директору Комитета по этике Американской психологической ассоциа- ции по адресу: 750 First Street, NE, Washington, DC 20002-4242.
Данный Кодекс должен использоваться при рассмотрении поступивших жалоб по поводу предполагаемого неэтичного поведения, имевшего место по- сле даты вступления Кодекса в силу. Жалобы по поводу поведения, имевшего место до этой даты, должны рассматриваться на основании той версии Кодекса, которая была в действии в то время, за исключением положений, аннулирован- ных в июне 1989, даже если более ранняя версия содержит ссылку на такие по- ложения. Этический кодекс будет подвергаться непрерывному пересмотру и изучению с целью внесения дальнейших исправлений; комментарии к Кодексу могут быть посланы по вышеупомянутому адресу.
Перечень изданных ранее этических стандартов АРА:
American Psychological Association. (1953). Ethical standards of psychologists. Washing- ton, DC: Author: American Psychological Association. (1958).
665
Standards of ethical behavior for psychologists. American Psychologist, 13, 268-271.
American Psychological Association. (1963). Ethical standards of psychologists. American
Psychologist, 18, 56-60.
American Psychological Association. (1968). Ethical standards of psychologists. American
Psychologist, 23, 357-361.
American Psychological Association. (1977, March). Ethical standards of psychologists.
АРА Monitor, p. 22-23.
American Psychological Association. (1979). Ethical standards of psychologists. Washing- ton, DC: Author.
American Psychological Association. (1981). Ethical principles of psychologists. American
Psychologist, 36, 633-638.
American Psychological Association. (1990). Ethical principles of psychologists (Amended
June 2, 1989). American Psychologist, 45, 390-395.
Копии Этических принципов психологов Американской психологической ассоциации
(АРА) и Кодекс поведения можно получить в АРА Order Department, 750 First Street, NE,
Washington, DC 20002-4242, or phone (202) 336-5510.
Перепечатано с разрешения
Американской ассоциации- консультирования. © 1992 АРА.
Членство в Американской психологической ассоциации обязывает своих психологов твердо придерживаться норм Этического кодекса, а также правил и процедур, которые связаны с их выполнением. Психологи и студенты, незави- симо от их членства в АРА, должны знать, что Этический кодекс может приме- няться к ним психологическими учреждениями штата, судами или другими об- щественными организациями.
Данный Этический кодекс применяется только в отношении деятельно- сти, связанной с работой психологов, то есть такой деятельности, которая явля- ется частью научных и профессиональных функций психологов или которая является психологической по своему характеру. Это может быть клиническая практика или консультирование, выполняемое психологами, исследовательская и педагогическая работа, контроль стажеров, разработка методик оценки, про- ведение оценивания, образовательное консультирование, предоставление кон- сультаций организациям, социальное вмешательство, административная дея- тельность, а также некоторые другие виды деятельности. Эти связанные с про- фессиональной работой виды деятельности могут отличаться от чисто бытового поведения психолога, которое обычно не входит в область действия Этического кодекса.
Этический кодекс предназначен для того, чтобы обеспечить стандарты профессионального поведения, которые могут применяться АРА и другими ор- ганами, которые посчитают необходимым их применить. Кодекс сам по себе не устанавливает, нарушил или нет психолог этические нормы, является ли он юридически ответственным лицом в судебной процедуре, имеет ли контракт юридическую силу или происходят ли другие юридические следствия. Эти ре- шения основываются, скорее, на юридических нормах, а не на этических пра- вилах. Однако тот факт, что какое-либо действие осуществлено в соответствии с Кодексом или производилось вразрез с его нормами, может быть, в зависимо- сти от обстоятельств, принят в расчет как аргумент при разбирательстве в
666 гражданском суде.
В процессе принятия решений относительно своего профессионального поведения психологи должны принимать в расчет данный Этический кодекс наряду с соответствующими законами и требованиями психологических орга- низаций. В том случае, когда Этический кодекс устанавливает более высокие стандарты поведения, чем требуется законом, психологи должны соблюдать более строгий этический стандарт. В случаях, когда стандарт Этического ко- декса входит в противоречие с юридическими требованиями, психологи заяв- ляют о своей приверженности Этическому кодексу и предпринимают шаги, чтобы с полной ответственностью разрешить данный конфликт. Если же ни нормы закона, ни Этический кодекс не могут урегулировать спорную пробле- му, психологи должны принимать в расчет другие профессиональные материа- лы и голос собственной совести, а также обратиться за консультацией к другим специалистам по тем вопросам, по каким это целесообразно.
Процедуры для регистрации, изучения и разрешения жалоб на неэтичное поведение описаны в действующих Правилах и процедурах Этического коми- тета АРА. Действия, которые АРА может предпринять за нарушения Этического кодекса, включают замечание, выговор, прекращение членства в АРА и направ- ление вопроса на рассмотрение в другие инстанции. Податели жалоб, которые в заявлении об этических нарушениях, допущенных психологом, добиваются та- кой меры судебной защиты, как возмещение денежных убытков, должны при- бегнуть к частным переговорам, обратиться в административные органы или в суды. За действия, которые нарушают Этический кодекс, на психолога могут быть наложены санкции не только АРА, но и другими органами, включая пси- хологические ассоциации штатов, другие профессиональные группы, психоло- гические организации, некоторые федеральные агентства или агентства на уровне штатов, а также плательщиков в фонд медицинского обслуживания.
В этом отношении наиболее полезными профессиональными материала- ми, являются руководства и стандарты, которые были приняты или подтвер- ждены профессиональными психологическими организациями. Такие руковод- ства и стандарты, независимо от того, приняты ли они Американской психоло- гической ассоциацией (АРА) или ее подразделениями, не имеют такой правовой силы, как Этический кодекс, но они имеют ценность как информационный ма- териал для психологов, судов и профессиональных органов. Такие материалы включают в себя (но не ограничены только ими) следующие документы АРА:
General Guidelines for Providers of Psychological Services
[Общее руководство для провайдеров психологических услуг] (1987), Specialty Guidelines for the De-
livery of Services by Clinical Psychologists
[Специальное руководство по оказа- нию услуг клиническими психологами, психологами промышленных организа- ций и школьными психологами] (1981), Guidelines for Computer Based Tests and
interpretations
[Руководство по компьютерному тестированию и интерпретации]
(1987), Standards for Educational and Psychological Testing
[Стандарты по обра- зовательному и психологическому тестированию] (1985), Ethical Principles in
the Conduct of Research With HumanTarticipants
[Этические принципы проведе- ния исследований с участием человека] (1982), Guidelines for Ethical Conduct in
667
the Care and Use of Animals
[Руководство по этическому поведению при уходе за животными и их использовании] (1986), Guidelines for Providers of Psycholog-
ical Services to Ethnic, Linguistic and Culturally Diverse Populations
[Руководство для провайдеров психологических услуг различным этническим, лингвистиче- ским и культурным популяциям] (1990) и Publication Manual of the American
Psychological Association
[Руководство по публикациям Американской психо- логической ассоциации] (3-rd ed., 1983). Среди материалов, не принятых АРА в целом, — Specialty Guidelines for Forensic Psychologists [Специальное руковод- ство для судебных психологов], выпущенное 41 Отделением (Судебной психо- логии) /американской психологии — Обществом законности (1991).
В дополнение к санкциям за нарушения Этического кодекса, Регламент
АРА предусматривает, что Ассоциация может принимать следующие меры про- тив своего члена после признания его виновным в совершении уголовного пре- ступления: исключение или приостановка его членства в региональной психо- логической ассоциации, или приостановка действия или лишение лицензии.
1 ... 70 71 72 73 74 75 76 77 ... 83
П
РЕАМБУЛА
Психологи работают над созданием полноценной и надежной системы научных знаний, основанной на результатах исследованиях. Они могут приме- нять эти знания в области человеческого поведения в самых различных кон- текстах. При этом сами психологи могут выступать в различных ролях, напри- мер исследователя, педагога, диагноста, терапевта, супервизора, консультанта, администратора, социального работника и эксперта-свидетеля. Их задача со- стоит в расширении своих знаний в области человеческого поведения и, где это возможно, применение их на практике с целью улучшения состояния как чело- века, так и общества. Психологи с уважением относятся к праву на получение информации и свободу выражения при проведении исследования, в преподава- тельской работе и публикациях. Они также стремятся помогать общественности в развитии осознанных суждений и выборов в области человеческого поведе- ния. Данный Этический кодекс предлагает общий набор ценностей, на которых психологи строят свою профессиональную и научную работу.
Этот Кодекс предназначен для того, чтобы обеспечить как общие прин- ципы, так и правила принятия решений, охватывающие большинство ситуаций, с которыми сталкиваются психологи. Главная цель, которая провозглашена в данном Кодексе, — это рост благополучия и защита отдельных лиц и групп, с которыми работают психологи. Каждый психолог обязан стремиться к дости- жению максимально высоких стандартов поведения. Психологи уважают и за- щищают человеческие и гражданские права и сознательно не участвуют в не- справедливых дискриминационных действиях и не попустительствуют им.
Разработка динамичной системы этических стандартов профессионально- го поведения психологов требует их личной приверженности к стремлению на протяжении всей жизни действовать в соответствии с нормами этики, поощ- рять, когда это необходимо, этическое поведение студентов, стажеров, служа- щих и коллег и консультироваться с другими, по мере необходимости, относи- тельно этических проблем. Каждый психолог дополняет, но не нарушает цен-
668 ности и правила Этического кодекса, руководствуясь собственными ценностя- ми, культурой и опытом.
О
БЩИЕ ПРИНЦИПЫ
П
РИНЦИП
А:
К
ОМПЕТЕНТНОСТЬ
Психологи стремятся поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе. Они признают границы своих знаний в конкретных областях и ограничения своей компетентности. Они предлагают только те услуги и ис- пользуют только те методы, по которым они получили квалификацию в про- цессе обучения, тренировки или на практике. Психологи осведомлены о том, что уровень компетентности, требуемый при обслуживании, обучении, и/или изучении различных групп людей, различен, в зависимости от характерных особенностей этих групп. В тех областях, в которых еще не существует при- знанных профессиональных стандартов, психологи осуществляют тщательную проверку и предпринимают соответствующие меры предосторожности, чтобы защитить благополучие тех, с кем они работают. Они поддерживают необходи- мый уровень научной и профессиональной компетентности, обусловленный ха- рактером услуг, которые они предоставляют, и осознают потребность в непре- рывном образовании. Психологи стремятся адекватно использовать свои науч- ные, профессиональные, технические и административные ресурсы.
П
РИНЦИП
Б:
Ч
ЕСТНОСТЬ
Психологи пытаются придерживаться честного подхода в науке, педаго- гической работе и практической психологии. В этих сферах деятельности пси- хологи демонстрируют честность, справедливость и почтительность в отноше- нии других людей. В письменных или устных отчетах, при описании своих оценок, услуг, изделий, гонораров, исследований или обучения они не допус- кают заявлений, которые являются ложными, вводящими в заблуждение или мошенническими. Психологи стремятся сознательно относиться к своим соб- ственным системам убеждений, ценностей, потребностей и ограничений и к влиянию, которое они оказывают на их работу. По мере возможности психоло- ги должны пытаться разъяснять всем заинтересованным сторонам обязанности, которые они выполняют, и адекватно функционировать в соответствии с этими обязанностями. Психологи должны избегать неуместных и потенциально вред- ных двойственных отношений.
П
РИНЦИП
В:
П
РОФЕССИОНАЛЬНАЯ И НАУЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Психологи поддерживают профессиональные стандарты поведения, разъ- ясняют свои профессиональные функции и обязательства, несут надлежащую ответственность за свое поведение и приспосабливают свои методы к потреб- ностям различных групп населения. Психологи консультируются или сотруд- ничают с другими специалистами и учреждениями, направляют к ним своих пациентЬв и клиентов в той мере, в какой это необходимо, чтобы лучше обслу- жить интересы своих пациентов, клиентов или других получателей услуг.