ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1173
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
669
Нравственные стандарты психологов и их поведение являются их личным де- лом в той же самой степени, как и для всех других людей, за исключением слу- чаев, когда поведение психологов может ставить под угрозу выполнение их профессиональных обязанностей или снижать доверие населения к психологии и психологам. Психологи заинтересованы в соответствии научного и професси- онального поведения своих коллег этическим нормам. В случае необходимости они консультируются с коллегами, чтобы предотвратить или избежать прояв- ления неэтичного поведения.
П
РИНЦИП
Г:
У
ВАЖЕНИЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА ЛЮДЕЙ
Психологи оказывают должное уважение основным правам, достоин- ствам и ценности каждого человека. Они уважают право каждого человека на неприкосновенность частной жизни, конфиденциальность, самоопределение и автономию, не забывая при этом, что юридические и другие обязательства мо- гут вести к противоречиям и к конфликту с осуществлением этих прав. Психо- логи осознают культурные, индивидуальные и ролевые различия людей, вклю- чая различия, обусловленные возрастом, полом, расовой и этнической принад- лежностью, национальностью, религиозной принадлежностью, половой ориен- тацией, наличием нетрудоспособности, языком и социально-экономическим статусом. Психологи пытаются устранить влияние на свою работу предубежде- ний, основанных на таких факторах, а также сознательно не участвуют в не- справедливых дискриминационных действиях и не потворствуют им.
П
РИНЦИП
Д:
З
АБОТА О БЛАГОПОЛУЧИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Психологи пытаются способствовать благополучию тех, с кем они про- фессионально взаимодействуют. В своей профессиональной деятельности пси- хологи тщательно оберегают благополучие и права своих пациентов или клиен- тов, студентов, стажеров, участников исследований и других зависимых от них людей, а также благополучие подопытных животных, участвующих в исследо- ваниях. В случае возникновения конфликтов между разными обязательствами психологов или их интересами они пытаются разрешать эти конфликты и от- ветственно выполнить свои обязанности, чтобы избежать или минимизировать вред. Психологи должны внимательно подходить к реальным и мнимым разли- чиям между собственными возможностями и возможностями других людей, не эксплуатировать и не вводить их в заблуждение во время или после профессио- нальных отношений.
П
РИНЦИП
Е:
С
ОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Психологи сознают свои.профессиональные и научные обязательства пе- ред сообществом и обществом, в котором они работают и живут. Они приме- няют и делают общедоступными свои знания в психологии, чтобы способство- вать человеческому благополучию. Психологи заинтересованы в том, чтобы облегчить человеческие страдания, и направляют свои усилия на устранение их причин. В своих исследованиях они стремятся содействовать улучшению бла- госостояния людей и развитию психологической науки. Психологи стараются
670 избежать неправильного употребления своего труда. Психологи соблюдают за- коны и содействуют развитию законодательства и социальной политики, кото- рые отвечают интересам их пациентов, клиентов и общества. Им рекомендуется уделять часть времени, которое предназначено для профессиональной работы, на благотворительную работу с извлечением минимальной личной выгоды или бесплатно.
ЭТИЧЕСКИЕ
СТАНДАРТЫ
1.
О
БЩИЕ СТАНДАРТЫ
Данные Общие стандарты потенциально применимы к профессиональной и научной деятельности всех психологов.
1.01.
П
РИМЕНИМОСТЬ
Э
ТИЧЕСКОГО КОДЕКСА
Деятельность психолога, на которую распространяется действие Этиче- ского кодекса, может рассматриваться в соответствии с этими Этическими стандартами только в тех случаях, если она составляет часть его профессио- нальных функций или является психологической по своей природе. Деятель- ность, которая не связана с выполнением психологических функций или не влияет на них, не является объектом действия Этического кодекса.
1.02.
О
ТНОШЕНИЯ ЭТИКИ И ЗАКОНА
Если этическая ответственность психологов входит в противоречие с тре- бованиями закона, психологи заявляют о своей приверженности Этическому кодексу и предпринимают шаги, чтобы ответственно разрешить конфликт.
1.03.
П
РОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Психологи предоставляют диагностические, терапевтические, обучаю- щие, исследовательские, контролирующие, консультативные или другие психо- логические услуги только в контексте определенных профессиональных или научных отношений или обязанностей (см. также Стандарты 2.01. Оценка, диа- гноз и вмешательства в профессиональном контексте и 7.02. Судебные оценки).
1.04.
Г
РАНИЦЫ КОМПЕТЕНЦИИ
а. Психологи предоставляют свои услуги, занимаются педагогической и исследовательской работой только в пределах своей компетенции, основанной на их образовании, профессиональной подготовке, прохождении стажировки или соответствующем профессиональном опыте. б. Психологи, которые предоставляют свои услуги, занимаются педагоги- ческой и исследовательской работой в новых для себя областях или с примене- нием новых методов, могут делать это только пЪсле предварительного прохож- дения необходимого курса обучения, стажировки и/или консультации с людь- ми, которые имеют опыт работы в этих областях или в применении этих мето- дов.
671 в. В областях, находящихся на стадии становления, где, как правило, еще не существует общепринятых стандартов предварительного обучения, психоло- ги, тем не менее, предпринимают адекватные меры, чтобы гарантировать ком- петентность своей работы и не допустить нанесения вреда пациентам, клиен- там, студентам, участникам исследований и другим людям.
1.05.
П
ОДДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Психологи, которые занимаются оценкой, терапией, обучением, проведе- нием исследований, предоставлением консультаций организациям или другой профессиональной деятельностью, должны постоянно следить за текущей научной и профессиональной информацией в их области деятельности и прила- гать постоянные усилия для поддержания высокой квалификации в тех навы- ках, которые они используют.
1.06.
О
СНОВАНИЕ ДЛЯ НАУЧНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
Принимая научные или профессиональные решения, а также занимаясь любым Видом профессиональной или педагогической деятельности, психологи опираются на научные и профессиональные знания.
1.07.
О
ПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА И РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
а. Когда психологи проводят оценку, анализ, психологическую работу, консультирование, занимаются супервизированием, преподавательской рабо- той, предоставлением консультаций, проведением исследований или оказанием других видов психологических услуг отдельным людям, группам или организа- циям, они должны, используя язык, достаточно понятный потребителю этих услуг, предоставить в самом начале работы адекватную информацию о харак- тере таких услуг и соответствующую информацию относительно результатов и выводов в конце работы (см. также Стандарт 2.09. Объяснение результатов оценки). б. Если предоставление такой информации отдельным лицам или Груп- пам не допускается законом или нормами учреждения, то психологи сообщают об этом этим лицам или группам в самом начале обслуживания.
1.08.
Ч
ЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ
В тех случаях, когда различия в возрасте, поле, расовой и этнической принадлежности, национальности, религии, сексуальной ориентации, дееспо- собности, языке или социально-экономическом положении существенно влия- ют на работу психологов с отдельными людьми или группами, психологи должны пройти курс обучения, практической работы, стажировки или получить консультацию, чтобы гарантировать компетентность своих услуг; в противном случае они направляют клиента к соответствующему специалисту.
1.09.
У
ВАЖЕНИЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
В своей профессиональной деятельности психологи уважают право каж-
672 дого человека иметь личные ценности, установки и мнения, которые отличают- ся от их собственных.
1.10.
О
ТСУТСТВИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ
В своей профессиональной деятельности психологи не допускают не- справедливой дискриминации, основанной на различиях в возрасте, поле, этни- ческой и расовой принадлежности, национальности, религии, сексуальной ори- ентации, дееспособности, социально-экономическом цоложении или на любом основании, запрещенном законодательством.
1.11.
С
ЕКСУАЛЬНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ
а. Психологи не допускают сексуального преследования. Сексуальное преследование — это сексуальное домогательство, физические приставания, также вербальное или невербальное поведение, которое носит явно сексуаль- ный характер и которое имеет место в связи с профессиональной деятельно- стью или ролью психолога. Кроме того, сексуальное преследование, во-первых, является нежелательным, оскорбительным, создает резко отрицательную об- становку на рабочем месте (при этом психологи сознают это или им сообщают об этом); во-вторых, является достаточно серьезным или интенсивным, чтобы причинять беспокойство преследуемому в данном случае лицу. Сексуальное преследование может состоять из единичного интенсивного или серьезного действия или многократных настойчивых или неотвязных действий. б. Психологи согласовывают вопросы чести и достоинства людей, жалу- ющихся на сексуальное преследование, и ответчиков. Психологи не препят- ствуют допуску или выдвижению на преподавательскую работу, принятию на работу, пребыванию на должности или продвижению людей, основываясь ис- ключительно на том, что их обвиняют в сексуальном преследовании, или из-за того, что они являются объектом сексуального преследования. Это не является препятствием для действий, предусмотренных в случаях такого поведения, или рассмотрения другой соответствующей информации.
1.12.
П
РИЧИНЕНИЕ БЕСПОКОЙСТВА ДРУГИМИ СПОСОБАМИ
Психологи не допускают преднамеренных действий, которые причиняют беспокойство или унижение людям, 'с которыми они взаимодействуют в своей работе, на основании таких факторов, как возраст этих людей, их пол, расовая и этническая принадлежность, национальность, религия, сексуальная ориентация, недееспособность, язык или социально-экономическое положение.
1.13.
Л
ИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНФЛИКТЫ
а. Психологи признают, что их личные проблемы и конфликт^: могут оказывать влияние на эффективность их деятельности. Следовательно, они воз- держиваются от предпринимаемой деятельности, когда знают или должны знать, что их личные проблемы, по всей вероятности, нанесут вред пациенту, клиенту, коллеге, студенту, участнику исследования или другому человеку, по отношению к которому у психолога могут быть профессиональные или науч-
673 ные обязательства. б. Кроме того, психологи обязаны чутко реагировать на признаки возник- новения личных проблем и на самых ранних стадиях обращаться за поддерж- кой для их разрешения, чтобы предотвратить значительное ослабление дея- тельности. в. Когда психологи узнают о своих личных проблемах, которые могут по- влиять на адекватное выполнение их профессиональных обязанностей, они предпринимают соответствующие меры, например, обращаются за профессио- нальной консультацией или помощью и определяют, должны ли они ограни- чить, приостановить или завершать выполнение своих профессиональных обя- занностей.
1.14.
Н
ЕНАНЕСЕНИЕ ВРЕДА
Психологи предпринимают адекватные меры, чтобы избежать нанесения вреда своим пациентам или клиентам, участникам исследований, студентам и другим людям, с которыми они работают, и минимизировать такой вред, когда он является предвидимым и неизбежным.
1.15.
З
ЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ
,
СВЯЗАННОЕ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ВЛИЯНИЕМ
Ввиду того, что научные и профессиональные суждения и действия пси- хологов могут оказывать влияние на жизнь других людей, психологи тщательно следят и предпринимают меры предосторожности против проявлений личных, финансовых, социальных, организационных или политических факторов, кото- рые могут привести к неправильному употреблению их влияния.
1.16.
З
ЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
,
СВЯЗАННЫЕ С РАБОТОЙ ПСИХОЛОГОВ
а. Психологи не принимают участия в деятельности, в которой очевидна вероятность, что их квалификация или информация будут неправильно исполь- зоваться другими людьми, и если не предусмотрены механизмы коррекции (см. также Стандарт 7.04. Правдивость и непредвзятость). б. Если психологи узнают о неправильном употреблении или искажении результатов их работы, они предпринимают адекватные меры, чтобы исправить или минимизировать неправильное употребление или искажение результатов.
1.17.
М
НОЖЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
а. Во многих сообществах и ситуациях для психологов оказывается не- возможным или неприемлемым избежать социальных или других непрофесси- ональных контактов с такими людьми, как пациенты, клиенты, студенты, ста- жеры или участники исследования. Психологи всегда должны быть вниматель- ны к возможным неблагоприятным влияниям подобных контактов на свою ра- боту и на тех людей, с которыми они имеют дело. Психолог воздерживается от вступления или обещаний вступить в новые личные, научные, профессиональ- ные, финансовые или другие отношения с такими людьми, если очевидна веро- ятность, что такие отношения могут существенно ослабить объективность пси- холога или иначе воздействовать на эффективность выполнения им его функ-