ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1172
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
674 ций или могут повредить другой стороне. б. Более того, всякий раз, когда это возможно, психолог воздерживается от принятия на себя профессиональных или научных обязательств, если суще- ствующие отношения содержат опасность такого вреда. в. Если психолог обнаруживает, что вследствие действия непредвиден- ных факторов возникли потенциально вредные множественные отношения, он пытается разрешать эту проблему должным образом соблюдая интересы под- верженного риску лица в максимальном согласии с Этическим кодексом.
1 ... 71 72 73 74 75 76 77 78 ... 83
1.18.
Б
АРТЕР
(
С ПАЦИЕНТАМИ ИЛИ КЛИЕНТАМИ
)
Психологи обычно воздерживаются от принятия товаров, услуг или дру- гих видов неденежных вознаграждений от пациентов или клиентов взамен пси- хологических услуг, поскольку такая практика создает потенциальные условия для конфликтов, эксплуатации и искажения профессиональных отношений.
Психолог может согласиться на бартерные отношения только в тех случаях, ко- гда: 1) это клинически не противопоказано; 2) отношения не являются эксплуа- таторскими (см. также Стандарты. 1.17. Множественные отношения, и 1.25.
Оплаты и финансовые соглашения).
1.19.
Э
КСПЛУАТАТОРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
а. Психологи не эксплуатируют людей, над которыми они имеют какую- либо власть, связанную с выполнением контролирующей или оценочной функ- ции, или другой вид власти, например студентов, лиц, проходящих стажировку, подчиненных, испытуемых в исследованиях, а также клиентов или пациентов
(см. также Стандарты 4.05-4.07, касающиеся вовлечения клиентов или пациен- тов в сексуальные отношения). б. Психологи не вступают в сексуальные отношения со студентами или лицами, проходящими стажировку, над которыми они имеют оценочную или прямую власть, потому что такие отношения, с большой вероятностью, препят- ствуют выработке решения или оказываются эксплуататорскими.
1.20.
К
ОНСУЛЬТАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ
а. Психологи договариваются о необходимых консультациях и направле- ниях к специалистам, исходя в первую очередь из лучших интересов своих па- циентов или клиентов, получив их соответствующее согласие, и учитывая дру- гие обстоятельства, включая соответствующие юридические и контрактные обязательства (см. также Стандарты 5.01. Обсуждение пределов конфиденци- альности и 5.06. Консультации). v
б. При наличии показаний и если это приемлемо по профессиональным критериям, психологи сотрудничают с другими специалистами, с целью эффек- тивного и адекватного обслуживания своих пациентов или клиентов. в. Порядок оформления психологами направлений к специалистам опре- деляется законом.
1.21.
П
РОСЬБЫ ОБ УСЛУГАХ ОТ ТРЕТЬИХ ЛИЦ
а. Когда психолог соглашается предоставить услуги физическому или
675 юридическому лицу по просьбе третьего лица, он в самом начале обслуживания уточняет, насколько это возможно, характер отношений с каждой стороной.
Уточняется роль, которая отводится психологу (например, терапевта, консуль- танта учреждения, диагноста или свидетеля-эксперта), предполагаемое исполь- зование предоставляемых услуг или полученной информации, а также выявля- ются возможные пределы конфиденциальности. б. Если имеется предвидимая опасность того, что психолог будет вынуж- ден выполнять противоречивые роли в связи с участием третьего лица, психо- лог выясняет характер и направление его обязательств, информирует все сторо- ны, насколько это возможно, о развитии ситуации и разрешает ситуацию в со- ответствии с данным Этическим кодексом.
1.22.
П
ОРУЧЕНИЯ ПОДЧИНЕННЫМ И КОНТРОЛЬ ИХ РАБОТЫ
а. Психологи поручают своим служащим, стажерам и помощникам в про- ведении исследования только те обязанности, которые эти лица могут выпол- нить на достаточном уровне компетентности с учетом их образования, профес- сионального обучения или опыта либо самостоятельно, либо при обеспечивае- мом уровне контроля. б. Психологи обеспечивают должное обучение и контроль своих служа- щих или стажеров и предпринимают необходимые меры, чтобы убедиться, что такие люди выполняют свои обязанности ответственно, со знанием дела и без нарушения этических норм. в. Если проводимая в учреждении политика, процедуры или практика препятствуют выполнению этого обязательства, психологи пытаются изменять свою роль или, насколько возможно, исправить ситуацию.
1.23.
Д
ОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ
а. Психологи должным образом документируют свою профессиональную и научную работу, с тем чтобы облегчить последующее предоставление услуг ими самими или другими специалистами, гарантировать подотчетность и вы- полнить требования учреждений или закона, б. Когда психологи имеют основания полагать, что отчеты об их профес- сиональных услугах будут использоваться в процессуальных действиях, в кото- рых принимают участие получатели услуг или участники их работы, они обяза- ны создавать и сохранять документацию, настолько подробную и такого каче- ства, чтобы она оказалась адекватной для тщательного исследования на судеб- ном форуме (см. также Стандарт 7.01. Профессионализм).
1.24.
З
АПИСИ И ДАННЫЕ
Психологи создают, сохраняют, распространяют, накапливают, исполь- зуют отчеты и материалы, относящиеся к их исследованиям, практической и другой работе, а также распоряжаются ими таким способом, который соответ- ствует закону и не противоречит требованиям данного Этического кодекса (см. также Стандарт 5.04. Ведение записей).
676
1.25.
О
ПЛАТЫ И ФИНАНСОВЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ
а. Психолог вместе с пациентом, клиентом или другим соответствующим получателем психологических услуг должны как можно раньше договориться об условиях, определяющих порядок компенсации и расчета. б. Психологи не используют в своих интересах получателей услуг или плательщиков в том, что касается оплаты. в. Порядок оплаты услуг психологов не должен противоречить закону. г. Психологи не должны искажать сведения относительно их оплаты. д. Если могут предвидеться ограничения обслуживания из-за ограниче- ний в финансировании, это обстоятельство должно быть, как можно раньше об- суждено с пациентом, клиентом или другим надлежащим получателем услуг
(см. также Стандарт 4.08. Прекращение обслуживания). е. Если пациент, клиент или другой получатель услуг не оплачивает услу- ги, как это было согласовано, и если психолог хочет воспользоваться услугами агентства по сбору платежей или применить юридические меры для взимания платы, он должен сначала информировать человека о принятии таких мер и обеспечить ему возможность сделать немедленную оплату (см. также Стандарт
5.11. Отказ в выдаче записей за неуплату).
1.26.
Т
ОЧНОСТЬ В ОТЧЕТАХ ПЕРЕД ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ И
ИСТОЧНИКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
В своих отчетах перед плательщиками за услуги или перед источниками финансирования исследований психологи точно заявляют характер исследова- ния или предоставляемого обслуживания,'оплаты или расходы и, где возможно, идентичность поставщика, добытые сведения и диагноз (см. также Стандарт
5.05. Разглашение информации).
1.27.
Н
АПРАВЛЕНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ И ОПЛАТА
Когда психолог платит другому специалисту, получает от него оплату или делит оплату с другим специалистом, не являющимся нанимателем или подчиненным по отношению к психологу, оплата каждого зависит от характера оказываемой услуги (клинической, консультативной, административной или другой), а не от направления самого по себе.
2.
О
ЦЕНКА
,
АНАЛИЗ ИЛИ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
2.01.
О
ЦЕНКА
,
ДИАГНОЗ И ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
КОНТЕКСТЕ
а. Психологи выполняют оценки, диагностические услуги или вмеша- тельства только в контексте определенных профессиональных отношений (см. также Стандарт 1.03. Профессиональные и научные отношения). б. Оценки психологов, рекомендации, доклады и психологические диа- гностические или оценочные утверждения должны основываться на информа- ции и методах (в том числе и на личных беседах с отдельными лицами, когда это уместно), достаточных для обеспечения соответствующего обоснования ре-
677 зультатов (см. также Стандарт 7.02. Судебные оценки).
2.02.
К
ОМПЕТЕНТНОСТЬ И АДЕКВАТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОЦЕНОК
И ВМЕШАТЕЛЬСТВ
а. Психологи, которые разрабатывают, применяют, обрабатывают, интер- претируют или используют методы психологической оценки, собеседования, тесты или другие средства, осуществляют это таким образом и для таких целей, чтобы эти методы соответствовали характеру исследования или служили дока- зательством полезности и правильности применения этих методов. б. Психологи воздерживаются от неправильного употребления методов оценки, вмешательств, результатов и интерпретаций и предпринимают надле- жащие меры, чтобы предотвратить неправильное использование другими людьми информации, которую эти методы обеспечивают. Это включает воз- держание от передачи необработанных результатов тестирования или непрове- ренных сведений людям, которые не являются пациентами или клиентами и ко- торые 'не квалифицированы, чтобы использовать такую информацию (см. так- же Стандарты 1.02. Отношения этики и закона, и 1.04. Границы компетенции).
2.03.
К
ОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕСТОВ
Психологи, которые разрабатывают и проводят исследование с примене- нием тестов и других методов оценки, используют научные процедуры и со- временные профессиональные знания для планирования, стандартизации, вали- дизации, сокращения или устранения погрешностей, а также для выработки ре- комендаций для использования.
2.04.
И
СПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНКИ ВООБЩЕ И С ОТДЕЛЬНЫМИ
ПОПУЛЯЦИЯМИ
а. Психологи, которые осуществляют вмешательства или применяют определенные методы оценки и обрабатывают, интерпретируют или использу- ют полученные результаты, должны быть хорошо знакомы с понятиями надеж- ности, валидизации и относительной стандартизации результатов исследова- ний, а также знать условия правильного применения методов, которые они ис- пользуют. б. Психологи должны осознавать пределы достоверности, с которой мо- гут быть сделаны диагнозы, суждения или предсказания относительно отдель- ных людей. в. Психологи пытаются выявить ситуации, в которых отдельные вмеша- тельства или методы оценки, а также нормативы не могут быть применимы или могут потребовать корректировки при проведении или интерпретации из-за та- ких факторов, как пол, возраст, расовая и этническая принадлежность, нацио- нальность, религия, сексуальная ориентация, недееспособность, язык или соци- ально-экономическое состояние.
2.05.
И
НТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ
При интерпретации результатов оценки, включая автоматизированную
678 интерпретацию, психологи принимают во внимание различные факторы, влия- ющие на результаты тестирования, а также индивидуальные особенности оце- ниваемого лица, которые могли бы оказать влияние на суждения психологов или снизить точность их интерпретаций. Они указывают на любые сомнения, которые возникают у них относительно точности или ограничений их интер- претаций.
2.06.
Н
ЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ЛЮДИ
Психологи не поддерживают использование психологических методов оценки неквалифицированными людьми (см. также Стандарт 1.22. Поручения подчиненным и контроль их работы).
2.07.
В
ЫШЕДШИЕ ИЗ УПОТРЕБЛЕНИЯ ТЕСТЫ И УСТАРЕВШИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
а. Психологи не основывают свои решения по поводу вмешательства, оценки или рекомендации на данных или результатах тестирования, которые являются устаревшими для данной цели. б. Аналогично психологи не основывают такие решения или рекоменда- ции на тестах и измерениях, которые являются устаревшими и бесполезными для данной цели.
2.08.
У
СЛУГИ ПО ОБРАБОТКЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
а. Психологи, которые осуществляют процедуры оценивания или обра- ботки для других специалистов, предоставляют точное описание задачи, норма- тивов, валидности, надежности и условий применения процедур, а также лю- бых специальных навыков, необходимых для их использования. б. Психологи выбирают способы обработки и интерпретации (включая автоматизированные методы) на основе доказательства валидности программы и методик и с учетом других соответствующих обстоятельств. в. Психологи несут надлежащую ответственность за адекватное примене- ние, интерпретацию и использование методов оценки, независимо от того, за- нимаются ли они сами обработкой и интерпретацией результатов тестирования или используют автоматизированные или другие методы.
2.09.
О
БЪЯСНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ
Если характер отношений заранее подробно не объясняется оцениваемо- му лицу и это препятствует объяснению результатов (как это бывает в ряде случаев консультации организаций, проверки в течение испытательного срока или проверки безопасности и при выполнении судебных оценок), психологи га- рантируют, что обеспечивается объяснение результатов с использованием язы- ка, достаточно понятного оцениваемому человеку или законному доверенному лицу, уполномоченному клиентом. Независимо от того, выполнены ли обработ- ка и интерпретация психологом, помощниками или с помощью автоматизиро- ванных или других внешних средств, психологи предпринимают приемлемые шаги, чтобы обеспечить необходимое объяснение результатов.