ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1214
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
125 уменьшения беспокойства, связанного со старением (Keller, Corake & Brooking,
1975).
Среди пожилых людей в возрасте 65 лет и старше наиболее популярны следующие группы (Gladding, 1999).
•
Группы, ориентированные на реальность, которые помогают запутав- шимся людям ориентироваться в жизненной ситуации, принять ее, занять кон- структивную позицию.
•
Группы ремотивационной терапии, помогающие пожилым клиентам стать более включенными в настоящее и будущее.
•
Группы воспоминаний, которые анализируют жизненные события, что- бы помочь своим членам становиться более интегрированными как личность.
•
Психотерапевтические группы, которые направлены на приспособление к специфическим проблемам старения, таким как потери близких людей.
•
Специфические тематические группы, которые концентрируются на конкретных областях, представляющих интерес для пожилых, например здоро- вье или искусство.
•
Группы, ориентированные на решение проблем, предлагаемых клиента-
ми; такие группы сосредоточиваются на конкретных переходных проблемах членов группы, таких как госпитализация или столкновение с родственниками со стороны жены или мужа.
Работая с пожилыми людьми, консультанты часто становятся учениками жизни, а старые люди становятся их учителями (Kemp, 1984). Когда будет со- здана установка на открытость, клиенты, скорее всего, займутся решением наиболее важных вопросов в своей жизни, а консультанты будут более склонны узнавать различные стороны жизни и смогут лучше оказывать помощь в про- цессе консультирования.
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ВОПРОСЫ ПОЛА
Третья группа проблем, рассматриваемая в этой главе, сосредоточивается на консультировании мужчин и женщин в качестве подгрупп. Потребности и интересы клиентов частично определяются культурным климатом и социаль- ным окружением, в которых они живут и развиваются (Cook, 1993; Moore &
Leafgren,
1990). Женщины и мужчины являются «в своей сущности культурно- социальными существами» (McFadden, 1996, р. 234). Консультанты, которые не осознают в полной мере влияния социальной дискриминации, стереотипов и ролевых ожиданий, связанных с полом, вряд ли преуспеют в помощи своим клиентам. Эффективное консультирование по вопросам пола или сексуальной ориентации требует специальных знаний и проницательности.
Уже давно не ведется споров по поводу того, нужно ли консультантам обладать специализированными знаниями и умениями в консультировании женщин и мужчин как отдельных групп. Представители обоих полов имеют много общего, но, поскольку женщины и мужчины «в своем развитии сталки- вались с разными проблемами», профессионалу могут потребоваться различные
126 подходы при взаимодействии с ними (Nelson, 1996, р. 343). Более того, кон- сультанты, которые чаще работают с представителями какого-либо одного по- ла, могут нуждаться в тщательном обучении и дополнительном опыте. Напри- мер, женщины в США страдают серьезными депрессиями в два раза чаще, чем мужчины (7 миллионов и 3,5 миллиона соответственно) (McGrath, Keita, Strick- land & Russo,
1990). Данный факт справедлив для всех культур и стран, несмот- ря на различия в трактовке понятия «депрессия» (Shea, 1998). По крайней мере, частично это может быть объяснено тем, что женщины больше подвержены пассивному замыканию на своих внутренних переживаниях. Данное явление известно как погружение в себя и бесплодная рефлексия.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 83
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕНЩИН
Женщины являются главными потребителями услуг консультирования
(Wastell,
1996). Они обладают специфическими потребностями, связанными с их биологическими особенностями и социальными стереотипами, обусловли- вающими отличие проблем, с которыми они обращаются к консультированию, от мужских (Cook, 1993). Женщины все еще испытывают притеснения, касаю- щиеся свободы, статуса, доступа к некоторым сферам деятельности, признания, которым обладают мужчины, хотя их социальные роли и карьерные возможно- сти существенно увеличились с начала 1960-х годов, когда женское движение привело к значительным переменам в обществе. Женщины как социальная группа сталкиваются со сложными фундаментальными проблемами, такими как построение близких отношений, выбор карьеры и планирование жизни
(Bradley, Gould & Hayes,
1992). Средг главных проблем этой группы — лич- ностное развитие и рост, депрессия, расстройства пищевого поведения, сексу- альное преследование, вдовство, множественность ролевых обязанностей.
Консультирование женщин — «это не просто вопрос выбора теории или подхо да и начало лечения» (Hanna, Hanna, Giordano & Tollerud, 1998, p. 181). У станов ки консультанта, его ценности и знание могут как облегчить, так и за- держать потенциальное развитие клиента-женщины. В основном женщины больше ориентируются на отношения, и подход консультанта должен учиты- вать этот фате (Davenport & Yurich, 1991; Nelson, 1996). Анализ литературы по- казывает, что специалисты, занимающиеся консультированием женщин, долж- ны проявлять «сильно развитую эмпатию, сердечность и понимание; они долж- ны находиться на высоком уровне личностного развития, чтобы хорошо разби- раться в трудностях, с которыми сталкиваются женщины» (Hanna et al, 1998, p.
167).
К сожалению, имеются свидетельства того, что некоторые консультанты и специалисты в области душевного здоровья все еще придерживаются по от- ношении к женщинам устаревших полоролевых стереотипов (Simon, Gaul,
Friedlander & Heatherington,
1992). С другой стороны, отдельные консультанты могут просто » знать о специфических трудностях, с которыми женщины стал- киваются на разны: этапах своей жизни. Например, в теории эволюционного подхода к развитию че ловека «в литературе существует значительный пробел
127 относительно изучени: женщин среднего возраста с такими проблемами, как бездетность, одиночестве немощность, принадлежность к сексуальным или эт- ническим меньшинствам, шп являющихся членами расширенных семей» (Lip- pert,
1997, р. 17). Ложные представ ления, неправильные убеждения и недоста- ток понимания консультанта — все это может усугубить проблемы женщин- клиентов (Leonard & Collins, 1979). Важнс чтобы консультанты, работающие с женщинами, умели учитывать социально-пс литические и другие факторы.
Для рассмотрения проблем, связанных с консультированием женщин, был: специально сформированы комитеты и целевые группы в составе профес- сионал! ных организаций консультирования. Например, в А С А существует национальна женская комиссия, а 35-е отделение АРА занимается исключи- тельно психологие женщин. Кроме того, 17-е отделение (психологии консуль- тирования) финансирует Комитет по делам женщин.
Социальные аспекты консультирования женщин. Один из главных вопро- се в консультировании женщин вращается вокруг проблемы адекватности ин- формации об их жизни. Многие ранние теории, касающиеся характера и осо- бенносте развития женщин, особенно те, которые базировались на психоанали- тически принципах, имели тенденцию характеризовать женщин как изначально
«пассш ных, зависимых и морально подчиненных мужчинам» (Hare-Mustin,
1983, р. 594 Эти теории поддерживали статус-кво в вопросе отношения к жен- щинам и ограш чивали их возможности выбора (Garfield, 1981; Lewis, Hayes &
Bradley, 1992). O
бщий стандарт здорового зрелого поведения применяется к мужчинам, а в отношении психического здоровья женщин данные теории при- держиваются двойног стандарта (Lawler, 1990; Nicholas, Gobble, Grose & Frank,
1992). Этот двойной стандарт в основном изображает поведение взрослых женщин как менее социально одобряемое и менее здоровое. Такая точка зрения занижала уровень ожидаемого женского поведения и способствовала установ- лению барьеров на пути их продвижения в нетрадиционных ролях (Broverman,
Broverman, Clarkson, Rosenkrantz & Vogel, 1970).
Однако количество публикаций в области исследований женских про- блем и женской психологии выросло с трех руководств в начале 1970-х годов до многочисленных книг и статей, многие из которых были специально напи- саны самими женщинами для того, чтобы изменить некоторые устаревшие тео- ретические взгляды, выработанные мужчинами, непосредственно не знакомы- ми с женскими проблемами (Axelson, 1985; Enns, 1993; Lemer, 1988). Например, отдельными учеными высказывались предположения, что развитие женщин не укладывается в психологические стадии развития по Эриксону. Эти теоретики настаивали на уникальности женщин и подчеркивали непрерывный, а не стади- альный характер их развития.
Второй серьезной проблемой в консультировании женщин является сек- сизм, который Голдман (Goldman, 1972) описывает как «явление, более глубоко укоренившееся, чем расизм» (р. 84). Сексизм — это убеждение (и поведение, следующее из этого убеждения), что к представительницам женского пола нужно относиться на основе их половых особенностей, безотносительно к дру- гим качествам, таким как интересы и способности. Такое отношение необосно-
128 ванно, нелогично, непродуктивно и эгоистично. В прошлом сексизм принимал явные формы, например в виде Ограничения доступа женщин к некоторым профессиям, и поощрял их работать в качестве так называемых «розовых во- ротничков», выполняя преимущественно такие обязанности, как уход за деть- ми, семьей, больными. Сегодня сексизм стал намного более изощренным, про- являясь «чаще в упущении, чем в допущении» (Leonard & Collins, 1979, p. 6).
Многие из упущений следуют из недостатка информированности или отказа изменить убеждения в свете новых фактов. В любом случае сексизм причиняет вред не только женщинам, но обществу в целом.
Проблемы и теории консультирования женщин. Одна из основных про- блем в консультировании женщин заключается в отношении к ним консультан- та, как на индивидуальном уровне, так и к группе в целом. Для консультанта важно обращаться к женщинам в соответствии с их уникальной индивидуаль- ностью, не забывая и общие для всех женщин черты (Cook, 1993; Van Buren,
1992). Консультанты должны признать, что для консультирования женщин, находящихся на разных стадиях жизни, например в стадии детства или в под- ростковом периоде (Bradley et al, 1992), в зрелом (Lippert, 1997) и старшем воз- расте (Myers, 1992), требуются специальные знания. Консультанты должны также понять динамику работы с женщинами при решении различных проблем, например при расстройствах пищевого поведения (Marino, 1994), сексуальных злоупотреблениях и насилии (Enns, 1996), попытках самоубийства (Rogers,
1 990), а также при планировании карьеры (Scott & Hatalla, 1990).
Джонсон и Скарато (Jonson & Scarato, 1979) предложили модель, в кото- рой выделили главные области знания, относящиеся к женской психологии. В модели предлагается семь областей, в которых консультанты должны совер- шенствовать свои знания женских особенностей и, вследствие этого, избавлять- ся от предубеждений. Эти области включают: а) историю и социологию поло- ролевых стереотипов, б) психофизиологию женщин и мужчин, в) теории инди- видуальности и поло-ролевого развития, г) возрастные особенности, д) знание специфики отдельных популяций, е) развитие карьеры и ж) консультирова- ние/психотерапию. В последней области авторы сосредоточиваются на альтер- нативных (нетрадиционных) подходах в консультировании, а также на специ- фических проблемах женщин.
Тэймс и Хилл (Thames & Hill, 1979) утверждают, что, помимо элементар- ных знаний, консультанты, работающие с женщинами, должны усвоить опыт в четырех областях консультирования: вербальной, невербальной, процедурной и методической. Кроме того, им необходимо уметь применять соответствующие навыки работы со специальными категориями женщин, такими как страдающие депрессией или подвергшиеся сексуальному насилию. Наконец, консультанты должны сознавать свои личные трудности в обращении с клиентами- женщинами.
Главным подходом в консультировании при работе с женщинами являет- ся феминистская теория. Феминистское направление в консультировании воз- никло в период усиления женского движения в 1960-е годы. В начальной ста- дии это движение являлось вызовом засилью патриархата, но по мере своего
129 роста оно сосредоточивается на личностном развитии женщин, на их общих и уникальных особенностях (Okun, 1990). Начиная с публикации Кэрол Гиллиган
«In a different voice» (Gilligan,
1982), происходило нарастающее проникновение феминистской теории в консультирование. Одна ветвь такого подхода — либе- ральное феминистское консультирование — занимается просветительской дея- тельностью в области моделей социализации и личного выбора при изменении традиционных сексуальных ролей. Другое направление, радикальное феми- нистское консультирование, больше ориентировано на вовлечение клиентов в осуществление социальных сдвигов, направленных на увеличение равноправия полов (Enns & Hackett, 1993).
Во многих отношениях феминистская теория является больше подходом к консультированию, нежели хорошо сформулированным набором теоретиче- ских конструктов. Она чрезмерно настойчиво оспаривает и подвергает сомне- нию установки традиционных теорий консультирования из-за того, что эти мо- дели часто отстаивают сохранение статус-кво относительно господства мужчин и иерархического общества. Два главных момента отличают феминистскую по- зицию от других форм оказания помощи.
• Феминистская теория делает акцент на равноправии отношений оказа- ния помощи, что следует из убеждения, что «женские проблемы неотделимы от общественного притеснения женщин» (Okun, 1997).
• Она подчеркивает значение общественной, политической и экономиче- ской деятельности в качестве основной части процесса терапии.
Стирание различий между полами, значение взаимоотношений, есте- ственное восприятие тела «как оно есть», «несексистское» развитие карьеры также находят отражение в феминистской идеологии (Воусе, 1988). В общем и целом «феминистская теория начинается с опыта женщин и использует оценки и убеждения женщин в качестве основной схемы» (Nwachuku & Ivey, 1991, p.
106).
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ МУЖЧИН
Естественным результатом сосредоточения интереса на женском кон- сультировании и изживания сексизма явилось возобновление внимания к уни- кальным проблемам и потребностям мужчин. Несмотря на то что «особенности мужчин и природа "мужественности" являются объектом исследования уже на протяжении длительного времени, за последние двадцать лет интерес к этим вопросам непрерывно возрастал» (Wade, 1998, р. 349). В начале 1980-х годов
Коллисон (Collison, 1981) пришел к выводу, что, «оказывается, для мужчин приспособлено меньшее количество процедур консультирования, чем для жен- щин» (р. 220). Ситуация с тех пор изменилась, а «растущий интерес к мужской психологии привел к увеличению спроса на клинические услуги, ориентиро- ванные исключительно на мужчин» (Jonson & Hayes, 1997, p. 302).
Социальные аспекты консультирования мужчин. Проблемы, относящиеся к консультированию мужчин, часто обусловлены социализацией. В некоторой степени общепринятые формы социального поведения мужчин можно объяс-