ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1213
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
130 нить тем фактом, что традиционные мужские половые роли определены более строго, чем женские. Например, в детстве в поведении девочек поощряется эмоциональная или поведенческая экспрессивность, тогда как в мальчиках под- держивают прежде всего неэмоциональные физические действия. Таким обра- зом, многие мужчины приучены прятать свои эмоциональные реакции, прояв- лять автономность, активность и дух соперничества (Setter & Stevens, 1987).
Они ориентированы скорее на демонстрацию воинственности, чем на проявле- ние заботливого поведения, и часто «чувствуют себя потерявшими власть и статус в результате изменений в направлении андрогинности», особенно в начале взрослой жизни (Brown, 1990, р. И). В целом большинство мужчин об- ладает в первую очередь когнитивной ориентацией (Pollack & Levant, 1998;
Scher,
1979). Проявление эмоциональности обычно избегается из-за недостатка опыта в ее применении и тревоги, которую она создает.
Такие сдерживающие роли часто способствуют выработке нечувстви- тельности к потребностям как других людей, так и к собственным, а отрицание душевных и соматических проблем становится фатальным, проявляясь в более короткой продолжительности жизни мужчин (Jourard, 1971). Кроме этого,
«мужчины ищут психологическую безопасность в независимости и избегают тесных отношений» (Davenport & Yurich, 1991, p. 65). Следовательно, консуль- танты, которые работают с мужчинами, должны понимать, что многие из их клиентов окажутся нелюдимыми и сдержанными в разговоре. Из-за своей изо- ляции они могут стремиться минимизировать свои действия и деятельность окружающих. Большую часть времени они не проявляют настойчивости, а про- сто имитируют то поведение, за которое получают подкрепление. Многие муж- чины усвоили в детстве социальные табу в отношении самораскрытия, особен- но перед другими мужчинами.
Чтобы помочь консультанту в понимании реалий мужских ситуаций и та- ким образом способствовать успеху работы с ними, Шер (Scher, 1981) предла- гает ряд принципов. Они включают акцентирование внимания на: а) трудностях изменения для большинства мужчин, б) ограничениях, наложенных полороле- выми стереотипами, в) важности обращения за поддержкой и работы с эмоцио- нальными проблемами и г) необходимости четко различать роли и правила, от- носящиеся к личной жизни и к работе.
В целом мужчины чаще, чем женщины, отказываются участвовать в кон- сультировании (Worth, 1983). Большинство мужчин прибегают к консультиро- ванию только в ситуации кризиса, поскольку считается, что они должны быть самодостаточными, отодвигать на второй план свои потребности и заботиться о других (Moore & Leafgren, 1990). Мужчины имеют разные интересы в различ- ном возрасте и на разных стадиях развития (Moore & Leafgren, 1990). Поэтому при работе с мужчинами важно сопоставлять получаемые результаты с моде- лями развития, в которых подчеркиваются эти особенности, например с моде- лями Эриксона (Erikson, 1968) и Левинсона (Levinson, 1978).
П
РОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ МУЖЧИН
. Помимо реаль- ных фактов, о консультировании мужчин существует множество мифов (Kelly
& Hall,
1994). Когда мужчины оказываются способными прорваться через тра-
131 диционные запреты, они обычно старательно работают в консультировании и рассматривают его как разновидность соревнования. Они многого ждут от кон- сультирования и хотят, чтобы сессии были продуктивными. В большинстве своем мужчины, как правило, стараются быть более понятными и искренними в процессе работы и проявлять себя непосредственно и честно.
Преобладание у мужчин когнитивной направленности создает особые трудности для консультанта. Марино (Marino, 1979) советует консультантам избегать в работе с мужчинами когнитивной области и направлять внимание на тональность их голосов, на противоречия их поведения и чувств и на их двой- ственное отношение к контролю и опеке. Шер (Sher, 1979) также предлагает уводить клиента из когнитивной области в эмоциональную и рекомендует начинать работу с объяснения клиенту важности овладения своими чувствами при преодолении личностных трудностей; после этого следует терпеливо рабо- тать над раскрытием скрываемых чувств.
В противоположность стратегии избегания когнитивной области, Берч и
Сков-холт (Burch & Skovholt, 1982) предлагают использовать модель Голланда
«взаимодействие человек—среда» (Holland, 1979) в качестве схемы для пони- мания и консультирования мужчин. Согласно этой модели, мужчины обычно действуют в реалистичном измерении. Им, как правило, недостает социальных навыков, но они обладают техническими и практическими умениями; следова- тельно, авторы рекомендуют консультантам применять когнитивно- бихевиоральный подход для установления раппорта и облегчения консультиро- вания. Джайлс (Giles, 1983) не соглашается с этой точкой зрения и указывает, что не существует никаких исследований, однозначно ее подтверждающих. Он полагает, что изменение подхода консультирования в попытке приспособить его к типу личности клиента не обязательно приведет консультанта к успеху.
Учитывая особое внимание, которое уделяется межличностному науче- нию в групповом консультировании и терапии, этот способ работы с мужчина- ми может оказаться эффективной стратегией вмешательства (Andronica, 1997;
Jolliff,
1994). Цели мужской группы состоят в увеличении индивидуального по- нимания обусловленности половых ролей, в овладении новыми социально одобряемыми моделями поведения, в поддержании образа жизни, ориентиро- ванного на удовлетворение индивидуальных потребностей. Особенно полезна групповая работа для трех типов мужчин — сексуальных правонарушителей, мужчин-гомосексуалистов и бездомных мужчин (DeAngelis, 1992). Не добива- ются успеха в групповой работе мужчины в маниакальном состоянии, глубоко депрессивные, пребывающие в серьезном кризисе, страдающие различными за- висимостями, алкоголики или параноики (Home & Mason, 1991).
Групповая работа может оказаться для мужчин мощным средством пре- одоления защитных механизмов, таких как отрицание, и способствовать фор- мированию ощущения общности. Чтобы добиться результата, консультант должен объявить о создании группы; тщательно отобрать потенциальных кан- дидатов; идентифицировать специфические формы поведения, требующие осо- бого внимания; определить ритуалы начала и завершения работы группы; раз- работать стратегии, вмешательства, нацеленные на разрешение глубоких пси-
132 хологических проблем, таких, например, как разрешение конфликта (Hetzel,
Barton & Davenport, 1994; Home & Mason, 1991).
Работая с группой мужчин, Мур и Хаверкамп (Moor & Haverkamp,,1989), в тщательно проведенном исследовании обнаружили, что «мужчины в возрасте от 30 до 50 лет способны повысить уровень эмоциональной выразительности, измерявшийся как с помощью самоотчетов, так и поведенческими тестами» (р.
513). На этой стадии жизненного развития многие мужчины стремятся к прояв- лению большей близости, углублению межличностных связей и непосред- ственному управлению своими эмоциями. Таким образом, групповая работа для мужчин этого возраста может оказаться очень эффективным средством стимулирования изменений, особенно, как утверждают авторы, когда групповая работа ведется в русле парадигмы социального научения, в соответствии с ко- торой другие мужчины служат моделью и подкрепляющим стимулом для выра- ботки новых образцов поведения. Влияние Роберта Блая (Вlу) и мифопоэтиче-
ского движения (использование мифов и поэзии в мужских группах) — один из примеров действенности такой парадигмы (Erkel, 1990).
Важно, чтобы консультант, создавая благоприятные условия для измене- ний и изучения эмоциональных проблем, сознавал, что правила внутри муж- ского профессионального мира, как правило, отличаются от правил личностной сферы. Консультанту чрезвычайно важно предостеречь мужчин от наивного и автоматического перенесения вновь открытых моделей поведения, успешно ра- ботающих в их личной жизни, в среду, которая может оказаться враждебной, — то есть в мир работы.
Консультирование мужчин, рассматриваемых как особая группа, как и консультирование представителей любых иных групп, являет собой комплекс- ный феномен, и его потенциальные выгоды огромны. В их число входит по- мощь мужчинам в выработке эффективных стратегий формирования ожиданий и стратегий изменения ролей (Moore & Leafgren, 1990). Помимо этого, с помо- щью консультирования мужчины могут разрабатывать новые умения, приме- нимые «в установлении брачных отношений, в решении проблем здоровья, свя- занных со стрессами, в принятии решений по профессиональным и жизненным вопросам и во взаимодействии в семье» (Moore & Haverkamp, 1989, p. 516).
Особенно действенной процедурой, которая может быть использована при ра- боте с некоторыми мужчинами, является их беседа со своими отцами. Серии упорядоченных открытых вопросов о традициях семьи помогают мужчинам более ясно понять своих отцов и благодаря этому совершать открытия, касаю- щиеся их самих. Это новое понимание может служить катализатором для внед- рения различных моделей поведения в их собственных семьях.
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 83
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
И СЕКСУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
В завершение раздела, посвященного тендерным проблемам, важно обра- титься к теме сексуальной ориентации, поскольку не все мужчины и женщины
133 являются ге-теросексуалами. Независимо от одобрения или неодобрения окру- жающих, люди различаются по стилю жизни, по социальной и сексуальной ориентации (Dworkin & Gutierrez, 1989). По меньшей мере 10% населения США составляют геи, лесбиянки и бисексуалы. Эти люди часто испытывают стерео- типное негативное отношение и дискриминацию со стороны окружающих. Ко- личество мифов и стереотипов вокруг них значительно возросло в последние годы; примерами подобных мифов могут служить мнения, что представители этой популяции развращают детей и что однополые отношения никогда не бы- вают продолжительными (Chen-Hayes, 1997). В составе Американской ассоци- ации консультирования есть подразделение, специально предназначенное для работы с этой популяцией, — это Ассоциация по проблемам консультирования геев, лесбиянок, бисексуалов (AGLBIC).
Жизненные трудности для геев, лесбиянок и бисексуалов начинаются еще в раннем возрасте. Дети с любой из этих ориентации зачастую переживают не- легкий период взросления в связи со своей неординарностью. У них часто раз- вивается ощущение изоляции и неполноценности, беспокойство в связи с не- удовлетворительными отношениями со сверстниками и непониманием в семье
(Marinoble,
1998). Даже некоторые консультанты меньше, чем можно было бы ожидать, склонны к принятию представителей этой популяции. Как утверждает
Рудольф (Rudolph, 1989), «обслуживание психотерапевтических потребностей гомосексуалов (как и бисексуалов) исторически сопровождалось ощущениями неудовлетворенности и дискомфорта для многих клиентов и консультантов» (р.
96).
Культура большинства, которую представляют профессиональные по- мощники, имеет обычно негативное представление о тех, кто не придерживает- ся гетеросексуальной ориентации. Когда эти взгляды высказываются в грубой, догматичной форме, они могут оказать вредное воздействие на психическое здоровье и благополучие гомосексуалов, лесбиянок и бисексуалов и грубо нарушить их общее развитие. Например, при выборе профессии мужчины-геи часто испытывают недостаток ролевых моделей и обычно вынуждены выбирать социально стереотипные для гомосексуалов занятия (Hetherington, Hillerbrand &
Etringer, 1989).
В любом культурном меньшинстве, которое воспринимается с предубеж- дением, страдают люди и наносится ущерб всей культуре меньшинства в це- лом. Одновременно с проблемой духовного роста в мультикультуральном кон- сультировании наблюдается увеличение внимания к выработке сочувствия кон- сультантов к проблемам, с которыми сталкиваются гомосексуалы, лесбиянки и бисексуалы, таким как проблемы «выхода в свет», образования общественных организаций, религиозной деятельности, СПИДа, неприязни со стороны окру- жающих и создания отношений (House & Miller, 1997). Теперь, когда в амери- канском обществе усилились консервативные тенденции, а также на порядок выросло число случаев СПИДа, работа с открытыми гомосексуалами, лесбиян- ками и бисексуалами во многих случаях становится непопулярной деятельно- стью, однако эта работа может принести много пользы, если ее проводить должным образом.
134
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ДУХОВНОСТЬ
Последней областью, к которой мы обратимся в этой главе, посвященной особенностям различных культур и групп населения, является духовность — сложное многомерное понятие. «До настоящего времени не существует общего согласия в определении духовности» (Ganje-Fling & McCarthy, 1996, p. 253).
Тем не менее на важность рассмотрения вопросов духовности в консультирова- нии указывали такие светила науки, как Карл Юнг, Виктор Франкл, Абрахам
Маслоу и Ролло Мэй. Духовность, как правило, относят к уникальному лич- ностно значимому опыту трансцендентного характера, который ассоциируется с единением и благом (Hinterkopf, 1997; Westgate, 1996).
Во всестороннем кратком обзоре духовности, религии и консультирова- ния, Ингерсол (Ingersoll, 1994) указывает на важность определения духовности и предлагает перечень параметров для ее описания.
• Понятие божества или силы, более могущественной, чем человек.
• Ощущение смысла.
• Связь с божественной силой.
• Постижение тайны.
• Ощущение радости.
• Занятие деятельностью по укреплению духовности.
• Систематическое использование духовных сил как интегратора жизни.
Таким образом, духовная жизнь человека зачастую включает активный поиск способов преодоления ограниченных рамок своего обыденного суще- ствования, чтобы стать ближе к смыслу жизни, в том числе к исключительности высшего божества (Chandler, Holden & Kolander, 1992; Kelly, 1995).
В консультировании происходит рост интереса к вопросам духовности и понимания ее значения для благополучия тех, кто обращается за помощью и стремится поддержать свое собственное психическое здоровье (Burke & Miranti,
1995; Hudson,
1998). «Необходимость образования консультантов в вопросах духовности осознается на государственном уровне, что уже нашло отражение в образовательных программах по консультированию» (Myers & Truluck, 1998, p.
120). Три недавних события серьезно повлияли на отношение к проблемам ду- ховности в Америке в целом и в профессии консультирования в частности.
Первое — «это неформальная духовность, пропагандируемая организациями "Анонимных алкоголиков", "Взрослыми детьми алкоголиков" и другими про- граммами "12 шагов"» (Buttler, 1990, р. 30). Второе — работа Скотта Пека, чьи книги, особенно «The Road Less Traveled» (Peck, 1978), преодолевают пропасть между традиционной психотерапией и религией. Заключительное событие — это серия фильмов о Джозефе Кэмпбелле. В интервью с Биллом Мойерсом
(Moyers)
Кэмпбелл «придал респектабельность духовно-психологическим по- искам в их современном виде» (Buttler, 1990, р. 30).
Невозможно определить причины, обусловившие массовое влияние этих трех событий. Тем не менее Ассоциация за духовные, этические и религиозные