ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1221
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
135 ценности в консультировании (ASERIV) была в 1990-е годы одним из самых быстро растущих подразделений А С А. Наблюдалось также возобновление ин- тереса к консультанту как духовному лицу (Goud, 1990; Kottler, 1986) и исполь- зование религиозных или духовных ценностей клиентов в целях содействия прогрессу в консультировании (Aust, 1990; Goldberg, 1994).
Ингерсол (Ingersoll, 1994) утверждает, что консультанты, заинтересован- ные в качественной работе с клиентами, обладающими особым духовным ми- ровоззрением, могут легче всего этого достичь, продемонстрировав, что они разделяют убеждение о важности духовности в жизни клиента. Занимаясь раз- решением проблем своих клиентов, консультанты должны применять язык и образы, которые конгруэнтны мировоззрению клиентов, а также консультиро- ваться с другими «целителями» в жизни клиента, например со священниками.
Этот процесс требует внимания к культурным особенностям клиентов, а также действий в соответствии с самыми высокими этическими стандартами. По мере того как консультанты начинают обращаться к клиенту как к целостной лично- сти, вопрос о духовности клиента или о его духовных ресурсах во многих слу- чаях приобретает фундаментальное значение.
Иногда источник духовности видят в каком-либо философском учении или в религиозной вере, например в дзэн-религии, буддизме или в христиан- стве. В других случаях она понимается как нечто более туманное. Независимо от форм, принимаемых духовностью, этот аспект жизни 'клиентов может быть усилен путем создания ритуалов или другими способами, увеличивающими со- средоточенность клиента на своей жизни. Это помогает ему больше ценить жизнь, не преуменьшая при этом собственной значимости. Например, один из ритуалов, к участию в котором могли бы быть приглашены потерявшие душев- ное равновесие клиенты, заключается в составлении списка из пяти вещей
(предметов, обстоятельств), за которые они благодарны (Hudson, 1998). Такая процедура может помочь им отвлечься от чувства горечи и преодолеть времен- ные неприятности.
Кроме того, что медитация или молитва оказывают несомненную помощь клиентам, некоторые их формы могут стать важными и в жизни консультантов.
Келли (Kelly, 1995) выявил в результате обследования репрезентативной вы- борки американских консультантов, входящих в АСА, что большинство респон- дентов относят духовность к своим жизненным ценностям (даже больше, чем официальную религию). Во многих случаях «личная духовность или религиоз- ность консультантов может обеспечить ценностную базу для того, чтобы под- строиться под духовные и религиозные запросы клиентов» (Kelly, 1995, р. 43).
Таким образом, консультантам следует учитывать не только духовность клиен- тов, но и свои собственные духовные ценности.
Р
ЕЗЮМЕ
В этой главе мы проанализировали проблемы консультирования отдель- ных групп населения: культурных меньшинств, пожилых людей, женщин, муж-
136 чин, людей нестандартной сексуальной ориентации, представителей различных религиозных конфессий. В профессиональной литературе имеется обширный материал по общим проблемам каждой из этих групп, равно как и по теориям и методам консультирования, наиболее подходящим для работы с представите- лями этих групп. Разумеется; многими программами подготовки дипломиро- ванных специалистов в консультировании предлагаются специальные курсы, предусматривающие узкую направленность консультанта на работу с одной или с несколькими из этих групп.
Хотя информация о различных группах населения может показаться не- связанной между собой, это не так. Связующим звеном является идея, что кон- сультанты, работающие с клиентами из различных групп, должны хорошо по- нимать как их общегрупповые черты, так и индивидуальные особенности.
Только в этом случае они смогут эффективно заниматься решением как общих, так и специфических проблем этих клиентов. С представителями отдельных культурных, конфессиональных и возрастных групп, представителями обоих полов и сексуальных меньшинств связаны стереотипы и определенные роли.
Культурные ограничения влияют на развитие не только отдельных людей, но также и общества в целом. Преодоление традиций, предрассудков, страхов и беспокойства, а также обучение новым навыкам, базирующимся на достовер- ной информации и чуткости к культурным и иным особенностям, является важной составляющей консультирования в мультикультуралыюм и плюрали- стическом обществе.
При работе со специфическими группами консультанты должны осозна- вать уникальность этих групп и их основные проблемы. Они должны также хо- рошо понимать ограничения и предназначение применяемых теорий консуль- тирования. Многословие и самораскрытие не ценятся во многих культурах, особенно при общении с тем, кто не разделяет их обычаев. Пол и сексуальная ориентация так же представляют собой факторы, влияющие на проявления чувств и личных пристрастий. Возраст и духовное развитие также имеют зна- чение в процессе консультирования. Чтобы извлечь пользу из консультирова- ния, пожилые люди нуждаются в особом, уникальном способе выражения эмо- ций и разрешения конфликтов, связанных с прошлым. Аналогичным образом религиозно настроенные клиенты могут придерживаться своих, нетрадицион- ных точек зрения и особых способов разрешения проблем.
Консультанты должны постоянно спрашивать себя, чем каждый из их клиентов отличается от других и в чем он подобен другим. В чем состоит внут- ри- и межгрупповая общность, а в чем — уникальность. Они должны сосредо- точиваться на развитии своей способности понимать как глобальные проблемы, так и индивидуальные запросы клиентов. Когда клиенты существенно отлича- ются от консультантов, необходимо уделить повышенное внимание процессу установления и развития консультационных взаимоотношений.
З
АНЯТИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
137 1. Поговорите с человеком другого культурного или этнического происхождения и обсудите с ним трудности, с которыми он или она сталкивается в США. Какие из этих про- блем обусловлены культурными особенностями? Насколько эти трудности уникальны для данного человека? Представьте свои наблюдения аудитории. Какие общие выводы вы и ва- ши сокурсники могли бы сделать на основании этих результатов? Обсудите свои личные бе- седы с людьми другой культуры или национальности в свете представленного в данной главе материала.
2. Проанализируйте подходы к консультированию, предлагаемые в других странах.
Как теории и методы, сформированные в иных культурах, отвечают потребностям людей в этих обществах? Насколько, по вашему мнению, подход к консультированию, который вы анализировали, подошел бы к условиям США?
3. Вместе с сокурсниками разыграйте в ролях следующую ситуацию. Вообразите, что вы достигли возраста 65 лет. Чем бы вы занимались в этом возрасте? Каковы ваши потребно- сти и ожидания? Как консультант мог бы быть вам полезен? Отличается ли ваша гипотети- ческая точка зрения на жизнь в этом возрасте от вашего современного взгляда на мир? Обсу- дите эти вопросы с учетом совета Понцо (Ponzo, 1978) — оставаться собой, не «обыгрывая» свой возраст.
4. Разделитесь на две группы по половому признаку. Предложите мужчинам принять традиционные женские роли и наоборот. Затем обсудите ситуацию принятия решений, свя- занных с карьерой и браком. Обсудите мнение обеих сторон и то, как могло бы измениться это мнение, если бы человек имел иную сексуальную ориентацию.
5. В группах по три человека обсудите, какое место занимают вопросы религии в кон- сультировании. Поделитесь вашими соображениями с аудиторией.
Л
ИТЕРАТУРА
Allison
К. W., Crawford I., Echemendia R. Robinson L. & Knepp D. (1994). Human diver- sity and professional competence. American Psychologist, 49, 792-796.
Andronico M. P. (Ed.). (1997). Men in groups: Insights, interventions, andpsychoeduca-
tional work. Washington DC: American Psychological Association.
Arredondo E. (1998). Integrating multicultural counseling competencies and universal help- ing conditions in culture-specific contexts. Counseling Psychologist, 26, 592-601.
Aust
С. F. (1990). Using client's religious values to aid progress in therapy. Counseling and
Values, 34, 125-129.
Avasthi S. (1990). Native American students targeted for math and sciences. Guidepost,
33(6), 1,6,8.
Axclson J. A. (1993). Counseling and development in a multicultural society (2nd ed.). Pa- cific Grove CA: Brooks/Cole.
Baruth L. G. & Manning M. L. (1999). Multicultural counseling and psychotherapy (2nd ed.). Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall.
Beaver M. L. (1991). Life review/reminiscent therapy In P.
К. Н. Kim (Ed.) Serving the el-
derly: Skills for practice (pp. 67-89). New York: Aldine de Gruyter.
Bell D. A. (1985 July 15 and 22). America's great success story: The triumph of Asian
Americans. The New Republic, 3678/3679, 24-31.
Birren J. E., Schaie K. W & Gatz M. (Eds.). (1996). Handbook of the psychology of aging
(4
th ed.). San Diego: ACAdemic Press.
Blake R. (1975). Counseling in gerontology. Personnel and Guidance Journal, 53, 733-737.
Blake R. (1982). Assessing the counseling needs of older persons. Measurement and Evalu-
ation in Guidance, -15,188-193.
Boyer S. E. & Sedlacek W. E. (1989). Noncognitive predictors of counseling center use by international students. Journal of Counseling and Development, 67, 404-407.
Bradley L. J., Gould L. J. & Hayes B. A. (1992). The impact of gender social role socializa-
138 tion. InJ. A. Lewis B. A. Hayes &L.J. Bradley (Eds.) Counseling women over the life span (pp. 55-
76). Denver: Love.
Brinson J. A. (1996). Cultural sensitivity for counselors: Our challenge for the twenty-first
century. Journal of Humanistic Education and Development, 34, 195-206.
Broverman I. ,Broverman D., Clarkson F., Rosenkrantz P. & Vogel S. (1970). Sexrole stere- otypes and clinical judgments of mental health. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 34,
1-7.
Brown N. M. (1990). Men nurturing men. Family Therapy Networker, 14,11.
Burch M. A. & Skovholt
Т. М (1982). Counseling services and men in need: A problem in person-environment matching. AMECA Journal, 4, 89-96.
Burke M. T. & MirantiJ. G. (1995). Counseling: The spiritual dimension. Alexandria, VA:
American Counseling Association.
Butler K. (1990). Spirituality reconsidered. Family Therapy Networker, 14, 26-37. Butler R.
N. (1988). Ageism. In G. L. Maddox (Ed.) Encyclopedia of aging (pp. 22-23). New York: Springer.
Butler R. N. (1998). Aging and mental health: Positive psychosocial and biomedical approaches
(5th ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Cavanaugh J. C. (1997). Adult development and aging. Pacific Grove, CA; Brooks/Cole.
Chandler C. K., HoldenJ. M. & Kolander C. A. (1992). Counseling for spiritual wellness:
Theory and practice. Journal of Counseling and Development, 71, 168-175.
Chen-Hayes S. F. (1997). Counseling lesbian, bisexual and gay persons in couple and family relationships: Overcoming the stereotypes. Family Journal, 5, 236-240.
Cheung F. K. (1991). The use of mental health services by ethnic minorities. In H. F. Myers
P. Wholford L. P. Guzman & R. J. Echemendia (Eds.) Ethnic minority perspectives on clinical
training and services in psychology (pp. 23-31). Washington, DC: American Psychological Associ- ation.
Cohen M. N. (1998 April 17). Culture, not race, explains human diversity. Chronicle of
Higher Education B4-B5.
Colangelo N. & Pulvino C. J. (1980). Some basic concerns in counseling the elderly. Coun-
seling and Values, 24, 68-73.
Coleman H. L. K. (1998). General and multicultural counseling competency: Apples and
oranges? Journal of Multicultural Counseling and Development, 26, 147-156.
Collison
В. В. (1981). Counseling adult males. Personnel and Guidance Journal, 60, 219-
222.
Cook E. E. (Ed.). (1993). Women, relationships, and power: Implications for counseling.
Alexandria VA: American Counseling Association.
Corsini R. J. & Wedding D. (Eds.). (1995). Currentpsychotherapies (5th ed.). Itasca IL:
Peacock.
Cox B. J. & Waller L. L. (1991). Bridging the communication gap with the elderly. Chicago:
American Hospital Association.
Cox H. G. (1995). Later life: The realities of aging (5th ed.). Upper Saddle River, NJ: Pren- tice Hall.
Das A. K. (1987). Indigenous models of therapy in traditional Asian societies,. Journal of
Multicultural Counseling and Development, 15,25-37.
Davenport D. S. & Yurich J. M. (1991). Multicultural gender issues. Journal of Counseling
& Development, 70, 64-71.
DeAngelis T. (1992 November). Best psychological treatment for many men: Group therapy
АРА Monitor, 23, 31.
DeLaszlo V. S. (1994). The basic writings of C. G.Jung. New York: Modern Library.
Dworkin S. H. & Gutierrez F. (1989). Special issue: Gay, lesbian, and bisexual issues in
counseling. Journal of Counseling and Development, 68, 6-8.
Enns C. Z. (1993). Twenty years of feminist counseling and therapy Counseling Psycholo-
gist, 21, 3-87.
139
Enns C. Z. (1996). Counselors and the backlash: «Rape hype» and «false-memory syn- drome». Journal of Counseling & Development, 74, 358-367.
Enns C. Z. & Hackett G. (1993). A comparison of feminist and nonfcininist women's and men's reactions to nonsexist and feminist counseling: A replication and extension. Journal of Coun-
seling and Development, 71, 499-509.
Epp L. R. (1998). The courage to be an existential counselor: An interview with Clemmont
E. Vontress. Journal of Mental Health Counseling, 20, 1-12.
Erikson E. H. (1963). Childhood and society (2nd ed.). New York: Norton. Erikson E. H.
(1968). Identity, youth and crisis. New York: Norton.
Erkel R. T. (1990 May/June). The birth of a movement. Family Therapy Networker, 14,
26—35.
Friedan B. (1994). The fountain of age. New York: Touchstone.
Ganje-Fling M. A. & McCarthy R (1996). Impact of childhood sexual abuse on client spir- itual development: Counseling implications.Joumal of Counseling and Development, 74, 253-258.
Garfield S. L. (1981). Psychotherapy: A forty year appraisal. American Psychologist,
36,174-183.
Garretson D. J. (1993). Psychological misdiagnosis of African Americans. Journal of Multi-
cultural Counseling and Development, 21, 119-126.
Geertz C. (1973). The interpretation of cultures. New York: Basic Books.
Giles T. A. (1983). Counseling services and men in need: A response to Burch and
Skovholt. AMHCAJoumal, 5, 39-43.
Gilligan C. (1982). In a different voice: Psychological theory and women's development.
Cambridge MA: Harvard University Press.
Gladding S.
Т. (1999). Group work: A counseling specialty (3rd ed.). Upper Saddle River
NJ: Merrill/Prentice Hall.
Goldberg J. R. (1994 June). Spirituality, religion and secular values: What role in psycho- therapy? Family Therapy News, 25, 9, 16-17.
Goldman L. (1972). Introduction. Personnel and Guidance Journal, 51, 85.
Gonzalez G. M. (1997). The emergence of Chicanes in the twenty-first century: Implications for counseling, research, and policyJournalof Multicultural Counseling and Development, 25,94-
106.
Goud N. (1990). Spiritual and ethical beliefs of humanists in the counseling profession.
Journal of Counseling and Development, 68, 571-574.
Hammerschlag C. A. (1988). The dancing healers. San Francisco: Harper & Row.
Наnnа С. A., Hanna F. J., Giordano F. G. & Tollerud T. (1998). Meeting the needs of wom- en in counseling: Implications of a review of the literature. Journal of Humanistic Education and
Development, 36, 160-170.
Hansen J. C. & Prather F. (1980). The impact of values and attitudes in counseling the aged.
Counseling and Values, 24, 74-85.
Hare-Mustin R. T. (1983). An appraisal of the relationship between women and psychother- apy. American Psychologist, 38, 593-599.
Harper F. D. (1994). Afrinesians of the Americas: A new concept of ethnic identity. Journal
of Multicultural Counseling and Development, 22, 3-6.
HashimiJ. (1991). Counseling older adults. In P.
К. Н. Kirn (Ed.) Sensing the elderly: Skills
for practice (pp. 33-51). New York: Aldine de Gruyter.
Havighurst R. J. (1959). Social and psychological needs of the aging. In L. Gorlow & W.
Katkovsky (Eds.) Reading in the psychology of adjustment (pp. 443-447). New York: McGraw-Hill.
Hayes R. A. (1996). Addressing the complexities of culture and gender in counseling. Jour-
nal Counseling and Development, 74, 332-338.
Heinrich R. K., CorbinJ. L. & Thomas K. R. (1990). Counseling native Americans. Journal
of Counseling and Development, 69, 128-133.
Hcnkin W. A. (1985). Toward counseling the Japanese in America: A cross-cultural primer.
140
Journal of Counseling and Development, 63, 500-503.
Herring R. D. (1996). Synergetic counseling and Native American Indian students. Journal
of Counseling & Development, 74, 542-547.
Herring R. D. (1997). The creative arts: An avenue to wellness among Native American In- dians. Journal of Humanistic Education and Development, 36, 106-113.
Hetherington C., Hillcrbrand E. & Etringer B. D. (1989). Career counseling with gay men:
Issues and recommendations for research. Journal of Counseling and Development, 67, 452-453.
Hetzel R. D., Barton D. A. & Davenport D. S. (1994). Helping men change: A group coun- seling model for male clients. Journal for Specialists in Group Work, 19, 52-64. Hinterkopf E.
(1998). Integrating spirituality in counseling: A manual for using the experiential focusing method.
Alexandria, VA: American Counseling Association.
Hitchcock A. A. (1984). Work, aging, and counseling. Journal of Counseling and Develop-
ment, 63, 258-259.
Hodgkinson H. L. (1992). A demographic look at tomorrow. Washington, DC: Institute for
Educational Leadership.
Holiday M., Leach M. M. & Davidson M. (1994). Multicultural counseling and intraperson- al value conflict: A case study. Counselingand Values, 38, 136-142.
Holland L. (1979). The self-directed search: Professional manual. Palo Alto, CA: Consult- ing Psychologists Press.
Hollis J. W. (1997). Counselor preparation 1996-1998 (9th ed.). Muncie, IN: Accelerated
Development.
Home A.M. & Mason J. (1991 August). Counseling men. Paper presented at the Annual
Convention of the American Psychological Association San Francisco.
House R. M. & Miller J. L. (1997). Counseling gay, lesbian, and bisexual clients. In D.
Capuzzi & D. R. Gross (Eds.) Introduction to the counseling profession (2nd ed., pp. 397-432).
Boston: Allyn & Bacon.
Hudson R. (1998 April/May). Spirituality: A growing resource. Family Therapy News,
29(2), 10-11.
Ingersoll R. E. (1994). Spirituality, religion, and counseling: Dimensions and relationships.
Counseling and Values, 38, 98-111.
Ivey A. E. (1977). Cultural expertise: Toward systematic outcome criteria in counseling and psychological education. Personnel and Guidance Journal, 55, 296-302.
Ivey A. E. (1987). Cultural intentionality: The core of effective helping. Counselor Educa-
tion and Super-vision, 25, 168-172.
Ivey A. E. (1990). Prejudice in the profession. Guide-post, 33 (6), 2.
Johnson M. & Scarato A. M. (1979). A knowledge base for counselors of women. Counsel-
ing Psychologist, 5,14-16.
Johnson W. B. & Hayes D. N. (1997). An identity-focused counseling group for men. Jour-
nal of Mental Health Counseling, 19, 295-303.
Jolliff D. (1994). Group work with men. Journal for Specialists in Group Work, 19, 50-51.
Jourard S. (1971). The transparent self. Princeton NJ: Van Nostrand.
KatzJ. H. (1985). The sociopolitical nature of counseling. Counseling Psychologist, 13, 615-
624.
Keller J. F., Corake J. W. & Brooking J. Y (1975). Effects of a program in rational thinking on anxieties in older persons.Joumal of Counseling Psychology, 22, 54-57.
Kelly E. W. Jr. (1995). Spirituality and religion in counseling and psychotherapy. Alexan- dria, VA: American Counseling Association.
Kelly K. R. & Hall A. S. (1994). Affirming the assumptions of the developmental model for counseling men. Journal of Mental Health Counseling, /6,475-482.
Kemp J. T. (1984). Learning from clients: Counseling the frail and dying elderly. Personnel
and Guidance Journal, 62, 270-272.
Kimmel D. C. (1988). Ageism, psychology, and public policy. American Psychologist,
141
43,175-178.
Kottler J. A. (1986). On being a therapist. San Francisco: Jossey-Bass.
LaBarge E. (1981). Counseling patients with senile dementia of the Alzheimer type and their families. Personnel and Guidance Journal, 60, 139-142.
Lawler A. C. (1990). The healthy self: Variations on a theme. Journal of Counseling and
Development, 68, 652-654.
Lee C. C. (1989). AMCD: The next generation. Journal of Multicultural Counseling and
Development, 17, 165-170.
Lee C. C. (Ed.). (1997). Multicultural issues in counseling (2nd ed.). Alexandria, VA:
American Counseling Association.
Lefrancois G. R. (1996). The lifespan (5th ed.). Belmont CA: Wadsworth.
Leonard M. M. & Collins A. M. (1979). Woman as footnote. Counseling Psychologist, 8, 6-
7.
Lerner H. G. (1988). Women in therapy. Northvale, NJ: Aronson.
Levenson A.J. (1981). Ageism: A major deterrent to the introduction of curricula in aging.
Gerontology and Geriatrics Education, 1, 161-162.
Levinson D. (1978). The seasons of a man's life. New York: Knopf.
Lewis J. A., Hayes
В. А. & Bradley L. J. (Eds.). (1992). Counseling women over the life
span. Denver: Love.
Lippert L. (1997). Women at midlife: Implications for theories of women's adult develop- ment. Journal of Counseling and Development, 76, 16-22.
Locke D. C. (1990). A not so provincial view of multicultural counseling. Counselor Educa-
tion and Supervision, 30, 18-25.
Locke D. C. (1998 Spring). Beyond U.S. borders. American Counselor, 1, 13-16.
Marino
Т. М. (1979). Resensitizing men: A male perspective. Personnel and Guidance
Journal, 58, 102-105.
Marino T. M. (1994 December). Starving for acceptance. Counseling Today, 37, 1,.4.
Marinoble R. M. (1998). Homosexuality: A blind spot in the school mirror. Professional
School Counseling, 1, 4-7.
McCracken J. E., Hayes J. A. & Dell D. (1997). Attributions of responsibility for memory problems in older and younger adults. Journal of Counseling and Development, 75, 385-391.
McFadden J. (Ed.) (1993). Transcultural counseling. Alexandria, VA: American Counseling
Association.
McFaddenJ. & Lipscomb W D. (1985). History of the Association for Non-white Concerns in Personnel and Guidance. Journal of Counseling and Development, 63, 444-447.
McGrath E., Keita G., F. Strickland N. R. & RussoN. (1990). Women and depression.
Washington, DC: American Psychological Association.
Middleton R. A., Flowers C. & ZawaizaT. (1996). Multiculturalism, affirmative action, and section 21 of the 1992 Rehabilitation Act amendments: Fact or fiction? Rehabilitation Counseling
Bulletin, 40, 11-30.
Moore D. & Haverkamp
В. Е. (1989). Measured increases in male emotional expressiveness following a structured group intervention. Journal of Counseling and Development, 67,513-517.
Moore D. & Leafgrcn F. (Eds.). (1990). Problem solving strategies and interventions for
men in conflict. Alexandria VA: American Counseling Association.
Morgan J. R.Jr. (1994). Bereavement in older adults. Journal of Mental Health Counseling,
16,318-326.
Morrissey M. (1997 October). The invisible minority: Counseling Asian Americans. Coun-
seling Today, 1,21.
Morrissey M. (1998 January). The growing problem of elder abuse. Counseling Today, 14.
Myers J. E. (1983). A national survey of geriatric mental health services. AMHCAJournal,
5, 69-74.
Myers J. E. (1990a). Aging: An overview for mental health counselors. Journal of Mental