ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1234
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
167
Продолжение табл. 5.1
Использовать словесное подкрепление (например,
«Да», «Я знаю», «мм-мм»)
Непринужденная жестикуляция
Обращаться к клиенту по имени или на «вы»
1
Общение на близком расстоянии
Своевременно и в удобной форме предоставлять информацию
Умеренный темп речи
Отвечать на вопросы о себе
Непринужденные прикосновения
Непринужденно использовать юмор для снятия напряжения
Расслабленная, открытая поза
Относиться без осуждения, с уважением
Доверительный тон голоса
Уточнять высказывания клиента
Интерпретировать высказывания клиента неожи- данным образом, чтобы вызвать непосредственную ответную реакцию
Источник: «Effective Helping: Interviewing and Counseling Techniques» (p. 24) by Barbara F. Okun.
Последний из невербальных приемов в списке Окунь, случайное касание,
является умышленно (politically) чувствительным и несколько спорным. Хотя
Уилли-сон и Массой (Willison & Masson, 1986) (в согласии с Окунь) показали, что человеческое прикосновение может иметь терапевтический эффект в кон- сультировании, Элин (Alyn, 1988) обращает внимание на то, что «широкий диапазон индивидуальных мотивов, интерпретаций и ответных реакций на при- косновение делают его чрезвычайно неясным и, возможно, опасным способом связи в терапии» (р. 433). В качестве общего принципа консультирования Юнг
(Young,
1998) предлагает использовать касание только в соответствующих слу- чаях, применяя его кратко и экономно, и только для того, чтобы передать заин- тересованность. Одним из способов реализации идей Юнга является использо- вание «Теста на прикосновение (Теста прикосновения)», в котором просто спрашивается: «Сможешь ли ты прикоснуться к незнакомому человеку?» (Del
Prete, 1998, p.
63). Консультанты, которые используют касание в своей работе, должны делать это осторожно и с пониманием того, что их действия могут иметь неблагоприятные последствия. Данное критическое замечание следует помнить и при использовании любого другого вербального или невербального приема.
Н
ЕВЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕРВЬЮ
На стадий формирования отношений консультантам, кроме всего проче- го, необходимо понимать, чего они не должны делать, для того чтобы избегать появления бесполезных или даже вредных форм поведения. Паттерсон и Уэл- фел (Patterson & Welfel, 1994) перечисляют четыре часто встречающихся дей- ствия, которые обычно блокируют общение консультанта с клиентом и которых
1
В английском языке «вы» и «ты» не различаются.
168 следует вообще избегать: дача рекомендаций, лекторство, чрезмерное количе- ство задаваемых клиенту вопросов и рассказывание историй.
Дача конкретных рекомендаций — наиболее дискуссионное из этих че- тырех действий. Ноулес (Knowles, 1979) обнаружил, что 70-90% всех ответов волонтеров, работающих на телефоне доверия, заключаются в даче советов. Ко- гда консультант дает совет, особенно в первой сессии, это может фактически оттолкнуть клиента от возможности мобилизовать свои собственные мысли и чувства на решении проблемы и в конечном счете ограничивает его или ее спо- собности сделать трудный выбор. Совет, который должен, по замыслу, прине- сти пользу, в результате оказывает пагубное воздействие, обезоруживая клиен- та. Например, если клиенту рекомендовали прекратить отношения, он так и останется в двойственном положении, поскольку он лишился возможности ис- следовать ситуацию и разобраться со своими мыслями и чувствами, которые изначально его к этой двойственности и вели.
Сэкк (Sack, 1985) полагает, что советы не обязательно бывают деструк- тивными. Он обращает внимание на то, что имеются исключительные ситуации
(как в кризисном консультировании), когда для немедленного улучшения со- стояния и достижения безопасности клиента должно предприниматься некото- рое конкретное действие, которое предполагает предоставление совета. Он пре- дупреждает консультантов, что надо, однако, тщательно прислушиваться к кли- енту, чтобы удостовериться, что он действительно просит о совете, а не просто размышляет вслух, задавая вопросы самому себе. Имеется большое различие между высказываниями «Что я должен делать?» и «Интересно, что я должен делать?» Кроме того, Сэкк (Sack) соглашается с предложенными Каркхуффом
(Carkhuff,
1969) вариантами ответов консультанта на прямые просьбы о совете.
В этой модели консультанты используют один из семи принципов: уважение, эмпатия, искренность, конкретность, открытость, конфронтация и непосред- ственность. Сэкк (Sack, 1985) заключает, что консультанты должны исследо- вать свои роли в консультировании, чтобы «освободить себя от ограничений и ловушек предоставления советов и переместиться к использованию всего раз- нообразия ответов, которые смогут лучше соответствовать потребностям их клиентов» (р. 131).
Чтение нотаций, менторство является «в действительности замаскиро- ванной формой дачи совета» (Patterson & Welfel, 1994). Это порождает ситуа- цию борьбы между консультантом и клиентом, в которой никто из них не мо- жет победить Например, если сексуально активной девушке говорят: «Прекрати общаться с юношами», она может делать только наоборот, утверждая свою не- зависимость, В таком случае и консультант и клиент проигрывают в своем же- лании изменить поведение. Паттерсон и Уэлфел полагают, что консультанта можно считать склонным к чтению нотаций, когда он говорит своим клиентам больше трех последовательных сентенций подряд. Консультант может добиться большего успеха, если он не читает нотации, а следует за инициативой клиента
(Evans, Hearn, Uhlemann & Ivey, 1998).
Задавать слишком много вопросов — общая ошибка многих консультан- тов. Вербальное взаимодействие с клиентами наряду с вопросами должно
169 включать утверждения, замечания и выражение одобрения. Когда клиенту зада- ется слишком много вопросов, у него появляется мысль, что он скорее является допрашиваемым, а не консультируемым. Клиент в данном случае имеет мало возможностей взять на себя инициативу и может стать сдержанным. Дети осо- бенно склонны реагировать таким образом. В другом случае ответы на вопросы они могут превратить в игру: ответить на вопрос, затем ждать следующего, снова ответить, опять ждать и т. д. (Erdraan & Lampe, 1996). Отношения кон- сультирования являются более продуктивными, когда консультант избегает за- давать больше чем два вопроса подряд и чаще применяет открытые вопросы, а не закрытые.
Последняя вредная черта поведения — злоупотребление рассказыванием историй. Известно несколько выдающихся профессионалов, которые могут применять метод рассказывания историй с пользой для клиента. Милтон Эрик- сон (Erickson), легендарный пионер сообщества консультантов, был одним из них. Его истории были всегда метафорично приспособлены к ситуациям его клиентов. Они были полезны, потому что ориентировали клиентов на обдумы- вание своих собственных ситуаций в свете историй, которые рассказал Эрик- сон. Большинство консультантов, однако, должны остерегаться частого исполь- зования этого приема, потому что история обычно сосредоточивает внимание на консультанте вместо клиента и отвлекает от решения задач.
Окун (Okun, 1997) перечисляет другие вредные черты вербального и не- вербального поведения (см. табл. 5.2).
Таблица 5.2
Вредные поведенческие приемы
Вербальные
Невербальные
Прерывать
Смотреть в сторону от клиента
Давать советы
Сидеть далеко друг от друга или отворачиваться от клиента
Наставлять
Усмехаться
Умиротворять
Хмуриться
Осуждать
Сердито смотреть
Льстить, склонять лестью к чему-либо
Сжимать губы
Уговаривать
Трясти указательным пальцем
Задавать слишком много вопросов, особенно
«почему»
Производить отвлекающие жесты
Командовать, требовать
Зевать
Демонстрировать покровительственную установку
Закрывать глаза
Сверхинтерпретировать
Допускать в речи интонации неудовольствия
Использовать слова или жаргон клиента, не понимая их
Говорить слишком быстро или слишком медленно
Уклоняться от темы
Действовать поспешно
Заниматься интеллектуализацией
Сверханализировать
Много говорить о себе
Выражать частичное или полное недоверие
Источник: «Effective Helping: Interviewing and Counseling Techniques» (p. 25) by Barbara F. Okun.
170
Некоторые из них, типа зевоты, ясно показывают незаинтересованность консультанта. Другие, такие как предоставление совета, оказываются полезны- ми только в определенное время, например когда клиент проявляет заинтересо- ванность в получении совета или налицо кризис. После того как вы исследуете этот список, подумайте, когда вы в последнее время применяли приемы пове- дения, упомянутые в таблице.
И
ССЛЕДОВАНИЕ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ
В заключительной части фазы формирования отношений консультирова- ния консультант помогает клиенту разобраться в конкретных вопросах и при- ступает к идентификации целей, которых клиент намерен достичь, Хилл (Hill,
1975) подчеркивает, что постановка целей является определяющим звеном в обеспечении правильного направления. Эган (Egan, 1998) отмечает, что иссле- дование и в конечном счете идентификация целей часто происходят тогда, ко- гда клиенту предоставляется возможность рассказать о ситуации — сообщить свою личную историю. Консультант поддерживает сосредоточенность клиента на себе, обеспечивая структуру рассказа, активно слушая (одновременно обра- щая внимание и на содержание, и на эмоции) и помогая идентифицировать и уточнить цели.
Рул (Rule, 1982) утверждает, что цели «являются генератором энергии для повседневной жизни», однако они часто «расплывчаты» (р, 199). Он дает описание неопределенных, нереалистичных и нескоординированных целей,
Неопределенные цели нельзя считать идентифицированными из-за их чрезмер- ной широты и отсутствия приоритетов. Иногда консультанты и клиенты могут оставлять неопределенные цели без внимания, поскольку временные и другие затраты, которые требуются для их точной формулировки, дают меньший ре- зультат, чем изменение поведения. В большинстве случаев, однако, полезно идентифицировать цели клиента, придать им конструктивную форму и выбрать среди них первосте пенные.
Нереалистичные цели, которые могут быть поставлены как консультан- том, таг и клиентом, предполагают удачное стечение обстоятельств, совершен- ство, прогресс, первоклассное мастерство и самоактуализацию. Они стоят того, чтобы их достигать, но не являются легкодостижимыми и нуждаются в посто- янном подтверждении. Например, клиент, который отдал много сил продвиже- нию по службе и счастлив оттого, что его повысили, будет вскоре вынужден приспосабливаться к обязанностям новой работы и к реальности дальнейшего профессионального роста. С нереалистичными целями эффективнее всего мож- но работать, помещая их в контекст более широких жизненных целей. В этом случае консультант может предложить клиенту, в качестве домашнего задания, придумать исследовательские стратегии для работы с ними.
Нескоординированные цели, согласно Рулу (Rule, 1982), в основном под- разделяются «на две группы: цели, которые, возможно, нескоординированы на самом деле, и цели, которые кажутся нескоординированными» (р. 196). В пер-
171 вой группе представлены цели, которые могут быть несовместимы друг с дру- гом или с личностью клиента. Человек, который обращается за помощью к кон- сультанту, но в действительности не желает продолжать работу над изменени- ем, является примером человека с несовместимыми целями. Таких клиентов ча- сто называют «сопротивляющимися». Во вторую группу Рул объединяет кли- ентов, которые производят впечатление людей, имеющих нескоординирован- ные цели, но в действительности таковыми не являются. Возможно, эти люди боятся брать на себя персональную ответственность за что-либо и вовлекают любого консультанта в диалог по типу «да, но...».
Дайер и Вренд (Dyer & Vrend, 1977) выделяют семь специальных крите- риев для оценки эффективных целей в консультировании.
1.
Цели взаимно согласованы клиентом и консультантом. Без взаимности ни одна из сторон не приложит достаточной энергии для работы над достиже- нием целей.
2.
Цели являются конкретными. Если цели сформулированы слишком широко, они никогда не будут достигнуты.
3.
Цели имеют отношение к преодолению саморазрушительного поведе-
ния. Существует множество возможных целей, к достижению которых могут стремиться клиенты, однако преследоваться должны только те из них, которые являются релевантными по отношению к изменению пагубного поведения.
4.
Цели ориентированы на достижение у спеха. Цели консультирования должны быть реалистичными и предполагать как внутренний, так и внешний выигрыш для клиента.
5.
Цели поддаются количественному учету и измерению. Важно, чтобы и клиент, и консультант знали, когда цели достигнуты. Когда цели определены количественно, достижение легче всего распознается.
6.
Цели являются поведенческими и наблюдаемыми. Этот критерий связан с предыдущим: эффективная цель — это та, достижение которой может быть замечено.
7.
Цели хорошо понятны и могут быть легко переформулированы. Необ- ходимо, чтобы клиент и консультант достигли полного взаимопонимания по поводу целей. Одним из способов оценить, насколько такое взаимопонимание достигнуто, является повторная формулировка целей собственными словами.
Эган (Egan, 1998) предупреждает, что на стадиях исследования и поста- новки цели консультирования отдельные проблемы могут помешать формиро- ванию устойчивых отношений клиента с консультантом. Наиболее известные из трудностей связаны со слишком быстрым или слишком медленным продви- жением в консультировании, с боязнью интенсивности процесса, с неорганизо- ванностью клиента и с чрезмерными затратами времени и энергии на исследо- вание прошлого. Консультанты, которые предвидят подобные потенциальные проблемы, имеют больше шансов эффективно преодолеть их. Работая с клиен- тами, консультант с самого начала должен сформировать взаимно удовлетво- ряющие отношения. Когда этот процесс проходит успешно, начинается более активная рабочая стадия консультирования.
172
Р
ЕЗЮМЕ
Формирование отношений — первая стадия в консультировании — явля- ется продолжительным процессом.. Стадия начинается с выигрыша консуль- тантом борьбы за структуру и победы клиента в борьбе за инициативу. В такой ситуации обе стороны оказываются победителями. Клиент выигрывает, стано- вясь более информированным о характере консультирования и получая пред- ставление о том, чего он может ожидать. Выигрыш консультанта заключается в создании атмосферы, в которой клиенту будет комфортно делиться своими мыслями и чувствами.
Консультирование может происходить в любой обстановке, но некоторые обстоятельства, по-видимому, больше, чем другие, способствуют его проведе- нию. Консультанты должны знать о влиянии на формирование отношений фи- зических условий, в которых происходит консультирование. Клиенты могут приспосабливаться к любому помещению, но определенные факторы окруже- ния, например размещение кресел, более благоприятны для проведения кон- сультирования. Есть другие, менее очевидные факторы, которые также влияют на установление отношений. Например, имеет большое значение впечатление, которое складывается у клиентов и консультантов друг о друге. С привлека- тельными клиентами — молодыми, с хорошей речью, интеллектуально разви- тыми и общительными — работа может проходить продуктивнее, чем с клиен- тами более старшего возраста, менее интеллектуально развитыми и не прояв- ляющими заинтересованности. Клиенты, вероятно, будут работать лучше всего с консультантами, которых они воспринимают как заслуживающих доверия, привлекательных и хорошо осведомленных.
Независимо от внешних условий и первого впечатления, более вероятно, что консультант, который проявляет внимание к вербальному и невербальному поведению клиента, установит с ним раппорт. Чтобы отношения могли укреп- ляться далее, консультант должен проявлять эмпатию и использовать другие полезные приемы, такие как переформулировка и рефлексия, которые выходят за рамки теории консультирования. Когда консультанты осознают собственные ценности и чувства, они способны работать еще эффективнее. Первичное ин- тервью в консультировании может начинаться по инициативе консультанта или клиента и может быть сосредоточено на сборе информации или на динамике отношений. В любом случае для консультанта важно исследовать вместе с кли- ентом основания для консультирования. Такое исследование может стимулиро- вать клиентов к определению целей и облегчить создание взаимно согласован- ной программы консультирования. Когда этот шаг выполнен, начинается рабо- та по достижению поставленных целей.
З
АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Представьте, что вам предстоит проводить свою первую консультационную сессию и вы сами можете выбрать, в каких условиях она будет проходить. Как бы вы подготовили