ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1241
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
173 помещение и как бы провели первые 10 минут с предполагаемым клиентом? Сделайте замет- ки и рисунки на эту тему, поделитесь своими идеями с другими учащимися.
2. Какие типы людей более привлекательны для вас? С какими людьми вам наиболее трудно общаться? В группах по три человека разыграйте 15-минутную сессию с таким труд- ным клиентом. Проследите за своими вербальными и невербальными действиями. Расскажи- те вашему клиенту и наблюдателю, что вы заметили, а затем послушайте их рассказ о том, что они наблюдали.
3. Что бы вы могли сделать, чтобы стать более привлекательным (приятным) для ва- шего клиента? Обсудите свои предложения с однокурсниками в открытой дискуссии. Отли- чается ли список идей, составленный группой, от списка Барбары Окунь? Чем? Какие пунк- ты вы считаете наиболее значимыми для того, чтобы стать эффективным консультантом?
4. В группах по четыре человека обсудите стратегии, которые вы могли бы приме- нить, чтобы помочь клиенту с нереалистичными целями изменить ожидания, касающиеся консультирования. Пусть в вашей дискуссии каждый член группы изобразит особый тип не- реалистичного клиента. Заметьте, как ваши ответы изменяются в различных ситуациях.
5. Каким стало ваше отношение к профессии консультанта сейчас, после того как вы получили некоторое представление о начале процесса консультирования? Обсудите свои чувства и мысли с другими учащимися. Насколько существенно ваши нынешние представ- ления и мысли отличаются от тех, которые были у вас в начале занятий? Чем именно?
Л
ИТЕРАТУРА
Allen G. (1977). Understanding psychotherapy: Comparative perspectives. Champaign IL:
Research Press. lyn J. H. (1988). The politics of touch in therapy: A response to Willison and Masson. Jour-
nal of Counseling and Development, 66,432-433.
Benjamin A. (1987). The helping interview (4th ed.). Boston: Houghton Miffin.
Bolton R. (1979). People skills: How to assert yourself, listen to others, and resolve con-
flicts. Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.
Brammer L. M., Abrego R & Shostrom E. (1993). Therapeutic counseling and psychothera-
py (6
th ed.). Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall.
Brammer L. M. & MacDonald G. (1996). The helping relationship (6th ed.). Boston: Allyn
& Bacon.
Brown R. D. (1970). Experienced and inexperienced counselors' first impressions of clients and case outcomes: Are first impressions lasting? Journal of Counseling Psychology, 17,550-558.
Carkhuff R. R. (1969). Helping and human relations. New York: Holt Rinehart SWinston.
Claiborn C. D. (1979). Counselor verbal intervention, non-verbal behavior and social power.
Journal of Counseling Psychology, 26, 378-383.
Cormier W. H. & Cormier L. S. (1998). Interviewing strategies for helpers (4th ed.). Pacific
Grove CA: Brooks/Cole.
Day R. W. & Sparacio R. T. (1980). Structuring the counseling process. Personnel and
Guidance Journal, 59, 246-249.
Del Prete T. (1998). Getting back in touch with students: Should we risk it? Professional
School Counseling, 1(4), 62-65.
Dorn F. J. (1984). The social influence model: A social psychological approach to counsel- ing. Personnel and Guidance Journal, 62, 342-345.
Doyle R, E. (1998). Essential skills & strategies in the helping process (2nd ed.). Pacific
Grove, CA: Brooks/Cole.
Dyer W. W. & VriendJ. (1977). A goal-setting checklist for counselors. Personnel and
Guidance Journal, 55,469-471.
Egan G. (1998). The skilled helper (6th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
174
Erdman R. & Lampe R. (1996). Adapting basic skills to counsel children. Journal of Coun-
seling and Development, 74,374-377.
Evans D. R., Hearn M.
Т., Uhlemann M. R. & Ivey A. E. (1998). Essential interviewing (5th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Fong M. L. & Cox B. G. (1983). Trust as an underlying dynamic in the counseling process:
How clients test trust. Personnel and Guidance journal, 62,163-166.
Galvin M. & Ivey A. E. (1981). Researching one's own interviewing style: Does your theo- ry of choice match your actual practice? Personnel and Guidance journal, 59, 536-542.
Gaxda G. M., Asbury F. R., Balzer F. J., Childers W C. & Phelps R. E. (1994). Human re-
lations development:A manual/or educators (5th ed.). Boston; Allyn & Bacon.
Gill S. J. (1982). Professional disclosure and consumer protection in counseling. Personnel
and Guidance Journal, 60,443-446.
Goldstein A. P. (1973). Structural learning therapy: Toward a psychotherapy for the poor.
New York; Academic Press.
Goodyear R.
К. & Bradley F. О. (1980). The helping process as contractual. Personnel and
Guidance Journal, 58, 512-515.
Haase R. F. (1970). The relationship of sex and instructional set to the regulation of inter- personal interaction distance in a counseling analogue. Journal of Counseling Psychology, 17,233-
236.
Haase R. F. & DiMattia D. J. (1976). Spatial environments and verbal conditioning in a qua- si-counseling interview. Journal of Counseling Psychology, 23, 414-421.
Hackney H. & Cormier L. S. (1994). Counseling strategies and interventions (4th ed.). Bos- ton: Allyn & Bacon.
Harris S. M. & Busby D. M. (1998). Therapist physical attractiveness: An unexplored influ- ence on client disclosure. Journal of Marital and Family Therapy, 24, 251-257.
Hill C. (1975). A process approach for establishing counseling goals and outcomes. Person-
nel and Guidance Journal, 53, 571-576.
Hinson J. A. & SwansonJ. L. (1993). Willingness to seek help as a function of self- disclosure and problem severity. Journal of Counseling and Development, 71, 465-470.
Hubble M. A. & Gelso C. J. (1978). Effects of counselor attire in an initial interview. Jour-
nal of Counseling Psychology, 25, 581-584.
Ivey A. E. (1971). Microcounseling. Springfield, IL: Thomas.
Ivey A. E. (1994). Intentional interviewing and counseling (3rd ed.). Pacific Grove CA:
Brooks/Cole.
James M. D. & Hazier R. J. (1998). Using metaphors to soften resistance in chemically de- pendent clients. Journal of Humanistic Education and Development, 36, 122-133.
Kelly K. R. & Stone G. L. (1982). Effects of time limits on the interview behavior of type A and
В persons within a brief counseling analog. Journal of Counseling Psychology, 29, 454-459.
Kerr B. A., Claiborn C. D. & Dixon D. N. (1982). Training counselors in persuasion. Coun-
selor Education and Supervision, 22, 138-147.
Knowles D. (1979). On the tendency of volunteer helpers to give advice. Journal of Coun-
seling Psychology, 26, 352-354.
LaCross M. B. (1975). Non-verbal behavior and perceived counselor attractiveness and per- suasiveness. Journal of Counseling Psychology, 22, 563-566.
Levine E. (1983). A training model that stresses the dynamic dimensions of counseling. Per-
sonnel and Guidance Journal, 61, 431-433.
LichtenbergJ. W. (1986). Counseling research: Irrelevant or ignored? Journal of Counsel-
ing and Development, 64, 365-366.
Loesch L. (1984). Professional credentialing in counseling: 1984. Counseling and Human
Development, 17,1-11.
Manthei R. J. (1983). Client choice of therapist or therapy Personnel and Guidance Journal,
61, 334-340.
175
Mehrabian A. (1970). Some determinants of affiliation and conformity Psychological Re-
ports, 27, 19-29.
Mehrabian A. (1971). Silent messages. Belmont CA: Wadsworth.
Napier A. & Whitaker C. (1978). The family crucible. New York: Harper & Row.
Nichols M. R. (1998). The lost art of listening. IAMFC Family Digest, 11(1), 1-2,4, 11.
Okun B. F. (1997). Effective helping (5th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
Otani A. (1989). Client resistance in counseling: Its theoretical rationale and taxonomic classification. Journal of Counseling and Development, 67, 458-461.
Paradise L. V. & Wilder D. H. (1979). The relationship between client reluctance and coun- seling effectiveness. Counselor Education and Supervision, 19, 35-41.
Patterson C. H. (1985). The therapeutic relationship. Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Patterson L. E. & Welfel E. R. (1994). Counseling process (4th ed.). Pacific Grove
С A:
Brooks/Cole.
Ponzo Z. (1985). The counselor and physical attractiveness. Journal of Counseling and De-
velopment, 63, 482-485.
Riordan R., Matheny K. & Harris C. (1978). Helping counselors minimize client resistance.
Counselor Education and Supervision, 18, 6-13.
Ritchie M. H. (1986). Counseling the involuntary client. Journal of Counseling and Devel-
opment, 64, 516-518.
Rogers, C. R. (1961). On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin.
Roloff M. E. & Miller G. R. (Eds.). (1980). Persuasion: New directions in theory and re-
search. Beverly Hills CA: Sage.
Rule W. R. (1982). Pursuing the horizon: Striving for elusive goals. Personnel and Guid-
ance Journal, 61,195-197.
Sack R. T. (1985). On giving advice. AMHCA Journal, 7, 127-132.
Sack R. T. (1988). Counseling responses when clients say «I don't know». Journal of Men-
tal Health Counseling, 10, 179-187.
Schofield W. (1964). Psychotherapy: The purchase of friendship. Upper Saddle River, NJ:
Prentice Hall.
Senour M. N. (1982). How counselors influence clients. Personnel and Guidance Journal,
60, 345-349.
Shertzer B. & Stone S. C. (1980). Fundamentals of counseling (3rd ed.). Boston: Houghton
Mifflin.
Siegal J. C. & Sell J. M. (1978). Effects of objective evidence of expertness and nonverbal behavior on client perceived expertness. Journal of Counseling Psychology, 25, 188-192.
Sielski L. M. (1979). Understanding body language. Personnel and Guidance Journal, 57,
238-242.
Strong S. R. (1968). Counseling: An interpersonal influence process. Journal of Counseling
Psychology, -15,215-224.
Strong S. R. (1982). Emerging integrations of clinical and social psychology: A clinician's perspective. In G. Weary & H. Mirels (Eds.) Integrations of clinical and social psychology (pp.
181-213). New York: Oxford University Press.
Vriend J. & DyerW. W. (1973). Counseling the reluctant client. Journal of Counseling Psy-
chology, 20, 240-246.
Warnath C. F. (1977). Relationship and growth theories and agency counseling. Counselor
Education and Supervision, 17, 84-91.
Watkins
С. Е. Jr. (1983). Counselor acting out in the counseling situation: An exploratory analysis. Personnel and Guidance Journal, 61, 417-423.
Watkins C. E. Jr. & Schneider L. J. (1989). Self-involving versus self-disclosing counselor statements during an initial interview. Journal of Counseling and Development, 67, 345-349.
Weinrach S. G. (1987). Microcounseling and beyond: A dialogue with Alien \\ey.Joumal of
Counseling and Development, 65, 532-537.
176
West M. (1975). Building a relationship with the unmotivated client. Psychotherapy, 12, 48-
51.
Wilcox-Matthew L, Ottens A. & Minor C. W. (1997). An analysis of significant events I counseling. Journal of Counseling & Development, 75, 282-291.
Willison B. & Masson R. (1986). The role of touch in therapy: An adjunct to communica- tion Journal of Counseling and Development, 65, 497-500.
Young M. E. (1998). Learning the art of helping. Upper Saddle River, NJ: Merrill/Prentice
Hal
177
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 83
ГЛАВА 6
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИЯХ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Я слушаю твой рассказ о том,
как чувства бушуют и мечутся в твоей душе.
Мать умерла. Ребенок брошен.
Ты, бывший тем ребенком, не забыл,
что значит — остаться одному.
Я киваю головой, твои слова продолжают литься,
наполненные злостью тех лет
и чувствами, которые ты бережно извлекаешь,
после стольких лет, из ненадежной памяти.
Вот ты пробуешь их горький вкус,
который ты отказывался пробовать в семь лет.
Я мысленно вздрагиваю, наблюдая, как ты
раскрываешь свою жизнь навстречу темному потоку
боли,
которая с возрастом стала сильнее.
S. T. Gladding, «Memory traces», 1977 North Carolina
Personnel and Guidance Journal, 6, p. 50.
Успешность любого усилия в консультировании зависит от продуктивно- сти альянса между консультантом и клиентом (Kottler, Sexton & Whiston, 1994;
Okun,
1997). Формирование взаимоотношений между ними — это эволюцион- ный процесс, который включает в себя исследование ситуации, побудившей клиента обратиться за помощью. Согласно Каркхуффу и Энтони (Carkhuff &
Antony,
1979), в это время процесс оказания помощи проходит фазы вовлечения и исследования. (См. главу 5, где описаны фазы инициирования и формирова- ния взаимоотношений консультирования.) По завершении этих фаз взаимоот- ношения консультанта и клиента вступают в фазы понимания и действия. В начальной стадии интересы клиента, как правило, сформулированы довольно широко и обобщенно, но по мере продвижения процесса консультирования це- ли конкретизируются и уточняются.
Когда клиенты приступают к консультированию, какие-то элементы их жизненного опыта являются открытыми и понятными, другие — скрытыми или замалчиваемыми. Окно Джогари (Johari), показанное на рис. 6.1, является кон- цептуальной схемой, с помощью которой можно продемонстрировать, как большинство людей вступает во взаимоотношения консультирования (Luft,
1970).
178
Рис. 6.1. Окно Джогари: клиент до консультирования
Источник: «Of Human interaction» (р. 13), byJ. Luft Palo Alto, CA: National Press Books. 1969 and
«Group Processes: An Introduction to Group Dynamics» (3rd ed.) by J. Luft Mountain View, CA: Mayfield
Publishing Co., 1984.
Цель первых двух фаз консультирования — помочь клиентам снять напряжение настолько, чтобы те смогли рассказать свою историю и раскрыть сведения, расположенные в «слепых» областях их сознания — областях, о су- ществовании которых они и не подозревали (рис. 6.1). Когда клиенты достиг- нут лучшего понимания этих областей (причем это понимание не обязательно должно быть вербализовано), опираясь на полученные знания они смогут ре- шать, как действовать дальше. Если эта работа проходит успешно, клиенты расширяют зону свободной активности, в то время как размеры других сдержи- вающих областей сокращаются, как это представлено на схеме Джогари (рис.
6.2).
Рис. 6.2. Модификация окна Джогари: после взаимодействия клиента с консультантом
Источник: «Of Human interaction» (p. 14), byJ. Luft Palo Alto, CA: National Press Books. 1969 and
«Group Processes: An Introduction to Group Dynamics» (3rd ed.) by J. Luft Mountain View, CA: Mayfield
Publishing Co., 1984.
179
Может показаться, что процесс консультирования, описанный в этой кни- ге и представленный в окне Джогари, является линейным, но это не так. Кон- сультирование носит системный характер, в нем задействовано множество раз- личных факторов, постоянно взаимодействующих друг с другом. Следователь- но, отдельные процессы могут в значительной степени накладываться один на другой (Egan, 1998), а некоторые методы, применяемые в фазах вовлечения и исследования, используются также в фазах анализа и действия. Поскольку кон- сультирование — прогрессирующий процесс, то по мере его развития регуляр- но обновляется набор используемых навыков. Консультирование требует по- стоянного внимания к состоянию взаимоотношений и к особенностям развития клиента. Консультант должен быть готов к новым потребностям и запросам клиента по мере их развития.
В этой главе мы исследуем умения, обычно ассоциируемые с фазами по- нимания и действия. С этими фазами связан целый ряд умений консультанта, таких как изменение восприятия ситуации, наведение, полимодальное реагиро- вание, точная эмпатия, самораскрытие, непосредственность реакции, конфрон- тация, заключение контракта и репетиция. Кроме того, клиенты и консультанты должны проработать возникающие входе консультирования переносы и контр- переносы, проистекающие из прошлого опыта или из существующих обстоя- тельств (Gelso & Carter, 1985). Необходимо постоянно раскрывать и использо- вать в терапевтических целях реальные аспекты взаимоотношений клиента и консультанта (то есть те, которые не перекрыты механизмами защиты, такими как отрицание или проекция).
Н
АВЫКИ
,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ КОНСУЛЬТАНТОМ
В ФАЗАХ ПОНИМАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ
Консультанты должны активно помогать клиентам измениться. После установления раппорта консультанты должны применить навыки, которые при- ведут к изменению взглядов клиентов на свою жизнь, изменению их мышления, чувств и соответственно поведения.
И
ЗМЕНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ СИТУАЦИИ
Клиенты зачастую прибегают к консультированию как к последнему средству — когда они осознают, что ситуация не только серьезна, но и безна- дежна (Watziawick, 1983). Люди уверены в точности своих восприятий и интер- претаций. Когда они сообщают другим свой взгляд на действительность, они обычно не сомневаются в правильном изложении действительности (Cavanagh,
1990). Это явление, описанное как функциональная фиксированностъ, пред- ставляет фбой «рассмотрение вещей только одним способом или с одной точки зрения либо фиксацию на идее, что данная конкретная ситуация или признак и есть истина» (Cormier & Cormier, 1998).
Например, человек средних лет обеспокоен необходимостью заботиться о