ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1246
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Таблица 6.1
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 83
Слова, наиболее часто применяемые для описания эмоциональных состояний
(перевод англоязычной статистики)
Уровень
интенсив-
ности
Категория чувств
Счастье
Печаль
Страх
Неуверенность
Раздражение, гнев
Сила, потенциал
Слабость,
неадекватность
Сильный
Возбужденный
Взволнованный
Восхищенный
Восторженный
Исступленный
Окрыленный
Ликующий
Отчаявшийся
Безнадежный
Угнетенный
Подавленный
Сокрушенный
Жалкий
Покинутый
Разбитый
Всеми оставленный
Паникующий
Охваченный ужасом
Боязливый
Напуганный
Трусящий
Ошеломленный
Смущенный
Дезориентированный
Недоверчивый
Сконфуженный
Оскорбленный
Враждебный
Разъяренный
Взбешенный
Злой
Грубый
Полный ненависти
Недоброжелательный
Мстительный
Могучий
Властный
Полный сил
Могущественный
Испытывающий стыд
Бессильный
Ранимый
Малодушный
Трусливый
Несостоятельный
Умерен- ный
В приподнятом настроении
Благополучный
Счастливый
Оптимистичный
Веселый
Бодрый
Полный энтузиазма
Радостный
Заинтересованный
Удрученный При- веденный в смятение
Разочарованный
Одинокий
Неблагополучный
Несчастный
Пессимистичный
Грустный
Ущемленный
Сломленный
Подавленный
Волнующийся
Беспокойный
Шаткий
Ненадежный
Напряженный
Озабоченный
Ощущающий угрозу
Взволнованный
Сомневающийся Рас- терянный
Опасающийся
Ненадежный
Озадаченный
Раздраженный
Раздраженный
Рассерженный
Обиженный
Безумный
Расстроенный
Разбитый
Обиженный
Чувствительный
Нетерпеливый
Упрямый
Выносливый
Важный
Уверенный
Бесстрашный
Энергичный
Храбрый
Отважный
Смелый
Самоуверенный
Адекватный
Самонадеянный
Уверенный в себе
Компетентный
Умелый
Смущенный
Бесполезный
Деморализованный
Беспомощный
Изнуренный
Глупый
Неспособный
Некомпетентный
Несведущий
Неадекватный
Взбудораженный
Слабый
Понравившийся
Приятный
Довольный
Умиротворенный
Удовлетворенный
Спокойный
Потерянный
Обескураженный
Разочарованный
Унылый
Подавленный
Одинокий
Пугливый
Нервный
Возбужденный
Стесненный
Напряженный
Тревожный
Настороженный
Подозрительный
Раздражительный
Хмурый
Неприветливый
Ненадежный
Удивленный
Неуверенный
Колеблющийся
Нерешительный
Обеспокоенный
Встревоженный
Обеспокоенный
Раздосадованный
Брюзга
Неудачник
Озабоченный
Решительный
Определенный
Стойкий
Способный
Сильный
Хилый
Болезненный
Кроткий
Смиренный
Неспособный
Слабый
Аутсайдер
Источник: «The skills of helping», by Carkhuff, R, R., & Anthony, W. A.
На третьем уровне по шкале Каркхуффа ответ консультанта расценивает- ся как «равнозначный» ответу клиента. Рисунок 6.3 юмористически отражает сущность подобного взаимодействия.
Рис. 6.3.Взаимные реакции клиента и консультанта
Источник: Goud [cartoon], 1983, Personnel and Guidance Journal, 61, p. 635. © 1983 by АСА.
На четвертом и пятом уровнях отклик консультанта эмоционально богаче высказывания клиента. Эта способность воспринимать больше, чем сказано, отличает консультирование от беседы или от других форм поведения, не свя- занных с профессиональной помощью (Carkhuff, 1972). Следующий диалог яв- ляется примером эмпатической ответной реакции высокого уровня.
Клиент. Я пробовал заниматься то одним, то другим до тех пор, пока не устал настолько, что почувствовал, что скоро просто рухну.
Консультант. Вся ваша жизнь, словно карусель нескончаемой смены занятий; вы должны снизить темп, пока вас не хватил удар. Вам следует серьезней относиться к своей личной жизни.
Мине (Means, 1973) тщательно изучил четвертый и пятый уровни эмпа- тии, чтобы продемонстрировать, как консультанты могут обогащать восприятие клиентом собственного эмоционального опыта, влияний окружающей среды, собственного стиля поведения, самооценки, ожиданий и убеждений в отноше- нии его самого. Высказывания клиента чрезвычайно разнообразны, поэтому консультанты должны проявлять гибкость в своих ответных реакциях (Hackney,
1978). Содержит ли ответная реакция консультанта точную эмпатию, определя- ется по реакции клиентов (Turock, 1978). В любом случае в фазах понимания и действия важно, чтобы консультанты интегрировали оба уровня эмпатии, кото- рые они используют, отвечая клиентам, обращающимся за помощью.
С
АМОРАСКРЫТИЕ
Самораскрытие — это сложное, многогранное явление, которому было посвящено более двухсот научных трудов (Watkins, 1990). Оно может быть
187 кратко определено как «техника сознательного, преднамеренного раскрытия клиницистами информации о своей жизни за пределами отношений консульти- рования» (Simone McCarthy & Skay, 1998, p. 174). Основополагающая работа в этой области принадлежит Сиднею Жорарду (Jourard, 1958, 1964). По Жорарду, самораскрытие заключается в том, чтобы представить себя другому с помощью раскрытия сведений личного характера. Жорард обнаружил, что самораскрытие помогает устанавливать доверие и способствует формированию взаимоотноше- ний консультирования. Взаимному самораскрытию он дал название диадиче-
ский эффект (Jourard, 1968).
Самораскрытие клиента необходимо для успешности процесса консуль- тирования. Однако самораскрытие консультанта не всегда обязательно. «В каждом конкретном случае взаимоотношений консультанта с клиентом вопрос о самораскрытии консультанта должен решаться отдельно»; при этом необхо- димо побеспокоиться о том, чтобы степень самораскрытия соответствовала
«потребностям клиента» (Hendrick, 1988, р. 423).
Клиенты больше доверяют тем консультантам, которые делятся с ними информацией личного характера (конечно, в разумных пределах). В таких слу- чаях клиент идет на ответное самораскрытие (Curtis, 1981; Kottler et al., 1994).
Подростки особенно охотно общаются с теми консультантами, которые демон- стрируют «определенную незащищенность и доступность на личностном уровне» (Simone et al., 1998, p. 174). При первоначальном собеседовании кон- сультанты используют специальную форму самораскрытия. Они в письменной форме предоставляют клиентам сведения о себе и о сущности процесса кон- сультирования (в качестве образца подобного документа можно рассматривать контракт, представленный на рис. 5.1). Кроме того, они используют саморас- крытие непосредственно в процессе консультирования, особенно в фазах пони- мания и действия, открывая клиентам уместные в данной ситуации факты своей жизни. Спонтанное самораскрытие может существенно облегчить процесс сближения с клиентом (Doster & Nesbitt, 1979; Watkins, 1990).
Согласно Игану (Egan, 1998), самораскрытие консультанта выполняет две принципиальные функции: предоставление примера и развитие новой точки зрения. Наблюдая за самораскрытием консультантов, клиенты сами учатся быть более открытыми. Самораскрытие консультанта поможет клиенту увидеть, что консультанты также не свободны от проблем и не лишены чувств (Hackney &
Cormier,
1994). Слушая рассказ об определенных сторонах личной жизни кон- сультантов, клиенты могут анализировать аналогичные аспекты собственной жизни (например, такие свои качества, как упрямство или страх) и понимать, что некоторые трудности и переживания универсальны и с ними вполне можно справиться. Иган (Egan, 1998) подчеркивает, что самораскрытие консультанта должно быть лаконичным и целенаправленным, не должно выходить за рамки проблемы клиента и не должно использоваться часто. Этот процесс не является линейным, и большее самораскрытие не обязательно приведет к лучшим ре- зультатам. Прежде чем применять самораскрытие, консультантам следует спросить себя: «Действительно ли я хорошо продумал, почему и зачем я ис- пользую самораскрытие? Точно ли я выбрал момент, не тороплюсь ли я с этим,
188 правильно ли распределяю время сессии? Не существует ли других, более эф- фективных и менее рискованных способов, позволяющих добиться тех же це- лей?» (Simone et al., 1998, pp.. 181-182).
Клайн (Kline, 1986) замечает, что клиенты считают самораскрытие риско- ванным и могут колебаться, идти ли на этот риск. Их нерешительность может принимать форму отказа от обсуждения проблем, смены предмета разговора, молчания или чрезмерной говорливости. Клайн полагает, что консультанты мо- гут помочь клиентам преодолеть эти страхи, если наряду с раскрытием инфор- мации о себе и побуждением клиента к самораскрытию применят ряд других приемов: займутся анализом отрицательных эмоций клиента в отношении про- цесса консультирования, оговорят с клиентом круг обсуждаемых тем и, исполь- зуя прием конфронтации, будут избегать специфических вопросов.
Н
ЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ РЕАКЦИИ
«Непосредственностьреакции подразумевает понимание консультантом и обсуждение с клиентом того, что происходит в отношениях консультирова- ния, в частности чувств, впечатлений и ожиданий клиента, а также желаний консультанта» (Turock, 1980, р. 169; выделено автором). Существует три основ- ных типа непосредственной реакции:
• непосредственная реакция, связанная с отношениями в целом, — «Что мы делаем?»;
• непосредственная, немедленная реакция на события данной консульта- ционной сессии — «Что происходит между вами и мной в данной сессии?»;
• открытое высказывание личного отношения, непосредственная (не от- сроченная) личностная реакция на поведение и высказывания клиента, которые иногда могут быть вызывающими, — «Мне нравится то, как вы берете ответ- ственность за свои действия в данной ситуации» (Egan, 1998, р. 180-181).
Иган (Egan, 1998) полагает, что непосредственная, не отсроченная реак- ция в консультационных отношениях трудна и требует от консультанта высо- кого мастерства, а также большей смелости и настойчивости, чем какой-либо другой навык межличностных отношений.
Тарок (Turock, 1980) упоминает три основных опасения, которые испы- тывают многие консультанты в отношении непосредственного реагирования.
Во-первых, они могут опасаться неправильного истолкования клиентами их слов. Непосредственность реакции требует, чтобы консультанты делали гипо- тетические предположения или интерпретации того, о чем думают или что чув- ствуют их клиенты, и неверное предположение может служить причиной поте- ри доверия клиентов к консультантам.
Во-вторых, непосредственная реакция может дать неожиданные резуль- таты. Многие навыки консультирования, например отражение, имеют предска- зуемые последствия, тогда как непосредственная реакция — нет. Использова- ние ее может разрушить сложившиеся близкие отношения между консультан- тами и клиентами. В итоге могут пострадать рабочие взаимоотношения.
В-третьих, непосредственная реакция может побудить клиента завершить
189 консультирование, потому что он больше не может контролировать взаимоот- ношения или влиять на них. Некоторые клиенты играют в игры, такие как «Я ужасен, не так ли?», и ожидают от своих консультантов соответственного реа- гирования (Berne, 1964). Когда клиенты получают неожиданный ответ, они мо- гут решить прекратить взаимоотношения. Иган (Egan, 1998) утверждает, что непосредственная реакция наиболее уместна в следующих ситуациях:
• в недостаточно управляемых взаимоотношениях;
• когда в отношениях присутствует напряжение;
• когда актуален вопрос доверия;
• когда существует значительный социальный разрыв между консультан- том и клиентом;
• когда существует зависимость клиента;
• когда присутствует зависимость консультанта;
• когда имеется привязанность между консультантом и клиентом.
Ю
МОР
Юмор подразумевает забавную, неожиданную реакцию на вопрос или си- туацию. Чтобы использовать юмор в консультировании, консультант должен, во-первых, обладать чувством юмора и, во-вторых, уметь своевременно его применять. Юмор в консультировании никогда не должен использоваться для того, чтобы унизить кого-либо. Правильно используемый юмор представляет собой «клинический инструмент, который имеет широкое терапевтическое применение» (Ness, 1989, р. 35). Юмор может помочь обойти сопротивление клиента, ослабить напряжение и помочь клиенту отвлечься от психологической боли. От «ха-ха» нередко один шаг до «ага», до более ясного восприятия ситуа- ции, то есть инсайта (Kottler, 1991). Например, когда консультант работает с клиентом, который не уверен, хочет ли он принимать участие в консультирова- нии или нет, консультант может завести следующий диалог:
Консультант. Джоан, сколько необходимо консультантов, чтобы сменить электрическую лампочку?
Клиент (колеблясь). Я не знаю.
Консультант. Только один, но лампочка должна действительно захотеть, чтобы ее поменяли.
Клиент (смеясь). Догадываюсь, что я — электрическая лампочка, которая не решила.
Консультант. Быть в нерешительности — это нормально. Мы можем работать над этим. Од- нако наши сессии, возможно, были бы более плодотворными, если бы вы могли переключиться на то, что бы вы хотели изменить в своей жизни и над чем мы могли бы совместно поработать. Это позво- лит нам лучше-сфокусироваться.
В целом юмор может способствовать творческому мышлению, помочь сохранять ясный взгляд на вещи и облегчить исследование сложных, трудно- преодолимых или абсурдных аспектов жизни (Bergman, 1985; Piercy & Lbbsenz,
1994). Однако «консультанты должны помнить, что для того, чтобы применять юмор с пользой, они должны понимать, что является смешным и в каких обсто- ятельствах это смешно» (Erdman & Lampe, 1996, p. 376).