ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1251
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
199 носа и профессионализм в решении личностных вопросов — все это способ- ствует успеху процесса консультирования. Как утверждают Джельсо и Картер
(Gelso & Carter,
1985), если консультант правильно использует эти навыки, между ним и клиентом складываются реальные взаимоотношения (отношения, которые ориентированы на действительность, являются адекватными и неиска- женными). В реальные взаимоотношения вносят свой вклад оба участника, и этот процесс начинается уже при первой встрече консультанта и клиента. Кон- сультанты являются подлинными в отношениях, когда они искренни (следуют собственным мыслям и чувствам), пытаются побудить своих клиентов к ис- кренности, стараются увидеть и понять клиентов такими, какие они есть. Кли- енты вносят свой вклад в реальность взаимоотношений, проявляя искренность и трезво воспринимая свою ситуацию.
Реальные взаимоотношения, складывающиеся в консультировании, опи- сывались в основном с точки зрения консультантов и, как правило, неправиль- но интерпретировались или было недостаточно определены. Согласно Джельсо и Картеру (Gelso & Carter, 1985), существует ряд конкретных предположений, касающихся сущности реальных взаимоотношений. Одно из них заключается в том, что взаимоотношения расширяются и углубляются в течение процесса консультирования. Другое предположение — что консультантам и клиентам свойственны различные ожидания по поводу реальных взаимоотношений и способы их осуществления.
Работа Джельсо и Картера была подробно рассмотрена Секстоном и Ви- стоном (Sexton & Whiston, 1994) в их обзоре клинической литературы о взаи- моотношениях консультанта и клиента. Помимо других результатов, они обна- ружили, что «альянс клиента и консультанта представляет собой сложный фе- номен интерактивного характера» (р. 45). Консультирование — это динамиче- ский, интерактивный процесс, и прочность отношений между консультантами и клиентами меняется со временем.
Исследование подлинных взаимоотношений привело к появлению много- обещающего направления — теории социального конструирования, то есть
«процесса, посредством которого люди начинают описывать, объяснять или иначе истолковывать мир (включая самих себя), в котором они живут» (Sexton
& Whiston, 1994, p.
60). Несмотря на то что понятия подлинности отношений и развития не являются на настоящий момент точно определенными, они пред- ставляются важными компонентами отношений консультирования, которые и дальше будут привлекать внимание и оставаться значимыми.
Р
ЕЗЮМЕ
В этой главе было уделено внимание фазам понимания и действия, кото- рые наступают в консультировании после того, как клиенты и консультанты установят взаимоотношения и выяснят возможные цели, в соответствии с кото- рыми они собираются работать. Работа на этих фазах облегчается взаимодей- ствием между участниками процесса. Консультант может помочь клиенту с по-
200 мощью соответствующих направляющих воздействий, активизируя восприятие, используя полимодальное реагирование, точную эмпатию, самораскрытие, непосредственность реакции, конфронтацию и репетиции. Эти навыки приме- няются для воздействия на клиента, но, кроме того, они помогают консультанту достичь самопонимания.
Клиент и консультант должны проработать все случаи переноса и контр- переноса, различные формы которых встречаются в отношениях консультиро- вания. Некоторые клиенты и консультанты в меньшей степени, чем другие, подвержены процессам переноса и контрпереноса, однако важно, чтобы каж- дый из них распознавал, когда он вовлекается в подобные модели коммуника- ции. Чем лучше люди информированы об этих способах отношений, тем менее вероятен ущерб, который они могут нанести своим взаимоотношениям со зна- чимыми другими, и тем большего самопонимания они достигнут. Успешное разрешение этих вопросов способствует большей реалистичности, а способ- ность реалистичного восприятия окружающего мира является источником ро- ста и способствует достижению цели.
З
АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. В группах по три человека обсудите способы применения в консультировании навыков, о которых вы узнали в этой главе. Например, как вы узнаете, когда сохранять мол- чание, когда стоит применить конфронтацию?
2. В этой главе, так же как и в предыдущих, техника убеждения упоминалась как эф- фективный в консультировании навык. В группах по три человека разыграйте следующие ситуации, в которых могли бы быть задействованы приемы убеждения: а) маленький маль- чик боится собак; б) экзаменационные страхи ученика или студента; в) пожилой человек яв- ляется замкнутым; г) муж или жена применяет в отношениях с супругом «приемы нечестной борьбы» («бьет по больному месту»). Как вы понимаете убеждение в этих конкретных ситу- ациях? Насколько эффективны способы убеждения, которые вы использовали? Обсудите ваши соображения с остальными сокурсниками.
3. В группах из четырех человек два человека берут на себя роли консультанта и кли- ента, а двое других остаются наблюдателями. Разыграйте ситуации, в которых консультант демонстрирует свои навыки в проявлении различных уровней эмпатии. После этого консуль- тант должен получить обратную связь от клиента и от наблюдателей, узнать их мнение о каждом своем действии.
4. В тех же группах, которые были сформированы для третьего упражнения, по- упражняйтесь в применении конфронтации и непосредственной реакции открытости. Обсу- дите в группах, а затем и с аудиторией в целом различия и сходства между этими двумя уме- ниями в консультировании.
5. Процессы переноса и контрпереноса до сих пор вызывают жаркие споры в консуль- тировании. Пусть все присутствующие разделятся на две команды, и одна из них будет от- стаивать мнение, что эти явления действительно происходят в консультировании, а другая должна аргументировать точку зрения, что между консультантами и клиентами проявляются только реальные взаимоотношения. Выберите трех человек, которые станут судьями в споре, а затем предоставят обратную связь каждой стороне.
201
Л
ИТЕРАТУРА
AmundsonN. E. (1996). Supporting clients through a change in perspective. Journal of Em-
ployment Counseling, 33, 155-162.
Baridura A. (1976). Effecting change through participant modeling. InJ. D. Krumboltz &
С.
Е. Thoresen (Eds,) Counseling methods (pp. 248-265). New York: Holt Rinehart & Winston.
Berenson B. G. & Mitchell
К. М. (1974). Confrontation: For better or worse. Amherst MA:
Human Resource Development Press.
Bergman J. S. (19$5). Fishing for barracuda. New York: Norton.
Bernard M. & Goodyear R. K. (1998). Fundamentals of clinical supervision (2nd ed.). Bos- ton: Allyn & Bacon.
Berne E. (1964). Games people play. New York; Grove.
Blanck G. & Blanck R. (1979). Egopsychology II: Psychoanalytic developmental psycholo-
gy. New York: Columbia University Press.
Borders L. D. (Ed.), (1994). Supervision: Exploring the effective components. Greensboro
NC: ERIC/CASS.
Brammer L. M., Abrego R J. & Shostrom E. (1993). Therapeutic counseling and psycho-
therapy (6th ed.). Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall.
Brammer L. M. & MacDonald G. (1996). The helping relationship (6th ed.). Boston: Allyn
& Bacon. Carkhuff R. R. (1969). Helping and human relations: Selection and training (Vol. 1).
New York: Holt Rinehart & Winston.
Carkhuff R. R. (1972). The art of helping. Amherst MA: Human Resource Development
Press.
Carkhuff R. R. & Anthony W A. (1979). The skills of helping. Amherst MA: Human Re- source Development Press.
Cavanagh M. E. (1990). The counseling experience. Prospect Heights IL: Waveland.
Corey G., Corey M. S. & Callanan R( 1998). Issues and ethics in the helping professions
(5th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Cormier W. H. & Cormier L. S. (1998). Interviewing strategies for helpers (4th ed.). Pacific
Grove CA: Brooks/Cole.
Curtis J. M. (1981). Indications and contraindications in the use of therapist's self disclosure.
Psychological Reports, 49, 449-507.
Doster, J. A. & NesbittJ. G. (1979). Psychotherapy and self-disclosure. In G. J. Chelune
(Ed.) Self-disclosure: Origins, patterns, and implications and openness in interpersonal relation-
ships (pp. 177-224). San Francisco: Jossey-Bass.
Egan G. (1998). The skilled helper (6th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Ellis A. (1971). Growth through reason. Palo Alto CA: Science and Behavior Books.
Erdman P. & Lampe R. (1996). Adapting basic skills to counsel children. Journal of Coun-
seling & Development, 74, 374-377.
Fiedler F. (1950). The concept of the ideal therapeutic relationship. Journal of Consulting
Psychology, 45, 659-666.
Geis G. L. & Chapman R. (1971). Knowledge of results and other possible reinforcers in self-instructional systems. Educational Technology, 2, 38-50.
Gelso C. J. & Carter A. (1985). The relationship in counseling and psychotherapy: Compo- nents, consequences, and theoretical antecedents. Counseling Psychologist, 13, 155-243.
Gladstein G. A. (1983). Understanding empathy: Integrating counseling, developmental, and social psychology perspectives. Journal of Counseling Psychology, 30, 467-482.
Goodyear R. K. & Bradley F. O. (1980). The helping process as contractual. Personnel and
Guidance Journal, 58, 512-515.
Hackney H. (1978). The evolution of empathy. Personnel and Guidance Journal, 57, 35-38.
Hackney H. & Cormier L. S. (1994). Counseling strategies and objectives (4th ed.). Boston:
202
Allyn & Bacon.
Hansen J. C., Rossberg R. H. & Cramer S. H. (1994). Counseling: Theory and process (5th ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Hay C. E. & Kinnier R. T. (1998). Homework in counseling. Journal of Mental Health
Counseling, 20, 122-132.
Hendrick S. S. (1988). Counselor self-disclosure. Journal of Counseling and Development,
66, 419-424.
Hutchins D. E. & Vaught C. G. (1997). Helping relationships and strategies (3rd ed.). Pacif- ic Grove CA: Brooks/Cole.
Ivey A. E. (1994). Intentional interviewing and counseling (3rd ed.). Pacific Grove CA:
Brooks/Cole.
Jourard S. M. (1958). Personal adjustment: An approach through the study of healthy per-
sonality. New York: Macmilian. Jourard S. M. (1964). The transparent self: Self-disclosure and
well-being. Princeton NJ: Van Nostrand.
Jourard S. M. (1968). Disclosing man to himself. Princeton NJ: Van Nostrand. Kendall R. C.
(1990). Coping cat workbook. Philadelphia: Temple University.
Kernberg
О. (1975). Borderline conditions and pathological narcissism. New York: Ar- onson.
Kline W. B. (1986). The risks of client self-disclosure. AMHCAJoumal, 8,94-99.
Kottler J. A. (1991). The compleat therapist. San Francisco: Jossey-Bass.
Kottler J. A., Sexton T. L. & Whiston S. C. (1994). The heart of healing. San Francisco:
Jossey-Bass.
Lazarus A. A. (1995). Multimodal therapy. In R.J. Corsini & D. Wedding (Eds.) Current
psychother-apies (5th ed., pp. 322-355). Itasca IL: Peacock.
Leaman D. R. (1978). Confrontation in counseling. Personnel and Guidance Journal, 56,
630-633.
I.orion R. R (1974). Patient and therapist variables in the treatment of low-income patients.
Psychological Bulletin, 81, 344-354. Luft J. (1970). Group process: An introduction to group dy-
namics. Palo Alto CA: National Press Books.
Means B. L. (1973). Levels of empathic response. Personnel and Guidance Journal, 52, 23-
28.
Ness M. E. (1989). The use of humorous journal articles in counselor training. Counselor
Education and Supervision, 29, 35-43.
Okun B. F. (1997). Effective helping: Interviewing and counseling techniques (5th ed.). Pa- cific Grove CA: Brooks/Cole. Patterson L. E. & Welfel E. R. (1994). Counseling process (4th ed.).
Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Piercy F. R. & Lobsenz N. M. (1994). Stop marital fights before they start. New York:
Berkeley.
Robinson F. R. (1950). Principles and procedures of student counseling. New York: Harper.
Rogers C. R. (1975). Empathic; An unappreciated way of being. Counseling Psychologist, 5,
2-10.
Rogers C. R. (1987). The underlying theory: Drawn from experience with individuals and groups. Counseling and Values, 32, 38-46.
Rosen S. & Tesser A. (1970). On the reluctance to communicate undesirable information:
The MUM effect. Sociometry, 33, 253-263.
Sexton T. L. & Whiston S. C. (1994). The status of the counseling relationship: An empiri- cal review, theoretical implications, and research directions. Counseling Psychology, 22, 6-78.
Simone D. H., McCarthy R & Skay C. L. (1998). An investigation of client and counselor variables that influence the likelihood of counselor self-disclosure. Journal of Counseling & Devel-
opment, 76, 174-182.
Tarriminen A. W. & Smaby M. H. (1981). Helping counselors learn to confront. Personnel
and Guidance Journal, 60, 41-45.
203
Thomas G. R. & Ezell B. (1972). The contract as counseling technique. Personnel and
Guidance Journal, 51, 27-31.
Truax C. & Mitchell K. (1971). Research on certain therapist interpersonal skills in relation to process and outcome. In A. E. Bergin & S. L. Garfield (Eds.) Handbook of psychotherapy and
behavior change: An empirical analysis. New York: Wiley
Turock A. (1978). Effective challenging through additive empathy Personnel and Guidance
Journal, 57, 144-149.
Turock A. (1980). Immediacy in counseling: Recognizing clients' unspoken messages. Per-
sonnel and Guidance Journal, 59,168-172.
Vernon A. (1989). Thinking, feeling, and behaving: An emotional education curriculum for
children (Grades 1-6). Champaign IL: Research Press.
Watkins
С. E., Jr. (1983). Transference phenomena in the counseling situation. Personnel
and Guidance Journal, 62, 206-210.
Watkins
С. Е., Jr. (1985). Countertransference: Its impact on the counseling situation. Jour-
nal of Counseling and Development, 63, 356-359.
Watkins C. E.,Jr. (1990). The effects of counselor self- disclosure: A research review. Coun-
seling Psychologist, 18, 477-500.
Watzlawick P. (1983). The situation is hopeless, but not serious. New York: Norton.
Wilcox-Matthew L, Ottens A. & Minor C. W (1997). An analysis of significant events in
counseling. Journal of Counseling & Development, 75, 282-291.
Young M. E. (1998). Learning the art of helping. Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice
Hall.
204
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 83
ГЛАВА 7
ЗАВЕРШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Энергично, как это обычно бывает на сессиях,
мы продвигаемся с вами к постижению
сути переживаний —
конечной цели нашего совместного путешествия.
Сегодня вечером, когда вы нерешительно покинете
мой офис,
уходя в раннюю темноту зимнего дня
или в темноту декабрьской ночи,
вы заживете самостоятельной жизнью.
Все-таки это время кристаллизации изменений,
хотя и едва заметных,
и время, проведенное вместе, и наши слова
могут стать тем воспоминанием,
из которого прорастет семя вашей новой жизни —
не без знания травм прошлых лет,
но все же, скорее, от отрезвляющего понимания,
что услышанное вами дает шанс
заполнить время различными чувствами
и наслаждаться ими тихими часами,
когда вы остаетесь один.
«Memory traces», byS. T. Gladding, 1977. North Carolina
Personnel and Guidance jourfjjiL 6, 51. 1977
Термин «завершение» «относится к решению, одностороннему или вза- имному, прекратить консультирование» (Burke, 1989, р. 47). Вероятно, завер- шение является наименее исследованным и часто пренебрегаемым аспектом консультирования. Как правило, теоретики и консультанты полагают, что за- вершение должно происходить естественным путем, а клиент и консультант — оба — остаются довольными и удовлетворенными достигнутыми результатами.
Гудиер (Goodyear, 1981) заявляет, что «мы как бы опираемся на мифическое представление о том, что завершение является процессом, который совершенно не влияет на консультантов и который оказывает воздействие исключительно на клиента» (р. 347).
В реальности завершение отношений консультирования оказывает воз- действие на всех участников, и оно часто происходит трудно и болезненно. За- вершение может вызывать смешанные чувства и у консультанта, и у клиента
(Cowger, 1994; Kott-ler, Sexton &Whiston,
1994). Например, клиент может испы- тывать как благодарность, так и сожаление по поводу конкретного опыта кон- сультирования. Если это должным образом не учитывать, завершение может принести столько же вреда, сколь и пользы.
205
Эта глава посвящена рассмотрению завершения как многомерного про- цесса, который может принимать несколько различных форм. Особое внимание будет уделено функции завершения вообще, а также завершению отдельных сессий и отношений консультирования в целом. Кроме того, будут рассмотре- ны стратегии завершения, сопротивление завершению, преждевременное за- вершение, инициированное консультантом завершение и значение завершения отношений на положительной ноте. Будут также охвачены смежные области дополняющего, уточняющего и повторного консультирования.
Ф
УНКЦИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ
Исторически обращение непосредственно к процессу завершения избега- лось по нескольким причинам. Уорд (Ward, 1984) приводит две из числа наибо- лее значимых. Во-первых, завершение ассоциируется с потерей — традицион- ным предметом табу во всех частях общества. Даже несмотря на то, что, как указывает Хейес (Hayes, 1993), потеря может сопровождаться созданием чего- либо заново, усовершенствованием, достижением лучшего знания себя и новы- ми открытиями, консультирование обычно все внимание уделяет росту и разви- тию безотносительно к завершению. Во-вторых, умение завершить консульти- рование не относят непосредственно к навыкам, облегчающим взаимоотноше- ния консультирования (Ivey, 1988). Вследствие этого завершение не является таким процессом, которому обычно уделяют внимание при обучении консуль- тантов. Все же его. значение начало осознаваться в связи с социальными тен- денциями, такими как старение американского населения (Hodgkinson, 1992), широкое принятие концепции стадий жизни (Sheehy, 1976) и увеличение вни- мания к смерти как части жизненного процесса (Kubler-Ross, 1969).
Завершение выполняет несколько важных функций. Во-первых, заверше- ние сигнализирует о том, что нечто закончено. Жизнь — это ряд «здравствуй» и
«прощай» (Goldberg, 1975; Maholick & Turner, 1979). «Здравствуй» начинаются с рождения и «прощай» заканчиваются со смертью. Между рождением и смер- тью индивиды встречаются и расстаются с огромной вереницей явлений и со- бытий, включая работу, взаимоотношения и смену жизненных периодов. Разви- тие и приспособляемость зависят от способности участвовать в максимальном количестве этих событий и извлекать из них уроки. Чтобы приступить к чему- нибудь новому, необходимо завершить и осмыслить предыдущее событие
(Perls,
1969). Завершение — это возможность должным образом закончить усвоение опыта, на личностном или профессиональном уровне (Hulse-Killacky,
1993). В консультировании завершение «является больше чем действием, озна- чающим конец терапии», оно является также мотиватором (Yalom, 1995).
И клиента, и консультанта мотивирует знание того, что опыт консульти- рования ограничен во времени (Young, 1998). Это осознание подобно понима- нию молодым человеком того, что он не может оставаться всегда подающим надежды и молодым, — событие, которое часто происходит на пороге 30-летия.
Такое понимание может вызвать прилив бурной деятельности, чтобы успеть,